ИСУ-152 - Самоходная артиллерийская установка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Самоходная установка ИСУ-152
Разработана для замены СУ-152 в связи со снятием с производства танка КВ-1с. В
целом аналогична ей по конструкции и вооружению, но использована база тяжелого
танка ИС. Серийно производилась на ЧКЗ и ЛКЗ. С ноября 1943 по III квартал 1945
года изготовлено 4635 единиц.
Серийные модификации:
ИСУ-152 (Объект 241) - шасси базового танка практически не претерпело изменений.
В передней части корпуса смонтирована броневая рубка, в лобовом листе которой
установлена гаубица-пушка МЛ-20С. По сравнению с СУ-152 усовершенствованы
прицел, поворотный механизм и некоторые другие детали. Усилена бронезащита.
ИСУ-122 (Объект 242) - аналогична по конструкции ИСУ-152. Вооружена 122-мм
корпусной пушкой А-19 обр. 1931/37 г. с поршневым затвором. Люлька и
противооткатные устройства пушки А-19 такие же, как и у гаубицы-пушки МЛ-20, что
позволяло заводу-изготовителю использовать ствол любого из этих калибров.
Габариты: 9850 мм x 3070 мм x 2480 мм. Боекомплект - 30 выстрелов.
ИСУ-122С (ИСУ-122-2, Объект 249) - 122-мм пушка Д-25С обр. 1943 г. с клиновым
затвором. Габариты: 9950 мм x 3070 мм x 2480 мм.
ИСУ-152
САУ ИСУ поступали на вооружение тяжелых самоходно-артиллерийских полков РВГК (21
установка в каждом) и использовались для борьбы с танками и уничтожения
фортификационных сооружений противника. До конца войны сформировали 53 таких
полка. В марте 1945 года была сформирована тяжелая самоходно-артиллерийская
бригада (65 ИСУ-122).
Особенно эффективно тяжелые самоходки использовались при штурме Кенигсберга и
Берлина.
Войско Польское получило от СССР 10 ИСУ-152 и 22 ИСУ-122.
После Второй Мировой войны тяжелые САУ, главным образом ИСУ-152, неоднократно
модернизировались и эксплуатировались в Советской Армии вплоть до середины 60-х
годов. Помимо СССР и Польши они состояли на вооружении армии Египта и принимали
участие в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов.
В послевоенный период на базе снятых с вооружения САУ было построено
значительное количество тягачей, БРЭМ и пусковых установок тактических и
оперативно-тактических ракет.
ИСУ-122
ИСУ-122С
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ИСУ-152
БОЕВАЯ МАССА, т: 46.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9050, ширина - 3070, высота - 2480, клиренс -
470.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937 г. калибра 122 мм, 1 пулемет ДШК
обр. 1938 г. калибра 12,7 мм (на зенитном станке на части машин).
БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов, 250 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел СТ-10, панорама Герца.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса - 90, корма - 60, крыша и днище - 20...30.
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 35.
ЗАПАС ХОДА, км: 220.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 36, ширина рва, м - 2,5,
высота стенки, м - 1, глубина брода, м - 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10Р или 10РК, переговорное устройство ТПУ-4-бис Ф.
Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)
ИСУ-152
В связи с принятием осенью 1943 года на вооружение Красной Армии нового тяжелого
танка ИС и снятием с производства КВ-1С, возникла необходимость создания тяжелой
САУ уже на базе нового тяжелого танка. Постановление Государственного Комитета
обороны № 4043сс от 4 сентября 1943 года предписывало Опытному заводу № 100 в
Челябинске совместно с техническим управлением Главного бронетанкового
управления Красной Армии до 1 ноября 1943 года спроектировать, изготовить и
испытать артсамоход ИС-152 на базе танка ИС.
При разработке установка получила заводское обозначение «объект 241». Ведущим
конструктором был назначен Г.Н.Москвин. Опытный образец изготовили в октябре. В
течение нескольких недель САУ проходила испытания на НИБТПолигоне в Кубинке и
АНИОПе в Гороховце. 6 ноября 1943 года постановлением ГКО новую машину приняли
на вооружение под обозначением ИСУ-152, а в декабре началось ее серийное
производство.
Компоновка ИСУ-152 принципиальными новшествами не отличалась. Боевая рубка,
изготовленная из катаных броневых листов, устанавливалась в передней части
корпуса, объединяя в один объем отделения управления и боевое.
Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. Носовая
часть корпуса на установках первых выпусков изготавливалась литой, на машинах
последних выпусков имела сварную конструкцию. Количество и размещение членов
экипажа были такими же, как и у СУ-152. Если экипаж состоял из четырех человек,
то обязанности заряжающего выполнял замковый. Для посадки экипажа в крыше рубки
имелись два круглых люка в передней части и один прямоугольный в кормовой. Все
люки закрывались двухстворчатыми крышками, в верхних створках которых были
установлены приборы наблюдения МК-4. В лобовом листе рубки располагался
смотровой лючок механика-водителя, закрывавшийся броневой пробкой со
стеклоблоком и смотровой щелью.
32-я илл.
Одна из первых серийных ИСУ-152 на полигоне. 1944 год
33-я илл.
ИСУ-152 на одной из площадей освобожденного Львова. 27 июля 1944 года
Сама по себе конструкция боевой рубки принципиальным изменениям не подверглась.
Из-за меньшей ширины танка ИС, по сравнению с КВ, пришлось уменьшить наклон
бортовых листов с 25° до 15° к вертикали, а наклон кормового листа ликвидировать
совсем. Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм у лобового листа рубки и с
60 до 75 мм у бортовых. Маска пушки имела толщину 60 мм, а впоследствии была
доведена до 100 мм.
Крыша рубки состояла из двух частей. Передняя часть крыши приваривалась к
передним, скуловым и бортовым листам. В ней, помимо двух круглых люков, делалось
отверстие для установки вентилятора боевого отделения (посередине), которое
снаружи закрывалось броневым колпаком, и также предусматривались лючок для
доступа к заливной горловине левого переднего топливного бака (слева) и
отверстие антенного ввода (справа). Задний лист крыши выполнялся съемным и
крепился болтами. Следует отметить, что установка вытяжного вентилятора стала
существенным достоинством ИСУ-152, по сравнению с СУ-152, в которой вытяжной
принудительной вентиляции не было вообще и члены экипажа во время боя порой
теряли сознание от скапливавшихся пороховых газов. Впрочем, по воспоминаниям
самоходчиков, и на новой машине вентиляция оставляла желать лучшего - при
открывании затвора после выстрела лавина густого порохового дыма, похожая на
сметану, струилась из ствола орудия и медленно растекалась по полу боевого
отделения.
Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из съемного листа над
двигателем, сеток над окнами воздухопритока к двигателю и броневых решеток над
жалюзи. В съемном листе имелся люк для доступа к узлам и агрегатам двигателя,
закрывавшийся откидной крышкой. В задней части листа располагались два лючка для
доступа к заправочным горловинам топливного и масляного баков. Средний кормовой
лист корпуса в боевом положении привинчивался болтами, при ремонте он мог быть
откинут на петлях. Для доступа к агрегатам трансмиссии в нем имелись два круглых
люка, закрывавшихся откидными броневыми крышками. Днище корпуса было сварено из
трех броневых листов и имело лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками
и пробками.
152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 г. монтировалась в литой рамке,
игравшей роль верхнего станка орудия, и защищалась литой же броневой маской,
заимствованной у СУ-152. Качающаяся часть самоходной гаубицы-пушки имела
незначительные отличия, по сравнению с полевой: были установлены откидной лоток
для облегчения заряжания и дополнительная тяга к спусковому механизму, ручки
маховиков подъемного и поворотного механизмов находились у наводчика слева по
ходу машины, цапфы были вынесены вперед для естественного уравновешивания.
Вертикальные углы наведения колебались в пределах от -3° до +20°, горизонтальные
- в секторе 10°. Высота линии огня составляла 1800 мм. Для стрельбы прямой
наводкой применялся телескопический прицел СТ-10 с полунезависимой линией
прицеливания, для ведения огня с закрытых огневых позиций служила панорама Герца
с удлинителем, объектив которой выходил из рубки через открытый левый верхний
люк. При стрельбе в ночных условиях шкалы прицела и панорамы, а также прицельная
и орудийная стрелки подсвечивались электрическими лампочками прибора «Луч 5».
Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м.
Скорострельность - 2-3 выстр./мин. Орудие имело электрический и механический
(ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного
механизма. На орудиях первых выпусков использовался механический (ручной) спуск.
Подъемный и поворотный механизмы секторного типа крепились на кронштейнах к
левой щеке рамки.
34-я илл.
Командир 384-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка
подполковник И.Малютин ставит задачу командирам батарей. 1-й Украинский фронт,
Польша, г.Ченстохова, 17 января 1945 года
35-я илл.
Интерьер ИСУ-152 (вид в нос): 1 - передний левый топливный бак; 2 - тахометр; 3
- панорама Гэрца; 4 - пулеметные магазины; 5 - сумка для документов; 6 -
кронштейн походного крепления орудия; 7 - амбразура для стрельбы из личного
орудия; 8 - перископ; 9 - лента походного крепления орудий; 10 - радиостанция;
11 - сиденье командира; 12 - сиденье замкового; 13 - гаубица-пушка МЛ-20С; 14 -
трос для натяжения гусеницы; 15 - ящик с радиолампами; 16 - ящик ЗИПа приборов
наблюдения; 17 - телескопический прицел; 18 - подъемный механизм пушки; 19 -
сиденье наводчика; 20 - поворотный механизм пушки; 21 - сиденье
механика-водителя; 22 - аварийный люк; 23 - обогреватель (керогаз)
Боекомплект состоял из 21 выстрела раздельного гильзового заряжания с
бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540, осколочно-фугасными
пушечными и стальными гаубичными гранатами ОФ-540 и ОФ-530, осколочными
гаубичными гранатами из сталистого чугуна О-530А. Бронебойнотрассирующие снаряды
находились в нише боевой рубки с левой стороны в специальных рамках,
осколочно-фугасные гранаты - там же, гильзы с боевыми зарядами в нише рубки в
специальных рамках и в хомутиковой укладке. Часть гильз с боевыми зарядами
размещалась на днище под орудием. Начальная скорость бронебойного снаряда при
массе 48,78 кг составляла 600 м/с, на дальности 1000 м он пробивал броню
толщиной 123 мм.
На части машин с октября 1944 года на вращающемся погоне командирского люка
стала устанавливаться зенитная турель с 12,7-мм пулеметом ДШК обр. 1938 г.
Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Кроме того, в боевом отделении
укладывались два пистолета-пулемета ППШ (позже - ППС) с боекомплектом 1491
патрон и 20 ручных гранат Ф-1.
36-я илл.
Артсамоход ИСУ-122 в Музее освобождения Познани. Польша, 1980-е годы
37-я илл.
ИСУ-122 и ИС-2 на одной из дорог Трансильвании, Румыния. 3-й Украинский фронт,
сентябрь 1944 года
Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у танка ИС-1 (ИС-2). На
ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10)
мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Цилиндры располагались V-образно под углом
60°. Степень сжатия 14-15. Масса двигателя 1000 кг.
Общая емкость трех топливных баков составляла 520 л. Еще 300 л перевозилось в
трех наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива
принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса высокого
давления НК-1.
Система смазки - циркуляционная, под давлением. В бак встроен циркуляционный
бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность пользоваться методом
разжижения масла бензином.
38-я илл.
ИСУ-152, 1944 г.
39-я илл.
40-я илл.
Вид спереди
41-я илл.
Вид сзади
42-я илл.
ИСУ-122
43-я илл.
ИСУ-122С
44-я илл.
Интерьер ИСУ-152 (правый борт рубки): 1 - радиостанция; 2 - сумка для переносных
ламп; 3 - ТПУ командира; 4 - перископ; 5 - электрощиток; 6 - ящик запасных
частей электрооборудования; 7 - аптечка; 8 - ТПУ замкового; 9 - плафон; 10 -
огнетушитель; 11 - заряды; 12 - бачок для питьевой воды; 13 - пила; 14 - ящик с
инструментом ходовой части; 15 - ящик с инструментом водителя и трансмиссии; 16
- ящик для возимых запчастей; 17 - ящик для продуктов; 18 - брезентовое ведро;
19 - сиденье замкового; 20 - сиденье командира; 21 - штыревая антенна
45-я илл.
Батарея ИСУ-122 на марше. 1-й Украинский фронт, 1945 год
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией.
Радиаторов - два, пластинчатотрубчатых, подковообразной формы, установленных над
центробежным вентилятором.
Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались
два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа «мультициклон». В головки
воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева
всасываемого воздуха зимой. Кроме того, для подогрева охлаждающей жидкости в
системе охлаждения двигателя использовались фитильные обогреватели, работавшие
на дизельном топливе. Эти же обогреватели обеспечивали и обогрев боевого
отделения машины на длительных стоянках.
Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и
электрический приводы, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.
Трансмиссия САУ включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения
(сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с
демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с
многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с
планетарным рядом.
Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых
опорных катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса
заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями каждый.
Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц,
взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска - индивидуальная торсионная.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки
штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм. Зацепление цевочное.
46-я илл.
Выкрашенные в маскировочный белый цвет ИСУ-122 занимают огневую позицию на
опушке леса. 2-й Прибалтийский фронт, 1945 год
47-я илл.
Интерьер ИСУ-152 (левый борт рубки): 1 - гудок наружного вызова; 2 - плафон; 3 -
панорама Гэрца; 4 - обогреватель (керогаз); 5 - люк для загрузки артвыстрелов; 6
- сиденье заряжающего; 7 - снаряды
Для внешней радиосвязи на машинах устанавливалась радиостанция ЮР или 10РК, для
внутренней - переговорное устройство ТПУ-4-бис Ф. Для связи с десантом на корме
имелась кнопка звуковой сигнализации.
Уже в начале 1944 года выпуск ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий МЛ-20.
Предвидя такую ситуацию, на артиллерийском заводе № 9 в Свердловске наложили
ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия МЛ-20С и в результате
получили тяжелый артсамоход ИСУ-122 (объект 242). Опытный образец установки в
декабре 1943 года проходил испытания на Гороховецком полигоне. Постановлением
ГКО от 12 марта 1944 года ИСУ-122 была принята на вооружение Красной Армии.
Серийное производство машины началось на ЧКЗ с апреля 1944 года и продолжалось
до сентября 1945-го.
ИСУ-122 представляла собой вариант САУ ИСУ-152, в котором 152-мм гаубица-пушка
МЛ-20С была заменена на 122-мм пушку А-19 обр. 1931/37 г. При этом пришлось
несколько изменить и подвижную бронировку орудия. Высота линии огня составляла
1790 мм. В мае 1944 года в конструкцию ствола пушки А-19 были внесены изменения,
которые нарушили взаимозаменяемость новых стволов с ранее выпущенными.
Модернизированное орудие получило наименование «122-мм самоходная пушка обр.
1931/44 г». Оба орудия имели поршневой затвор. Длина ствола составляла 46,3
калибра. Устройство пушки А-19 во многом было одинаково с МЛ-20С. Она отличалась
от последней стволом меньшего калибра с увеличенной на 730 мм длиной,
отсутствием дульного тормоза и меньшим числом нарезов. Для наведения орудия
использовались подъемный механизм секторного типа и поворотный механизм
винтового типа. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +22°, по
горизонтали - в секторе 10°. Для предохранения подъемного механизма от
инерционных нагрузок в его конструкцию было введено сдающее звено в виде
конусной фрикционной муфты, размещенной между червячным колесом и шестерней
подъемного механизма. При стрельбе использовались телескопический прицел СТ-18,
который отличался от прицела СТ-10 только нарезкой шкал, и панорамный прицел с
полунезависимой или с независимой линией прицеливания (панорама Герца).
Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5000 м, наибольшая - 14 300 м.
Скорострельность - 2-3 выстр./мин.
48-я илл.
Интерьер ИСУ-152 (корма рубки): 1 - заряды; 2 - амбразура для стрельбы из
личного оружия; 3 - сумка с артинструментом; 4 - плафон; 5 - гудок наружного
вызова; 6 - снаряды; 7 - лопата; 8 - обогреватель; 9 - лом; 10 - пробойник
49-я илл.
ИСУ-122 на улице Гданьска. 375-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский
полк. Польша, апрель 1945 года
В боекомплект установки входили 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с
бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-471 и бронебойно-трассирующим
снарядом с баллистическим наконечником БР-471Б, а также осколочно-фугасными
пушечными гранатами: цельнокорпусной короткой ОФ-471Н, с привинтной головкой и
длинной - ОФ-471. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 25 кг
составляла 800 м/с. Дополнительно в боевом отделении укладывались два
пистолета-пулемета ППШ (ППС) с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 25 ручных
гранат Ф-1. С октября 1944 года на части машин устанавливался зенитный пулемет
ДШК с боекомплектом 250 патронов.
В апреле 1944 года в КБ завода № 100 была создана самоходно-артиллерийская
установка ИСУ-122С (ИСУ-122-2, объект 249), представлявшая собой
модернизированный вариант ИСУ-122. В июне установка прошла испытания на АНИОПе в
Гороховце, а 22 августа 1944 года была принята на вооружение. В том же месяце
начали ее серийное производство на ЧКЗ параллельно с ИСУ-122 и ИСУ-152, которое
продолжалось до сентября 1945 года.
ИСУ-122С была создана на базе ИСУ-122 и отличалась от нее установкой пушки Д-25С
обр. 1944 г. с горизонтальным клиновым полуавтоматическим затвором и дульным
тормозом. Высота линии огня составляла 1795 мм. Длина ствола - 48 калибров. За
счет более компактных противооткатных устройств и казенной части пушки удалось
повысить скорострельность - 6 выстр./мин. Углы вертикальной наводки составляли
от -3° до +20°, по горизонтали - в секторе 10° (7° - вправо и 3° - влево).
Прицелы пушки - телескопический ТШ-17 и панорама Герца. Дальность стрельбы
прямой наводкой - 5000 м, максимальная - до 15 000 м. Боекомплект - такой же,
как у пушки А-19. Внешне СУ-122С отличалась от СУ-122 стволом орудия и новой
литой маской толщиной 120-150 мм.
С 1944 по 1947 год было изготовлено 2790 самоходных установок ИСУ-152, 1735 -
ИСУ-122 и 675 - ИСУ-122С. Таким образом, суммарный выпуск тяжелых артсамоходов -
5200 штук - превысил число изготовленных тяжелых танков ИС - 4499 единиц.
Следует отметить, что, как и в случае с ИС-2, к выпуску самоходных орудий на его
базе должен был подключиться Ленинградский Кировский завод. До 9 мая 1945 года
там собрали первые пять ИСУ-152, а до конца года - еще сто. В 1946 и 1947 годах
производство ИСУ-152 осуществлялось только на ЛКЗ.
С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки СУ-152 перевооружались
установками ИСУ-152 и ИСУ-122. Их переводили на новые штаты и всем присваивали
звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в
каждом имелась 21 машина ИСУ-152 или ИСУ-122 (часть из этих полков - смешанного
состава). 1 марта 1945 года 143-я отдельная танковая Невельская бригада в
Белорусско-Литовском военном округе была переформирована в 66-ю гвардейскую
Невельскую тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду РВГК трехполкового состава
(1804 человека, 65 ИСУ-122, 3 СУ-76).
50-я илл.
Самоходноартиллерийская установка ИСУ-122С во дворе завода № 100. Апрель 1944
года
51-я илл.
Схема бронирования ИСУ-152
Тяжелые самоходно-артиллерийские полки, приданные танковым и стрелковым частям и
соединениям, в первую очередь использовались для поддержки пехоты и танков в
наступлении. Следуя в их боевых порядках, САУ уничтожали огневые точки
противника и обеспечивали пехоте и танкам успешное продвижение. В этой фазе
наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых
контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков
своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра
поддерживаемых танков.
Так, например, 15 января 1945 года в Восточной Пруссии, в районе Борове, немцы
силою до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходных орудий
контратаковали боевые порядки нашей наступавшей пехоты, вместе с которой
действовал 390-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк.
Пехота под давлением превосходящих сил противника отошла за боевые порядки
самоходчиков, встретивших удар немцев сосредоточенным огнем и прикрывших
поддерживаемые подразделения. Контратака была отбита, и пехота вновь получила
возможность продолжать свое наступление.
Тяжелые САУ иногда привлекались к участию в артподготовках. При этом огонь велся
как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В частности, 12 января 1945 года
во время Сандомирско-Силезской операции 368-й гвардейский полк ИСУ-152 1-го
Украинского фронта в течение 107 минут вел огонь по опорному пункту и четырем
артиллерийским и минометным батареям противника. Выпустив 980 снарядов, полк
подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до одного батальона
солдат и офицеров противника. Интересно отметить, что дополнительные боеприпасы
заранее выкладывались на огневых позициях, однако прежде всего расходовались
снаряды, находившиеся в боевых машинах, иначе был бы значительно снижен темп
стрельбы. Для последующего пополнения тяжелых САУ снарядами требовалось до 40
минут, поэтому они прекращали огонь заблаговременно до начала атаки.
Весьма эффективно тяжелые САУ использовались в борьбе с танками противника.
Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый
самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии.
Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На
другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал
контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было
уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.
52-я илл.
Общий вид слева 122-мм самоходной пушки обр. 1944 г.: 1 - ствол; 2 - подвижная
бронировка; 3 - резиновый буфер; 4 - неподвижная бронировка; 5 - муфта; 6 -
рама; 7 - верхняя вертикальная цапфа; 8 - уравновешивающий механизм; 9 -
телескопический шарнирный прицел; 10 - тормоз отката; 11 - панорама; 12 -
боковой уровень прицела; 13 - удлинитель прицела; 14 - рукоятка маховика
панорамного прицела; 15 - ручка рукоятки затвора; 16 - спусковой механизм; 17 -
уравновешивающий груз ограждения; 18 - реле электроспуска; 19 - маховик
поворотного механизма; 20 - маховик подъемного механизма; 21 - подъемный
механизм; 22 - поворотный механизм; 23 - привод панорамного прицела; 24 -
регулирующая гайка; 25 - вертикальная нижняя цапфа; 26 - люлька
В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й
гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак
успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку
обстрел в секторе 180°, чем облегчало борьбу с танками противника, атакующими с
разных направлений. Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером
на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку
30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две
машины получили незначительные повреждения ходовой части.
На заключительном этапе Великой Отечественной войны характерной особенностью
применения самоходной артиллерии стали бои в крупных населенных пунктах, в том
числе хорошо укрепленных. Как известно, наступление на крупный населенный пункт
является весьма сложной формой боя и по своему характеру во многом отличается от
наступательного боя в обычных условиях. Боевые действия в городе почти всегда
расчленялись на ряд отдельных местных боев за отдельные объекты и узлы
сопротивления. Это вынуждало наступавшие войска для ведения боя в городе
создавать специальные штурмовые отряды и группы, обладавшие большой
самостоятельностью. Штурмовые отряды и штурмовые группы являлись основой боевых
порядков соединений и частей, ведущих бой за город.
Самоходно-артиллерийские полки и бригады придавались стрелковым дивизиям и
корпусам, в последних они полностью или частями придавались стрелковым полкам, в
которых использовались для усиления штурмовых отрядов и групп. В состав
штурмовых групп включались самоходно-артиллерийские батареи и отдельные
установки (обычно две). САУ, входившие в состав штурмовых групп, имели задачи
непосредственного сопровождения пехоты и танков, отражения контратак танков и
самоходных орудий противника и закрепления на занятых объектах. Сопровождая
пехоту, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с коротких остановок уничтожали
огневые точки и противотанковые орудия противника, его танки и самоходки,
разрушали завалы, баррикады и дома, приспособленные для обороны, и тем самым
обеспечивали продвижение войск. Для разрушения зданий иногда применялся залповый
огонь, дававший весьма хорошие результаты. В боевых порядках штурмовых групп
самоходно-артиллерийские установки обычно двигались совместно с танками под
прикрытием пехоты, если же танки отсутствовали, то они передвигались вместе с
пехотой. Выдвижение самоходно-артиллерийских установок для действий впереди
пехоты оказалось неоправданным, так как они при этом несли большие потери от
огня противника.
В 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта в боях за город Познань в
состав штурмовых групп 74-й гвардейской стрелковой дивизии были включены по
две-три ИСУ-152 394-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка. 20
февраля 1945 года в боях за 8-й, 9-й и 10-й кварталы города, непосредственно
прилегавшие к южной части крепостной цитадели, штурмовая группа в составе взвода
пехоты, трех ИСУ-152 и двух танков Т-34 очищала от противника квартал № 10.
Другая группа в составе взвода пехоты, двух самоходно-артиллерийских установок
ИСУ-152 и трех огнеметных ТО-34 штурмовала 8-й и 9-й кварталы. В этих боях САУ
действовали быстро и решительно. Они приближались к домам и в упор уничтожали
размещенные в окнах, подвалах и других местах зданий немецкие огневые точки, а
также проделывали проломы в стенах зданий для прохода своей пехоты. При
действиях вдоль улиц самоходки двигались, прижимаясь к стенам домов и уничтожая
огневые средства противника, расположенные в зданиях на противоположной стороне.
Своим огнем установки взаимно прикрывали друг друга и обеспечивали продвижение
пехоты и танков. Вперед самоходно-артиллерийские установки продвигались
поочередно перекатами, по мере продвижения пехоты и танков. В результате
кварталы были быстро заняты нашей пехотой и немцы с большими потерями отошли в
цитадель.
53-я илл.
ИСУ-122С в Кенигсберге, апрель 1945 года
54-я илл.
Опытный образец ИСУ-122-3 во дворе завода № 100. Осень 1944 года
Еще в декабре 1943 года, учитывая, что в дальнейшем у противника могут появиться
новые танки с более мощным бронированием, ГКО специальным постановлением
предписал спроектировать и изготовить к апрелю 1944 года
самоходно-артиллерийские установки с орудиями повышенной мощности:
- со 122-мм пушкой, имеющей начальную скорость 1000 м/с при массе снаряда в 25
кг;
- со 130-мм пушкой, имеющей начальную скорость 900 м/с при массе снаряда в 33,4
кг;
- со 152-мм пушкой, имеющей начальную скорость 880 м/с при массе снаряда в 43,5
кг.
Все эти орудия пробивали броню толщиной 200 мм на дистанции 1500-2000 м.
В ходе выполнения этого постановления были созданы и в 1944-1945 годах испытаны
артсамоходы:
- ИСУ-122-1 (объект 243) со 122-мм пушкой БЛ-9, ИСУ-122-3 (объект 251) со 122-мм
пушкой С-26-1, ИСУ-130 (объект 250) со 130-мм пушкой С-26;
- ИСУ-152-1 (объект 246) со 152-мм пушкой БЛ-8 и ИСУ-152-2 (объект 247) со
152-мм пушкой БЛ-10.
Пушки БЛ-8, БЛ-9 и БЛ-10 разработало ОКБ-172 (не путать с заводом № 172), все
конструкторы которого являлись заключенными. Отсюда и расшифровка буквенной
аббревиатуры в индексах установок: «БЛ» - Берия Лаврентий.
Пушка БЛ-9 (ОБМ-50) была сконструирована под руководством И.И.Иванова. Она имела
поршневой затвор и оснащалась системой продувки канала ствола сжатым воздухом.
Углы вертикального наведения составляли от -2° до +18°30’, по горизонтали - в
секторе 9°30’ (вправо - 7°, влево - 2°30’). При стрельбе использовались
телескопический прицел СТ-18 и панорама Герца. Приводы наведения орудия - такие
же, как у самоходной установки ИСУ-122. Уравновешивание качающейся части
относительно оси цапф производилось с помощью грузов, прикрепленных к
неподвижной части ограждения пушки. В боекомплект установки входил 21 выстрел
раздельногильзового заряжания с бронебойными снарядами. Начальная скорость
бронебойного снаряда при массе 11,9 кг составляла 1007 м/с и на 200 м/с
превышала аналогичный показатель 122-мм пушки Д-25. Конструкция корпуса и
броневой рубки, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и
электрооборудование машины были заимствованы у самоходной установки ИСУ-122. Для
внешней связи служила радиостанция 10РК-26, для внутренней - танковое
переговорное устройство ТПУ-4-бис Ф.
55-я илл.
Опытный образец ИСУ-152-1 во дворе завода № 100. Апрель 1944 года
56-я илл.
Артсамоходы ИСУ-122 на улице Горького (ныне Тверская) перед Парадом Победы. 24
июня 1945 года. Интересная деталь: вторая машина слева - ИСУ-122С, со ствола
которой, по-видимому для единообразия, свинчен дульный тормоз
Первый опытный образец пушки БЛ-9 изготовили в мае 1944 года на заводе № 172, а
в июне ее установили на ИСУ-122-1. Эту машину представили на полигонные
испытания 7 июля 1944 года. Предварительных испытаний в Гороховце в августе 1944
года установка не выдержала из-за низкой живучести ствола. Новый ствол был
изготовлен к началу февраля 1945 года, и после его монтажа самоходка вновь
поступила на испытания, состоявшиеся в мае 1945 года. На последних при стрельбе
произошел разрыв ствола из-за дефектов металла. После этого дальнейшие работы по
ИСУ-122-1 прекратили.
Самоходная установка ИСУ-152-1 (ИСУ-152БМ) была создана в апреле 1944 года в КБ
завода № 100, по инициативе ОКБ-172, предложившего разместить в установке СУ-152
разработанную у них 152-мм пушку БЛ-7, имевшую баллистику пушки Бр-2.
Модификация пушки для монтажа в САУ получила индекс БЛ-8 (ОБМ-43). Она имела
поршневой затвор, дульный тормоз оригинальной конструкции и систему продувки
канала ствола сжатым воздухом из баллонов. Углы вертикального наведения
составляли от -3°10’ до +17°45’, горизонтального - в секторе 8°30’ (вправо -
6°30’, влево - 2°). Высота линии огня - 1655 мм. При стрельбе использовались
телескопический прицел СТ-10 и панорама Герца. Дальность стрельбы равнялась 18
500 м. Приводы наведения остались неизменными, по сравнению с установкой
ИСУ-122. Боекомплект включал 21 выстрел раздельно-гильзового заряжания.
Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 850 м/с. В связи с монтажом
новой пушки конструкцию броневой маски орудия несколько изменили.
При проведении испытаний пушки БЛ-8 были выявлены «неудовлетворительные
показатели по действию снарядов», ненадежность работы дульного тормоза и
поршневого затвора, а также плохие условия работы расчета. Большой вылет ствола
(общая длина установки составляла 12,05 м) ограничивал маневренность машины. По
результатам испытаний БЛ-8 заменили пушкой БЛ-10 с клиновым полуавтоматическим
затвором.
В декабре 1944 года самоходная установка ИСУ-152-2 с пушкой БЛ-10 проходила
испытания на Ленинградском АНИОПе. Она их не выдержала из-за
неудовлетворительной живучести ствола пушки и малого угла горизонтального
наведения. Пушку отправили на доработку на завод № 172, однако до окончания
войны ее доводка не была завершена.
57-я илл.
Самоходное орудие ИСУ-122С преодолевает эскарп во время учебных занятий в одной
из частей Северной группы войск. Польша, 1947 год
58-я илл.
Тяжелый эвакуационный тягач БТТ-1
Пушки С-26 и С-26-1 спроектировали в ЦАКБ под руководством В.Г.Грабина. Пушка
С-26 калибра 130 мм имела баллистику и боеприпасы от морской пушки Б-13, но
обладала рядом принципиальных конструктивных отличий, так как оснащалась дульным
тормозом, горизонтальным клиновым затвором и т.д. Длина ствола пушки - 54,7
калибра. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м, скорострельность - 2
выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 25 выстрелов раздельно-гильзового
заряжания с бронебойными снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда при
массе 33,4 кг - 900 м/с. Пушка С-26-1 имела такую же баллистику, как и 122-мм
пушка БЛ-9, и отличалась от нее наличием горизонтального клинового затвора и
измененной конструкцией отдельных узлов.
Длина ствола - 59,5 калибра. Дальность стрельбы прямой наводкой - 5000 м,
максимальная - 16 000 м. Скорострельность - 1,5-1,8 выстр./мин. Начальная
скорость бронебойного снаряда массой 25 кг - 1000 м/с.
Самоходы ИСУ-130 и ИСУ-122-3 изготовили на заводе № 100 осенью 1944 года. В
качестве базы при их создании использовалась САУ ИСУ-122С. В октябре 1944 года
ИСУ-130 прошла заводские испытания, а в ноябре-декабре того же года -
полигонные. По их результатам было принято решение направить пушку в ЦАКБ для
доработки, которая затянулась до конца войны. Ходовые и артиллерийские испытания
ИСУ-130 закончились только в июне 1945 года, когда принятие этой САУ на
вооружение потеряло смысл. Опытный образец САУ ИСУ-122-3 проходил полигонные
испытания в ноябре 1944 года и не выдержал их из-за неудовлетворительной
живучести ствола. Доработка ствола была завершена лишь в июне 1945 года.
Самоходкам с опытными образцами пушек были свойственны те же недостатки, что и
остальным САУ на шасси танка ИС: большой вылет ствола вперед, снижавший
маневренность в узких проходах, малые углы горизонтального наведения орудия и
сложность самого наведения, что затрудняло стрельбу по подвижным целям;
невысокая боевая скорострельность из-за относительно небольших размеров боевого
отделения; большая масса выстрелов; раздельно-гильзовое заряжание и наличие у
ряда орудий поршневого затвора; плохая обзорность из машин; малый боекомплект и
сложность его пополнения в ходе боя.
Вместе с тем, хорошая противоснарядная стойкость корпуса и рубки этих САУ,
достигнутая за счет установки мощных броневых плит под рациональными углами
наклона, позволяла использовать их на дистанции прямого выстрела и достаточно
эффективно поражать любые цели.
Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152 состояли на вооружении
Советской Армии и в послевоенные годы. И те и другие модернизировались. Так,
например, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ на ИСУ-122 заменялись на
радиостанции «Гранат» и ТПУ Р-120.
После того как в качестве стандартной САУ в конце 1950-х годов была принята
ИСУ-152, самоходные установки ИСУ-122 начали разоружать и переоборудовать в
тягачи. Тягач ИСУ-Т представлял собой обычную самоходку с демонтированной пушкой
и заваренной амбразурой.
16 ноября 1962 года на вооружение приняли тяжелый эвакуационный тягач БТТ. Он
существовал в двух модификациях - БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся
изменениям главным образом в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили
два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Была
изменена и крыша рубки, к которой приварили балку с подкосами для увеличения
жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса,
разместили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с
механизмом отбора мощности от двигателя. Управление лебедкой осуществлялось
механиком-водителем из машинного отделения, в котором для этой цели имелись
второе сиденье и два рычага управления. В кормовой части машины располагалось
сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная
кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения
находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное
устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией
и жесткой сцепкой. На машине устанавливался двигатель В-54-ИСТ. Его особенностью
был коленчатый вал, заимствованный у двигателя В-12-5. Для движения ночью
механик-водитель располагал ночным прибором БВН. Масса тягача составляла 46 т.
Экипаж включал двух человек. На тягаче БТТ-1Т вместо тяговой лебедки укладывался
табельный или модернизированный комплект такелажного оборудования, рассчитанный
на тяговое усилие 15 тс.
59-я илл.
Загрузка самоходных орудий ИСУ-152М в большой десантный корабль типа
«Воронежский комсомолец». Конец 1960-х годов
Помимо Советской Армии, тягачи БТТ-1 состояли на вооружении и за рубежом, в
частности, в Египте. Несколько таких машин было захвачено Израилем в ходе войн
1967 и 1973 годов.
Что же касается ИСУ-152, то эти машины находились на вооружении Советской Армии
до 1970-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При
этом ИСУ-152 дважды модернизировалась. Первый раз в 1956 году, когда САУ
получила обозначение ИСУ-152К. На крыше рубки установили командирскую башенку с
прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП; боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С
увеличили до 30 выстрелов, что потребовало изменение расположения внутреннего
оборудования боевого отделения и дополнительных боеукладок; вместо прицела СТ-10
был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах
смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ
поставили двигатель В-54К мощностью 520 л.с. с эжекционной системой охлаждения.
Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была усовершенствована система
смазки, конструкция радиаторов стала другой. В связи с эжекционной системой
охлаждения двигателя изменили и крепление наружных топливных баков. Машины
оборудовались радиостанциями 10РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т,
однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360
км.
Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили
доработанные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250
патронов и приборы ночного видения.
В ходе капитального ремонта некоторым переделкам подвергались и самоходки
ИСУ-122. Так, с 1958 года штатные радиостанции и ТПУ заменялись на радиостанции
«Гранат» и ТПУ Р-120.
Помимо Советской Армии, ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Войска
Польского. В составе 13-го и 25-го полков самоходной артиллерии они принимали
участие в завершающих боях 1945 года. Вскоре после войны ИСУ-152 получила и
Чехословацкая Народная Армия. В начале 1960-х один полк армии Египта также имел
на вооружении ИСУ-152. В 1973 году они использовались в качестве неподвижных
огневых точек на берегу Суэцкого канала и вели огонь по позициям израильских
войск.
60-я илл.
Самоходная установка СУ-14-1
61-я илл.
Самоходная установка СУ-14-Бр-2
62-я илл.
Самоходная установка T-100Y
63-я илл.
Самоходная установка ИСУ-152. 338-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский
полк, район Кенигсберга, апрель 1945 года
64-я илл.
Самоходная пушка-гаубица МЛ-20С: 1 - ствол; 2 - привод прицела; 3 - прицел; 4 -
рукоятка затвора; 5 - лоток; 6 - люлька; 7 - кнопка электроспуска; 8 - подъемный
механизм; 9 - поворотный механизм; 10 - подвижная бронировка
65-я илл.
Самоходная установка ИСУ-130
66-я илл.
ИСУ-152 на постаменте перед КПП 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии
67-я илл.
ИСУ-152 в экспозиции танкового музея в Варшаве, 2001 год
Бронеколлекция, №2, 2006, М. Б. Барятинский - Тяжелые САУ Красной Армии