СУ-100 (Объект 138) - Самоходная артиллерийская установка (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Самоходная установка СУ-100 (Объект 138)
Наиболее сильно вооруженная средняя противотанковая САУ Второй Мировой войны. Разработана на базе танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Принята на вооружение постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года. С сентября 1944 по III квартал 1945 года УЗТМ изготовил 2495 единиц.
Серийная модификация:
- по конструкции и компоновке в целом идентична СУ-85. Установлена 100-мм пушка с баллистикой морской пушки Б-34. Введена новая командирская башенка. Увеличена толщина лобовой брони. Улучшена вентиляция боевого отделения. Усилена подвеска передних опорных катков.
СУ-100 применялись Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 года и на завершающем этапе войны в 1945 году. По огневой мощи СУ-100 превосходила лучшую противотанковую САУ вермахта «Ягдпантера» и была способна поражать тяжелые танки противника на дистанции до 2000 м.
Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.
Производство СУ-100 в СССР продолжалось до 1947 года (всего выпущено 2693 единицы). В 50-х годах по советской лицензии эти САУ производились в ЧССР.
В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении Советской Армии (до конца 70-х годов), армий стран-участниц Варшавского Договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они использовались в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и др.

СУ-100

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100
БОЕВАЯ МАССА, т: 31,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9450, ширина - 3000, высота - 2245, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10С обр. 1944 г. калибра 100 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 33 выстрела.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ-19, панорама Герца.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 75, борт и корма - 45, крыша и днище - 20.
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48,3.
ЗАПАС ХОДА км: 310.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки - 0,73, глубина брода, м - 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЭРМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бис Ф.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)

 

СУ-100

23-я илл.
СУ-100 на заводском полигоне. Лето 1944 года.

Проблему усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эту разработку осуществили по инициативе главного конструктора Л.И.Горлицкого конструкторским коллективом Уралмашзавода: И.В.Куриным (главный инженер проекта), Г.Ф.Ксюниным, А.Г.Гайворонских (моторная группа), А.Д.Нехлюдовым (руководитель работ по корпусу), В.Л.Лихомановым (электрооборудование), Л.А.Цинусом, И.И.Эммануиловым, И.Ф.Вахрушевым и др. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. На его основе 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнении этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал Уралмашзавод:

«1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;

2) к 20.02.44 г. изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.;

3) к 25.02.44 г. передать самоход на государственные испытания».

Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и то, что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью. Получив чертежи орудия С-34, на «Уралмаше» убедились, что эта пушка для самохода не годится: она имела большие размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Требовались серьезные изменения в серийном корпусе САУ, в том числе и его геометрической схемы, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Необходимо было перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало ее использования без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке. В результате «Уралмаш» вновь обратился к заводу № 9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.

В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. 3 марта самоход отправили на АНИ-ОП в Гороховец для прохождения государственных испытаний с 9 по 27 марта. За это время было произведено 1040 выстрелов и пройдено 864 км пути. В своем заключении комиссия отметила, что машина испытания выдержала и может быть принята на вооружение Красной Армии после внесения некоторых улучшений. 14 апреля по заводу было дано распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству артсамохода СУ-100.

Однако ЦАКБ снова, используя авторитет своих руководителей, потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, предназначавшейся изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2. Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, удалении прилива под спаренный пулемет, изготовлении новой рамки, поворотного механизма, походного крепления и установки прицела, выполнялась на заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно с ним был изготовлен второй опытный образец самохода СУ-100, который стал головным для машин серийного производства и включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его испытания проходили на АНИ-ОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После проведения стрельбы (923 выстрела) и пробега на 250 км государственная комиссия под председательством полковника Рупышева признала, что «тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 м для танков „Тигр“ и „Пантера“ вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода „Фердинанд“ - только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 м».

Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 доставили на полигон в Гороховец специальным поездом в начале июля 1944 года. Он прошел испытания в том же объеме, что и СУ-100, был признан худшим и на вооружение не рекомендован.

СУ-100 же, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии.

24-я илл.
СУ-85М в музее Офицерской школы танковых войск в Познани (Польша).

25-я илл.
Опытная САУ СУ-122П на заводском дворе.

26-я илл.

Новая боевая машина была создана на базе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85; двигатель, трансмиссия, ходовая часть - остались прежними. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус СУ-85 подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: лобовую броню увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% - от СУ-122, 7,5% - от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года. При этом, по предложению Л.И.Горлицкого, обе артсистемы - Д-10С и Д-5С - монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Изменились лишь походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий. От этой унификации особенно выигрывала конструкция СУ-85, достаточно сказать, что ее боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск «гибридов», имевших индекс СУ-85М, продолжавшийся в течение трех месяцев параллельно с СУ-100.

Учитывая применение немцами на САУ «Фердинанд» электротрансмиссии, «Уралмаш» совместно с заводом № 627 в 1944 году сделал попытку создания аналогично оснащенной боевой машины. В результате работы конструкторов-уралмашевцев (руководитель проекта Э.П.Страшинин) и бригады инженеров, выделенной заводом № 267, в течение лета 1944 года был разработан проект самохода ЭСУ-100. Последний, вместе с другими проектами, рассматривался в октябре на специальном заседании Технического совета НКТП с участием работников Управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что «электротрансмиссия, будучи в целом прогрессивной конструкцией, не является технически рациональной для машин среднего класса и в сравнении с самоходами, имеющими механическую трансмиссию, дает значительное увеличение веса (до 3 т), не оправданное острой необходимостью». И осенью 1944 года все работы по ЭСУ-100 были прекращены.

Вскоре после разработки СУ-100 Уралмашзавод спроектировал более мощную САУ, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С завода № 9. Эта машина, созданная на базе СУ-100, получила индекс СУ-122П. Ее орудие Д-25С монтировалось в те же установочные части, что и Д-10С. Боекомплект пушки состоял из 26 выстрелов раздельного заряжания. Опытный образец изготовили в сентябре 1944 года, и после испытаний он был признан годным для вооружения Красной Армии, но в серийное производство его не запустили. По-видимому, причина заключалась в том, что пушка Д-25С никаких преимуществ перед Д-10С, за исключением более мощного фугасного действия осколочно-фугасного снаряда, не имела. Но за последнее пришлось заплатить уменьшением боекомплекта и скорострельности. Кроме того, большая энергия отдачи не позволяла вести огонь с ходу. Усугубился и недостаток, присущий СУ- 100, - увеличившийся вылет ствола орудия еще больше осложнил возможность маневрирования в узких проходах и сделал еще более вероятным утыкание его в грунт при движении по пересеченной местности. Наконец, уже серийно выпускалась САУ, вооруженная пушкой Д-25С - ИСУ-122С.

Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время их было выпущено 3037 единиц.

Расхождений в данных по выпуску средних САУ в годы Великой Отечественной войны в разных источниках почти нет, во всяком случае, по СУ-122 и СУ-85. Что касается СУ-100, то встречается иное число выпущенных в 1945 году машин - 1995. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы понять, что это число самоходок, изготовленных по октябрь 1945 года, попросту неполные данные. Встречаются сведения и о возобновлении выпуска СУ-100 в 1947 году - 198 единиц. Насколько они достоверны, сказать трудно. Выпуск разовой партии после годичного перерыва представляется странным, а информация о возможном производстве «соток» в последующие годы в отечественных источниках не встречается.

27-я илл.
СУ-100, прошедшая модернизацию в послевоенные годы. Хорошо видны штампованные опорные катки от танка Т-44М.

ВЫПУСК САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК НА УРАЛМАШЗАВОДЕ*
Год, месяц / Марка САУ
_ / СУ-122 / СУ-85 / СУ-100
1942 г.
ноябрь / 1 / - / -
декабрь / 25 / - / -
Всего за год / 26 / - / -
1943 г.
январь / 32 / - / -
февраль / 100 / - / -
март / 100 / - / -
апрель / 75 / - / -
май / 100 / - / -
июнь / 100 / - / -
июль / 72 / 4 / -
август / 32 / 100 / -
сентябрь / - / 152 / -
октябрь / - / 162 / -
ноябрь / - / 166 / -
декабрь / - / 167 / -
Всего за год / 611 / 761 / -
1944 г.
январь / - / 176 / -
февраль / - / 176 / -
март / - / 191 / -
апрель / - / 200 / -
май / - / 205 / -
июнь / - / 210 / -
июль / - / 210 / -
август / - / 210 / -
сентябрь / - / 135 / 40
октябрь / - / 120 / 90
ноябрь / - / 60 / 150
декабрь / - / - / 220
Всего за год / - / 1893 / 500
1945 г.
январь / - / - / 210
февраль / - / - / 215
март / - / - / 211
апрель / - / - / 214
май / - / - / 210
июнь / - / - / 210
июль / - / - / 200
август / - / - / 200
сентябрь / - / - / 165
октябрь / - / - / 160
ноябрь / - / - / 140
декабрь / - / - / 150
Всего за год / - / - / 2285
1946 г.
январь / - / - / 50
февраль / - / - / 100
март / _ / - / 102
Всего за год / - / - / 252
Итого / 637 / 2654 / 3037
* Таблица составлена на основе данных, приведенных в отчете «Танкостроение на Уралмашзаводе в годы Великой Отечественной войны».

Как всегда в таких случаях, попробуем обратиться к западным данным. Судя по ним, выпуск СУ-100 в СССР продолжался вплоть до 1956 года с темпом 1000 машин в год. Число весьма и весьма приблизительное, хотя при этом и дается ссылка на донесения американской разведки. Но даже если допустить, что эти цифры завышены вдвое, то все равно получается, что с 1948 по 1956 год заводские цеха покинули 4500 СУ-100. Вряд ли в те годы у Советской Армии была потребность в таком количестве боевых машин этого типа. Возможно, что начавшийся в тот период процесс капитального ремонта и модернизации САУ американцы приняли за выпуск новых установок.

Достоверно известно лишь то, что в послевоенные годы (1951-1956) по советской лицензии серийное производство СУ-100 осуществлялось в Чехословакии, где было выпущено 1420 самоходок.

Что касается модернизации СУ-100 в СССР, то она проводилась параллельно с Т-34-85 с использованием аналогичных узлов и агрегатов. В конце 50-х - начале 60-х годов на СУ-100 установили усовершенствованный двигатель В-2-34М (или В-2-34М-11), топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. В боекомплект ввели кумулятивные снаряды, а в укладку личного оружия экипажа вместо пистолета-пулемета ППШ - автомат АК-47. Во второй половине 60-х прибор ночного видения заменили на более совершенный ТВН-2, поставили радиостанцию Р-113, опорные катки ходовой части заимствовали от танка Т-44М.

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34

 

СУ-100

Компоновка САУ аналогична компоновке СУ-122 и СУ-85. В отличие от последних, ходовая часть и моторно-трансмиссионная группа заимствованы у танка Т-34-85.

Отделение управления располагалось в носовой части САУ. В нем размещались сиденье механика-водителя, кулиса коробки передач, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы, два баллона со сжатым воздухом, передние топливные баки, часть боекомплекта и ЗИП, аппарат ТПУ и др.

Боевое отделение находилось в средней части корпуса за отделением управления. В нем размещались вооружение с прицельными приспособлениями, основная часть боекомплекта, радиостанция, два аппарата ТПУ и часть ЗИП.

Характеристики 85-мм снарядов
Марка / О-365К / БР-365 / БР-365К / БР-365П
Масса снаряда, кг / 9,54 / 9,2 / 9,34 / 5,35
Начальная скорость, м/с / 793 / 800 / 800 / 1050
Бронепробиваемость по нормали, мм на дистанции, м
500 / - / 111 / 101 / 143
1000 / - / 102 / 84 / 103
1500 / - / 93 / 69 / -
2000 / - / 85 / 57 / -

Справа от орудия было сиденье командира, за ним - сиденье заряжающего, слева от орудия - сиденье наводчика.

В крыше боевого отделения под двумя бронеколпаками крепились два вытяжных вентилятора.

Силовое отделение располагалось за боевым и отделялось от него съемной перегородкой.

В передней части силового отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель. По обе стороны от него размещались водяные радиаторы, два топливных бака, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи - по две с каждой стороны. На левом водяном радиаторе монтировался масляный радиатор.

В кормовой части силового отделения за перегородкой находились главный фрикцион с вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи, два топливных бака и два воздухоочистителя.

КОРПУС САУ представлял собой жесткую броневую коробку, сваренную из катаных броневых листов.

Носовая часть корпуса была образована двумя наклонными листами, приваренными к литой передней балке. Машины поздних выпусков имели корпус с безбалочным носом. В верхнем лобовом листе имелись: вырез для установки пушки, отверстие для стрельбы из личного оружия и три отверстия, закрывавшиеся резьбовыми заглушками. Перед сиденьем механика-водителя в верхнем лобовом листе корпуса был входной люк, закрываемый броневой крышкой, в которой устанавливались приборы наблюдения.

В передней правой части крыши боевого отделения был сделан круглый вырез, по краю которого приваривался корпус командирской башенки. Для кругового наблюдения в стенках башенки имелось пять смотровых щелей, закрывавшихся защитными стеклами. Во вращавшейся на шариковой опоре крыше башенки находился люк с двухстворчатой крышкой и отверстием для смотрового прибора MK-IV в одной из створок. У САУ поздних выпусков, имевших башенки с одностворчатой крышкой, смотровой прибор устанавливался в неоткидывавшейся части. Крышки люков были унифицированы с соответствующими крышками танка Т-34-85.

В задней части крыши боевого отделения располагался люк-лаз, закрывавшийся одностворчатой крышкой - у машин ранних выпусков она двухстворчатая, как у СУ-85. В передней части крыши имелся люк панорамы с двухстворчатой крышкой. Между ним и командирской башенкой под продолговатым колпаком находился кронштейн стопора крепления пушки по-походному.

В кормовой стенке боевого отделения предусматривались отверстие для стрельбы из личного оружия и смотровая щель с защитным стеклом. В днище был люк запасного выхода, закрываемый крышкой.

В остальном корпус САУ идентичен корпусу среднего танка Т-34-85.

ВООРУЖЕНИЕ

В верхнем лобовом листе корпуса в рамке устанавливалась 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 года с длиной ствола 56 калибров. Масса ствола с затвором и открывающим механизмом около 1435 кг. Предельная длина отката 570 мм. Вертикальная наводка от -3° до +20°, горизонтальная - 16°. Затвор пушки - горизонтально-клиновой, с полуавтоматикой механического типа.

Спусковой механизм пушки состоял из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска располагался на рукоятке маховика подъемного механизма, а рычаг ручного спуска - на левом щите ограждения пушки.

33-я илл.
Корпус САУ, прошедшей послевоенную модернизацию: 1 - картер бортовой передачи; 2 - отбойный кулак пальцев гусеницы; 3 - кронштейн упоров балансиров; 4 - вырез под цапфу балансира; 5 - отверстие для оси балансира; 6 - кронштейн для крепления фары ФГ-102; 7 - кронштейн для крепления сигнала; 8 - стойка ограничителя балансира; 9 - боковой лист боевого отделения; 10 - бортовой лист; 11 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 12 - приспособление для ввода зубьев кривошипа направляющего колеса; 13 - крышка люка механика-водителя; 14 - бонки для крепления запасных траков; 15 - нижний носовой лист; 16 - отверстие для доступа к хвостовикам червяков механизма натяжения гусеницы; 17 - верхний носовой лист; 18 - кронштейн для крепления фары ФГ-100; 19 - пробка лючка для заправки передних топливных баков; 20 - смотровая щель; 21 - командирская башенка; 22 - отверстие для установки прибора наблюдения командира; 23 - крышка люка командирской башенки; 24 - прямоугольный колпак для стопора пушки; 25 - защитный колпак над вентилятором; 26 - заглушка отверстия для стрельбы из личного оружия; 27 - отверстие для установки прибора наблюдения МК-4; 28 - крышка люка панорамы; 29 - крышка посадочного люка; 30 - крыша боевого отделения; 31 - светильник; 32 - кронштейн наружных топливных баков; 33 - боковой лист ниши.

34-я илл.
100-мм пушка Д-10С обр. 1944 года: 1 - ствол; 2 - верхняя цапфа; 3 - противооткатные устройства; 4 - панорама Герца; 5 - кронштейн походного крепления пушки; 6 - боковой уровень; 7 - блокирующий прибор электроспуска; 8 - ограждение пушки; 9 - рычаг механического спуска; 10 - подъемный механизм; 11 - поворотный механизм; 12 - прицел TШ-19; 13 - рама; 14 - кожух рамы; 15 - щит; 16 - амортизатор.

Для стрельбы прямой наводкой устанавливался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, для стрельбы с закрытых позиций - боковой уровень и панорама.

Для стрельбы из 100-мм пушки Д-10С применялись следующие выстрелы:

- унитарный патрон УБР-412 с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-412 с взрывателем МД-8;

- унитарный патрон УБР-412Б с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом БР-412Б с баллистическим наконечником с взрывателем МД-8;

- унитарный патрон УО-412 с осколочно-морской гранатой О-412 с взрывателем РГМ;

- унитарный патрон УОФ-412 с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с взрывателем РГМ;

- унитарный патрон УОФ-412У с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с уменьшенным зарядом с взрывателем РГМ.

Боекомплект пушки состоял из 33 артвыстрелов, которые размещались в боевом отделении в пяти боеукладках.

В послевоенные годы в боекомплект были включены унитарный патрон УБР- 412Д с бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим и бронебойным наконечниками БР-412Д, унитарный патрон УБК9 с кумулятивным снарядом БК5М и унитарный патрон с бронебойно-подкалиберным снарядом. 8 результате боекомплект САУ состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных выстрелов.

35-я илл.
Размещение боеукладки в САУ, прошедшей послевоенную модернизацию: 1 - укладка укороченной гильзы с зарядом под крышей в левом заднем углу рубки; 2 - укладка шести выстрелов на наклонном левом борту рубки; 3 - укладка восьми выстрелов у левого борта и одного - на передней левой шахте; 4 - укладка для двенадцати ручных гранат Ф-1; 5 - укладка двух выстрелов на полу боевого отделения под пушкой; 6 - укладка восьми выстрелов в носовой части корпуса установки; 7 - укладка для восьми ручных гранат Ф-1; 8 - укладка восьми выстрелов у перегородки силовой установки; 9 - укладка двух автоматов АК-47 на правом борту рубки; 10 - укладка двух сумок с пятью магазинами каждая.

Характеристики 100-мм снарядов
Марка / ОФ-412 / БР-412 / БР-412Б
Масса снаряда, кг / 15,9 / 15,8 / 15,8
Начальная скорость, м/с / 892 / 897 / 897
Бронепробивасмость по нормали, мм на дистанции, м
500 / - / 155 / 162
1000 / - / 135 / 149
1500 / - / 116 / 132
2000 / - / 99 / 124

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

На СУ-100 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя - 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная - 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная - 500 л.с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно, под углом 60°. Степень сжатия - 14-15. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.

Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842. Емкость топливных баков - 400 л. Снаружи на бортах корпуса устанавливались четыре топливных бака по 95 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.

Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1.

Система смазки циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом. Емкость масляных баков 80 л.

Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л.

Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя «Мультициклон».

Пуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 мощностью 15 л.с. или сжатым воздухом (два баллона размещались в отделении управления).

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач.

Коробка передач пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен. Бортовые фрикционы многодисковые, сухие (сталь по стали), тормоза плавающие, ленточные, с чугунными накладками. Бортовые передачи одноступенчатые.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830 мм.

Подвеска индивидуальная, пружинная. Из-за некоторой перегрузки передних опорных катков их подвеска была усилена по сравнению с Т-34-85 за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм.

Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков.

Направляющие колеса литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500 мм, шаг трака 172 мм. Масса одной гусеницы 1150 кг.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители: электростартер СТ-700, электромоторы вентиляторов, контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал, умформер радиостанции и лампы ТПУ.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

На СУ-100 устанавливалась коротковолновая, приемо-передающая, симплексная телефонная радиостанция 9-РС (или 9-РМ) и внутреннее танковое переговорное устройство ТПУ- 3-бис Ф.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ
_ / СУ-122 / СУ-85 / СУ-100
Боевая масса, т / 30,9 / 29,6 / 31,6
Экипаж, чел. / 5 / 4 / 4
Габаритные размеры, мм
длина / 6950 / 8130 / 9450
ширина / 3000 / 3000 / 3000
высота / 2235 / 2300 / 2245
клиренс / 400 / 400 / 400
Высота линии огня, мм / 1400 / 1550 / 1560
Толщина брони, мм:
лоб корпуса / 45 / 45 / 75
борт / 45 / 45 / 45
корма / 40 / 45 / 45
маска пушки / 45 / 52 / 110
крыша и днище / 20 / 20 / 20
Максимальная скорость движения, км/ч / 55 / 55 / 50
Запас хода, км / 300 / 300 / 310
Длина опорной поверхности, мм / 3840 / _ / 3705
Удельное давление, кг/см² / 0,76 / 0,7 / 0,8
Удельная мощность, л.с./т / 16,2 / 16,8 / 16,4

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34