СУ-122 (У-35) - Самоходная артиллерийская установка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Самоходная установка СУ-122 (У-35)
Самоходная установка поддержки пехоты. Создана на базе среднего танка Т-34 с
использованием 122-мм гаубицы М-30. Принята на вооружение постановлением ГКО от
2 декабря 1942 года. Серийно производилась на УЗТМ (г. Свердловск). С декабря
1942 по август 1943 года изготовлено 638 единиц.
Серийная модификация:
- шасси и корпус базового танка. 122-мм дивизионная гаубица установлена в
передней части корпуса на тумбе в низкопрофильной полностью закрытой броневой
рубке. Угол горизонтального обстрела - 20°, вертикального - от -3° до +25°. Все
члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке.
Первые САУ СУ-122 поступили вместе с СУ-76 на вооружение 1433-го и 1434-го
самоходно-артиллерийских полков. Боевое крещение состоялось 14 февраля 1943 года
в ходе операции 54-й армии Волховского фронта в районе Смердыни.
С апреля 1943 года началось формирование самоходно-артиллерийских полков
однородного состава. В них имелось 16 СУ-122, которые вплоть до начала 1944 года
продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Однако такое
применение было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда
- 515 м/с и, следовательно, малой настильности его траектории.
СУ-122
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-122
БОЕВАЯ МАССА, т: 30,9.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6950, ширина - 3000, высота - 2235, клиренс -
400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица М-30 обр. 1938 г. калибра 122 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорамный прицел.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса - 45, крыша и днище - 20.
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м - 2,5,
высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10РК, переговорное устройство ТПУ-З-бис Ф.
Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)
М. Барятинский
Самоходные установки на базе танка Т-34
Список сокращений
АНИОП - Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон
ГАУ - Главное артиллерийское управление
ГБТУ - Главное бронетанковое управление
ГКО - Государственный Комитет Обороны
иптап - истребительно-противотанковый артиллерийский полк
иптабр - истребительно-противотанковая артиллерийская бригада
НКВ - Народный комиссариат вооружения
НКТП - Народный комиссариат танковой промышленности
сабр - самоходно-артиллерийская бригада
сап - самоходно-артиллерийский полк
сд - стрелковая дивизия
ск - стрелковый корпус
тбр - танковая бригада
тк - танковый корпус
ТТТ - тактико-технические требования
ЦАКБ - Центральное артиллерийское конструкторское бюро
История создания
1-я илл.
СУ-100 на Крещатике. Военный парад в Киеве 7 ноября 1949 года.
СУ-122
Первые полтора года Великой Отечественной войны Красная Армия вела боевые
действия, практически не имея в своем составе самоходной артиллерии.
Немногочисленные довоенные образцы оказались быстро уничтожены, а наспех
построенные в 1941 году ЗИС-30 создавались без учета и анализа реальных
потребностей войск. В то же время гитлеровский вермахт располагал значительным
числом разнообразных самоходно-артиллерийских установок, выпуск которых
постоянно увеличивался.
Ситуация начала изменяться только в середине 1942 года. Состоявшийся 15 апреля
того же года пленум Артиллерийского комитета ГАУ с участием представителей от
промышленности и войск, а также Народного комиссариата вооружения признал
желательным создание как самоходно-артиллерийских установок поддержки пехоты с
76-мм пушкой ЗИС-З и 122-мм гаубицей М-30, так и самоходных истребителей дотов
со 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20. Для борьбы с воздушными целями предлагалось
сконструировать 37-мм зенитную автоматическую самоходную пушку. В основном
решение пленума сводилось к созданию такой системы артиллерийского вооружения,
которая обеспечила бы поддержку и сопровождение наступающей пехоты и танков
огнем орудий, способных в любых условиях боя и на всех его этапах следовать в
боевых порядках войск и непрерывно вести эффективный огонь. Решение пленума было
одобрено Государственным Комитетом Обороны.
Летом 1942 года в конструкторском отделе Уралмашзавода инженерами Н.В.Куриным и
Г.Ф.Ксюниным был разработан инициативный проект средней самоходной артустановки
У-34, с использованием в качестве базы танка Т-34 и его вооружения.
У-34 сохранила от танка ходовую часть, основные корпусные элементы и вооружение,
но отличалась отсутствием вращающейся башни, несколько увеличенной толщиной
брони (в отдельных местах до 60 мм) и отсутствием курсового пулемета. Вместо
башни на корпус танка устанавливалась неподвижная броневая рубка, в амбразуре
которой орудие могло иметь горизонтальное наведение в секторе 20°, а
вертикальное - как у танка.
Масса машины была примерно на 2 т меньше, чем у танка, кроме того, САУ стала на
700 мм ниже. Ее конструкция значительно упростилась из-за отсутствия трудоемких
в изготовлении узлов: башни, погона и т.д.
Проект У-34 был одобрен руководством НКТП как основной вариант боевой машины -
истребителя танков и огневой поддержки для массового серийного производства. Два
первых опытных образца предполагалось изготовить и отправить на испытания к 1
октября 1942 года. Однако уже к концу августа работы над У-34 были остановлены -
«Уралмаш» начал спешно готовить выпуск танков Т-34.
Но процесс создания отечественных САУ на этом не прекратился. Уже 19 октября ГКО
принял решение № 2429сс об изготовлении артиллерийских самоходов - легких с
37-мм и 76-мм орудиями и средних с 122-мм орудием. Создание опытных образцов
средних самоходов возлагалось на два завода: «Уралмаш» и завод № 592 Наркомата
вооружения.
Незадолго до этого в июне-августе артиллерийским заводом № 9 в Свердловске (ныне
Екатеринбург) был разработан эскизный проект самоходной установки 122-мм гаубицы
М-30 на шасси танка Т-34. Полученный при этом опыт позволил составить очень
подробные тактико-технические требования на средний артсамоход со 122-мм
орудием. Они и были приложены к постановлению ГКО и обязывали при проектировании
оставить без изменений большую часть агрегатов орудия: всей ствольной группы
противооткатных устройств, верхнего станка, механизмов наведения и прицельных
приспособлений. Чтобы выполнить эти условия, установку орудия нужно было
произвести на тумбе, прикрепленной к днищу машины, а длину отката орудия
сохранить неизменной, равной 1100 мм (при этом цилиндры противооткатных
устройств выступали впереди лобового листа корпуса на значительную длину).
2-я илл.
3-я илл.
4-я илл.
СУ-122 во дворе Уралмашзавода. Вверху - гаубица на максимальном угле возвышения,
в центре - на минимальном.
Тактико-технические требования обязывали также полностью сохранить все
моторно-трансмиссионные агрегаты «тридцатьчетверки», а масса САУ не должна была
превышать массу танка.
Для выполнения решения ГКО приказом Наркома танковой промышленности № 721 от 22
октября 1942 года на Уралмашзаводе организовали Особую конструкторскую группу (ОКГ)
в составе Н.В.Курина, Г.Ф.Ксюнина, А.Д.Нехлюдова, К.Н.Ильина, И.И.Эммануилова,
И.С. Сазонова и др. Руководили работами Л.И.Горлицкий и заместитель Наркома
танковой промышленности Ж.Я.Котин.
Установке присвоили заводской индекс У-35, но впоследствии по указанию ГБТУ
Красной Армии его изменили на СУ-122. На создание машины отводился очень
короткий срок: уже 25 ноября должны были начаться государственные испытания
опытного образца.
После того как конструкторский отдел «Уралмаша» закончил рабочий проект САУ,
межведомственная комиссия представителей ГАУ и НКТП подробно его изучила.
Одновременно рассматривался и проект, ранее выполненный заводом № 9, поскольку
на изготовление САУ по собственным проектам претендовали оба завода. Комиссия
предпочла проект уралмашевцев, поскольку он имел лучшие технические
характеристики.
Для сокращения времени изготовления опытного образца разработка чертежей
происходила в тесном контакте конструкторов и технологов. Чертежи на все крупные
и трудоемкие детали передавались в цеха раньше, чем заканчивалась вся
конструкторская проработка. За сроками и качеством изготовления наиболее
ответственных деталей велось особое наблюдение.
В отведенное на выполнение задания время не было возможности изготовить все
необходимые приспособления и оснастку. Поэтому опытный образец собирался с
большим количеством пригоночных работ. Технологическая оснастка в полном
комплекте проектировалась параллельно и предназначалась для последующего
серийного производства.
Сборку опытного образца закончили 30 ноября 1942 года. В тот же день были
проведены заводские испытания: пробег на 50 км и стрельба 20-ю выстрелами на
заводском полигоне в Красном.
В результате у машины были выявлены следующие недостатки:
1) непрочность крепления досылателя снарядов, конструкция которого к тому же не
содействовала ускорению заряжания;
2) углы наведения орудия не соответствовали ТТТ;
3) скопление большого количества пороховых газов во время стрельбы;
4) устройство крепления орудия по-походному не обеспечивало надежности его
работы во время движения по пересеченной местности;
5) при поворотах орудия по горизонтали в крайние углы, между бронировкой маски и
корпусом образовывались большие щели;
6) пользоваться наблюдательной башенкой и наводить орудие по вертикали оказалось
практически невозможно.
5-я илл.
СУ-122 во время стрельб на заводском полигоне, 1943 год.
После заводских испытаний в конструкцию артсамохода внесли только те изменения,
которые требовались для успешного проведения госиспытаний: установили сиденья,
боеукладку, смотровые приборы, вытяжной башенный вентилятор и прочее
оборудование; обеспечили углы наведения, требуемые по ТТТ.
Остальные пожелания по улучшению конструкции САУ были учтены при отработке
чертежей опытной серии.
Государственные испытания двух образцов самоходных установок, изготовленных «Уралмашем»
и заводом № 592, проводились с 5 по 9 декабря 1942 года на Гороховецком
полигоне. Причем завод № 592 согласно заданию разработал проект и изготовил
опытный образец 122-мм САУ СГ-122 на трофейном шасси.
У-35 (СУ-122) была испытана 281-м выстрелом (из них 161 - с усиленным зарядом) и
пробегом на 430 км.
Государственная комиссия сделала следующие выводы:
1) кучность боя, устойчивость и сбиваемость наводки при стрельбе из орудия
самохода У-35 находятся в пределах нормы.
2) скорострельность орудия не превышает 5 выстр./мин, что в два раза меньше
скорострельности, заданной ТТТ, и меньше полученной при стрельбе из орудия
самохода СГ-122 (7-8 выстрелов). Причины этого - тесное боевое отделение У-35,
неудобное и нерациональное размещение в нем экипажа, а также
неудовлетворительная укладка боекомплекта.
3) динамические характеристики самохода У-35 не отличаются от танка Т-34.
Несмотря на отмеченные недостатки комиссия рекомендовала принять на вооружение
Уралмашевскую СУ-122.
Тут следует сделать небольшое отступление. Еще за три дня до начала испытаний -
2 декабря 1942 года - ГКО, не дожидаясь их результатов, вынес постановление №
4559 о немедленной организации серийного производства САУ СУ-122 на
Уралмашзаводе.
По приказу Наркома танкопрома № 792 от 5 декабря 1942 года необходимо было
выпустить в декабре 1942 года - 25, январе 1943-го - 100, феврале - 100, марте -
100 самоходных установок.
Уралмашзаводу разрешили изготовить первые 125 машин по чертежам опытного образца
и только с февраля 1943 года выпускать самоходки, в которых были бы устранены
все недостатки, отмеченные Государственной комиссией. Однако завод уже в декабре
выпустил чертежи, устранявшие большинство дефектов и по ним начал изготавливать
артсамоходы с самого начала серийного производства. К этим изменениям
относились: установка выпрямленного лобового листа рубки, что увеличивало объем
боевого отделения и улучшало условия работы экипажа; устранение щелей в
бронезащите; улучшение расположения в боевом отделении боеукладки, рабочих мест
экипажа, прицельных и смотровых приборов, приборов освещения, люков и др.;
замена командирской башенки на прибор ПТК;увеличение емкости топливных баков;
уменьшение усилий при работе маховиками механизмов наведения; упрощение
конструкции механизма натяжения гусеницы и др.
28 декабря 1942 года на заводском полигоне провели испытания одной из машин
установочной декабрьской программы, которые заключались в пробеге на 50 км и
стрельбе в 40 выстрелов. Никаких поломок и недостатков во время испытаний
отмечено не было. В результате вся установочная партия самоходок в количестве 25
штук была признана годной для приема в Красную Армию и отправлена в Учебный
центр самоходной артиллерии. Туда же выехала и группа работников завода -
конструкторов, водителей, слесарей. В эту группу входили заместитель главного
конструктора Л.И.Горлицкий, водитель Болдырев, старший мастер сборочного цеха
Рыжкин и другие.
6-я илл.
Эшелон с СУ-122 перед отправкой на фронт. Свердловск, июнь 1943 года.
7-я илл.
СГ-122.
8-я илл.
СУ-122 одного из первых самоходно-артиллерийских полков. Волховский фронт, 1943
год.
В ходе серийного производства в конструкцию САУ вносились многочисленные
изменения. Поэтому машины разных производственных серий отличались друг от
друга. Так, например, первые восемь СУ-122, поступившие в Учебный центр, не
только не имели вытяжных вентиляторов боевого отделения, но и мест для их
крепления. Боевые машины ранних выпусков, не получившие специальных танковых
радиостанций, силами центра приспосабливались под установку радиостанций
самолетного типа, переданных из Наркомата авиапромышленности.
В целом же Учебный центр самоходной артиллерии характеризовал новые САУ как
чрезмерно тяжелые (масса - 31,5 т), не слишком надежные (частые поломки ходовой
части) и сложные в освоении. Впрочем, со временем отношение к СУ-122 изменилось
к лучшему.
Машины второй серии (февраль-март 1943 года) получили упрощенную маску орудия и
ряд изменений в интерьере. Кроме того, были введены цилиндрические топливные и
масляные баки, однако до лета 1943 года их не унифицировали с баками Т-34. В
целом же общее число деталей, заимствованных от танка Т-34, доходило до 75%.
9-я илл.
СУ-122.
Весной-летом 1943 года для увеличения места под боекомплект из экипажей
некоторых машин вывели второго заряжающего. Экипаж уменьшился с 6 до 5 человек,
что отрицательно сказалось на скорострельности. Часть СУ-122 получила
дополнительный вентилятор боевого отделения, устанавливавшийся на кормовом листе
рубки.
Производство самоходок продолжалось на Уралмашзаводе с декабря 1942 года по
август 1943 года. В этот период завод выпустил 637 САУ. За работу по созданию
установки заместитель главного конструктора Уралмаша Л.И.Горлицкий и ведущий
инженер Н.В.Курин были награждены орденами «Красной Звезды» и удостоены
Сталинской премии 2-й степени.
Боевая эксплуатация нового самоходного орудия выявила как его достоинства, так и
недостатки.
Широкое использование в качестве базы агрегатов танка Т-34 и гаубицы М-30
позволило изготовить самоход быстро и сравнительно легко. Серийные агрегаты
танка и орудия были достаточно надежны, поэтому с отладкой машины и ее
эксплуатацией особых трудностей не возникало. Однако в целом конструкция СУ-122
имела ряд недостатков:
1) размеры боевого отделения, не обеспечивающие удовлетворительных условий для
работы экипажа;
2) верхний станок и постамент, на котором было установлено орудие, занимали
очень большой объем в боевом отделении;
3) длинный откат орудия также сильно уменьшал полезный объем боевого отделения.
Расположение противооткатных устройств впереди корпуса САУ ухудшало обзор
механику-водителю машины;
4) сложность формы бронезащиты орудия из-за несовпадения центров вращения
бронировки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, недостаточная надежность
крепления бронировки к люльке орудия, имеющей толщину всего 4 мм;
5) люк водителя предназначался только для обзора; поэтому занять свое рабочее
место ему было очень непросто - через люки в крыше боевого отделения. Это
становилось опасным при необходимости аварийно покинуть машину;
6) применение верхнего станка от гаубицы М-30 вызывало значительные его
переделки, сопоставимые по трудоемкости с изготовлением нового станка;
10-я илл.
11-я илл.
Опытная САУ СУ-122М со 122-мм гаубицей Д-11 в заводском цеху. Апрель 1943 года.
12-я илл.
Установка 122-мм гаубицы в рамке.
7) большие технологические затруднения при монтаже орудия, особенно его
бронировки, что вызывало ряд пригоночных работ при сборке и в целом требовало
больших трудозатрат.
Учитывая все это, КБ Уралмашзавода параллельно с разработкой чертежей серийной
самоходной установки еще в январе 1943 года приступил к ее кардинальному
улучшению. В результате было установлено, что лучшим решением является установка
гаубицы в рубке САУ не на тумбе, а в рамке. Крепление орудия к лобовому листу
корпуса значительно увеличивало полезный объем боевого отделения. Для получения
большей компактности установки вооружения длину отката орудия надо было
уменьшить с 1100 до 600 мм. Короче, требовалось новое орудие, специально
приспособленное для размещения на артсамоходе, и оно быстро нашлось. Дело в том,
что артиллерийское производство Уралмашзавода еще в конце 1941 года осуществило
разработку и изготовление опытного образца 122-мм танковой гаубицы У-11. Ее
применение в боевом отделении танка (или САУ) имело определенные преимущества.
Так, наведением гаубицы У-11 занимался один номер расчета; клиновой затвор давал
значительный выигрыш в скорострельности, а уменьшенная длина отката облегчала
компоновку боевого отделения.
В апреле 1942 года завод № 9 НКВ изготовил серию из 10 танковых гаубиц У-11. В
опытном порядке их устанавливали на танки КВ-9, ИС-2 (пятикатковый) и др. Весной
1943 года для этой гаубицы разработали установку в рамке с креплением к лобовой
броне, и она получила индекс Д-11.
Спустя год, в апреле 1943-го опытная САУ под обозначением СУ-122М была
изготовлена. Ее конструкция имела ряд преимуществ по сравнению с СУ-122. Боевое
отделение увеличилось за счет расширения стенок до габаритов гусеницы и
увеличения высоты корпуса на 50 мм. Гаубица Д-11 устанавливалась вместе с
люлькой в рамке, вращающейся в цапфах и прикрепленной только к лобовому листу
без связи с днищем и бортами. Орудие было самоуравновешено в цапфах и
устанавливалось со смещением назад, что улучшало условия работы передних опорных
катков ходовой части. По рекомендации ГАУ для более эффективной стрельбы прямой
наводкой предусматривался телескопический прицел. Уменьшение длины
противооткатных устройств и рамочная конструкция установки орудия в
трубообразной люльке позволяли изготовить упрощенную шаровую маску; к тому же
она более надежно защищала орудие, а ее монтаж вместо 17-18 часов занимал всего
1-2. Количество литых деталей при этом уменьшалось в три раза.
Государственные испытания СУ-122М стрельбой (329 выстрелов) проводились с 18 по
23 июня 1943 года на полигоне около Нижнего Тагила. Ходовые испытания - на
трассах Свердловск - Нижний Тагил и Свердловск - Челябинск, всего - 858 км.
Государственная комиссия под председательством генерал-майора танковых войск
Огурцова признала необходимым внести в конструкцию ряд изменений для ее
дальнейшего улучшения, но в общей оценке вынесла заключение, что «самоход может
быть принят на вооружение самоходных артиллерийских частей Красной Армии».
Все замечания комиссии были реализованы на новом опытном образце САУ СУ-122-III,
вооруженном 122-мм гаубицей Д-6 завода № 9. В конце июля - начале августа 1943
года эта САУ вместе с тремя опытными образцами самоходок, вооруженных 85-мм
пушками, проходила испытания на Гороховецком полигоне, в ходе которых у гаубицы
Д-6 выявились существенные недостатки (отказ накатника), и она была снята с
испытаний.
13-я илл.
14-я илл.
15-я илл.
Опытная САУ СУ-122-III со 122-мм гаубицей Д-6 перед испытаниями. Июль 1943 года.
Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34
Описание конструкции
Все три самоходно-артиллерийских установки имели одинаковую компоновку и в целом
были идентичны по конструкции. Друг от друга они отличались, главным образом,
типом и калибром артсистемы, формой маск-установки, размещением боекомплекта,
рабочих мест членов экипажа, приборов прицеливания и наблюдения и т.д. Поэтому
наиболее подробно приводится описание самой совершенной и массовой установки -
СУ-100. Описание СУ-122 и СУ-85 дается в основном в части отличий их от СУ-100 и
друг от друга.
28-я илл.
Единственная сохранившаяся до наших дней СУ-122 в Музее бронетанкового
вооружения и техники в Кубинке.
СУ-122
В окончательно отработанной конструкции серийной САУ СУ-122 вся
моторнотрансмиссионная группа и ходовая часть танка Т-34 сохранились без
изменений; отделения управления и боевое располагались в передней части машины и
были полностью бронированы; масса САУ - 29,6 т - была меньше массы танка Т-34,
скорость движения, проходимость и маневренность остались прежними.
В качестве вооружения САУ использовались качающаяся и вращающаяся части 122-мм
полевой гаубицы обр. 1938 года М-30. Длина ствола - 22,7 калибра. Верхний
штыревой станок гаубицы устанавливался в гнездо специальной тумбы,
смонтированной в передней части днища корпуса. На цапфах станка крепилась
качающаяся часть со штатными стволом, люлькой, противооткатными устройствами,
прицелом и механизмами наведения. Необходимость бронирования качающейся части
потребовала усиления пружинного уравновешивающего механизма, что было сделано
без изменения его габаритов.
Боекомплект - 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, в основном
осколочно-фугасные. В отдельных случаях для борьбы с танками противника на
дальностях до 1000 м применялись кумулятивные снаряды массой 13,4 кг, способные
пробивать броню в 100-120 мм. Масса осколочно-фугасного снаряда - 21,7 кг. Для
самообороны экипажа установка снабжалась двумя пистолетами-пулеметами ППШ (20
дисков - 1420 патронов) и 20 ручными гранатами Ф-1.
Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых огневых позиций использовался один
панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания. Головка панорамы
выходила под бронированный козырек корпуса, имевший боковые отверстия для обзора
местности, которые при необходимости могли закрываться шарнирными крышками. У
командира машины имелись перископический танковый прибор наблюдения ПТК-5,
позволявший производить круговое наблюдение за местностью, и радиостанция 9РМ.
Командир машины, помимо своих прямых обязанностей, выполнял работу правого
наводчика по углу возвышения.
Относительно большой состав экипажа - 5 человек - объясняется тем, что 122-мм
гаубица имела поршневой затвор, раздельное заряжание и разнесенный по обе
стороны орудия механизм наведения (слева находился маховик винтового поворотного
механизма, а справа - маховик секторного подъемного механизма). Угол
горизонтального наведения орудия составлял 20° (по 10° на сторону), вертикальный
- от +25° до -3°.
29-я илл.
Установка 122-мм гаубицы на тумбе.
Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34
Оценка машин
Важнейшими боевыми качествами советских средних САУ, поступивших на вооружение
войск в годы Великой Отечественной войны, были:
- мощность огня установок, вооруженных, как правило, орудиями большего калибра,
чем танки того же класса, что обеспечивало эффективное огневое сопровождение
последних на поле боя;
- маневренность; установки обладали той же маневренностью, что и танки, на базе
которых они строились, и имели близкие к ним весовые и габаритные
характеристики; высокая маневренность САУ облегчала организацию постоянного и
тесного взаимодействия их с танками и пехотой;
- хорошая противоснарядная стойкость корпуса, достигнутая приданием ему
соответствующей формы, а также применением наивыгоднейших углов наклона брони и
увеличением ее толщины.
Вместе с тем, боевая практика выявила следующие основные недостатки САУ:
- малый угол горизонтального обстрела орудия и сложность наводки, что затрудняло
ведение стрельбы по подвижным целям;
- большой вылет ствола орудия (кроме СУ-122), затруднявший маневрирование на
пересеченной местности и в населенных пунктах;
- низкая боевая скорострельность - как следствие относительно небольших размеров
боевого отделения и большого веса выстрела (у СУ-100); раздельного заряжания и
наведения (у СУ-122);
- недостаточный возимый боекомплект и сложность пополнения боеприпасов в ходе
боя.
Это, так сказать, общие достоинства и недостатки, в той или иной мере
свойственные всем трем типам самоходных установок. Вместе с тем, каждая из машин
имела свои особенности, связанные с ее назначением. Насколько успешно советским
конструкторам удалось решить поставленные перед ними задачи при создании этих
САУ, можно судить, сравнивая их с аналогичными по назначению, компоновке и
конструкции машинами противника.
В отличие от гитлеровского вермахта в Красной Армии отсутствовало деление САУ по
назначению. Существовало лишь деление по классу-на легкие, средние и тяжелые.
Однако для сравнения имеет смысл взять за основу немецкую классификацию
самоходных орудий.
В соответствии с ней СУ-122 - штурмовая гаубица или штурмовой танк. С 1939 года
немцы создали несколько различных образцов, подобных САУ, отличавшихся типом и
калибром артсистемы, базой и компоновкой. Наиболее близка к СУ-122 по
массо-габаритным характеристикам, компоновке и времени создания САУ Sturmpanzer
IV «Brummbar» («Бруммбер»).
С сожалением приходится признать, что сравнение здесь не в пользу нашей машины:
при меньшей массе «Бруммбер» имел более мощные броню и вооружение. Конструкция
немецкой самоходки была явно лучше отработана. Специальная танковая гаубица
устанавливалась в шаровой установке в лобовом листе корпуса, в то время как
СУ-122 вооружалась обычной полевой гаубицей, смонтированной на тумбе. Поэтому
угол горизонтального наведения орудия у «Бруммбера» составлял 30° против 20° у
СУ-122. «Бруммберы» последних серий вооружались пулеметом MG 34, которого ни на
СУ-122, ни на советских САУ более поздних выпусков не было. Пожалуй,
единственное, чем СУ-122 превосходила противника, - это подвижность.
51-я илл.
СУ-85 в Музее Войска Польского в Варшаве.
Столь очевидное превосходство немецкой самоходки удалось бы компенсировать
запуском в серию СУ-122-III со 122-мм танковой гаубицей Д-6, установленной в
рамке. Трудно понять, почему работа над этой боевой машиной, унифицированной по
корпусу и маск-установке с СУ-85, не была доведена до конца - ведь штурмовая
самоходная гаубица очень пригодилась бы Красной Армии на заключительном этапе
войны при прорыве оборонительных полос и штурме укрепленных городов.
Что касается СУ-85, то она представляет собой классическую противотанковую САУ.
Немецких аналогов у нее много, но для сравнения возьмем самую массовую
бронированную машину вермахта - штурмовое орудие StuG III и истребитель танков
Panzer IV/70.
Самоходки вермахта лучше бронированы и имеют больший боекомплект, что
немаловажно в боевой обстановке. Несмотря на меньшую массу их подвижность хуже,
чем у СУ-85, из-за меньшей мощности двигателя. По бронепробиваемости СУ-85
превосходила StuG III - 102 мм против 82 мм на дистанции 1000 м и уступала
Panzer IV/70. Пушка последней на той же дистанции пробивала 110-мм броню.
Результаты вполне сопоставимые, но не следует забывать, что на обеих немецких
САУ устанавливались 75-мм пушки, а на нашей - 85-мм!
Такая же картина наблюдается и с СУ-100, которая, без сомнения, являлась самой
удачной и наиболее мощной советской противотанковой САУ периода Великой
Отечественной войны. Будучи на 15 т легче, чем идентичная ей по компоновке и
назначению немецкая САУ «Ягдпантера», «Сотка» имела аналогичную броневую защиту
и несколько лучшую подвижность. Однако у 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной
ствола 71 калибр начальная скорость бронебойного снаряда была 1000 м/с, а ее
боекомплект больше, чем у Д-10С, и скорострельность выше. За счет использования
немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим
наконечником пушка «Ягдпантеры» отличалась лучшей бронепробиваемостью на дальних
дистанциях. Подобный снаряд БР-412Д появился у нас только после войны. В отличие
от немецкой САУ в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные
снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было,
естественно, выше, чем у 88-мм. В целом же эти две лучшие средние самоходки
Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, при этом
спектр применения у СУ-100 был несколько шире.
На примере СУ-85 и СУ-100 можно проследить, что повышения бронепробиваемости
наши конструкторы добивались за счет увеличения калибра орудия и возрастания
дульной энергии, которые находятся в прямой зависимости. Немцы достигали
аналогичного результата за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки
боеприпасов при меньшем калибре, поскольку малые калибры экономически более
выгодны при выполнении задач борьбы с броней.
Впрочем, рост калибра советских самоходных пушек можно объяснить еще одной
причиной. Красная Армия, в отличие от вермахта, располагала весьма ограниченной
номенклатурой самоходных орудий. Поэтому все наши САУ были более универсальными,
чем немецкие, и помимо борьбы с танками предназначались и для ведения огня по
фортификационным сооружениям, что требовало мощного фугасного действия снаряда,
которое тем выше, чем больше калибр.
52-я илл.
СУ-100 и танки Т-54Б на учениях Закавказского военного округа, 1968 год.
53-я илл.
Модернизированная СУ-100, установленная в качестве памятника в Гаване. В
Западном полушарии, помимо Кубы, СУ-100 можно увидеть лишь в США, в Музее
Абердинского полигона.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕТСКИХ И НЕМЕЦКИХ САУ
Марка САУ / СУ-122 / «Бруммбер» / СУ-85 / StuG III / Panzer IV/70 / СУ-100 /
«Ягдпаитера»
Боевая масса, т / 30,9 / 28,2 / 29,6 / 23,4 / 25,8 / 31,6 / 45,5
Экипаж, чел. / 5 / 5 / 4 / 4 / 4 / 4 / 5
Калибр орудия, мм / 122 / 150 / 85 / 75 / 75 / 100 / 88
Боекомплект, выстр. / 40 / 38 / 48 / 54 / 55 / 33 / 57
Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с / / / 800 / 770 / 925 / 897 / 1000
Толщина лобовой брони, мм / 45 / 100 / 45 / 80 / 80 / 75 / 80
Скорость движения, км/ч / 55 / 40 / 55 / 38 / 35 / 50 / 46
54-я илл.
СУ-100 по пути на Красную площадь. 9 мая 1955 года. Машина ранних выпусков,
прошедшая модернизацию; ее характерные признаки: опорные катки от Т-44М,
габаритные фонари на лобовой броне, ящик заправочного насоса за спонсоном
командирской башенки, ввод антенны радиостанции Р-123 на крышке корпуса.
Отличительные черты СУ-100 ранних выпусков: вварная передняя балка, а также
командирская башенка с двухстворчатым люком, диаметр которой меньше диаметра
спонсона.
55-я илл.
СУ-100
56-я илл.
Компоновка СУ-100: 1 - пушка; 2 - телескопический прицел TШ-19; 3 - панорамный
прицел; 4 - командирская башенка; 5 - бронеколпаки вентиляторов; 6 - заслонка
отверстия для стрельбы из личного оружия; 7 - укладка автоматных магазинов; 8
ограждение пушки; 9 - 100-мм выстрелы; 10 - двигатель; 11 - главный фрикцион; 12
- воздухоочиститель "Мультициклон"; 13 - стартер; 14 - коробка передач; 15 -
бортовая передача; 16 - аккумуляторы; 17 - сиденье наводчика; 18 - укладка двух
выстрелов на полу боевого отделения; 19 - сиденье механика-водителя; 20 -
укладка выстрелов в носовой части корпуса; 21 - педаль главного фрикциона; 22 -
рычаг бортового фрикциона; 23 - баллоны со сжатым воздухом.
57-я илл.
Отделение управления: 1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 -
педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 -
баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 -
щиток контрольных приборов; 9 - торсионы механизма открывания люка; 10 -
спидометр; 11 - тахометр; 12 - аппарат № 3 ТПУ; 13 - кнопка стартера; 14 -
рукоятка стопора крышки люка; 15 - кнопка сигнала; 16 - кожух передней подвески;
17 - рычаг ручной подачи топлива; 18 - рычаг кулисы; 19 - щиток электроприборов.
58-я илл.
Боевое отделение: 1 - пушки; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение; 4 -
спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 -
подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма; 9 - маховик
поворотного механизма; 10 - удлинитель панорамы Герца; 11 - радиостанция; 12 -
рукоятка noвoрота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - сиденье командира.
59-я илл.
Дизель В-2-34 (вид со стороны механизма передач, левая сторона): 1 - водяные
трубопроводы; 2 - привод к генератору; 3 - генератор; 4 - выхлопной коллектор; 5
- воздухораспределитель; 6 - крышка головки блока; 7 - водяной насос; 8 -
верхняя половина картера; 9 - нижняя половина картера; 10 - блок цилиндров; 11 -
топливоподкачивающий насос; 12 - масляный насос; 13 - головка блока; 14 -
масляный фильтр; 15 - топливный фильтр; 16 - наклонный валик.
60-я илл.
СУ-122 в зимнем камуфляже. Волховский фронт, зима 1943 г.
61-я илл.
СУ-122 в стандартной летней окраске. Брянский фронт, лето 1943 г.
62-я илл.
Самоходки с вариантами надписей, с которыми боевые машины отправлялись на фронт.
63-я илл.
64-я илл.
СУ-85 из состава танковой колонны "Советский старатель", 1944 г.
65-я илл.
СУ-85 раннего выпуска. Обращает на себя внимание дополнительная бронезащита
командирской башенки, форма десантного поручня и расположение амбразуры для
стрельбы из личного оружия. Уралмашзавод, осень 1943 г.
66-я илл.
СУ-85 1047-го Калиниковичского самоходно-артиллерийского полка, 1-й
Прибалтийский фронт, лето 1944 г.
67-я илл.
СУ-85 1-й батареи 13-го полка самоходной артиллерии 1-й армии Войска Польского,
апрель 1945 г. Белые полосы и треугольники облегчали опознование советской
бронетехники авиацией союзников.
68-я илл.
СУ-100 чехословацкого производства. Египет, 1973 г. Красно-зеленый прямоугольник
на корме обозначал принадлежность к бронетанковым войскам. Белая маркировка на
рубке и боковинах крыльев была характерна для египетских боевых машин во время
"Войны судного дня".
69-я илл.
70-я илл.
Регистрационный номер. Располагался на левом заднем и правом переднем крыльях.
71-я илл.
СУ-100, прошедшая все этапы послевоенной модернизации. Военный парад,
посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, Москва, 9 мая 1985 г.
Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34