СУ-14 - Самоходная артиллерийская установка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М. Барятинский
Тяжелые САУ Красной Армии
Список сокращений
АБТУ - Автобронетанковое управление
АНИОП - Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон
ВАММ - Военная академия механизации и моторизации
ГАУ - Главное артиллерийское управление
ГБТУ - Главное бронетанковое управление
ЛКЗ - Ленинградский Кировский завод
НИАП - Научно-испытательный артиллерийский полигон
НКВ - Народный комиссариат танковой промышленности
РВГК - Резерв Верховного Главного Командования
тсап - тяжелый самоходно-артиллерийский полк
УЗТМ - Уральский завод тяжелого машиностроения
ЦАКБ - Центральное артиллерийское конструкторское бюро
ЧКЗ - Челябинский Кировский завод
1-я илл.
Тяжелые САУ довоенного периода
2-я илл.
Самоходные установки ИСУ-152 на ул. Горького перед парадом. Москва, 7 ноября
1950 года
Практически одновременно с началом проектирования тяжелого танка Т-35 в СССР
началась разработка на его базе тяжелых самоходно-артиллерийских установок.
Шасси тяжелого танка было привлекательным для размещения на нем артиллерийских
систем большой и особой мощности.
Так, уже в октябре 1933 года в ГАУ рассматривался проект комбинированной
самоходной системы «Большой триплекс», представлявшей собой самоходный лафет для
254/220-мм пушки, 305-мм гаубицы и 400-мм мортиры. Проект являлся результатом
совместных усилий завода «Большевик» и Опытного завода Сперма штреста.
Согласно заданию, САУ должна была иметь массу 56-60 т, но в ходе проектирования
эта величина достигла 66-76 т. На машинах предполагалось установить
двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л.с., агрегаты
трансмиссии (главный фрикцион и коробка передач), заимствованные у опытного
тяжелого танка Т-35А, и отдельные элементы ходовой части (гусеницы и
поддерживающие катки) от тяжелого танка Т-35. Дополнительно требовалось
изготовить подвеску и опорные катки. Работы над самоходной установкой,
получившей марку СУ-7, затянулись до 1937 года, а затем в ноябре того же года
были прекращены, поскольку машина перестала отвечать требованиям войск к
самоходной артиллерии этого вида. Опытным заводом Спецмаштреста им.С.М.Кирова
(завод № 185) был изготовлен деревянный макет установки в натуральную величину.
В 1933 году на том же заводе под руководством П.И.Сячентова началось
проектирование самоходной установки для тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН).
В июле следующего года опытный образец, получивший индекс СУ-14, был построен.
Корпус машины изготавливался из катаных броневых листов толщиной 10-20 мм,
соединявшихся между собой сваркой и клепкой. Впереди слева по ходу машины
находилось место механика-водителя. Остальные шесть членов экипажа располагались
в кормовой части на трех съемных скамьях.
Вооружение СУ-14 состояло из 203-мм гаубицы Б-4 обр. 1931 года с верхним
станком, подъемным и поворотным механизмами. Вспомогательное вооружение - три
7,62-мм пулемета ДТ, которые могли размещаться в шести бугельных установках (по
три на борт). Кроме того, для одного пулемета ДТ был предусмотрен вертлюг для
зенитной стрельбы, расположенный справа в передней части палубы САУ. Возимый
боекомплект состоял из восьми, выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов к
пулеметам ДТ. Для загрузки боеприпасов (масса снаряда составляла около 114 кг) в
кормовой части самоходки имелись две лебедки грузоподъемностью 200 кг. При
стрельбе машина опиралась на два сошника, имевших ручной и электрический приводы
гидроцилиндров.
На СУ-14 устанавливались двигатель М-17 мощностью 500 л.с. и трансмиссия,
представлявшая собой конгломерат агрегатов танков Т-28 и Т-35. Главный и
бортовые фрикционы с плавающими ленточными тормозами были заимствованы у танка
Т-35, а пятискоростная коробка передач и бортовые передачи - у Т-28.
3-я илл.
Самоходная установка СУ-14 во время заводских испытаний, июль 1934 года
Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из ведущего колеса
переднего расположения, направляющего колеса, шести поддерживающих катков,
четырех двухкатковых тележек с неразъемными балансирами и подвеской на
вертикальных спиральных пружинах. Подвеска имела механизм выключения для ее
разгрузки при стрельбе. Узлы ходовой части заимствованы у тяжелого танка Т-35.
В начале 1935 года была проведена модернизация установки, сводившаяся в основном
к более широкому использованию агрегатов оригинальной конструкции,
заимствованных у Т-35, или взамен агрегатов Т-28.
С 5 апреля по 24 августа 1935 года испытательно-сборочным цехом Опытного завода
проводились специальные заводские испытания модернизированного образца СУ-14.
Машина прошла более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие
боевые и ходовые качества.
Используя опыт, полученный при работе над СУ-14, конструкторский отдел Опытного
завода разработал чертежи для постройки эталонного образца самоходной установки
СУ-14-1, который был изготовлен в начале 1936 года. Он имел улучшенную
конструкцию коробки передач, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач. К
тому же, на СУ-14-1 были разнесены в стороны от кабины водителя выхлопные трубы,
усовершенствованы опорные сошники, убран механизм выключения подвески при
стрельбе, испытания которого на СУ-14 выявили его ненужность. Машина получила
форсированный до 700 л.с. двигатель М-17Ф, позволявший «самоходу» массой 48 т
развивать скорость 30 км/ч.
Эталонный образец СУ-14-1 испытывался пробегом с апреля по сентябрь 1936 года
(пройдено около 800 км) и стрельбой на НИАПе (с 28 апреля по 11 мая того же
года). По результатам стрельб, на СУ-14 и СУ-14-1 203-мм гаубицы Б-4 были
заменены на 152-мм пушки большой мощности У-30 и Бр-2 соответственно. По
сравнению с Б-4, последние имели большую дальность стрельбы и лучшую баллистику.
Планом на 1937 год предусматривалось изготовление установочной партии из пяти
машин СУ-14-Бр-2 (СУ-14-1 со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 года предполагалось
наладить их серийный выпуск. Но после того как в 1937 году был арестован, а
затем расстрелян П.И.Сячентов - главный конструктор СУ-14, все работы по этим
машинам прекратили. Два имевшихся образца передали на хранение военному складу №
37 в Москве.
Об этих «самоходках» вспомнили в декабре 1939 года при штурме «Линии
Маннергейма». Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями,
остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных
калибров. Предполагалось, что бронированные самоходки смогут подходить к финским
дотам на 1,5-2 км и прямой наводкой расстреливать их.
В конце января 1940 года машины прибыли из Москвы на завод № 185, но работы по
их дополнительному бронированию затянулись - броневые листы с Ижорского завода
начали поступать только в конце февраля. Экранировку машин завершили лишь к 20
марта 1940 года, когда боевые действия уже закончились. У «самоходок»,
получивших дополнительную броню толщиной 30-50 мм, масса возросла до 64 т.
При этом на каждой машине было полностью забронировано боевое отделение и
усилена защита корпуса. Соединение броневых листов производилось сваркой,
заклепками, гужонами и болтами. Наблюдение за полем боя осуществлялось через два
перископических прибора ПТ-1, установленных на крыше рубки.
Боекомплект установки состоял из 16 артвыстрелов раздельного заряжания и 2655
(СУ-14) или 2835 (СУ-14-1) патронов к пулеметам ДТ.
В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-1 проходили испытания стрельбой на НИАПе, а в
июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева испытывались в Киевском
Особом военном округе. В сентябре 1940 года обе машины передали на хранение
НИБТПолигону. Осенью 1941 года, при подходе немцев к Кубинке, обе самоходки в
составе «Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения» использовались для
стрельбы с дальних дистанций.
До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась СУ-14-1, а СУ-14 в 1960-е годы была
разрезана на металл.
Базой для создания проектов и опытных образцов нескольких боевых машин,
предназначавшихся для борьбы с финскими укреплениями, послужил и тяжелый танк
Т-100.
4-я илл.
СУ-14-1-Бр-2
5-я илл.
6-я илл.
Самоходные установки на НИБТПолигоне в Кубинке: вверху - СУ-14-1-Бр-2, внизу -
T-100Y. 1940 год
В середине декабря 1939 года Военный совет Северо-Западного фронта обязал завод
№ 185 спроектировать и изготовить инженерный танк противоснарядного бронирования
на базе Т-100. Эта машина предназначалась для выполнения задач по наводке
мостов, перевозке саперов и взрывчатки и эвакуации поврежденных танков. Однако в
ходе проектирования КБ завода получило от начальника АБТУ РККА Д. Павлова
задание на «постановку 152-мм пушки или другой подходящей с большими начальными
скоростями на базу Т-100» для борьбы с дотами. В связи с этим директор завода
Н.Барыков обратился в Военный совет Северо-Западного фронта с просьбой «об
отмене решения по изготовлению инженерного танка и вынесении решения по
установке на машине «100» 130-мм морской пушки». Просьба была удовлетворена, и
уже 8 января 1940 года чертежи корпуса Т-100Х (икс) - такое обозначение получила
машина - передали на Ижорский завод.
Следует отметить, что САУ создавалась под руководством Ф.А.Мостового и
Н.С.Бушнева. Ведущим инженером машины назначили И.В.Гавалова - будущего главного
конструктора боевых машин десанта.
Т-100Х отличался от Т-100 тем, что вместо башен на нем монтировалась рубка
клиновидной формы с 130-мм морской пушкой Б-13. Подвеска машины проектировалась
торсионной, и ее изготовление поручили Кировскому заводу, имевшему подобный
опыт. В ходе производства бронедеталей для ускорения сборки машины форму рубки
изменили на более простую. Новая самоходная установка получила индекс T-100Y
(игрек).
Корпус и боевая рубка САУ сваривались из броневых листов толщиной 60 мм, за
исключением крыши и днища (20 мм). Конструкция рубки оказалась неудачной из-за
вертикального расположения броневых листов и большой высоты, превышавшей высоту
корпуса. Экипаж включал шесть человек. САУ имела на вооружении морскую 130-мм
пушку Б-13, установленную на тумбе, и три 7,62-мм пулемета ДТ. Углы наведения
пушки по вертикали составляли от -5° до +15° и по горизонтали - в секторе 20°. В
качестве прицела при стрельбе использовалась панорама Герца. Механизмы наведения
пушки - секторного типа. Поршневой двухтактный затвор и пружинный досылатель
обеспечивали скорострельность 4 выстр./мин. В боекомплект пушки входили 30
выстрелов раздельного заряжания. Бронебойный снаряд массой 36 кг с начальной
скоростью 870 м/с пробивал на дальности 4400 м 40-мм броневую плиту. Пулеметы ДТ
располагались по бортам и в корме боевой рубки. Боекомплект к пулеметам состоял
из 1890 патронов (30 дисков). Для наблюдения за полем боя в крыше броневой рубки
устанавливались два перископических прибора ПТ-1.
В корме корпуса находился четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный
авиационный карбюраторный двигатель ГАМ-34-БТ жидкостного охлаждения мощностью
890 л.с. Топливом служил авиационный бензин, который хранился в четырех
алюминиевых баках общей емкостью 1270 л. Запас хода установки по шоссе достигал
210 км.
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения,
пятиступенчатой коробки передач, двух бортовых фрикционов и двух однорядных
бортовых редукторов. Для управления движением машины применялись пневматические
сервоприводы.
Подвеска САУ, в отличие от базовой машины, была индивидуальной, торсионной.
Комплект подвески изготовил ЛКЗ. Со стороны каждого борта находилось восемь
опорных и пять поддерживающих катков с наружной амортизацией. Ведущие колеса
заднего расположения имели цевочное зацепление. На машине применялся механизм
натяжения гусениц винтового типа с приводом изнутри отделения управления.
Для внешней и внутренней связи машина оборудовалась радиостанцией 71-ТК-З и
переговорным устройством ТПУ-6.
Бронекорпус T-100Y поступил с Ижорского завода 24 февраля, а 1 марта началась
сборка машины. 14 марта готовая САУ совершила свой первый выезд. Но война к
этому времени уже закончилась и испытать T-100Y в боевой обстановке не удалось.
Самоходная установка T-100Y также попала в Кубинку летом 1940 года. В ноябре
1941-го и вместе со 152-мм опытными экземплярами САУ СУ-14 и СУ-14-1 ввели в
состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения. Однако сведений
о боевом применении этой машины обнаружить не удалось, но она сохранилась до
настоящего времени и находится в экспозиции Военно-исторического музея
бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
7-я илл.
T-100Y
Еще одной боевой машиной, спроектированной с учетом опыта советско-финской
войны, стала самоходная установка «объект 212А» - 152-мм пушка Бр-2 на шасси
танка КВ. Она была разработана в СКБ-4 ЛКЗ, возглавляемом П.Ф.Федоровым, под
общим руководством Ж.Я.Котина в 1939 году. Ведущий инженер машины -
Ц.Н.Гольбурт.
По своей компоновочной схеме самоходная установка была выполнена с передним
расположением трансмиссионного и моторного отделений, а боевого отделения - в
средней и кормовой части машины. Отделение управления, в котором размещались
механик-водитель и стрелок-радист, находилось между трансмиссионным и моторным
отделениями. Экипаж состоял из семи человек. Элементы ходовой части, а также ряд
других узлов и агрегатов целиком заимствовались у танка КВ.
Броневая защита корпуса и боевой рубки была выполнена из катаных броневых листов
толщиной 20, 30, 50 и 60 мм, имевших рациональные углы наклона к вертикали.
Броневые листы соединялись между собой сваркой.
В боевой рубке на тумбе устанавливалась 152-мм пушка Бр-2, для стрельбы из
которой использовался телескопический прицел. Углы вертикального наведения
составляли от -3° до +15°, горизонтального наведения - в секторе 8°. Для
облегчения заряжания предусматривался специальный лоток, аналогичный лотку
артиллерийской системы М-10 в тяжелом танке КВ-2. Бронебойный снаряд пушки Бр-2
массой 51,07 кг и начальной скоростью 860 м/с пробивал 40-мм броневую плиту на
дальности 5000 м.
Вспомогательное вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов ДТ: курсового,
расположенного у радиста в шаровой установке лобового листа, кормового - в
боевой рубке и зенитного. Боекомплект машины включал 47 выстрелов раздельного
гильзового заряжания к пушке и 3000 патронов к пулеметам.
8-я илл.
Объект 212
На машине предполагалось установить четырехтактный двенадцатицилиндровый
V-образный дизель типа В-2 с приводным центробежным нагнетателем мощностью 850
л.с., который позволял бы 65-тонной самоходной установке развивать скорость до
35 км/ч. Емкость топливных баков - 845 л. Согласно расчетам, запас хода
установки по шоссе достигал 200 км.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из семи опорных катков с
внутренней амортизацией, ведущего колеса переднего расположения, направляющего
колеса с винтовым механизмом натяжения гусениц, четырех поддерживающих катков.
Подвеска - индивидуальная торсионная. Гусеница - мелкозвенчатая. Ширина трака
гусеницы равнялась 660 мм.
Для внешней связи предусматривалось использование радиостанции 71-ТК-ЗМ.
В декабре 1940 года чертежи бронекорпуса «объекта 212А» передали на Ижорский
завод. Однако из-за загруженности последнего изготовление бронекорпуса сильно
затянулось, и он был готов лишь в июне 1941 года. Но в это время Кировский завод
спешно вел подготовку производства тяжелого танка КВ-3, и ему было не до САУ.
Поэтому работы по «объекту 212А» шли очень медленно, а после начала войны их и
вовсе прекратили.
Бронеколлекция, №2, 2006, М. Б. Барятинский - Тяжелые САУ Красной Армии