СУ-85 - Самоходная артиллерийская установка (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Самоходная установка СУ-85
Первая советская полноценная противотанковая САУ, предназначавшаяся для борьбы с новыми немецкими тяжелыми танками. Создана на базе танка Т-34 и САУ СУ-122. Принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. За время серийного производства с августа 1943 по октябрь 1944 года на УЗТМ изготовлено 2644 единицы.
Серийные модификации:
СУ-85 (СУ-85-11) - по конструкции, компоновке и бронированию идентична СУ-122. Основное отличие в вооружении - вместо 122-мм гаубицы установлена 85-мм пушка с баллистикой зенитной пушки 52К обр. 1939 г. Изменена конструкция и расположение командирской башенки. Изготовлено - 2329 единиц.
СУ-85М - СУ-85 с корпусом СУ-100. Изготовлено - 315 единиц.

СУ-85

Боевое крещение СУ-85 состоялось осенью 1943 года во время боев в Левобережной Украине и за освобождение Киева. В основном СУ-85 применялись для сопровождения танков Т-34. Кроме того, ими вооружались самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад. СУ-85 была способна бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанции 600-800 м.
СУ-85 принимали участие в боевых действиях вплоть до конца войны.
Помимо Красной Армии машины этого типа поступили на вооружение Войска Польского (70 шт.) и Чехословацкого корпуса (2 шт.). В Польше СУ-85 эксплуатировались до конца 50-х годов, часть из них переоборудовали в БРЭМ.

СУ-85М

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-85
БОЕВАЯ МАССА, т: 29,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8130, ширина - 3000, высота - 2300, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-5-С85 или Д-5-С85А обр. 1943 г. калибра 85 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 48 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10-Т-15 или ТШ-15, панорамный прицел.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт и корма корпуса - 45, крыша, днище - 20.
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЭРМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бис Ф.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)

 

СУ-85

В апреле 1943 года Артиллерийский комитет ГАУ Красной Армии выслал Уралмашзаводу тактико-технические требования на проектирование САУ с 85-мм орудием. Основным назначением этой самоходки было уничтожение тяжелых танков противника типа «Тигр» на дистанциях 500-1000 м. Для выполнения ТТТ предлагалось взять за основу модернизированную САУ СУ-122М и вместо 122-мм гаубицы установить орудие с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр. 1939 года. Во второй половине апреля конструкторский отдел Уралмашзавода приступил к проектированию новой машины.

5 мая 1943 года ГКО постановлением № 3289сс назначил сроки и исполнителей по изготовлению новых танков и САУ. Выпуск САУ с 85-мм пушкой возлагался на Уралмашзавод, причем Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В.Г.Грабиным, должно было спроектировать, а завод № 9 Наркомата вооружения - изготовить орудие для этой САУ. Однако, когда были получены чертежи 85-мм пушки С-31, предлагаемой ЦАКБ, выяснилось, что она занимает очень большой объем внутри боевого отделения и не позволяет удовлетворительно разместить в машине оборудование и экипаж, а кроме того, вызывает значительное увеличение массы САУ. На «Уралмаше» не только переработали люльку этого орудия, но также предложили заводу № 9 разработать новую 85-мм пушку. В результате в КБ завода под руководством Ф.Ф.Петрова была спроектирована пушка Д-5С-85, значительно лучше приспособленная для установки в САУ. В конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект еще одного орудия - С-18. Оно имело некоторые преимущества с точки зрения артиллерийского производства, так как в нем использовалась люлька от серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Но танковое орудие С-18 не очень удачно компоновалось в боевое отделение проектируемой САУ по следующим причинам:

1) штатная люлька от пушки ЗИС-5, из-за значительной ширины, увеличивала размеры амбразуры под орудие; увеличивалась подвижная и неподвижная бронировка; уменьшался полезный объем внутри боевого отделения и сокращался на 50 л запас горючего внутри машины;

2) увеличенные размеры бронировки орудия значительно ухудшали обзорность водителя со своего рабочего места;

3) центр тяжести всей установки смещался вперед вправо, благодаря чему увеличивалась нагрузка на самый перегруженный каток;

4) укладка боекомплекта для орудия размещалась или в меньшем количестве, или в неудобных местах, затрудняющих уход за машиной (около моторной перегородки);

5) по сравнению с проектом установки пушки Д-5С-85 общий вес самохода с пушкой С-18 увеличивался на 850 кг.

Несмотря на явные недостатки САУ с пушкой С-18, ЦАКБ, используя силу своего авторитета, требовало, чтобы машина с его орудием была выполнена в металле. Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943 года, когда специальная смешанная комиссия из представителей НКТП, НКВ, ГАУ и ГБТУ приняла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм пушками:
СУ-85-I - с пушкой С-18-1 ЦАКБ с измененной люлькой Уралмашзавода;
СУ-85-II - с пушкой Д-5С-85 завода № 9;
СУ-85-IV - с пушкой С-18 ЦАКБ.

16-я илл.
СУ-85-II на заводском полигоне. Июль 1943 года.

Изготовление опытных образцов продолжалось полтора месяца. С 20 июля 1943 года проводились их заводские испытания пробегом на 80 км и стрельбой. При этом Д-5С отстрелялась в полном объеме - 129 выстрелов, что же касается пушек С-18-1 и С-18, то они, из-за поломок спусковых механизмов, сделали соответственно 39 и 62 выстрела. С 25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне (АНИОП) проходили государственные испытания, в ходе которых выяснилось, что [В цитируемых документах стиль и орфография оставлены без изменений.]: «Наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с пушкой Д-5С-85, вследствие короткой длины отката орудия, удобной высоты линии заряжания, наибольшего рабочего объема для заряжающего. У этого самохода получилось наибольшее время при стрельбе на прочность, наибольший средний темп огня в 4 раза выше, чем у самохода с орудием С-18.

Видимость через люк механика-водителя у всех самоходов хорошая, за исключением самохода с пушкой С-18 ЦАКБ, имеющего большую бронировку, которая уменьшает обзор с правой стороны машины.

Доступ к противооткатным устройствам в орудиях системы ЦАКБ невозможен без снятия передней бронировки весом 300 кг, что крайне неудобно и на что требуется затратить 3-4 часа времени.

Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий системы ЦАКБ применены большие грузы весом около 210 кг, что ограничивает свободное пространство, нерационально по конструкции и некультурно на вид.

В орудиях системы ЦАКБ расположение, крепление и прочность гильзоулавливателя ненадежно; вес его очень большой - для подъема и опускания требуется усилие двух человек.

Маховики механизмов наведения у орудий системы ЦАКБ расположены неудобно.

Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой Д-5С-85».

После испытания машин пробегом на 500 км Государственная комиссия сделала заключение, что по ходовым качествам, надежности в работе механизмов, маневренности и проходимости САУ не отличаются от танка Т-34.

По результатам испытаний комиссия рекомендовала для принятия на вооружение Красной Армии самоходную установку СУ-85-II с пушкой Д-5С, что и было оформлено постановлением ГКО №3892 от 7 августа 1943 года. Этим же постановлением предусматривалось прекращение серийного производства на Уралмашзаводе самоходов СУ-122 и танков Т-34. Теперь «Уралмаш» стал производить только самоходно-артиллерийские установки.

По компоновке узлов и агрегатов САУ СУ-85 была аналогична СУ-122, на базе которой она создавалась. При этом 73% деталей заимствовали от танка Т-34, 7% - от СУ-122 и 20% спроектировали заново.

Производство СУ-85 продолжалось на Уралмашзаводе с августа 1943 по октябрь 1944 года. За это время выпустили 2644 самоходных установки.

В конструкцию САУ постоянно вносились коррективы, наиболее существенными из которых были:

17-я илл.
Опытная САУ СУ-Д5-1 во дворе завода. Июль 1943 года.

18-я илл.
Опытная САУ СУ-85-IV. Свердловск, Уралмашзавод, июль 1943 года.

1) изменение топливных трубопроводов с целью ускорения протекания топлива при заправке в 2-3 раза;

2) увеличение толщины брони командирской башенки с 20 до 45 мм;

3) введение соединения бронелистов корпуса в шип;

6) упрочнение крепления подвижного щита введением промежуточного станка и усиленных болтов;

7) разработка и введение электроспуска;

8) разработка командирской башенки с прибором типа МК-4, вместо ПТК;

9) улучшение очистки воздуха от пороховых газов в боевом отделении установкой двух вентиляторов.

Усовершенствование технологии производства дало возможность снизить трудозатраты на 14,2%.

Новую самоходку в войсках приняли хорошо и использовали достаточно эффективно.

Наряду с положительными отзывами с фронтов завод получал и сведения о необходимых улучшениях и усовершенствованиях САУ. Так, командир 7-го мехкорпуса полковник Катков, оценивая машину, заявил: «Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника. Обладая проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный 85-мм пушкой, самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но, используя огонь и броню своих танков „Тигр“, „Пантера“ и самохода „Фердинанд“, противник навязывает современный бой на больших дистанциях - 1500-2000 м. В этих условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить лобовую броню самохода и, самое существенное, вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки типа „Тигр“ с дистанции не менее 1500 м».

19-я илл.
СУ-85.

К поиску путей усиления огневой мощи СУ-85 приступили сразу после начала ее серийного выпуска. К осени 1943 года заводом № 9 было изготовлено 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью 900 м/с, что давало увеличение пробиваемости брони на 20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же, как у Д-5С, и никаких серьезных изменеий в самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длинее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм. Опытный образец самохода прошел в первых числах января заводские испытания и был отправлен в Гороховец на государственные, которые выдержал, но на вооружение принят не был.

Кроме того, осенью 1943 года проводились проектные работы по установке на самоход орудий большего калибра: 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15. Первая машина, получившая индекс СУ-Д25, разрабатывалась по заданию Управления самоходной артиллерии, вторая - СУ-Д15 - по инициативе Уралмашзавода. У обеих установок, по сравнению с серийной СУ-85, несколько возрастала масса, но увеличивалась бронепробиваемость на 30% и 28% соответственно. После рассмотрения этих проектов НКТП признал, что орудия калибров 122 и 152 мм могут перегрузить средний самоход и ухудшить его маневренность, поэтому изготовление опытных образцов «Уралмашу» не разрешили.

20-я илл.
САУ СУ-85БМ с пушкой большой мощности на испытаниях. Январь 1943 года.

21-я илл.
СУ-85 с усиленным бронированием командирской башенки.

22-я илл.
СУ-100 и СУ-85 на полигоне. Зима 1944 года.

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34

 

СУ-85

Форма корпуса САУ по сравнению с СУ-122 изменений не претерпела. Расположение люков и приборов наблюдения в основном идентично опытной СУ-122-III.

Для командира установки к крыше корпуса приваривался броневой колпак с призматическим и перископическим (ПТК-5) приборами наблюдения. Позже число призматических приборов у командира довели до двух, а их общее количество возросло с трех до пяти. В лобовом и бортовых листах корпуса имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. Слева от колпака командира в крыше находился люк для установки в боевом положении панорамного прицела, а за ним - посадочный люк с двустворчатой крышкой. Люк механика-водителя был заимствован у танка Т-34 без изменений.

В лобовом листе корпуса в рамке устанавливалась 85-мм пушка Д-5С-85 (или Д-5С-85А) обр. 1943 года с длиной ствола 48,8 калибра. Масса качающейся части пушки без бронировки 1230 кг (Д-5С-85А - 1370 кг). Предельная длина отката 320 мм. Затвор клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката. Угол горизонтального наведения 20°, вертикального - от -5° до +25°. Спусковой механизм - механический, ручной. Скорострельность пушки с закрытыми люками боевой рубки составляла 6-7 выстр./мин.

Для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел 10Т-15 (на части машин ТШ-15), а для стрельбы как прямой, так и непрямой наводкой - панорамный прицел.

30-я илл.
СУ-85М в корпусе СУ-100 ранних выпусков.

Для стрельбы из 85-мм самоходной пушки использовались штатные боеприпасы от 85-мм зенитной пушки обр. 1939 года:

- унитарный патрон с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом (БР-365) с баллистическим наконечником с взрывателями МД-5 и МД-7;

- унитарный патрон с бронебойнотрассирующим остроголовым снарядом (БР-365К) с взрывателем МД-8;

- унитарный патрон с осколочной стальной гранатой (O-365К) с взрывателем КТМ-1;

- унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом БР-365П (принят на вооружение в феврале 1944 года).

По бронебойности орудие Д-5С на 57% превосходило пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% - гаубицу М-30 самохода СУ-122, что увеличивало дальность эффективной борьбы с немецкими танками в 1,5 раза. Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных выстрелов, из них 19 бронебойных, 9 подкалиберных и 20 осколочно-фугасных. Кроме того, в боекомплект входили 1420 патронов (20 дисков) к двум пистолетам-пулеметам ППШ и 24 ручных гранаты Ф-1.

На СУ-85 устанавливалась радиостанция ЭРМ или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-Збис Ф.

31-я илл.
Командирская башенка с прибором 11ТК-5 и антенный ввод СУ-85.

32-я илл.
Схема бронирования СУ-100.

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34

 

Боевое применение

Первые самоходно-артиллерийские полки (1433-й и 1434-й) были сформированы в декабре 1942 года. Они имели смешанный состав, и в каждый входило шесть батарей. В четырех батареях полка на вооружении состояли по четыре легких САУ СУ-76 и в двух батареях - по четыре установки СУ-122. В каждой батарее было два взвода по две установки. Для командиров батарей установок не предусматривалось. Всего на вооружении полка находилось 17 САУ СУ-76 (в том числе одна для командира полка) и восемь СУ-122. По такому штату предполагалось сформировать 30 полков.

Первые самоходно-артиллерийские полки предназначались для передачи в танковые и механизированные корпуса, однако в связи с начавшейся операцией по прорыву блокады Ленинграда, их в конце января 1943 года отправили на Волховский фронт.

Первый бой новые полки приняли 14 февраля в частной операции 54-й армии в районе Смердыни. В итоге, за 4-6 дней боев было разрушено 47 дзотов, подавлено 5 минометных батарей, уничтожено 14 противотанковых орудий, сожжено 4 склада боеприпасов. На Волховском фронте в некоторых операциях принимали участие заводские водители-испытатели. В частности, за успешное выполнение отдельного задания водителя-испытателя Уралмашзавода Болдырева наградили медалью «За боевые заслуги».

С апреля 1943 года началось формирование самоходно-артиллерийских полков с однотипными установками. В полку имелось 16 САУ СУ-122, один танк Т-34 командира полка и одна бронемашина БА-64. Такая же организация была и у полков СУ-85, формирование которых началось с осени 1943 года.

36-я илл.
Батарея СУ-122 выдвигается к передовой. Воронежский фронт, район Прохоровки, июль 1943 года.

37-я илл.
СУ-122 на марше. Район Харькова, август 1943 года.

Уже в 1943 году в ходе обучения и боевых действий была разработана тактика применения самоходной артиллерии, сохранившаяся до конца войны. Она состояла в том, что с началом движения танков в атаку САУ с занятых позиций огнем прямой наводкой уничтожали оживавшие и вновь появлявшиеся противотанковые орудия и другие более важные огневые точки противника. Перемещение САУ на следующий огневой рубеж начиналось при достижении танками и пехотой первой траншеи противника, при этом одна часть самоходно-артиллерийских батарей выдвигалась вперед на следующий огневой рубеж, а другая продолжала вести огонь по наблюдаемым целям со старых огневых позиций. Затем и эта часть батарей перемещалась вперед под прикрытием огня уже развернувшихся на новом огневом рубеже батарей.

В ходе наступления самоходно-артиллерийские установки двигались в боевых порядках пехоты и танков, не отрываясь от поддерживаемых подразделений более чем на 200-300 м, что позволяло постоянно осуществлять огневое взаимодействие с ними. Таким образом, скачки от одного рубежа к другому производились часто, поэтому САУ находились на каждом огневом рубеже всего 3-5 минут, реже 7-10. За этот промежуток времени они успевали подавить одну, редко две цели. Вместе с тем, такой способ перемещения боевого порядка самоходной артиллерии способствовал непрерывности сопровождения пехоты и танков. Самоходно-артиллерийские установки обычно вели стрельбу в интервалы между танками или подразделениями пехоты, уничтожая наиболее активные огневые средства противника в полосе наступления.

Стрельба из САУ велась в пределах дальности действительного огня и зависела от обстановки, местности и характера цели. Так, например, самоходки 1443-го сап на Волховском фронте в феврале 1943 года, ведя боевые действия на лесисто-болотистой местности, ограничивавшей возможности стрельбы, открывали огонь по всем целям на дальностях, не превышавших 400-700 м, а по дзотам - 200-300 м. Для разрушения дзотов в этих условиях в среднем требовалось 6-7 122-мм снарядов. Стрельба в большинстве случаев велась по целям, которые отыскивали сами экипажи. Значительную помошь в этом оказывали десанты пехоты (когда они имелись). Только 25% всех обнаруженных целей уничтожались по указанию командиров батарей. Если обстановка вынуждала применять сосредоточенный огонь или вести стрельбу с закрытых позиций, то управление огнем централизовалось в руках командира батареи или даже командира полка.

38-я илл.
Переправа САУ через Днепр. Ноябрь 1943 года.

39-я илл.
Танковая колонна «Советский старатель», построенная на средства старателей треста «Хакасзолото». Приняв боевые машины, экипажи делят сухой паек. Свердловск, весна 1944 года.

С наращиванием производства САУ возрастало их число в войсках. С октября 1943 по февраль 1944 года все полки получили установки для командиров батарей и командира полка и были переведены на новые штаты. Согласно последним полк имел четыре пятиорудийных батареи, всего 21 САУ СУ-85. В штат полка были введены рота автоматчиков и саперный взвод.

Помимо отдельных самоходно-артиллерийских полков, САУ СУ-85 состояли на вооружении сап, вошедших в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад. С осени 1943 года СУ-85 активно использовались в боевых действиях и быстро завоевали популярность в войсках как эффективное противотанковое средство. Вот, например, отзыв командира 1440 сап подполковника Шапшинского: «Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых операциях полк, главным образом, поддерживал атаки своих танков, следуя за их боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее трудноуязвимое место - лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка „Тигр“ с дистанции 600-800 м, а борт его - с 1200-1300 м».

Анализируя этот отзыв, следует заметить, что довольно широкораспространенное в 1943-1944 годах использование САУ в качестве танков непосредственной поддержки пехоты лишь в отдельных случаях оправдывалось обстановкой и приносило успех. В большинстве же случаев это было абсолютно нецелесообразно и приводило к большим потерям в материальной части и личном составе. С недостатками и ошибками в боевом применении САУ велась борьба во всех инстанциях. В приказах командующих фронтами общевойсковым и танковым командирам давались указания «ни в коем случае не допускать использования самоходно-артиллерийских установок в качестве танков...». Кроме того, запрещалось использование самоходно-артиллерийских полков, входящих в состав истребительно-противотанковых бригад, для сопровождения пехоты и танков в отрыве от остальных частей бригады. Такие полки чаще других предусматривалось выделять в артиллерийско-противотанковый резерв.

40-я илл.
Подбитая СУ-85 на улице Могилева, 1944 год. Судя по отсутствию люка механика-водителя, сорванной с болтов маск-установке и отлетевшей по месту сварки командирской башенке, в машине взорвался боекомплект.

41-я илл.
Колонна самоходной артиллерии на марше. На переднем плане СУ-85, на заднем - СУ-85М. Восточная Пруссия, зима 1945 года.

Характерным примером успешного использования САУ в составе такого резерва 2-й гв. армии 1-го Прибалтийского фронта стали действия 1021 сап (СУ-85) 14 иптабр в ходе Шауляйской наступательной операции в июле 1944 года в районе небольшого населенного пункта Девиндони. По решению командующего армией полк был сосредоточен на танкоопасном направлении за боевыми порядками 747 иптап (57-мм пушки ЗИС-2) той же бригады. Большая группа немецких танков, численностью до 100 машин, сопровождаемая мотопехотой на бронетранспортерах, перешла в контратаку. После упорного боя танки противника прорвали боевые порядки наших передовых частей. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения немцев, самоходные батареи быстро произвели маневр на направление прорыва и заняли огневые позиции в засадах на пути движения вражеских танков. Фланги их позиций прикрывались противотанковой артиллерией. Подпустив танки на дистанцию до 500 м, САУ совместно с орудиями полевой артиллерии обрушились на них внезапным огнем, уничтожили и подбили 19 машин, а остальные заставили остановиться и вернуться 8 исходное положение.

Подобный опыт использования САУ имелся и у 1026 сап (СУ-85) 38 иптабр, находившегося в артиллерийско-противотанковом резерве 8-й гв. армии 1-го Белорусского фронта в Берлинской операции. При развертывании бригады полк располагался в ее втором эшелоне в готовности к немедленному маневру на любое угрожаемое направление.

Поскольку СУ-85 в больших количествах поступали в Красную Армию в 1943-1944 годах, в тот период Великой Отечественной войны, когда наши войска в основном наступали, то, естественно, они привлекались к действиям в составе штурмовых групп при прорыве укрепленных районов и оборонительных полос противника. Эффект от применения СУ-85 в составе штурмовых групп был заметно ниже, чем от СУ-122 или тяжелых САУ. Так, в октябре 1944 года при прорыве войсками 3-го Белорусского фронта оборонительного рубежа немцев на р.Нарев некоторые штурмовые группы, имея в своем составе только СУ-85, не смогли выполнить задачи по разрушению дотов, поскольку фугасное действие 85-мм снарядов было недостаточным. Не случайно, например, командование 4-й гв. танковой армии еще в апреле 1944 года настойчиво просило вышестоящие инстанции отыскать хотя бы 20 СУ-122. Эту проблему удалось решить в результате наращивания выпуска тяжелых САУ, а также после поступления в войска новой установки СУ-100 со значительно более мощным фугасным снарядом, чем у СУ-85.

42-я илл.
СУ-100 13-й армии на подступах к Берлину, весна 1945 года.

43-я илл.
В одном из самоходно-артиллерийских полков зачитывают победный приказ Верховного Главнокомандующего. На снимке - САУ СУ-85М. Германия, 1945 год.

«Сотки» начали поступать в войска с ноября 1944 года, а в конце года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. Включение в состав подвижных групп наших наступающих войск самоходок, вооруженных мощными 100-мм орудиями, существенно повышало их ударную силу. Нередко САУ участвовали в завершении прорыва тактической глубины обороны противника. Характер боя при этом имел много общего с действиями при наступлении на противника, поспешно перешедшего к обороне. Наступление в этих условиях проводилось или атакой с хода, или с подготовкой атаки в ограниченные сроки.

Так, в Восточно-Прусской наступательной операции войска 5-й гв. танковой армии 17 января 1945 года, пройдя боевые порядки 53 ск 48-й армии, с ходу атаковали части 299-й и 7-й немецких пехотных дивизий. Для завершения прорыва тактической зоны обороны противника были введены в бой две танковые бригады из состава 10 тк с самоходной артиллерией: 186 тбр с 1207 сап СУ-100 и 178 тбр с 381 сап СУ-100. После двухчасового боя противник был разгромлен, и 5-я гв. танковая армия продолжала наступление в западном направлении.

Впрочем, в 1945 году самоходным установкам СУ-100 пришлось участвовать и в ожесточенных оборонительных боях. Речь идет об отражении контрудара 6-й танковой армии СС против войск 3-го Украинского фронта с 6 по 16 марта 1945 года в районе озера Балатон в Венгрии.

44-я илл.
СУ-100.

Здесь активно использовались 207, 208 и 209 сабр, вооруженные СУ-100, а также несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85, не без участия которых уже в первый день немецкое наступление начало давать сбои.

В направлении главного удара немцам не удалось выйти на шоссе Надьбайом - Капошвар. Важную роль на этом участке сыграл 1201 сап (12 СУ-85), который не только отразил огнем с места немецкий удар, но и совместно с пехотой 113 сд провел успешную контратаку, отбросив вклинившиеся немецкие части на 1-1,5 км.

10 марта, перегруппировав силы и использовав последние резервы, немцы попытались прорвать фронт на узком участке правого фланга советской обороны. Однако к этому времени здесь были развернуты четыре резервных иптап, благодаря чему плотность советской артиллерии достигла 49 орудий на 1 км фронта. Прорвать такие боевые порядки оказалось невозможно.

Особенно отличились в этих боях 1951 и 1953 сап 209-й бригады, сумевшие организовать хорошее взаимодействие с пехотой, противотанковой и дивизионной артиллерией. В течение дня СУ-100 командира батареи старшего лейтенанта А. Кочерги, боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина уничтожили по три танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева из 1952 сап уничтожила в ходе боя три «королевских тигра».

В боях 11-12 марта самоходные установки СУ-100 часто использовались вместо танков, из-за больших потерь последних. Поэтому командующий бронетанковыми и механизированными войсками армии отдал приказ об оснащении каждой САУ ручным пулеметом для самообороны. По итогам мартовских боев в Венгрии СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку командования.

45-я илл.
СУ-100 на ул. Горького перед парадом. Москва, 7 ноября 1948 года. У этих машин командирские башенки с двухстворчатыми люками.

46-я илл.
На этой САУ командирская башенка имеет одностворчатую крышку люка. Диаметр башенки совпадает с диаметром спонсона. Характерной формы колпаки вентиляторов применялись только на СУ-100.

47-я илл.
Командирская башенка: 1 - корпус башенки; 2 - подвижной погон; 3 - замок-защелка; 4 - смотровая щель; 5 - угольник; б - резиновый буфер; 7 - стопор; 8 - отверстие для установки прибора наблюдения МК-IV; 9 - отверстие для ключа; 10 - крышки люка.

К концу войны в Красной Армии насчитывалось 277 самоходно-артиллерийских полков, 81 (29,3%) из которых был вооружен средними САУ СУ-85 и СУ-100.

Помимо Красной Армии средние САУ состояли на вооружении польских и чехословацких войск, воевавших на советско-германском фронте.

Войско Польское получило первые самоходки в марте 1944 года, когда в составе 1-й польской танковой бригады сформировали дивизион из 12 СУ-85. 15 апреля прибыли еще 9 боевых машин с советскими экипажами, и дивизион развернули в 13-й полк самоходной артиллерии. За время войны в Войске Польском сформировали еще два таких полка - 24-й и 28-й. Штатная структура этих частей была такой же, как и в самоходно-артиллерийских полках Красной Армии. Кроме боевых частей, по нескольку СУ-85 получили Школа танковых войск и 3-й учебный танковый полк. Часть САУ поступала с Уралмашзавода, часть - с ремонтных баз. Всего до апреля 1945 года Войску Польскому передали 70 СУ-85, из которых на 16 июля 1945 года в строю оставалось 48 единиц. Остальные были потеряны в боях. СУ-85 состояли на вооружении польских танковых войск до конца 50-х годов. Часть из них разоружили и переоборудовали в БРЭМ WPT.

Что касается СУ-100, то 1 мая 1945 года поляки начали формирование 46-го полка самоходной артиллерии, который планировалось вооружить машинами этого типа. Однако до конца боевых действий в Европе им передали только две САУ. Остальные СУ-100 Войско Польское получило уже в послевоенные годы.

Незначительное количество СУ-85 (не больше батареи) состояло на вооружении 1-й чехословацкой танковой бригады.

В СССР послевоенные годы СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому, пребывает и сейчас. Во всяком случае, приказа Министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Снятые с хранения машины участвовали в военных парадах, посвященных Дню Победы, в 1985 и 1990 годах.

СУ-100 как советского, так и чехословацкого производства состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского договора, а также Алжира, Йемена, Анголы, Албании, КНДР, Кубы, Египта, Сирии и Вьетнама. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956, 1967 и 1973 годов. На 1996 год СУ-100 еще имелись в армиях Кубы, Албании, Румынии и КНДР. Вместе со своим базовым танком Т-34-85 у СУ-100 есть шанс, находясь в боевом строю, встретить XXI век.

48-я илл.
Египетские СУ-100, захваченные 3-м английским парашютным батальоном 5-6 ноября 1956 года в окрестностях Порт-Саида. Эти машины чехословацкого производства, о чем можно судить по второму антенному вводу в кормовой части рубки. На нижнем снимке, слева от СУ-100 - английская САУ «Арчер», также состоявшая на вооружении армии Египта.

49-я илл.
50-я илл.
Люк механика-водителя: 1 - самозапирающийся замок крышки; 2 - крышка люка; 3 - броневая крышка призмы прибора наблюдения; 4 - рукоятка крышки прибора наблюдения; 5 - рычаг крышки люка; 6 - рукоятка для открывания крышки люка со стопором; 7 - сектор; 8 - штанга; 9 - рычаг; 10 - торсионы уравновешивающего механизма; 11 - задрайка крышки люка.

Бронеколлекция, №1, 2000, М. Б. Барятинский - Самоходные установки на базе танка Т-34