ЗИС-30 - Самоходная артиллерийская установка (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Самоходная установка ЗИС-30
Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на заводе № 92 (г. Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»; там же и серийно производилась с 21 сентября по 15 октября 1941 года. Изготовлена - 101 единица.
Серийная модификация:
- в кормовой части корпуса тягача установлена 57-мм пушка за штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина осталась без изменений.
САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. При всех своих недостатках (плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода и т.д.) ЗИС-30 благодаря наличию мощной артсистемы довольно успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету 1942 года этих машин в войсках практически не осталось.

САУ ЗИС-30

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ЗИС-30
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,96.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3900, ширина - 1850, высота (по кабине) - 1580, клиренс - 300.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-2 обр. 1941 г. калибра 57 мм, 1 пулемет ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 756 патронов к пулемету.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7...10.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ М-1, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 50 л.с. (36,8 кВт) при 2800 об/мин; рабочий объем - 3280 см³.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка передач, демультипликатор, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление - цевочное); подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; в каждой гусенице 79 траков шириной 200 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 47.
ЗАПАС ХОДА, км: 150.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м - 1,4, высота стенки, м - 0,47, глубина брода, м - 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)