ЗИС-30 - Самоходная артиллерийская установка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Самоходная установка ЗИС-30
Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на
заводе № 92 (г. Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и
полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»; там же и серийно
производилась с 21 сентября по 15 октября 1941 года. Изготовлена - 101 единица.
Серийная модификация:
- в кормовой части корпуса тягача установлена 57-мм пушка за штатным щитом. Для
большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На
крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном
базовая машина осталась без изменений.
САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были
укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и
Юго-Западного фронтов. При всех своих недостатках (плохая устойчивость,
перегруженность ходовой части, малый запас хода и т.д.) ЗИС-30 благодаря наличию
мощной артсистемы довольно успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету
1942 года этих машин в войсках практически не осталось.
САУ ЗИС-30
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ЗИС-30
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,96.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3900, ширина - 1850, высота (по кабине) - 1580,
клиренс - 300.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-2 обр. 1941 г. калибра 57 мм, 1 пулемет ДТ обр. 1929 г.
калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 756 патронов к пулемету.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7...10.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ М-1, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного
охлаждения; мощность - 50 л.с. (36,8 кВт) при 2800 об/мин; рабочий объем - 3280
см³.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка
передач, демультипликатор, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые
передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно
в две балансирные тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо,
ведущее колесо переднего расположения (зацепление - цевочное); подвеска на
полуэллиптических листовых рессорах; в каждой гусенице 79 траков шириной 200 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 47.
ЗАПАС ХОДА, км: 150.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м - 1,4,
высота стенки, м - 0,47, глубина брода, м - 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.
Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)