Т-34-85 (Объект 135) - Средний танк (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Средний танк Т-34-85 (Объект 135)
Создан на базе танка Т-34 путем установки новой башни с вооружением. Разрабатывался в КБ завода № 183 УВЗ (г. Нижний Тагил). Принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 года. Производился заводами № 183 УВЗ, № 112 («Красное Сормово», г. Горький) и № 174 (г. Омск). С 1944 по III квартал 1945 года (то есть до конца Второй Мировой войны) изготовлено 21 048 единиц.
Серийные модификации:
Т-34-85 (Д-5Т) - первый серийный вариант завода № 112. Новая трехместная литая башня с неподвижной командирской башенкой, 85-мм пушка Д-5Т с длиной ствола 48,8 клб. Диаметр башенного погона увеличен с 1420 до 1600 мм. Телескопический прицел ТШ-15 и перископический панорамный прицел ПТК. Один башенный вентилятор. Радиостанция - в корпусе танка.
Т-34-85 (ЗИС-С-53) - 85-мм пушка ЗИС-С-53 с длиной ствола 54,6 клб. Командирская башенка сдвинута к корме башни. Изменен электропривод поворота башни. Радиостанция перенесена в башню. Изъят прицел ПТК. Введен второй башенный вентилятор. Внесены другие мелкие изменения.
С марта 1944 года Т-34-85 начали поступать в части. В первую очередь ими перевооружались гвардейские танковые бригады. В 1944 году было выпущено 10 499 танков Т-34-85, которые быстро вытесняли из действующей армии Т-34 ранних образцов.
В наиболее массовых количествах их применяли в операциях 1945 года: Висло-Одерской, Померанской, Берлинской, в сражении у о. Балатон в Венгрии. Длинноствольная 85-мм пушка, значительно лучшая, чем у Т-34, оптика, увеличившаяся надежность моторно-трансмиссионной установки, а также высвобождение командира танка для выполнения его основных функций и возросший уровень боевой подготовки экипажей позволили Т-34-85 уверенно бороться с немецкими танками всех типов, включая тяжелые.
До середины 1945 года на вооружении советских танковых частей на Дальнем Востоке состояли в основном легкие танки БТ и Т-26. К началу войны с Японией в войска поступило 670 танков Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях. 6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и получила на месте 408 Т-34-85 с уральских заводов. Таким образом машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.
Значительное количество Т-34-85 было передано Войску Польскому (328 шт.), Чехословацкому корпусу (около 130 шт.) и НОАЮ (65 шт.).
На базе этого танка выпускались самоходно-артиллерийские установки, огнеметные танки и другие спецмашины.
Производство Т-34-85 в СССР продолжалось до 1946 года. В 1950-1954 годах по советской лицензии их выпускали в ЧССР, а в 1953-1956 годах - в ПНР.
Т-34-85 эксплуатировались в Советской Армии вплоть до конца 70-х годов. При этом они неоднократно подвергались модернизации. Боевые машины этого типа состояли на вооружении армий всех стран-участниц Варшавского Договора, а также еще 28 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Во многих из них они используются и по сей день.
После второй мировой войны Т-34-85 принимали участие в войне в Корее и Вьетнаме, в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и Мозамбике. Последние факты боевого применения (причем весьма успешного) танков этого типа относятся к периоду гражданской войны в Югославии в 1991-1995 годах.

Т-34-85

Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-34-85 (ЗИС-С-53)
БОЕВАЯ МАССА, т: 32.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8100, ширина - 3000, высота - 2720, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-С-53 обр. 1944 г. калибра 85 мм, 2 пулемета ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 55 выстрелов, 1953 патрона.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ-16.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма - 45, крыша, днище - 20, башня - 60...90.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2-34, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность - 400 л.с. (294,5 кВт) при 1700 об/мин; рабочий объем - 38 880 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление - гребневое), направляющее колесо; подвеска - индивидуальная пружинная; в каждой гусенице 72 трака шириной 500 мм, шаг трака - 172 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9РМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-Ф или ТПУ-З-бис Ф.

Бронеколлекция, №1, 1998, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника СССР (1939-1945 гг.)