ТА-1 - Средний танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Несмотря на то что танк ТГ не был принят на
вооружение, он, по мнению комиссии, имел множество положительных черт, и главным
образом весьма мощное вооружение. Поэтому еще в ходе достройки и испытаний ТГ в
начале 1931 г. ЭКО ОГПУ ориентировало группу конструкторов под руководством В.
Асафова на совершенствование идей Э. Гроте в плане снижения сложности и
стоимости танка.
Уже в апреле 1931 г. ими был предложен проект маневренного (среднего) танка под
индексом Т-1001, или ТА-1 (некоторые расшифровывают его как «танк Асафова»).
Танк должен был позаимствовать вооружение от ТГ (76-мм пушка А-19, 37-мм пушка
ПС-2, 5 пулеметов). Но ходовая часть и трансмиссия должны были стать проще и
надежнее.
Конструкторами была выбрана индивидуальная пружинная подвеска Кристи на пяти
парах катков, а также гусеница гребневого зацепления по типу Кристи. В качестве
силового агрегата первоначально думали применить мотор «Либерти», но поскольку
авиапромышленность осваивала лицензионный выпуск BMW-IV, проект был
скорректирован под него.
Внешне танк напоминал машину Гроте, и его вооружение также располагалось в три
яруса, но в виду того, что боекомплект в башнях был размещен вдоль стенок
стоймя, а индивидуальная пружинная подвеска имела большой ход опорных катков,
установить два бортовых пулемета не представлялось возможным. Поэтому зачетная
версия Т-1001 имела лишь три пулемета (курсовой и кормовые башенные).
Куполообразные (полусферические) башни танка, защищенные броней 13 (малая) и 20
мм (большая), предлагалось изготавливать штамповкой и сваркой. Командир и
механик-водитель имели стробоскопические приборы наблюдения.
Боевой вес танка должен был составить 18-18,5 т и иметь максимальную скорость
движения по шоссе не менее [256] 50 км/ч. Однако завершение проектных работ
совпало с первой фазой увлечения колесно-гусеничным движителем, и потому уже на
стадии доработки проекта его пришлось радикально перерабатывать под
колесно-гусеничный ход. [257]
Таким образом, проектирование Т-1001 (ТА-1) плавно перетекло в Т-1002 (ТА-2).
Эта боевая машина в целом сохраняла все особенности предшественницы, но
дополнялась бортовыми пулеметами для обеспечения «зачистки окопов», [258] тремя
парами обрезиненных катков большого диаметра (для движения на колесах) и
поднимаемой парой опорных катков на свече для обеспечения маневренности на
колесном ходу. Привод при движении на колесах осуществлялся на заднюю пару
(применительно к одному борту) гитарой от бортовых передач. Приводы управления в
этом танке из-за крайне плотной компоновки МТО пришлось делать пневматическими,
как и на ТГ, что не лучшим образом сказалось на сложности конструкции и цене
танка в целом.
Расчеты показывали, что подвижность танка, масса которого выросла до 27 т,
ожидалась неплохой - до 80 км/ч на колесах и до 50 км/ч на гусеницах, однако
запас хода не вполне удовлетворял военных. Да и в расчетах были обнаружены
ошибки.
Все это побудило конструкторов начать проектирование третьего танка - Т-3,
который относился уже к «позиционным», так как имел массу свыше 32 т.
Он сохранил колесно-гусеничный ход, но вытянулся в длину свыше 8 метров.
Конечно, это давало ему определенные преимущества при преодолении рвов, но и
только.
В конструкции Т-3 проектировщики ушли от трехъярусной установки вооружения, и
две пушки разместились в лобовой части башни, но с независимой наводкой. Вместо
пулеметов «максим» в танке повсеместно ожидалось применение пулеметов ДТ,
бронирование составляло 20-40 мм.
Танк Т-3 должен был иметь герметичный корпус, и потому для него планировалось
установить комплекс «противогазной защиты» от отравляющих веществ конструкции
Института химобороны с приточной вентиляцией через поглотительный фильтр.
Кроме того, на танк планировалось поставить радиостанцию дальнего действия с
тем, чтобы на остановках можно было связываться с корреспондентом, удаленным на
30-50 км. Ожидалось, что этот танк разовьет скорость на гусеницах до 45 км/ч, а
на колесах - до 70 км/ч. [260]
Проект Т-3 рассматривался в начале 1932 г. в качестве возможного кандидата на
серийное производство, но по целому ряду критериев победил пятибашенный Т-35.
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА,
ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.