ИС-3М - Тяжелый танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Тяжёлый танк ИС-ЗМ
Танк ИС-ЗМ, демонстрировавшийся на Международной выставке военной техники и
вооружения в Омске. 2001 г.
Предполагалось, что новейшие ИС-3 в ближайшие послевоенные годы составят основу
советских танковых войск. Поэтому, несмотря на завершение боевых действий, их
серийное производство продолжалось высокими темпами - в июне, июле и августе
1945 г. ЧКЗ выпускал по 250 машин, в декабре изготовил - 275. Однако вскоре
выяснилось, что ИС-3, да и другие танки разработки военных лет мало пригодны для
службы в мирное время. Надёжность, ресурс механизмов и агрегатов этих машин
оказались весьма низкими, хотя планировалось эксплуатировать их в мирное время
годами, а не в течение относительно короткого периода - нескольких недель (до их
уничтожения в бою), как это было в войну.
В самом начале службы в войсках у танков ИС-3 проявился целый ряд недостатков,
явившихся следствием конструктивных просчётов и ошибок, допущенных в ходе
проектирования. В частности, конструкция бронекорпуса, обеспечивая высокий
уровень снарядостойкости, не обладала при этом необходимой эксплуатационной
жёсткостью. Окончательно веру военных в ИС-3 подорвала информация о том, что во
время одного из контрольных обстрелов танка на полигоне 100-мм бронебойными
снарядами после попадания точно в ребро лобовой детали («щучий нос») корпус
лопнул по сварным швам и практически развалился - машина была полностью выведена
из строя. В результате в 1946 г. производство ИС-3 было прекращено, а все
имеющиеся танки подверглись модернизации по программе устранения конструктивных
недостатков (УКН).
В ходе эксплуатации зачастую случались повреждения корпуса в районе МТО, поломки
коробки передач, выходы из строя двигателя и прочее. Работа по организации
ремонта всего парка танков ИС-3 оказалась сложной и кропотливой. Пришлось
разработать документацию на разборку танков, обмер и осмотр основных узлов и
деталей, снимаемых с машин, на отбраковку вышедших из строя, а также на их
восстановление или ремонт. В комплексе специальных работ были задействованы
практически все отделы ОКБТ Кировского завода. Координировал их опытный
инженер-конструктор В. Козловский. К концу 1951 г. здесь выпустили более 120
многостраничных инструкций по восстановлению основных узлов танка.
В 1948-1952 гг. все танки ИС-3 были подвергнуты переделке и модернизации по
программе УКН на Кировском заводе. Прежде всего, усилили подбашенный лист и
кронштейны крепления двигателя, что повышало жёсткость корпуса.
Усовершенствовали трансмиссию и ходовую часть - улучшили конструкцию главного
фрикциона, уплотнений бортовых передач и подшипников опорных катков. Изменили
крепление коробки передач, что снизило возникающие расцентровки двигателя и
элементов трансмиссии. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установили
электрический МЗН-1. Для обеспечения более устойчивой радиосвязи радиостанцию
10-РК заменили другой - Р-113. В результате всех нововведений масса танка
возросла до 48,8 т против 45,8 т у ИС-3 образца 1945 г.
Башня танка ИС-ЗМ. На правом крыле - масляный бачок, за ним видны крышки
бортовых бункеров. Под маской орудия - треугольный люк механика-водителя
Башня танка ИС-ЗМ: 1 - окно прицела; 2 - приливы для кронштейнов пушки; 3 -
крюк; 4 - поручень; 5 - гнездо антенного ввода; 6 - гнездо установки
перископического прицела наводчика; 7 - вращающийся колпак; 8 - крышка люка; 9 -
задний лист крыши; 10 - турель зенитного пулемёта; 11 - гнездо установки
перископического прицела заряжающего; 12 - торсион крышки люка; 13 - штырь; 14 -
хомутиковый замок.
Кормовая часть башни. Видны поручни для десанта и специальный жёлоб,
предотвращающий сток дождевой воды в открытый люк водителя при вождении машины
по-походному с пушкой назад
Тяжёлый танк ИС-ЗМ. 1960 г.
Люк башни танка ИС-ЗМ: 1 - прибор наблюдения командира; 2 - захват; 3 -
рукоятка; 4 - левая крышка люка башни; 5 - правая крышка люка башни; 6 - прибор
наблюдения заряжающего; 7 - захват крепления турели зенитного пулемёта; 8 -
петля крышки; 9 - кронштейн крепления пушки «по-походному»; 10 - крышка колпака;
11 - уплотнительная лента; 12 - торсионный валик крышки; 13 - бонки крепления
переключателей командного управления башни.
Несмотря на обширный список переделок и большие затраченные средства - стоимость
модернизации одной машины по программе УКН обходилась в 260 000 руб. -
эксплуатационные характеристики танков так и не удалось довести до необходимых
требований.
В конце 1950-х гг. ИС-3 вновь подверглись модернизации, после которой стали
называться ИС-ЗМ. По сравнению с танками выпуска 1945-1946 гг. они получили
более совершенные двигатель, систему подогрева, агрегаты трансмиссии и узлы
ходовой части; дополнительно увеличили жёсткость корпуса. Основной задачей
модернизации были подтягивание ИС-3 на уровень боевых машин того периода и
максимально возможная унификация его узлов и агрегатов с современными танками.
Отделение управления танка ИС-ЗМ: 1 - укладка для автомата АК; 2 - укладки для
гранат Ф-1; 3 - фильтр грубой очистки топлива; 4 - тахометр; 5 - люк
механика-водителя; 6 - педаль главного торсиона; 7 - щиток водителя; 8 - прибор
наблюдения водителя; 9 - педаль подачи топлива; 10 - закрывающий механизм крышки
люка; 11 - рычаг управления; 12 - манометр воздушного запуска двигателя; 13 -
рычаг переключения передач; 14 - спидометр; 15 - счётчик моточасов; 16 - баллон
системы воздухопуска; 17 - сливной бачок; 18 - досылатель; 19, 31 - магазины к
пулемёту ДТ; 20, 30 - дверки правой и левой укладок на семь гильз; 21, 29 -
магазинные коробки к ДШК; 22, 28 - аккумуляторные батареи; 23 - блок питания
прибора наблюдения; 24 - выключатель батарей; 25 - ручной рычаг подачи топлива;
26 - укладка замковой втулки прибора наблюдения; 27 - сиденье механика-водителя.
Для увеличения жёсткости днища корпуса под коробкой передач приваривали накладку
из броневой стали, а также планки, исключавшие обрыв крышек на днище танка при
задевании о грунт. Улучшили уплотнение всех броневых листов кормовой части
корпуса, а также крышек люков среднего откидного листа. Установили планки на
кормовом листе и раскосы на днище. Постамент двигателя также усилили за счёт
установки раскосов, косынок и планок.
Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колёс, сальниковые
уплотнения.
Изменили конструкцию устанавливаемых на корпус крыльев. Для большей жёсткости в
листах переднего и заднего крыла сделали выштамповки (зиги). К передним крыльям
добавили откидные подкрылки на петлях, к задним - прикрепили листы из
прорезиненной ткани, защищавшие корпус от забрызгивания грязью.
Снаружи, в нижней части башни, стали приваривать специальный жёлоб,
предотвращавший сток дождевой воды в открытый люк механика-водителя при вождении
танка по-походному - с пушкой, повёрнутой назад.
Укладка на семь зарядов в отделении управления слева от сиденья
механика-водителя
Вид в кормовую часть башни из люка. Хорошо видны снарядная укладка на полке
башни и вентилятор
Боевое отделение танка ИС-ЗМ: 1 - аппаратура ТПУ А-1 командира; 2 - блок
настройки антенны; 3 - электрощиток башни; 4 - танковый перископ командира (ТПК);
5 - аппарат ТПУ А-2 наводчика; 6 - электродвигатель механизма поворота башни; 7
- прицел ТШ-17; 8 - внутренний стопор пушки «по-походному»; 9 - аппарат ТПУ А-3
заряжающего; 10 - прибор наблюдения заряжающего МК-4; 11 - спаренный с пушкой
пулемёт ДТ; 12 - лотковая снарядная укладка; 13 - сиденье заряжающего; 14 -
пушка Д-25Т; 15 - сиденье командира; 16 - стопор башни; 17 - маховичок ручного
привода механизма поворота башни; 18 - контроллер; 19 - блок питания
радиостанции и ТПУ; 20 - радиостанция Р-113; 21 - разгрузочная тяга.
Корпус танка (носовая часть и правый борт): 1, 7 - верхние накладные листы; 2 -
бонки для крепления запасных траков; 3 - бонка для крепления прибора наблюдения;
4 - бонка крепления фар и сигнала; 5 - защёлка; 6 - буксирный крюк; 8 - левое
переднее крыло; 9 - нижний наклонный лист; 10 - нижний боковой лист; 11 -
кронштейн кривошипа направляющего колеса; 12 - цапфа; 13 - упор; 14 - кольцо оси
поддерживающего катка; 15 - блок подвески; 16 - верхний наклонный лист; 17 -
крыло; 18 - кронштейн крепления наружных топливных баков; 19 - защитная планка.
«Щучий нос» танка ИС-ЗМ
Нижний лобовой лист и передняя часть днища ИС-ЗМ
Корма танка ИС-ЗМ. Видны модифицированные задние брызговики с выштамповками,
кронштейн для фиксации орудия по-походному. С левой стороны под габаритным огнём
- розетка для внешнего запуска
На корме танка кронштейны крепления дополнительных бочек с топливом и розетка
внешнего запуска
Подмоторная кормовая часть днища танка
Ввели дополнительно ночной инфракрасный прибор механика-водителя ТВН-2, который
устанавливали вместо дневного прибора наблюдения или на специальной стойке при
вождении по-походному. У командира танка во вращающемся колпаке крышки люка
вместо смотрового прибора МК-4 поставили прибор ТПК-1, имевший пятикратное
увеличение и поле зрения 30°. Сам вращающийся колпак командирского люка получил
дополнительные уплотнения.
Зенитный пулемёт ДШК заменили модернизированным ДШКМ, а пулемёт ДТ - ДТМ. С 1960
г. боекомплект к спаренному и зенитному пулемётам был уменьшен соответственно до
945 и 250 патронов.
Претерпела незначительные изменения укладка боекомплекта. С 1953 г. в неё стали
входить 11 выстрелов с бронебойно-трассирующим снарядом и 17 - с
осколочно-фугасной гранатой, 300 патронов к зенитному и 2000 - к спаренному
пулемётам. Боеукладки, в которых находились только бронебойные снаряды,
окрашивались в чёрный цвет, остальные - в серо-стальной.
На полке в башне размещались 23 снаряда, в боевом отделении танка - пять. Гильзы
с зарядами укладывались в зарядных укладках также в боевом отделении танка и ещё
- в отделении управления. Слева и справа от сиденья механика-водителя
размещались укладки на семь гильз каждая. С правой стороны пушки имелась укладка
на пять гильз, она подвешивалась к центральной колонке вращающего контактного
устройства. Справа и слева на наклонных бортовых листах корпуса крепилось по две
гильзы, ещё две - на моторной перегородке. Три гильзы размещались на полу
боевого отделения.
Вместо двигателя В-11.ИС-3 установили двигатель В-54К.ИС максимальной мощностью
520 л.с. при 2000 об/мин.
Воздухоочистители «Мультициклон» заменили на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и
эжекционным удалением пыли из первой ступени.
В системе смазки смонтировали новый масляный бак с теплообменником и
пеногасителем. Ввели также охлаждение смазки коробки передач.
С 1960 г. четвёртый наружный топливный бак (левый задний) исключили из топливной
системы - в него теперь стали заливать запас масла. Зато предусмотрели на корме
крепления для двух 200-литровых бочек с топливом, при использовании которых
запас хода по шоссе увеличивался до 450 км.
В систему охлаждения встроили подогреватель НИКС-1 с принудительной циркуляцией
жидкости.
В электрооборудовании ввели двухпроводную цепь дежурного освещения. Установили
две фары: ФГ-127 видимого света со светомаскирующим устройством (слева) и ФГ-125
(ФГ-100) со светофильтром (справа). На корме смонтировали штепсельную розетку
внешнего запуска. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия
заменили электрическими.
С 1961 г. на танках стали использовать радиостанцию Р-123 и ТПУ Р-124.
ИС-ЗМ в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Передние
брызговики отброшены, башенный люк открыт
В 1963 г. танки ИС-ЗМ подверглись конструктивным улучшениям. Была повышена
стабильность центровки двигателя и коробки передач, установлены более
совершенные агрегаты, узлы, оборудование и приборы, применявшиеся на серийных
машинах.
Танки снабдили средствами противохимической защиты - противогазами, защитными
чулками и перчатками, дегазационным комплектом - для действий на заражённой
местности; на случай подводного вождения - изолирующими противогазами ИМ-46.
Претерпела некоторые изменения и боеукладка - в ней стало возможно крепление
зарядов со сгорающей гильзой. Соответственно установили отражатель выбрасываемых
поддонов при стрельбе с ними.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИС-ЗМ
МАССА, кг: 49 000.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина с пушкой вперед - 9850, длина корпуса - 6900,
ширина с бортовыми щитками - 3390, высота - 2450, клиренс - 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 г., спаренный 7,62-мм пулемёт ДТМ,
12,7-мм зенитный пулемёт ДШКМ. Горизонтальный сектор обстрела орудия - круговой,
вертикальные углы наводки - 2°...19°, скорость вращения башни - 8-9 град./с.
БОЕКОМПЛЕКТ: 25 выстрелов, 250 патронов (5 лент) калибра 12,7 мм, 945 патронов
(12 магазинов) калибра 7,62 мм, 600 патронов к автомату АК-47, 20 ручных гранат
Ф-1, две дымовые шашки МДШ.
ПРИЦЕЛЫ И СМОТРОВЫЕ ПРИБОРЫ: телескопический прицел ТШ-17, танковый перископ
командира ТПК-1, 3 перископа МК-4.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
а) корпус: лобовые листы - 90-120, борта - 90, корма - 60, крыша - 35.
б) башня: лоб - 100-250, борта - 75-115, корма - 60, крыша - 30.
ДВИГАТЕЛЬ: дизель В-54К.ИС, 12-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный,
жидкостного охлаждения; мощность - 520 л.с. при 2000 об/мин, максимальный
крутящий момент - 230 кгм при 1200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион - сухой, многодисковый; коробка передач -
механическая, четырёхходовая, с постоянным зацеплением; планетарные механизмы
поворота - двухступенчатые, с блокировочными фрикционами.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть пар сдвоенных опорных катков, независимая торсионная
подвеска, три пары поддерживающих катков, направляющие колёса спереди, ведущие
колёса кормовые; гусеницы металлические, одношкворневые, одногребневые, 86
траков (минимально допустимо - 79), ширина - 650 мм, шаг - 160 мм, опорная длина
гусеницы - 4300 мм, масса одной гусеничной цепи - 2000 кг.
КОЛЕЯ, мм: 2500.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе - 300, по просёлку - 200.
ЁМКОСТЬ БАКОВ, л: основные - 410, дополнительные - 360 л.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: высота стенки - 1, глубина рва - 2,5, глубина
брода - 1,4.
РАДИОСВЯЗЬ: радиостанция Р-113 (Р-123), ТПУ-124.
Бронеколлекция, №3, 2010, А. ?. Машкин - Танк Победы. ИС-3