ИС-3М - Тяжелый танк (СССР)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Тяжёлый танк ИС-ЗМ

Танк ИС-ЗМ, демонстрировавшийся на Международной выставке военной техники и вооружения в Омске. 2001 г.

Предполагалось, что новейшие ИС-3 в ближайшие послевоенные годы составят основу советских танковых войск. Поэтому, несмотря на завершение боевых действий, их серийное производство продолжалось высокими темпами - в июне, июле и августе 1945 г. ЧКЗ выпускал по 250 машин, в декабре изготовил - 275. Однако вскоре выяснилось, что ИС-3, да и другие танки разработки военных лет мало пригодны для службы в мирное время. Надёжность, ресурс механизмов и агрегатов этих машин оказались весьма низкими, хотя планировалось эксплуатировать их в мирное время годами, а не в течение относительно короткого периода - нескольких недель (до их уничтожения в бою), как это было в войну.
В самом начале службы в войсках у танков ИС-3 проявился целый ряд недостатков, явившихся следствием конструктивных просчётов и ошибок, допущенных в ходе проектирования. В частности, конструкция бронекорпуса, обеспечивая высокий уровень снарядостойкости, не обладала при этом необходимой эксплуатационной жёсткостью. Окончательно веру военных в ИС-3 подорвала информация о том, что во время одного из контрольных обстрелов танка на полигоне 100-мм бронебойными снарядами после попадания точно в ребро лобовой детали («щучий нос») корпус лопнул по сварным швам и практически развалился - машина была полностью выведена из строя. В результате в 1946 г. производство ИС-3 было прекращено, а все имеющиеся танки подверглись модернизации по программе устранения конструктивных недостатков (УКН).
В ходе эксплуатации зачастую случались повреждения корпуса в районе МТО, поломки коробки передач, выходы из строя двигателя и прочее. Работа по организации ремонта всего парка танков ИС-3 оказалась сложной и кропотливой. Пришлось разработать документацию на разборку танков, обмер и осмотр основных узлов и деталей, снимаемых с машин, на отбраковку вышедших из строя, а также на их восстановление или ремонт. В комплексе специальных работ были задействованы практически все отделы ОКБТ Кировского завода. Координировал их опытный инженер-конструктор В. Козловский. К концу 1951 г. здесь выпустили более 120 многостраничных инструкций по восстановлению основных узлов танка.
В 1948-1952 гг. все танки ИС-3 были подвергнуты переделке и модернизации по программе УКН на Кировском заводе. Прежде всего, усилили подбашенный лист и кронштейны крепления двигателя, что повышало жёсткость корпуса. Усовершенствовали трансмиссию и ходовую часть - улучшили конструкцию главного фрикциона, уплотнений бортовых передач и подшипников опорных катков. Изменили крепление коробки передач, что снизило возникающие расцентровки двигателя и элементов трансмиссии. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установили электрический МЗН-1. Для обеспечения более устойчивой радиосвязи радиостанцию 10-РК заменили другой - Р-113. В результате всех нововведений масса танка возросла до 48,8 т против 45,8 т у ИС-3 образца 1945 г.

Башня танка ИС-ЗМ. На правом крыле - масляный бачок, за ним видны крышки бортовых бункеров. Под маской орудия - треугольный люк механика-водителя

Башня танка ИС-ЗМ: 1 - окно прицела; 2 - приливы для кронштейнов пушки; 3 - крюк; 4 - поручень; 5 - гнездо антенного ввода; 6 - гнездо установки перископического прицела наводчика; 7 - вращающийся колпак; 8 - крышка люка; 9 - задний лист крыши; 10 - турель зенитного пулемёта; 11 - гнездо установки перископического прицела заряжающего; 12 - торсион крышки люка; 13 - штырь; 14 - хомутиковый замок.

Кормовая часть башни. Видны поручни для десанта и специальный жёлоб, предотвращающий сток дождевой воды в открытый люк водителя при вождении машины по-походному с пушкой назад

Тяжёлый танк ИС-ЗМ. 1960 г.

Люк башни танка ИС-ЗМ: 1 - прибор наблюдения командира; 2 - захват; 3 - рукоятка; 4 - левая крышка люка башни; 5 - правая крышка люка башни; 6 - прибор наблюдения заряжающего; 7 - захват крепления турели зенитного пулемёта; 8 - петля крышки; 9 - кронштейн крепления пушки «по-походному»; 10 - крышка колпака; 11 - уплотнительная лента; 12 - торсионный валик крышки; 13 - бонки крепления переключателей командного управления башни.

Несмотря на обширный список переделок и большие затраченные средства - стоимость модернизации одной машины по программе УКН обходилась в 260 000 руб. - эксплуатационные характеристики танков так и не удалось довести до необходимых требований.
В конце 1950-х гг. ИС-3 вновь подверглись модернизации, после которой стали называться ИС-ЗМ. По сравнению с танками выпуска 1945-1946 гг. они получили более совершенные двигатель, систему подогрева, агрегаты трансмиссии и узлы ходовой части; дополнительно увеличили жёсткость корпуса. Основной задачей модернизации были подтягивание ИС-3 на уровень боевых машин того периода и максимально возможная унификация его узлов и агрегатов с современными танками.

Отделение управления танка ИС-ЗМ: 1 - укладка для автомата АК; 2 - укладки для гранат Ф-1; 3 - фильтр грубой очистки топлива; 4 - тахометр; 5 - люк механика-водителя; 6 - педаль главного торсиона; 7 - щиток водителя; 8 - прибор наблюдения водителя; 9 - педаль подачи топлива; 10 - закрывающий механизм крышки люка; 11 - рычаг управления; 12 - манометр воздушного запуска двигателя; 13 - рычаг переключения передач; 14 - спидометр; 15 - счётчик моточасов; 16 - баллон системы воздухопуска; 17 - сливной бачок; 18 - досылатель; 19, 31 - магазины к пулемёту ДТ; 20, 30 - дверки правой и левой укладок на семь гильз; 21, 29 - магазинные коробки к ДШК; 22, 28 - аккумуляторные батареи; 23 - блок питания прибора наблюдения; 24 - выключатель батарей; 25 - ручной рычаг подачи топлива; 26 - укладка замковой втулки прибора наблюдения; 27 - сиденье механика-водителя.

Для увеличения жёсткости днища корпуса под коробкой передач приваривали накладку из броневой стали, а также планки, исключавшие обрыв крышек на днище танка при задевании о грунт. Улучшили уплотнение всех броневых листов кормовой части корпуса, а также крышек люков среднего откидного листа. Установили планки на кормовом листе и раскосы на днище. Постамент двигателя также усилили за счёт установки раскосов, косынок и планок.
Усилили подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колёс, сальниковые уплотнения.
Изменили конструкцию устанавливаемых на корпус крыльев. Для большей жёсткости в листах переднего и заднего крыла сделали выштамповки (зиги). К передним крыльям добавили откидные подкрылки на петлях, к задним - прикрепили листы из прорезиненной ткани, защищавшие корпус от забрызгивания грязью.
Снаружи, в нижней части башни, стали приваривать специальный жёлоб, предотвращавший сток дождевой воды в открытый люк механика-водителя при вождении танка по-походному - с пушкой, повёрнутой назад.

Укладка на семь зарядов в отделении управления слева от сиденья механика-водителя

Вид в кормовую часть башни из люка. Хорошо видны снарядная укладка на полке башни и вентилятор

Боевое отделение танка ИС-ЗМ: 1 - аппаратура ТПУ А-1 командира; 2 - блок настройки антенны; 3 - электрощиток башни; 4 - танковый перископ командира (ТПК); 5 - аппарат ТПУ А-2 наводчика; 6 - электродвигатель механизма поворота башни; 7 - прицел ТШ-17; 8 - внутренний стопор пушки «по-походному»; 9 - аппарат ТПУ А-3 заряжающего; 10 - прибор наблюдения заряжающего МК-4; 11 - спаренный с пушкой пулемёт ДТ; 12 - лотковая снарядная укладка; 13 - сиденье заряжающего; 14 - пушка Д-25Т; 15 - сиденье командира; 16 - стопор башни; 17 - маховичок ручного привода механизма поворота башни; 18 - контроллер; 19 - блок питания радиостанции и ТПУ; 20 - радиостанция Р-113; 21 - разгрузочная тяга.

Корпус танка (носовая часть и правый борт): 1, 7 - верхние накладные листы; 2 - бонки для крепления запасных траков; 3 - бонка для крепления прибора наблюдения; 4 - бонка крепления фар и сигнала; 5 - защёлка; 6 - буксирный крюк; 8 - левое переднее крыло; 9 - нижний наклонный лист; 10 - нижний боковой лист; 11 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 12 - цапфа; 13 - упор; 14 - кольцо оси поддерживающего катка; 15 - блок подвески; 16 - верхний наклонный лист; 17 - крыло; 18 - кронштейн крепления наружных топливных баков; 19 - защитная планка.

«Щучий нос» танка ИС-ЗМ

Нижний лобовой лист и передняя часть днища ИС-ЗМ

Корма танка ИС-ЗМ. Видны модифицированные задние брызговики с выштамповками, кронштейн для фиксации орудия по-походному. С левой стороны под габаритным огнём - розетка для внешнего запуска

На корме танка кронштейны крепления дополнительных бочек с топливом и розетка внешнего запуска

Подмоторная кормовая часть днища танка

Ввели дополнительно ночной инфракрасный прибор механика-водителя ТВН-2, который устанавливали вместо дневного прибора наблюдения или на специальной стойке при вождении по-походному. У командира танка во вращающемся колпаке крышки люка вместо смотрового прибора МК-4 поставили прибор ТПК-1, имевший пятикратное увеличение и поле зрения 30°. Сам вращающийся колпак командирского люка получил дополнительные уплотнения.
Зенитный пулемёт ДШК заменили модернизированным ДШКМ, а пулемёт ДТ - ДТМ. С 1960 г. боекомплект к спаренному и зенитному пулемётам был уменьшен соответственно до 945 и 250 патронов.
Претерпела незначительные изменения укладка боекомплекта. С 1953 г. в неё стали входить 11 выстрелов с бронебойно-трассирующим снарядом и 17 - с осколочно-фугасной гранатой, 300 патронов к зенитному и 2000 - к спаренному пулемётам. Боеукладки, в которых находились только бронебойные снаряды, окрашивались в чёрный цвет, остальные - в серо-стальной.
На полке в башне размещались 23 снаряда, в боевом отделении танка - пять. Гильзы с зарядами укладывались в зарядных укладках также в боевом отделении танка и ещё - в отделении управления. Слева и справа от сиденья механика-водителя размещались укладки на семь гильз каждая. С правой стороны пушки имелась укладка на пять гильз, она подвешивалась к центральной колонке вращающего контактного устройства. Справа и слева на наклонных бортовых листах корпуса крепилось по две гильзы, ещё две - на моторной перегородке. Три гильзы размещались на полу боевого отделения.
Вместо двигателя В-11.ИС-3 установили двигатель В-54К.ИС максимальной мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин.
Воздухоочистители «Мультициклон» заменили на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли из первой ступени.
В системе смазки смонтировали новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. Ввели также охлаждение смазки коробки передач.
С 1960 г. четвёртый наружный топливный бак (левый задний) исключили из топливной системы - в него теперь стали заливать запас масла. Зато предусмотрели на корме крепления для двух 200-литровых бочек с топливом, при использовании которых запас хода по шоссе увеличивался до 450 км.
В систему охлаждения встроили подогреватель НИКС-1 с принудительной циркуляцией жидкости.
В электрооборудовании ввели двухпроводную цепь дежурного освещения. Установили две фары: ФГ-127 видимого света со светомаскирующим устройством (слева) и ФГ-125 (ФГ-100) со светофильтром (справа). На корме смонтировали штепсельную розетку внешнего запуска. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменили электрическими.
С 1961 г. на танках стали использовать радиостанцию Р-123 и ТПУ Р-124.

ИС-ЗМ в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Передние брызговики отброшены, башенный люк открыт

В 1963 г. танки ИС-ЗМ подверглись конструктивным улучшениям. Была повышена стабильность центровки двигателя и коробки передач, установлены более совершенные агрегаты, узлы, оборудование и приборы, применявшиеся на серийных машинах.
Танки снабдили средствами противохимической защиты - противогазами, защитными чулками и перчатками, дегазационным комплектом - для действий на заражённой местности; на случай подводного вождения - изолирующими противогазами ИМ-46.
Претерпела некоторые изменения и боеукладка - в ней стало возможно крепление зарядов со сгорающей гильзой. Соответственно установили отражатель выбрасываемых поддонов при стрельбе с ними.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИС-ЗМ
МАССА, кг: 49 000.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина с пушкой вперед - 9850, длина корпуса - 6900, ширина с бортовыми щитками - 3390, высота - 2450, клиренс - 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 г., спаренный 7,62-мм пулемёт ДТМ, 12,7-мм зенитный пулемёт ДШКМ. Горизонтальный сектор обстрела орудия - круговой, вертикальные углы наводки - 2°...19°, скорость вращения башни - 8-9 град./с.
БОЕКОМПЛЕКТ: 25 выстрелов, 250 патронов (5 лент) калибра 12,7 мм, 945 патронов (12 магазинов) калибра 7,62 мм, 600 патронов к автомату АК-47, 20 ручных гранат Ф-1, две дымовые шашки МДШ.
ПРИЦЕЛЫ И СМОТРОВЫЕ ПРИБОРЫ: телескопический прицел ТШ-17, танковый перископ командира ТПК-1, 3 перископа МК-4.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
а) корпус: лобовые листы - 90-120, борта - 90, корма - 60, крыша - 35.
б) башня: лоб - 100-250, борта - 75-115, корма - 60, крыша - 30.
ДВИГАТЕЛЬ: дизель В-54К.ИС, 12-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный, жидкостного охлаждения; мощность - 520 л.с. при 2000 об/мин, максимальный крутящий момент - 230 кгм при 1200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион - сухой, многодисковый; коробка передач - механическая, четырёхходовая, с постоянным зацеплением; планетарные механизмы поворота - двухступенчатые, с блокировочными фрикционами.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть пар сдвоенных опорных катков, независимая торсионная подвеска, три пары поддерживающих катков, направляющие колёса спереди, ведущие колёса кормовые; гусеницы металлические, одношкворневые, одногребневые, 86 траков (минимально допустимо - 79), ширина - 650 мм, шаг - 160 мм, опорная длина гусеницы - 4300 мм, масса одной гусеничной цепи - 2000 кг.
КОЛЕЯ, мм: 2500.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе - 300, по просёлку - 200.
ЁМКОСТЬ БАКОВ, л: основные - 410, дополнительные - 360 л.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: высота стенки - 1, глубина рва - 2,5, глубина брода - 1,4.
РАДИОСВЯЗЬ: радиостанция Р-113 (Р-123), ТПУ-124.

Бронеколлекция, №3, 2010, А. ?. Машкин - Танк Победы. ИС-3