ИС-4 - Тяжелый танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ИС-4
Первый прототип танка ИС-4 - объект 701-2. Фото из коллекции М.Коломийца.
Разработка тяжелого танка ИС-4 началась в 1944 году, несколько раньше, чем ИС-3.
Поэтому его заводской номер - 701 - меньше, чем у его предшественника.
Инициаторами создания новой машины были руководители ЧКЗ: И.М.Зальцман
(директор), С.Н.Махонин (главный инженер) и Н.Л.Духов (главный конструктор);
ведущий конструктор проекта - Л.С.Троянов. Главной их задачей было создание
перспективного тяжелого танка для завершающего этапа войны и на последующее
время. Следует отметить, что работа эта, как и в случае с ИС-3, велась с
известной долей конспирации. О ней до времени не были информированы ни нарком
танковой промышленности В.А.Малышев, ни первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б)
Н.С.Патоличев. Проектирование финансировалось из заводского бюджета.
По-видимому, такая секретность была вызвана тем, что задуманная машина
изначально не укладывалась в весовой лимит 46 т, утвержденный И.В.Сталиным, и
руководство завода не хотело прежде времени «дразнить гусей».
Второй прототип танка ИС-4 - объект 701-5. Фото из коллекции М.Барятинского.
Серийному образцу ИС-4 предшествовали изделия 701-2, 701-5 и 701-6. Эти машины
отличались друг от друга толщиной брони, маркой и калибром орудия, расположением
мест членов экипажа.
На изделии 701-2 устанавливалась пушка С-34 калибра 100 мм с начальной скоростью
бронебойного снаряда 800 м/с. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. Имелись
телескопический прицел ТШ-17 и смотровые приборы МК-4. Толщина брони лобовых и
бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160 мм.
Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. позволял
55,9-тонной боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Экипаж состоял из 4
человек.
На объекте 701-5 поставили 122-мм пушку Д-25Т и увеличили толщину брони башни.
Масса танка возросла до 58,5 т.
Вариант 701 -6 получил армейское обозначение ИС-4 и в 1947 году был принят на
вооружение Советской Армии. Корпус его сваривался из броневых листов большой
толщины, а литая башня имела переменную толщину стенок с развитыми скуловыми и
лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивались
зарубежными противотанковыми пушками с дальностью 1000 м, а кормовой лист
корпуса имел такую же толщину, как и лоб башни танка ИС-2.
Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся
небольшой круглый люк, закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой. В крышке
люка устанавливались два смотровых прибора, которые необходимо было снимать
перед открыванием люка. Сиденье механика-водителя регулировалось по высоте и
могло устанавливаться в боевое положение при закрытом люке и в походное - при
открытом.
Оба фото из коллекции Г.Петрова.
Тяжелый танк ИС-4 - объект 701-6.
Отделение управления танка ИС-4: 1 - гильзы с зарядом, 2 - аккумуляторные
батареи, 3 - топливный распределительный кран, 4-ручной топливоподкачивающий
насос, 5 - педаль управления, 6 - сиденье механика-водителя, 7 - педаль подачи
топлива, 8 - сектор ручной подачи топлива, 9 - кулиса, 10 - выключатель массы,
11 - стопор башни, 12 - автоматический клапан ППО, 13 - щитковый фонарь, 14 -
щиток ППО и МДШ, 15 - реле-регулятор, 16 - спидометр, 17 - щиток приборов
воздухопуска, 18 - бачок для слива топлива при выпуске воздуха, 19 -
углекислотный баллон, 20 - приборы наблюдения механика-водителя, 21 - щиток
приборов механика-водителя, 22 - баллоны со сжатым воздухом, 23 - рычаг
управления, 24 - тахометр, 25 - щиток электроприборов, 26 - плафон аварийного
освещения, 27 - электросигнал.
Передняя часть башни танка закрывалась съемным броневым листом, крепившимся
болтами. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа
пушки. В задней части крыши башни располагались слева - люк командира танка с
крышкой, справа - люк заряжающего с крышкой. В крышках люков и левой части крыши
находились смотровые приборы, причем в крышке люка командира - перископический
смотровой прибор ТПК-1.
Вращение башни осуществлялось механизмом поворота, имевшим два привода: ручной и
электрический. Планетарный блок механизма поворота допускал раздельную и
совместную работу этих приводов без каких-либо переключений.
Пушка Д-25Т калибра 122 мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка
ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным
прицелом К8-Т.
Для наведения пушки и спаренного пулемета применялся механизм поворота башни,
секторный подъемный механизм и система командирского управления с
электроприводом. Стрельба из пушки велась прямой наводкой с помощью
телескопического шарнирного прицела ТШ-45, а с закрытых позиций - с помощью
бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Особенностью
боеукладки ИС-4 было размещение снарядов в специальных металлических кассетах.
Каждая кассета состояла из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного
запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен дополнительный стакан
(между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для
осколочно-фугасных - колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для
бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет, для осколочно-фугасных
гранат - 18. Держатели замков бронебойных снарядов окрашивались в красный цвет,
осколочно-фугасных гранат - в желтый.
ИС-4
Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из двух укладок по 500 штук в каждой. В
одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в
магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке
патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках.
На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный
бескомпрессорный дизель В-12 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 800 см³
и максимальной мощностью 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин. Он отличался от
своих предшественников семейства В-2 главным образом наличием приводного
центробежного невыключающегося нагнетателя.
Топливная система включала в себя три основных встроенных топливных бака общей
емкостью 410 л. Четыре дополнительных топливных бака по 90 л каждый
устанавливались снаружи танка на корме. Вместо топливного насоса НК-10 (как у
В-2) применялся двенадцатиплунжерный насос НК-12.
Кроме того, у двигателя В-12 были внесены изменения в конструкцию картера,
головок блока, форсунок, распределительного вала, выпускных клапанов, масляного
фильтра и водяного насоса. Два осевых горизонтальных вентилятора обеспечивали
охлаждение радиаторов. Запуск двигателя в холодное время года облегчался за счет
подогрева всасываемого воздуха. Воздухоочистители - типа «Мультициклон»,
двухступенчатые, с бункером для сбора пыли.
Размещение боекомплекта в танке: 1, 3, 5, 7, 10 - гильзовые укладки, 2, 4, 9, 11
- магазинные коробки, 6, 12 - снарядные укладки, 8 - патронные сумки.
Кассеты: 1 - амортизационная пружина, 2 - цилиндр, 3 - пружинный запор, 4 -
стакан, 5 - колпак-предохранитель.
Вид сзади на ИС-4.
Обращает на себя внимание характерное и необычное для советских танков
расположение цилиндрических наружных топливных баков. Фото из коллекции
М.Барятинского.
Силовая передача (точнее, механизм передач и поворотов)- планетарная,
обеспечивавшая шесть передач вперед, три назад и два нейтральных положения. Она
состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего собой двухрядный
планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и выполнявшего роль коробки
передач, конического реверса и механизма поворота типа ЗК с мультипликаторами.
Механизм поворота типа ЗК был разработан в 1935- 1936 годах профессорами
М.К.Кристи и Г.И.Зайчиком и изготовлен в металле для легкого плавающего танка
Т-38, однако из-за сложной для того времени конструкции применения не получил.
Основными его преимуществами являлись: автоматическое увеличение крутящего
момента на ведущих колесах при повороте по сравнению с прямолинейным движением;
устойчивое прямолинейное движение; создание тормозной силы без участия тормозов.
Главным недостатком механизма поворота типа ЗК было значительное падение
скорости центра тяжести машины при повороте, что приводило к ухудшению динамики
при выходе из поворота из-за перегрузки двигателя и уменьшения частоты вращения.
Механизм поворота типа ЗК показал хорошие результаты в танках с низкой удельной
мощностью (11 - 13 л.с./т), так как снижал необходимую для поворота мощность. С
увеличением удельной мощности его использование стало нецелесообразным.
Это один из примеров, когда прогрессивное конструкторское решение опередило
существовавшую в то время технологию. А ведь только применение дисков трения
фрикционных элементов, работающих в масле, которые не были освоены отечественной
промышленностью, могло повысить надежность трансмиссии и уменьшить ее массу и
размеры.
Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный,
с гидравлическим сервированием педали на передачах переднего хода.
Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми
натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и
по 3 поддерживающих катка. Подвеска - индивидуальная, торсионная.
Гусеница - мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Число
траков в каждой гусенице - 86. Шаг трака - 160 мм, ширина - 720 мм.
Электрооборудование включало в себя четыре аккумуляторные батареи, соединенные
параллельно-последовательно, общей емкостью 256 А-ч, генератор Г-73 мощностью
1500 Вт, электрический стартер СТ-700 мощностью 15 л.с. Система проводки -
однопроводная, с напряжением в сети 24 В. Для приборов аварийного освещения
предусматривалась двухпроводная система проводки.
На машине устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с
термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях.
Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства
ТПУ-4бис Ф.
Официально считается, что серийное производство ИС-4 началось в 1947 году.
Однако ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена раньше - в
1946-м и даже в 1945 году. В отличие от последних на танках выпуска 1947-1948
годов устанавливались модернизированные пулеметы ДШКМ обр. 1938/46 гг.,
коллиматорный прицел К10-Т и радиостанции ЮРТ. Начиная с 1948 года танки
комплектовались переговорным устройством ТПУ-47.
Всего за время серийного производства до 1949 года было изготовлено около 250
ИС-4. Стоимость одной машины составляла 994 тыс. рублей.
Эти танки направлялись в основном в войсковые части, дислоцированные на Дальнем
Востоке -в Забайкалье, Приморье и т.д. Служба нового танка оказалась недолгой -
ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем
сняли с вооружения. Причиной этого был целый ряд обстоятельств. Эта боевая
машина, имевшая самое мощное в мире на момент ее создания бронирование, обладала
существенными недостатками: массой, превышавшей грузоподъемность большинства
существовавших в то время мостов и транспортных средств, низкой надежностью
трансмиссии, невысокой проходимостью, обусловленной большим удельным давлением
(0,9 кг/см²). Недостаточной была и маневренность танка, а по вооружению ИС-4 не
имел преимуществ перед тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3.
В комплектном состоянии танк ИС-4 можно увидеть только в двух местах: в
подмосковной Кубинке в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники и в
качестве памятника в п. Забайкальске Читинской области.
Бронеколлекция, №3, 1996, М. Б. Барятинский . М. В. Коломиец . А. ?. Кощавцев - Советские тяжелые послевоенные танки