ИС-6 - Тяжелый танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ИС-6
Проект тяжелого танка ИС-6 (объект 253) был разработан на Опытном заводе № 100 в
Челябинске в первой половине 1944 года. Главной особенностью этой боевой машины
стало применение на ней электромеханической трансмиссии. Первая подобная попытка
была предпринята в Военной академии механизации и моторизации в 1935-1936 годах.
Тогда трансмиссию для легкого танка Т-26 собрали из троллейбусных агрегатов и
она имела массу 1800 кг. Работы над ней прекратили из-за того, что полученная
тяговая характеристика не отвечала требованиям, предъявляемым к танковым
трансмиссиям.
Деревянная модель танка ИС-6 в натуральную величину.
В 1941-1943 годах проводились эксперименты по применению электромеханической
трансмиссии на тяжелом танке КВ. Трансмиссия создавалась в сотрудничестве ВАММ,
завода «Динамо» и ЧКЗ. Она занимала значительный объем в моторно-трансмиссионном
отделении танка, а громоздкая регулирующая аппаратура - половину объема боевого
отделения.
Захват Красной Армией в 1943 году немецких самоходных орудий «Фердинанд»,
оснащенных электротрансмиссией, дал новый импульс поискам в этом направлении.
Летом 1944 года на Уралмашзаводе была спроектирована самоходно-артиллерийская
установка ЭСУ- 100 с задним расположением боевого отделения. Применение на этой
машине электромеханической трансмиссии увеличило ее массу на 3 т по сравнению с
САУ с механической трансмиссией. Проектные материалы по ЭСУ-100 вместе с
проектами других новых САУ рассматривались в октябре 1944 года на специальном
заседании Технического совета Наркомата танковой промышленности с участием
сотрудников управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что
электротрансмиссия, будучи в принципе прогрессивным видом конструкции, не
является технически рациональной для машин среднего класса и дает значительное
увеличение массы, не оправдываемое острой необходимостью. В результате этого
вывода работы по изготовлению ЭСУ-100 осенью 1944 года были прекращены.
В соответствии с решением ГКО приказом наркома танковой промышленности от 8 июня
1944 года Уралмашзаводу совместно с заводом № 100 было поручено изготовление
чертежей и выпуск опытных образцов тяжелого танка ИС-6. Основные проектные
работы были уже выполнены заводом № 100, значительная их часть пришлась и на
долю конструкторов Уралмаша, так как выпуск рабочих чертежей производился именно
здесь. Изготовление опытных образцов осуществлялось обоими заводами со сборкой и
отладкой танков на Уралмашзаводе.
Фото из коллекции М.Барятинского.
Танк ИС-6 с электротрансмиссией во дворе завода. Интересная деталь: кронштейны
для крепления наружных топливных баков располагались и на скошенных передних
бортовых листах корпуса. Фото из коллекции Г.Петрова.
Фото из коллекции М.Коломийца.
Осенью 1944 года после заводских испытаний танк ИС-6 вместе со вторым комплектом
деталей и запасным корпусом отправили на НИБТПолигон в Кубинку для сравнительных
испытаний новых тяжелых танков, изготовленных танковыми заводами.
Тяжелый танк ИС-6 имел классическую компоновку с формой корпуса и башни, близкой
к танку ИС-4.
122-мм танковая пушка Д-30 была спарена с пулеметом Горюнова. На крыше башни на
турели установили зенитный пулемет ДШК. Боекомплект его состоял из 30 выстрелов
раздельного заряжания, 1200 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов калибра 12,7
мм к зенитному пулемету. Прицел ТБШ - телескопический, танковый. Зенитный
пулемет снабжался коллиматорным прицелом К8-Т. Смотровые приборы командира,
механика-водителя, наводчика и заряжающего - типа МК-4, по одному у каждого.
Двигатель В-12У мощностью 750 л.с. размещался в кормовой части танка. В
электромеханическую трансмиссию входили главный генератор ДК-305А мощностью 385
кВт и массой 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным
генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А,
предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых
двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На дизеле
были смонтированы два малых генератора постоянного тока Г-73, которые питали
цепи возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электродвигатели ДК-302А и
ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими
колесами танка. Регулировка силы тяги производилась изменением возбуждения
главного генератора. Рабочий ток достигал 960 А, при движении по шоссе он
составлял 490 А, на местности - 740 А. Напряжение в цепи 500 В.
Ходовая часть танка ИС-6 с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на
борт была подобна ходовой части танка ИС-2. Подвеска - индивидуальная,
торсионная.
На танке устанавливалась радиостанция 10-Р и переговорное устройство ТПУ-4бис Ф.
Был изготовлен еще один образец танка ИС-6 (объект 252) с механической
трансмиссией типа ИС-3. Судя по всему, для его изготовления использовали второй
комплект деталей и запасной бронекорпус. В ходовой части были применены опорные
катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали. Максимальная
скорость составляла 43 км/ч (восьмая передача в КП была заблокирована). Масса
танка уменьшилась до 51,5 т.
Фото из коллекции Н.Гаврилкина.
Кормовая часть деревянной модели: слева -с закрытыми крышками
моторно-трансмиссионного отделения, справа - с открытыми. Внутри деревянного
корпуса скомпонованы реальные агрегаты: двигатель и электротрансмиссия.
Фото из коллекции М.Коломийца.
Танк ИС-6 с механической трансмиссией во время испытаний.
Фото из коллекции М.Барятинского.
Фото из коллекции М.Павлова.
По огневой мощи танк ИС-6 не превосходил танки ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Его броневая
защита была лучше танков ИС-2 и ИС-3, но несколько уступала ИС-4. Установка
электротрансмиссии облегчала управление танком и должна была способствовать
повышению его маневренных качеств. Однако этого не произошло вследствие большой
массы как самого танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой
надежности последней. Что касается варианта танка ИС-6 с механической
трансмиссией, то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких
преимуществ перед другими тяжелыми танками.
Бронеколлекция, №3, 1996, М. Б. Барятинский . М. В. Коломиец . А. ?. Кощавцев - Советские тяжелые послевоенные танки