ППГ - Танкетка (СССР) 1940 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ППГ
ППГ (сокращение от подвижное пулемётное гнездо, также известна как Объект 217) -
опытная советская танкетка, созданная в ходе советско-финской войны. Последняя
танкетка, разработанная в СССР. На вооружении не состояла.
ППГ
Классификация - танкетка
Боевая масса, т - 1,73
Компоновочная схема - объединённое боевое и управления отделение спереди,
моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел. - 2
История
Производитель - ЛКЗ, СССР
Годы производства - 1940
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм - 2500
Ширина, мм - 1720
Высота, мм - 860
Клиренс, мм - 300
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 20
Борт корпуса, мм/град. - 10
Корма корпуса, мм/град. - 8
Днище, мм - 8
Крыша корпуса, мм - 8
Вооружение
Пулемёты - 2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя - горизонтально-оппозитный, 2-цилиндровый, карбюраторный,
воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 16
Скорость по шоссе, км/ч - 19
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 7
Запас хода по шоссе, км - 100
Удельная мощность, л. с./т - 9,25
Тип подвески - жёсткая
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,23
Преодолеваемый подъём, град. - 35°
Преодолеваемая стенка, м - 0,4
Преодолеваемый ров, м - 1,0
Преодолеваемый брод, м - 0,5
Танкетка ППГ была создана конструкторским бюро ЛКЗ в 1940 году под руководством
Жозефа Котина (ведущий инженер машины - Л. Е. Сычёв). Разработки велись по
заказу войск, ведших бои на Карельском перешейке. Перспективной танкетке
отводилась роль максимально простой и дешёвой машины непосредственной огневой
поддержки пехоты пулемётным огнём.
Танкетка имела бронекорпус прямоугольной формы, с небольшими углами наклона
лобового и бортовых катаных бронелистов. Ходовая часть применительно к одному
борту состояла из четырёх опорных катков большого диаметра и ведущего колеса
заднего расположения. Ленивец отсутствовал, и его функции выполнял передний
каток. В передней части машины размещалось низкое и очень тесное боевое
отделение, в лобовом бронелисте которого размещалось вооружение танкетки - два
7,62-мм пулемёта ДТ в независимых шаровых установках. Здесь же размещался
боекомплект пулемётов - 1575 патронов в 25 дисковых магазинах по 63 патрона
каждый.
Характерной особенностью машины являлось размещение членов её экипажа. В боевых
условиях механик-водитель-пулеметчик (у левого борта) и командир-стрелок
располагались лёжа на животе. Подобное решение позволило радикально уменьшить
высоту машины (всего 86 см) и обеспечить ей, таким образом, малозаметный силуэт.
В походном положении экипаж имел возможность, откинув крышку люка, принять более
удобное положение сидя. В корме машины располагалось моторное отделение, где
устанавливался горизонтально-оппозитный 2-цилиндровый карбюраторный двигатель
ПМЗ воздушного охлаждения мощностью 16 л. с.
Предусматривалась возможность переброски танкетки на дальние расстояния на
грузовых автомобилях.
Первый образец ППГ был изготовлен в марте 1940 года и сразу поступил на
заводские испытания. По итогам последних военные усомнились в боевой ценности
новой машины. К примеру, пулемёты имели очень ограниченные углы обстрела, а
длительное расположение экипажа в не самом комфортабельном положении
отрицательно влияло на боеспособность машины. Кроме того, машина была совершенно
бессильна против танков или противотанковой артиллерии противника. Хотя низкий
силуэт в принципе способствовал выживанию машины, её скорость и подвижность не
позволяли в случае угрозы оперативно отступить - машина разгонялась лишь до 18
км/ч. Наконец, к марту 1940 года боевые действия уже закончились и необходимость
в танкетке отпала. В итоге АБТУ РККА приняло решение свернуть работы над
проектом, признав его бесперспективным. Предварительный заказ на партию из пяти
опытных танкеток был отменён, на вооружение ППГ принята не была и в боевых
действиях не применялась.
Википедия / Русский язык