Щитоноска - Танкетка (СССР) 1919
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Первые проекты танков в молодой Советской Республике были рассмотрены уже в 1918 г. Это, во-первых, «вооруженный пушкой и пулеметом бронированный трактор Шаманова», а также «вездеход-пулемет Сотьянова». К сожалению, подробностей об особенностях их конструкции найти пока не удалось.
Немного больше известно об изобретении инженера Максимова, который в начале 1919 г. подал два проекта «вездеходного бронированного пулемета», имеющего экипаж из одного человека на базе механизмов «малого автомобиля». Оба варианта напоминали более всего танкетки, пик популярности которых пришелся на конец 1920-х гг. Первый проект предусматривал создание машины массой 2,6 тонны с мотором 40 л.с., защищенную броней 8-10 мм и вооруженную пулеметом «кольт» или «максим». Единственный член экипажа сидел в кормовой части машины позади мотора. Расчетная скорость движения предполагалась в 17 км/ч. Второй проект, больше известный под названием «щитоноска», был по основным параметрам аналогичным первому, но водитель-пулеметчик должен был располагаться в ней полулежа, что позволяло резко уменьшить габариты по высоте и снизить вес до 2,25 тонны. Двигатель «типа «Фиат» в этой машине предполагалось расположить в кормовой части.
Для движения своих боевых машин на местности Максимов предлагал использовать тросовые гусеницы, по конструкции подобные гусеницам А. Кегресса. Известно изображение второго варианта машины Максимова, которое не вполне соответствует описанию, но иных, к сожалению, пока не найдено. Проекты Максимова реализованы не были.
В 1920 г. Броневым управлением ГВИУ был проведен первый конкурс на лучший проект советского танка. Всего было рассмотрено 12 проектов конструкторских коллективов и изобретателей-одиночек. Здесь были и откровенно прожектерские работы, и вполне реализуемые боевые машины.
Первая премия была присуждена проекту Ижорского завода, известному под названием «теплоход AM». Интересной особенностью этой 10-тонной машины, разработанной корабельным инженером В. Кондратьевым, было то, что конструкция ее корпуса была подобна кораблю со шпангоутами на кильбалке, к которым на заклепках крепились броневые листы толщиной полдюйма. Листы крепились с обеспечением герметичности стыков, и, по заверениям конструктора, указанная боевая машина должна была плавать, для чего в туннеле корпуса располагался трехлопастный винт сравнительно большого диаметра. В 1921 г. по указанному проекту на Ижорском заводе было начато изготовление двух танков. Но до окончания 1922 г. были изготовлены только корпуса (и те не полностью), но ни моторов, ни механизмов заводом получено не было.
В 1922 г. прошел еще один конкурс на разработку лучшего проекта танка. Теперь особо оговаривалось, что для питания двигателя танка должен был применяться керосин, так как бензина в стране не хватало. Было рассмотрено семь проектов, но лучший определен не был.
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА, ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.

Щитоноска (танкетка)

«Щитоноска» («Вездеходный бронированный пулемёт "Щитоноска"») - проект советской танкетки, разработанный в 1919 году. «Щитоноска» считается одним из первых в мире сверхлёгких танков. Прототип построен не был, проект остался на бумаге.

Щитоноска
Классификация - танкетка
Боевая масса, т - 2,25
Компоновочная схема - классическая
Экипаж, чел. - 1 чел.
История
Годы разработки - 1919 г.
Годы производства - не производился
Количество выпущенных, шт. - не производился
Основные операторы - РСФСР
Бронирование
Тип брони - стальная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 10
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 10
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8
Вооружение
Пулемёты - Кольт или Максим
Двигатель
Производитель - Fiat
Тип - карбюраторный
Камера сгорания
Цилиндров - 4
Питание
Рекомендованное топливо - дизельное
Охлаждение - жидкостное
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. - 40
Скорость по шоссе, км/ч - 17

Создание
Танкетка разрабатывалась в 1919 году российским инженером Максимовым, однако проект так и не был реализован. Из-за многочисленных проблем, а именно из-за сложности одновременного управления и ведения огня одним членом экипажа а также потому, что Красная Армия начала ознакомление с трофейными танками Рено ФТ-17, превосходившими «Щитоноску» по большинству характеристик.
Конструкция
"Щитоноска" представляла из себя легко бронированную танкетку, в носовой части которой был установлен пулемет Кольт образца 1895 года или Максима образца 1910 года, водитель-пулеметчик размещался за ним в полу-лежачем состоянии, над головой водителя пулеметчика находился бронеколпак, через который производилась посадка в танк.

Википедия / Русский язык