Т-25 - Танкетка (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Несмотря на то что согласно «Системе...» в РККА не
было места гусеничной танкетке, работы по развитию Т-17 все-таки продолжались.
В 1929-1930 гг. появляется проект танкетки Т-21, классифицировавшейся как «малая
разведывательная танкетка». Она имела экипаж из 2 человек, усиленную броню
(толщиной 13 мм) и катки от Т-18. Двигатель мощностью 20 л.с. и трансмиссия
заимствовались от Т-17. Но уже на этапе рассмотрения проектных данных скорость
ее движения и характеристики преодоления препятствий показались недостаточными,
поэтому проект принят не был.
В 1929-30 гг. по заданию штаба РККА и с учетом опыта работ над Т-17 появляются
проекты двухместных танкеток [102] Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как
«большая танкетка сопровождения». Их отличия состояли в двигательной установке
(Т-22 проектировалась под оригинальный четырехцилиндровый двигатель, а Т-23 под
двигатель танка Т-20), а также в размещении членов экипажа (на Т-22 они
размешались «в затылок», а на Т-23 - в ряд). Каждый проект обладал своими
достоинствами и недостатками, но для изготовления выбрали Т-23 как наиболее
дешевый и реальный в постройке. Первый образец Т-23 имел корпус из простого
железа и двигатель от Т-18 (40 л.с), но для второго передали двигатель от
недостроенного Т-20 и заказали еще четыре. Изготовлялись все танкетки на 2-м
автозаводе ВАТО (директор - С. Иванов), причем работы по Т-23 были проведены там
в сжатые сроки и с хорошим качеством. Однако при изготовлении танкетка
подверглась многочисленным доработкам, что изменило ее почти неузнаваемо. Длина
корпуса была увеличена почти на 300 мм. Вместо опорных и поддерживающих катков
Т-18 применили таковые от Т-19. Ввели новую облегченную гусеницу с новым ведущим
колесом, поскольку старые не обеспечивали достижение скорости движения 40 км/ч.
Однако даже такой улучшенный вариант танкетки [103] оказался
неудовлетворительным, поскольку по цене был сравним с танком Т-18, а версия,
оснащенная башней, даже превысила ее (около 59 тыс. руб. без вооружения), что не
позволяло развернуть их массовое производство.
9 августа 1929 г. У ММ выдвинуло требования по разработке колесно-гусеничной
танкетки Т-25 весом не более 3000-3500 кг, оснащенной двигателем мощностью 40-60
л.с., вооруженной либо пулеметом во вращающейся башне, либо 37-мм пушкой в
корпусе и обладающей скоростью движения не менее 40 км/ч на гусеницах и не менее
60 км/ч на колесах. Ни одна из находившихся в то время в разной степени
готовности танкеток (Т-17, Т-23), а также планируемая к приобретению танкетка «ВКЛ»
(Виккерс-Карден-Ллойд) на первый взгляд не способна была удовлетворить
поставленным ТТТ. Поэтому для создания такой машины в сжатые сроки среди
предприятий ГУВП был объявлен конкурс.
Практически сразу в работу включился коллектив НАМИ. Здесь начали создавать
эскизный проект колесно-гусеничного шасси с поднимаемыми и опускаемыми
автомобильными колесами, расположенными вне гусеничных лент по типу танка
Фольмера. [104]
Некоторое время намишники работали в этом направлении в полном одиночестве. Но
работа что-то «не ладилась», и потому в ноябре 1929 г. они вызвали на
соцсоревнование своих коллег из КБ завода «Большевик». Завод и КБ лихорадило с
производством и модернизацией танков Т-18, а также разработкой новых образцов
(Т-19 и Т-20) и потому для работы над эскизным проектом был выделен всего один
человек - инженер-конструктор В. Симский. Общее руководство проектированием, а
также оказание инженеру В. Симскому необходимой консультационной помощи было
поручено С. Гинзбургу.
В отличие от своих соперников здесь выбрали иную схему перехода с колес на
гусеницы - «переобуванием», что позволяло отказаться от сложных приводов
поднимания/опускания корпуса и колес. При разработке эскизного проекта Т-25 В.
Симский добросовестно изучил ту убогую документацию (а скорее - материалы
рекламного характера), которые нач. У ММ И. Халепский привез из своей
ознакомительной поездки в Америку. В октябре-ноябре было проведено сравнение
двух проектов, которое окончилось в пользу второго: ибо инженеры НАМИ не смогли
уложиться в ТЗ (вес - более 4,5 т, скорость - 30-33 км/ч на гусеницах и не более
50 км/ч на колесах).
Колесно-гусеничная танкетка Т-25 по проекту представляла собой уменьшенный вид
танка «Кристи», но при этом имела с ним большие различия. Так, привод в Т-25
предполагалось осуществить синхронно на все колеса, а для улучшения
маневренности предполагалось сделать управляемыми две передние оси и т.д.
Проектом предусматривалось достижение скорости движения 45 км/ч на гусеницах и
65 км/ч на колесах при применении 60 л.с. двигателя от танка Т-20, или 52 км/ч и
75 км/ч соответственно с двигателем в 70 л.с. Изготовление первого опытного
экземпляра предполагалось к декабрю 1931 г.
Из особенностей Т-25 следует отметить также, во-первых, [105] плавательное
приспособление - съемный пустотелый фанерно-дюралевый «поплавок», набитый
пробкой или сушеной морской травой. Планировалось использовать эту же танкетку
для проведения экспериментов по созданию «летающего» и «буксируемого»
«танка-планера». Из переписки С. Гинзбурга понятно, что эту танкетку
предполагалось использовать также в качестве зенитного танка, вооруженного
спаркой пулеметов типа ДТ, ДА или ДУ. Для этого планировалось разработать новую,
открытую сверху, башню.
Однако при проработке проекта Т-25 КБ «Большевика» столкнулось с большими
трудностями, тем более что опытный участок был занят танком Т-19. Доработку
проекта и изготовление опытной машины планировалось передать КБ ХПЗ, который
стоял без финансирования программы производства Т-24.
Но Харьковский паровозостроительный завод попытался «спихнуть с себя» этот
малоперспективный проект, ожидая продолжения работ по танку Т-24.
Таким образом, проект колесно-гусеничной танкетки Т-25 конструкции Гинзбурга -
Симского был отложен исполнением на один год, а в 1932 г. совершенно закрыт
ввиду высокой стоимости боевой машины. [106]
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА,
ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.
Т-25 (танкетка)
Т-25 - советская опытная лёгкая танкетка.
Т-25
Классификация - танкетка
Боевая масса, т - 3,9
Компоновочная схема - танкетная
Экипаж, чел. - 2
История
Производитель - "Большевик"
Годы производства - 1930
Годы эксплуатации - 1930-?
Количество выпущенных, шт. - 1 (?)
Основные операторы - СССР
Размеры
Длина корпуса, мм - 3300
Длина с пушкой вперёд, мм - 3600
Ширина, мм - 1620
Высота, мм - 1850
Клиренс, мм - 240
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. - 7
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 7
Лоб корпуса (середина), мм/град. - 7
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 4
Борт корпуса, мм/град. - 5
Борт корпуса (верх), мм/град. - 2
Борт корпуса (низ), мм/град. - 4
Корма корпуса, мм/град. - 4
Днище, мм - 3
Крыша корпуса, мм - 4
Лоб башни, мм/град. - 10
Крыша башни, мм/град. - 2
Вооружение
Калибр и марка пушки - 45-мм пушка 20К
Тип пушки - танковая
Боекомплект пушки - 30
Пулемёты - 1 пулемёт 7,62-мм ДА
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения МС-2
Мощность двигателя, л. с. - 60
Скорость по шоссе, км/ч - 38
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 20
Запас хода по шоссе, км - 100
Запас хода по пересечённой местности, км - 42
Удельная мощность, л. с./т - 18,9
Тип подвески - сблокированная на вертикальных пружинах
Преодолеваемый подъём, град. - 40
Преодолеваемая стенка, м - 0,5
Преодолеваемый ров, м - 1,3
Преодолеваемый брод, м - 0,95
История
Ввиду того, что танкетки серии Т-17 - Т-23 не удовлетворяли военных,
конструкторы завода «Большевик», решили сделать танкетку в развитие Т-23. Проект
танкетки, которую назвали Т-25, был разработан в 1930 году. Его показали тов.
Сталину, и он ему понравился. Вскоре планировалось изготовить опытный экземпляр,
но к этому времени был готов проект танкетки Т-27, и все работы по Т-25
прекратились.
Вооружение
Пушка калибром 45-мм 20К обр. 1932 г. устанавливалась в башне.
Ходовая часть
Разработана как половина ходовой части от Т-35. Четыре катка среднего диаметра,
три маленьких поддерживающих катка, ленивец и звёздочка. Подвеска прикрыта
щитом.
Википедия / Русский язык