Коминтерн - Артиллерийский тягач (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Тягач «Коминтерн»
Промышленный гусеничный трактор «Коммунар», который Харьковский
паровозостроительный завод (ХПЗ) им.Коминтерна начал выпускать с 1924 года по
образцу немецкого трактора «Ганомаг ВД-50», с конца 1920-х годов широко
использовался в Красной Армии для буксировки новых тяжелых артсистем,
неподъемных конной тягой. С учетом его основного применения завод непрерывно
поднимал мощность двигателя и скорость движения, доведя их в последней
модификации «3-90» до 90 л.с. и 15 км/ч. Но это был уже предел для устаревшей
машины. К тому же она перестала устраивать артиллеристов по своим тяговым
свойствам, подвижности, надежности, удобству применения. Армии требовался
специальный быстроходный средний гусеничный тягач для буксировки орудий массой
до Ют, а также для выполнения в войсках тяжелых транспортных работ. В 1930 году
по заданию Главного артиллерийского управления ХПЗ начал разработку такого
тягача под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов,
Д.Ф.Бобров). К 7 ноября 1931 года на заводе построили три опытных образца.
28-я илл.
На Красной площади - тягачи «Коминтерн» со 122-мм корпусными пушками А-19.
Москва, 7 ноября 1938 г.
Тягач, названный «Коминтерн», развивал скорость до 18 км/ч, имел новую подвеску
и ходовую часть, однако при небольшой массе (7 т) и мощности (65 л.с.) показал
недостаточную силу тяги. К тому же у него, как и у «Коммунара», отсутствовали
грузовая платформа, лебедка и закрытая кабина. После полигонных испытаний,
проведенных в 1932 году, доводкой тягача занималась в тракторноконструкторском
бюро (ТРК) бригада во главе с Н.Г.Зубаревым (Б.Н.Воронков перешел на ХТЗ), куда
также вошли инженеры А.Г.Гулита и В.П.Каплин. На «Коминтерн» установили
оригинальный, специально разработанный двигатель увеличенной мощности, ходовую
часть и подвеску использовали от танка Т-24, ранее выпускавшегося заводом,
повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину
автомобильного типа для экипажа и платформу для перевозки орудийного расчета,
боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на тягаче была
применена лебедка с тяговым усилием, сопоставимым с массой прицепа, и он стал
соответствовать всем предъявленным тогда артиллеристами требованиям к
быстроходной гусеничной машине для выполнения тяжелых транспортных работ в
условиях бездорожья и вскоре был принят на снабжение Красной Армии.
С апреля и до конца 1934 года была выпущена первая установочная партия в 50
единиц. С 1935 года завод перешел к серийному производству. Из-за большого
объема ручных подгоночных работ оно осуществлялось путем стендовой сборки, что
позволяло выпускать от 25 до 32 тягачей в месяц. В параде на Красной площади «коминтерны»
впервые приняли участие 1 мая 1937 года, а в ноябре из Севастополя в Китай
морским путем было отправлено 30 машин.
Артиллерийский тягач «Коминтерн» имел классическую, очень удобную в работе и
обслуживании компоновку грузового автомобиля, с передним расположением
двигателя, последовательно установленными за ним кабиной, грузовой платформой и
задними ведущими колесами. Внутри рамы под полом кабины и кузова располагались
все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (с выдачей троса назад). Двигатель «КИН»
- оригинальный, четырехцилиндровый, рабочим объемом 15,095 л, четырехтактный,
жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, с двумя съемными головками - был
нетребователен к топливу (работал на любом бензине, но предпочтительно на
автобензине второго сорта и на смеси его с лигроином и керосином, так как имел
степень сжатия всего 4,65) и хорошо заводился мощным электростартером или
безопасной пусковой рукояткой с понижающим редуктором даже при низких
температурах. Из-за своей переразмерности (масса с маховиком - около 1000 кг) и
относительной тихоходности он отличался выносливостью и надежностью, свободно
выдерживая все межремонтные пробеги (2000 км) даже в тяжелых армейских условиях.
Карбюратор - типа «Солекс» (собственного изготовления ХПЗ), зажигание - от
магнето с пусковым ускорителем. Система смазки была специально приспособлена для
устойчивой работы на подъемах до 40°. Приводы всех вспомогательных агрегатов -
шестеренные, каких-либо ременных передач, а следовательно и связанных с ними
отказов, двигатель не имел. Подача топлива из баков производилась ручным
воздушным насосом. С 1939 года дополнительно стал устанавливаться топливный
насос ЗИС-5 с приводом от двигателя.
29-я илл.
На буксире у «Коминтерна» - 76-мм зенитная пушка образца 1931 года на
двухколесной повозке
30-я илл.
В парадном строю на площади Урицкого в Ленинграде - тягачи «Коминтерн» с
корпусной артиллерией. Довоенное фото
31-я илл.
32-я илл.
33-я илл.
«Коминтерн»
34-я илл.
Компоновка тягача «Коминтерн» (фотокопия из учебного пособия): 1 - радиатор; 2 -
вентилятор; 3 - двигатель; 4 - кронштейн подвески (свеча); 5 - главный фрикцион;
6 - коробка передач; 7 - лебедка; 8 - главная передача; 9 - бортовой фрикцион;
10 - буксирный прибор; 11 - грузовая платформа; 12 - сиденья; 13 - топливный
бак; 14 - кабина; 15 - аккумулятор; 16 - рычаг включения лебедки; 17 - рычаг
коробки передач; 18 - тормозной рычаг лебедки; 19 - акселератор; 20 - рычаги
управления; 21 - педаль главного фрикциона; 22 - воздухоочиститель; 23 -
генератор; 24 - карбюратор «Солекс»
35-я илл.
Нарком обороны К.Е.Ворошилов объезжает войска, построенные для парада. На заднем
плане - тягачи «Коминтерн», использовавшиеся в данном случае в качестве
звакуационных. В 30-е годы отказы двигателей боевых машин на Красной площади
были частым явлением
Главный фрикцион - двухдисковый (сталь по ферродо), с тормозом, облегчавшим
переключение передач. Коробка передач - пятиступенчатая с силовым диапазоном
7,61 (против 3,81 у трехступенчатой на «Коммунаре») - обеспечивала как движение
с «ползучей» скоростью 2,6 км/ч и тяговым усилием 6800 кгс, так и максимальную,
высокую по тем временам скорость до 30,5 км/ч по шоссе. С главной передачей КП
связывал карданный вал с шарнирами «Макеник», не требующий точной центровки
агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза располагались на малонагруженных
продольных ведущих валах главной передачи, что значительно уменьшало ширину
трансмиссии и гусеничного хода - решение, больше не встречавшееся в
отечественной практике. Работавшие на минимальном входном крутящем моменте
бортовые фрикционы «Коминтерна», имевшие чугуные ведомые диски и стальные
ведущие, обладали высокой износостойкостью и не требовали от водителя больших
усилий при отключении.
Рама тягача - цельносварная, замкнутая, из двух продольных швеллеров, связанных
поперечинами, косынками и раскосами. Заднее тягово-сцепное устройство -
пружинный поворотный крюк, удобный и надежный.
Подвеска - пружинная (свечная), на четырех балансирных тележках, очень
эластичная (ход подвески - 72 мм), что в сочетании с обрезиненными опорными и
поддерживающими катками позволяло двигаться по бездорожью с высокой средней
скоростью без разрушения ходовой части.
Гусеница - облегченная, танкового типа, с гребневым зацеплением, с почвозацепами
высотой 50 мм, что обеспечивало необходимое сцепление с грунтом и передвижение
по дорогам с твердым покрытием без повреждения полотна. При езде по слабым
грунтам и обледенелым дорогам сцепные свойства были недостаточны (тягач буксовал
на подъеме в 5-6°, сползал на обочину, не мог двигаться по косогору), но они
значительно повышались при установке на траки одинарных и двойных шпор.
Деревянная кабина с металлической обшивкой использовалась от грузовика ЗИС-5 с
небольшими переделками, вызванными спецификой тягача (в частности, место
водителя располагалось справа). Все окна, в том числе и заднее, могли
открываться, что способствовало лучшей вентиляции. За кабиной находились два
металлических бензобака по 275 л. На грузовой платформе автомобильного типа
площадью 5,36 м², с откидными бортами и съемным тентом, на двух поперечных
сиденьях и на скамейке над бензобаками располагался расчет.
Электрооборудование 12-вольтовое, с достаточным ассортиментом приборов освещения
и сигнализации, на уровне автомобилей тех лет. Лебедка с горизонтальным
барабаном (тяговое усилие - до 10 000 кгс), тросом длиной 30 м и диаметром 22 мм
была связана с отбором мощности коробки передач через червячный редуктор и
открытую цилиндрическую пару. Торможение барабана производилось из кабины.
Армейские испытания «Коминтерна», проведенные в августе-ноябре 1937 года,
показали, что, несмотря на архаизм отдельных решений, машина получилась
добротной. Максимальная скорость по шоссе в колонне составляла 21 км/ч, средняя
по шоссе - 16 км/ч, по грунту - 12 км/ч, средняя по проселку - 6-8 км/ч.
Максимальный подъем без прицепа - 30°, подъем с прицепом - до 17°, без прицепа -
до 25° (такой же и спуск), косогоры - до 19°, канава - до 1,3 м, брод (с
подготовкой) - 1 м, стенка - 0,7 м.
При эксплуатации отмечались большой расход топлива (порой до 5 кг на 1 км);
малая поперечная устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центра
тяжести (отсюда и недостаточная поворачиваемость - радиус поворота 4,5 м) или,
наоборот, - излишняя путевая устойчивость); отдельные случаи спадания гусениц -
из-за неудачной конструкции ведущей звездочки; износ главного фрикциона;
скручивание первичного вала КП. В связи с большим числом точек смазки, наличием
в ходовой части подшипников скольжения и слабых уплотнений, техобслуживание
тягача было трудоемким.
Всего за время производства было выпущено 1798 тягачей «Коминтерн». В армии
(туда попало 1712) они служили долго и успешно и по праву считались одними из
лучших средних арттягачей 30-х годов. С их помощью резко повысилась тактическая
и оперативная подвижность артиллерии. Эти машины могли буксировать практически
весь парк тяжелых артиллерийских систем: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года,
85-мм зенитные пушки образца 1939 года, 122-мм пушки образца 1931/37 года,
122-мм гаубицы образца 1938 года, 152-мм гаубицы образца 1934/36 года, 152-мм
пушки образца 1935 года (Бр-2), 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20),
203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). На довоенных парадах они обычно возили
122-мм корпусные пушки образца 1931/37 года (А-19) и 152-мм гаубицы-пушки
образца 1937 года (МЛ-20).
36-я илл.
Тягач «Коминтерн» с трофейной японской пушкой на прицепе. Халхин-Гол, 1939 г.
Тактико-технические характеристики артиллерийского тягача «Коминтерн»
Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 10 640
Грузоподъемность платформы, кг 2000
Масса буксируемого прицепа, кг 12 000
- с перегрузкой, кг 14 000
Мест в кабине 2
Мест в кузове для сидения 12
Габариты, мм:
длина 5765
ширина 2208
с тентом 2300
высота по кабине (без нагрузки) 2538
с тентом 2980
База опорных катков, мм 3278
Колея (по серединам гусениц), мм 1530
Ширина гусениц, мм 360
Шаг трака, мм 170
Дорожный просвет, мм 400
Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кгс/см² 0,49
Максимальная мощность двигателя, при 1280 об/мин, л.с. 131
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 30,5
Запас хода по шоссе с прицепом, км до 170 (на последних сериях)
Запас хода по грунту с прицепом, км 80
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа,
град 33,5
Километровый расход топлива на шоссе с грузом и прицепом, кг 2,5
Часовой расход топлива на шоссе, кг:
без прицепа 18
с прицепом 22
Запас хода для средних условий движения с прицепом, ч 11
По состоянию на 1 января 1941 года в Красной Армии находилось 1017 «коминтернов»
(4,7% парка специальных артиллерийских тягачей), хотя по штатам, утвержденным в
апреле 1941 года, их должно было быть 6891. На 22 июня того же года в войсках их
имелось 1500.
В годы Великой Отечественной «коминтерны» принимали самое активное участие в
боевых действиях, неся при этом сравнительно небольшие потери. Запасные части к
ним, естественно, уже не выпускались, но, благодаря добротности и надежности
конструкции, они уверенно выдерживали все межремонтные пробеги. Например,
двигатель в тяжелых фронтовых условиях, как правило, выдерживал 2000 км пробега
всего с одной перетяжкой шатунных подшипников. На 1 января 1943 года в
артиллерии оставалось всего 385 таких тягачей, еще некоторое количество
эксплуатировалось в других родах войск, в том числе и танковых.
Летом-осенью 1943 года в НАТИ были проведены углубленные испытания тягача
«Коминтерн» по новой методике. Двигатель, как и ожидалось, развил меньшую, чем
по техзаданию, мощность (сказывался износ), но все же достаточно высокую - 126
л.с. при 1250 об/мин. Удельный расход топлива оказался, действительно, велик
даже для степени сжатия 4,65 - 326 г/э.л.с.ч, что давало минимальный
километровый расход на пятой передаче 1,4 кг. Коэффициент сцепления гусениц с
грунтом был явно мал (f = 0,593), но, тем не менее, соответствовал уровню других
быстроходных гусеничных тягачей с так называемой танковой гусеницей с мелким
рисунком грунтозацепов. Отмечалось, что передаточные числа в коробке передач
выбраны правильно, а это обеспечивало при движении на всех передачах запас
тяговых усилий более 20%, на пятой передаче - даже более 40%. Благодаря чему
«Коминтерн» уверенно буксировал штатный прицеп на пятой передаче по дорогам
любого класса, развивая при этом тяговое усилие 340 кгс при скорости 27,8 км/ч.
Максимальная сила тяги с перегрузкой (на первой передаче) была реализована
большая, чем полученная ранее на армейских испытаниях - 7500 кгс при скорости
2,3 км/ч, причем перегрузка тягача, вызывающая остановку двигателя,
сопровождалась сильным буксованием, приближающимся к полной пробуксовке гусениц
- идеальный случай тягово-скоростного баланса.
К концу войны в действующей армии еще находилось 568 машин (потери с 1 сентября
1942 года составили всего 56 единиц). До наших дней не уцелело ни одного
«Коминтерна», хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.
Бронеколлекция, №3, 2002, Е. ?. Прочко - Артиллерийские тягачи Красной Армии