PA-II - Бронеавтомобиль (Чехословакия-Чехия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
PA-II
PA-II Zelva
Классификация - бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 7,36
Экипаж, чел. - 5
История
Производитель - Skoda Holding
Годы производства - 1924
Годы эксплуатации - 1925-1945
Количество выпущенных, шт. - 12
Основные операторы - Чехословакия . Германия . Австрия
Размеры
Длина корпуса, мм - 6000
Ширина, мм - 2160
Высота, мм - 2440
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. - 5,5
Борт корпуса, мм/град. - 5,5
Корма корпуса, мм/град. - 5,5
Днище, мм - 3
Крыша корпуса, мм - 3
Вооружение
Калибр и марка пушки - 4 × 7,92-мм Schwarzlose 08
Тип пушки - пулемёт
Боекомплект пушки - 6250
Другое вооружение - 75-мм орудие
Подвижность
Тип двигателя - 4-цилиндровый Skoda
Мощность двигателя, л. с. - 70
Скорость по шоссе, км/ч - 70
Запас хода по шоссе, км - 250
Колёсная формула - 4 × 4
PA-II «Zelva» (чеш. Pancéřový automobil, typ II «Zelva») - чешский
бронеавтомобиль, который был выпущен всего в 12 экземплярах, и применялся до и
после Второй мировой войны.
История
Этот бронеавтомобиль носил неофициальное название «Zelva» (с чеш. - «Черепаха»)
ввиду своего корпуса, походившего на черепаший панцирь. Несмотря на такое
название, толщина брони машины не превышала 5,5 мм, сам корпус же был сложен в
производстве. Впрочем, это компенсировалось четырьмя пулемётам Шварцлозе,
позволявшими вести круговой обстрел. Также автомобиль при массе около 7 тонн
развивал скорость до 70 км/ч.
Был принят на вооружение в декабре 1924 года. Из 12 автомобилей 2 использовались
для подготовки водителей. В 1933 году, когда к власти в Германии пришла НСДАП, 9
оставшихся автомобилей были быстро переброшены к границе, что доказало их
высокие скоростные характеристики. Но на пересечённой местности машины медленно
двигались из-за большой массы. В 1924-1925 годах на машину поступили заказы на
экспорт, однако чехословаки согласились поставлять их только в Австрию. Вскоре
машины заменялись мощными PA-III и PA-IV, а старые отправлялись в резерв. В 1939
году несколько бронемашин достались немцам, на которые были установлены
несколько радиостанций.
В 1927 г. поступил на испытания новый образец артиллерийского бронеавтомобиля,
получивший название PA-II «Delovy». Его главным отличием была 75-мм пушка, из-за
которой менялись обводы корпуса. Усиление оказалось дорогим и бессмысленным.
Модифицированный бронеавтомобиль не был принят в армии и был разобран на металл.
В том же году три бронеавтомобиля были проданы в Австрию и поступили на службу в
полицейский департамент Вены. Одна из этих машин была модифицирована путём
установки небольшого командирского купола.
В июле 1934 г. все три PA-II были задействованы в подавлении нацистского путча,
который вспыхнул после убийства австрийского канцлера Долфусса. Преимущественно
они использовались для охраны правительственных учреждений и резиденции канцлера
в Вене. Спустя четыре года, когда Австрия была аннексирована Германией,
бронеавтомобили PA-II оставили на полицейской службе, а весной 1945 г. их снова
передали австрийской полиции.
wikipedia.org (ru)