ADGZ (немецкая модификация) - Бронеавтомобиль (Австрия/Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ADGZ
ADGZ
Классификация - тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 12
Экипаж, чел. - 6
История
Производитель - Steyr
Годы производства - 1935-1937, 1942
Количество выпущенных, шт. - 52
Основные операторы - Австрия
Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 6260
Ширина, мм - 2160
Высота, мм - 2560
Клиренс, мм - 275
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. - 11
Борт корпуса, мм/град. - 11
Корма корпуса, мм/град. - 11
Вооружение
Тип пушки - 2 cm KwK 30; в модификации с башней Т-26 - 45-мм танковая пушка
образца 1932/38 годов (20К)
Длина ствола, калибров - 45
Боекомплект пушки - 100
Пулемёты - 2 или 3 × 7,92 мм MG 34; в модификации с башней Т-26 - 2 x 7.92 мм MG
34 и один ДТ
Боекомплект пулемётов - 1500
Подвижность
Тип двигателя - 6 цил., 12 л
Модель двигателя - Austro-Daimler M612
Мощность двигателя, л. с. - 150
Скорость по шоссе, км/ч - 70
Запас хода по шоссе, км - 450
Запас хода по пересечённой местности, км - 225
Колёсная формула - 8 × 8
ADGZ (АДГЦ, нем. Polizei-Panzerkampfwagen ADGZ) - полноприводной тяжёлый
бронеавтомобиль времён Второй мировой войны.
Был разработан для австрийской армии в 1933-1934 гг. компанией
Austro-Daimler-Puch, которая вскоре была поглощена Steyr. По австрийской
классификации назывался M35 Mittlere Panzerwagen. Поступал в войска в 1935-37
гг.
Во время аншлюса 12 машин ADGZ использовались в австрийской армии и 15 в
полиции. Немцы стали использовать этот бронеавтомобиль для полицейских нужд.
Некоторые ADGZ использовались частями СС на восточном фронте и на Балканах. СС
заказали 25 дополнительных машин ADGZ, которые были поставлены в 1942 году.
Интересной особенностью этого бронеавтомобиля было отсутствие кормы - оба конца
автомобиля были оборудованы водительским местом и могли служить передом.
3-й батальон 4-го полка СС «Остмарк», усиленный местными добровольцами и
переименованный в «SS Heimwehr Danzig» («отряд самообороны „Данциг“»), получил
14 бронеавтомобилей ADGZ, часть из которых использовалась в ходе боёв за
почтовое отделение в Вольном городе Данциге (Гданьске) 1 сентября 1939 года.
Позже, после вторжения в СССР, несколько ADGZ были оборудованы башнями трофейных
советских лёгких танков Т-26.
Википедия / Русский язык
ADGZ
В результате аншлюса Австрии в марте 1938 года все вооружение австрийской армии
досталось Вермахту. В числе различных образцов бронетанковой техники немцы
заполучили прототип тяжелого бронеавтомобиля ADKZ. Он был создан в 1937 году
фирмой Steyr-Daimler-Puch. Это была полноприводная трехосная машина массой 8 т.
Несмотря на это, двигатель мощностью 120 л.с. позволял развивать скорость до 75
км/ч. Броня толщиной 8-14,5 мм защищала только от пуль и осколков. Во
вращающейся башне были установлены два пулемета (вероятно, один из них на
серийных экземплярах предполагалось заменить противотанковым ружьем). Экипаж
состоял из 3-4 человек. Несмотря на положительную оценку, машину не приняли на
вооружение Вермахта, поскольку она не превосходила по характеристикам уже
выпускавшиеся в Германии восьмиколесные броневики.
Помимо ADKZ, немцам достались прототип и пять серийных экземпляров легкого
бронеавтомобиля ADSK, выпущенные в 1937-1938 годах фирмой Steyr-Daimler-Puch.
Это были двухосные машины, оснащенные 60-сильным двигателем. При массе 3,2 т
бронеавтомобиль ADSK развивал скорость 60 км/ч. Броня толщиной всего 4-7 мм.
Экипаж - 4 человека. Башни у броневика не было, а единственный пулемет
располагался внутри боевого отделения. После испытаний ADSK был отвергнут
немецкими военными.
Бронеавтомобиль ADGZ на учениях австрийской армии. 1937 год
Наиболее же известным австрийским бронеавтомобилем, попавшим в руки немцев, без
сомнения, был тяжелый ADGZ. Эта машина была спроектирована в 1931 году,
производилась с перерывами фирмой Steyr-Daimler-Puch в 1935-1937 годах и
являлась первым в мире четырехосным бронеавтомобилем. ADGZ имел весьма
оригинальную конструкцию. Прежде всего, рама его имела форму параллелограмма,
что облегчало работу передних и задних управляемых колес. Бронекорпус сваривался
из листов брони толщиной 6-14,5 мм, установленных под рациональными углами
наклона. В кормовой части корпуса располагался 6-цилиндровый карбюраторный
двигатель Austro-Daimler М 612 мощностью 150 л.с. при 1800 об/мин. Здесь же
находилась гидравлическая коробка перемены передач фирмы Voith, которая
обеспечивала броневику движение вперед и назад с одинаковой скоростью. Крутящий
момент передавался только на две центральные оси, имевшие двухскатные колеса.
Первая и четвертая оси имели односкатные колеса и были управляемыми. Машина
имела два поста управления.
В передней части бронеавтомобиля размещался радиатор водяного охлаждения,
закрытый снаружи броневыми жалюзи. В боевой обстановке доступ воздуха к
радиатору осуществлялся через специальный карман в днище машины.
Бронеавтомобиль ADGZ одного из подразделений СС во время боя в Данциге. Сентябрь
1939 года
Основное вооружение - 20-мм пушка Solothurn и 7,92-мм пулемет «Шварцлозе» -
устанавливалось во вращающейся башне. Кроме того, имелось еще два «шварцлозе» в
переднем и заднем листах корпуса. Боекомплект составляли 250 снарядов к пушке и
5000 патронов к пулеметам. Для наблюдения за полем боя служили смотровые щели с
пуленепробиваемыми стеклами, а для посадки и высадки экипажа из семи человек
(командир машины, заряжающий пушки, наводчик, два водителя, два пулеметчика) -
четыре двери в бортах и люк в башне. При боевой массе в 12 т ADGZ обладал
неплохой скоростью (70 км/ч по шоссе) и запасом хода 450 км.
В целом ADGZ был достаточно удачной машиной, имевшей за счет двух управляемых
осей и двух водителей хорошую маневренность и поворотливость. К недостаткам
броневика можно отнести большую длину и массу.
После аншлюса Австрии планировалось продать броневики Румынии или Болгарии, но
из-за малого количества и неукомплектованности оборудованием от этой идеи
отказались. После замены австрийских пулеметов «Шварцлозе» немецкими MG 34 и
сокращения экипажа до шести человек ADGZ поступили на вооружение частей СС и в
их составе в сентябре 1939 года использовались в захвате Данцига.
В 1941 году концерн Steyr-Daimler-Puch получил заказ от рейхсфюрера СС Гимлера
на изготовление 25 машин Polizei-Panzerkampfwagen ADGZ для войск СС. Это было
продиктовано желанием командования СС чем-то отличаться от Вермахта. Ведь к
этому времени уже было ясно, что ADGZ не только не имеет никаких преимуществ
перед серийными германскими броневиками аналогичного класса, но и по многим
параметрам уступает им.
Вновь изготовленные 25 машин ADGZ были переданы в части СС в начале 1942 года.
Их отличием от машин первой серии стала установка полностью германского
вооружения - 20-мм пушки KwK 35 L745 и пулеметов MG 34.
Бронеавтомобиль ADGZ войск СС во время патрулирования побережья Франции. 1944
год
Тактико-технические характеристики немецких бронеавтомобилей
Марка машины / Sd.Kfz.222 / Sd.Kfz.231 (6-Rad) / Sd.Kfz.232 (8-Rad) /
Sd.Kfz.234/2 / ADGZ
Боевая масса, т / 4,8 / 5,7 / 8,8 / 11,74 / 12
Габаритные размеры, мм:
длина / 4800 / 5570 / 5850 / 6800 / 6260
ширина / 1950 / 1820 / 2200 / 2330 / 2160
высота / 1987 / 2250 / 2900 / 2380 / 2564
Бронирование, мм:
лоб корпуса / 14,5 / 14,5 / 15 / 30 / 14,5
борт и корма / 8 / 8 / 8 / 8-10 / 6
лоб башни / 14,5 / 14,5 / 15 / 30 / 14,5
Макс, скорость, км/ч / 80 / 65 / 90 / 90 / 70
Запас хода, км / 350 / 300 / 300 / 1000 / 450
Бронеавтомобили ADGZ применялись на Восточном фронте для охраны тыловых
коммуникаций и борьбы с партизанами. Известно, что один такой броневик был
захвачен войсками 3-й танковой армии при освобождении г. Россошь (Воронежская
область) 16 января 1943 года, а другой был подбит 1-й Украинской партизанской
бригадой С.А.Ковпака во время боя с частями дивизии СС «Викинг» под Седлице
(Польша) в феврале 1944 года. 7-я добровольческая горнопехотная дивизия СС
«Принц Ойген» использовала эти машины в боях с партизанами Тито в Югославии.
Несколько бронеавтомобилей находилось на вооружении полиции Линца и Вены до
конца войны.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad). 10-я танковая дивизия, Восточный
фронт, 1941 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 (8-Rad). 5-й разведывательный батальон 5-й
танковой дивизии СС «Викинг», Восточный фронт, лето 1943 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad). 115-й танковый батальон 15-й
моторизованной дивизии, Сицилия, июль 1943 г.
Бронеавтомобиль ADGZ полицейских частей СС. Данциг, 1 сентября 1939 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума». 2-я танковая дивизия, Франция, июль
1944 г.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4. Германия, весна 1945 г.
Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта
ADGZ (Polizei-Panzerkampfwagen)
Тяжелый бронеавтомобиль, поставлявшийся в австрийскую армию в 1935-1937 годах.
После аншлюсса Австрии в 1938 году 12 машин передали в полицейские части СС. В
1942 году фирма Steyr-Daimler-Puch возобновила производство, изготовив 25
броневиков этого типа.
Серийная модификация:
- сварной корпус крепился к раме, имевшей форму параллелограмма. Башня -
сварная, цилиндрической формы с двускатной скошенной крышей. Два поста
управления. Четыре двери для посадки и высадки экипажа.
Первоначально планировалось продать броневики Румынии или Болгарии, но из-за
малого количества и неукомплектованности оборудованием от этой идеи отказались.
После замены австрийских пулеметов «Шварцлозе» немецкими MG 34 и сокращении
экипажа до 6 человек ADGZ поступили на вооружение частей СС и в их составе в
сентябре 1939 года приняли участие в захвате Данцига.
Вновь изготовленные бронеавтомобили были переданы в части СС в начале 1942 года.
Они применялись на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с
партизанами, в частности, в 1944 году в составе дивизии СС «Викинг». 7-я
добровольческая горнопехотная дивизия СС «Принц Ойген» использовала эти машины в
боях с партизанами Тито в Югославии.
ADGZ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ ADGZ
БОЕВАЯ МАССА, т: 12.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6260, ширина - 2160, высота - 2564, дорожный
просвет - 275, база - 1850+1050+1850, колея - 1450 (передние и задние колеса),
1950 (колеса второй и третьей осей).
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 35 (или Solothurn) калибра 20 мм, 1 пулемет MG 34
калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 250 выстрелов, 5000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6-14,5.
ДВИГАТЕЛЬ: Austro-Daimler М612, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный,
жидкостного охлаждения; мощность 150 л.с. (110,4 кВт) при 1800 об/мин, рабочий
объем 11 964 см³.
ТРАНСМИССИЯ: гидравлическая муфта сцепления Wandler, шестискоростная
гидравлическая коробка передач Austro-Voith JDL (3+3), демультипликатор.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8x8, передние и задние колеса управляемые,
подвеска на полу- и четвертьэллиптических листовых рессорах, гидравлические
тормоза, размер шин 8.24-20.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 450.
Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2