Sd.Kfz.221 - Бронеавтомобиль (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.221
В 1934 году в Германии начались работы над новым легким бронеавтомобилем с более
высокими тактикотехническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении
стало создание стандартного шасси для тяжелой армейской автомашины.
Это шасси должно было иметь колесную формулу 4x4, управление, действующее на все
четыре колеса, небольшую массу, малое удельное давление на грунт, высокую
прочность, простую конструкцию, удобный доступ к узлам и вытекающую из этого
легкость в ремонте. Требования оказались столь высокими, что исключали
возможность использования серийных коммерческих шасси. Поэтому все
сотрудничавшие с Министерством вооружений компании получили заказ на разработку
совершенно новой конструкции. Лучшие образцы в 1936 году продемонстрировали в
Берлине на выставке средств моторизации. Военные остановили свой выбор на
прототипе, созданном на заводе Horch в Цвиккау, принадлежавшем концерну Auto
Union AG. Было подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший
официальное название Einheitsfahrgestell I fur schwerer Personenkraftwagen
(«шасси № 1 для тяжелого легкового автомобиля»), имел двигатель в корме и
проектировался специально под установку бронированного кузова. Второй вариант -
Einheitsfahrgestell II fur schwerer Personenkraftwagen - отличался от первого
тем, что двигатель на нем устанавливался спереди. Это шасси больше подходило для
создания обычных легковых автомобилей тяжелого класса.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 на улице польской деревни. Сентябрь 1939 года
Первый вариант, получивший обозначение Horch 801/EG I, имел массу 1965 кг. Шасси
оснащалось двигателем Horch / Auto Union V8-108 объемом 3,5 л и мощностью 75
л.с. при 3600 об/мин. Коробка передач обеспечивала пять передач вперед и одну
назад. В соответствии с требованиями военных, привод осуществлялся на все
колеса. Рулевое управление также действовало на все четыре колеса, но при езде
по шоссе со скоростью более 35 км/ч задние колеса фиксировались в нейтральном
положении. Подвеска - независимая, на двух вертикальных спиральных пружинах.
Шины Continental размером 210-18 имели пневматические камеры низкого давления.
Ножной гидравлический тормоз действовал на все колеса шасси.
На базе шасси 801 /EG I был создан новый бронеавтомобиль с длинным и
маловразумительным названием leichter Panzerspaehwagen mit Einheitsfahrgestell I
fiir sPkw («легкий разведывательный бронеавтомобиль на шасси № 1 для тяжелого
легкового автомобиля»). Работы над машиной вела фирма Eisenwerke Wesserhutte из
Бад-Ойнхаузена. Ее выпускали в нескольких модификациях, различавшихся
вооружением и оснащением.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221, вооруженный пулеметом MG 34 и противотанковым ружьем
Panzerbusche 39. Восточный фронт, 1942 год
Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 за обслуживанием вооружения. Северная Африка,
1941 год
Первыми в формируемые разведывательные части Вермахта стали поступать легкие
бронеавтомобили Sd.Kfz.221 - leichter Panzerspahwagen (MG). С 1936 года они
начали постепенно вытеснять старые Kfz.13. Sd.Kfz.221 имел корпус, сваренный из
бронелистов толщиной 14,5 мм. Бронелисты располагались под углом, что
увеличивало их эффективную толщину. Броня достаточно надежно защищала машину от
осколков и винтовочных пуль, в том числе и со стальным сердечником. Водитель
следил за дорогой через прямоугольный лючок, прорезанный в лобовом листе.
Аналогичные лючки несколько меньшего размера имелись в левом и правом бортах
корпуса. Во время боя они закрывались бронированными заслонками с узкими
смотровыми щелями. Доступ к двигателю осуществлялся через три прямоугольных
люка. За переборкой, разделявшей боевое и моторное отделения, находились два
топливных бака емкостью по 55 л. Экипаж попадал в машину через дверцы в бортах
корпуса. Запасное колесо подвешивалось к правому борту машины.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 вооружался одним 7,92-мм пулеметом, установленным во
вращающейся башенке, имевшей форму усеченной семигранной пирамиды. У башни
отсутствовала сплошная крыша. Вместо нее сверху боевое отделение защищали два
откидывающихся экрана из проволочной сетки. В бортах башни находились смотровые
щели.
Sd.Kfz.222
На прототипах устанавливались старые пулеметы MG 13, но серийные машины получили
уже новые MG 34. Боекомплект к пулемету составлял 1050-1200 патронов. Башенка
могла вращаться на 360°, а станок пулемета обеспечивал вертикальные углы
наведения от -10° до +69°. Это позволяло вести огонь из пулемета не только по
наземным целям, но и по низко летящим самолетам.
В экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 входило два человека: механик-водитель и
командир, одновременно выполнявший функции стрелка. Штатное вооружение экипажа
состояло из одного пистолета-пулемета MP 38 или MP 40 и шести ручных гранат.
Радиостанции на машине не было, связь поддерживалась с помощью сигнальных
флажков.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 (выпущено 339 единиц), поступавший в разведывательные
части Вермахта, представлял собой быстроходную и маневренную машину. У нее был
один серьезный недостаток - слабое вооружение. Уже после начала Второй мировой
войны на бронеавтомобили стали устанавливать дополнительное оружие. В частности,
7,92-мм противотанковое ружье PzB 39, размещавшееся в башне рядом со штатным
пулеметом. Однако оно позволяло бороться с бронетехникой противника лишь на
предельно близких дистанциях.
Более удачным решением стала установка на Sd.Kfz.221 тяжелого противотанкового
ружья 2,8 cm sPzB 41. Эта модификация бронеавтомобиля появилась в 1941 году.
Вместо пулемета MG 34 машину оснащали тяжелым противотанковым ружьем калибра
20-28 мм с коническим стволом. Новое вооружение потребовало слегка изменить
конструкцию башни (уменьшить высоту передней стенки). Противотанковое ружье
монтировалось в башне вместе со щитком, что несколько увеличило высоту
бронеавтомобиля. Всего таким образом перевооружили 34 машины.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 в ливийской пустыне. 1941 год. Сетчатые экраны
откинуты
Бронированная радиомашина Sd.Kfz.261. Хорошо видна сложенная рамочная антенна
радиостанции Fu 12
Наиболее массовой и удачной модификацией броневика стала Sd.Kfz.222. Это была
машина с 20-мм автоматической пушкой KwK 30 и пулеметом MG 34, установленными в
общем лафете в десятигранной открытой сверху башне. Скорострельность пушки
составляла 280 выстр./мин. Начальная скорость бронебойного снаряда - 780 м/с, по
немецким данным, с дистанции 500 м он пробивал 20-мм броню. Наведение пушки на
цель осуществлялось вручную. Спуск пушки и пулемета был синхронизирован,
впрочем, имелась возможность вести огонь только из одного ствола. Обычно
упоминается, что боекомплект включал 180-200 выстрелов к пушке и 1050-2000
патронов к пулемету, но в реальности экипаж мог взять больший боезапас, так как
в машине хватало свободного места. Углы возвышения пушки и пулемета колебались в
пределах от -7° до +80° и позволяли вести огонь по воздушным целям. В
дальнейшем, после начала серийного производства более совершенной 20-мм
автоматической пушки KwK 38, имевшей скорострельность 450 выстр./мин, пушки KwK
30 на этих машинах заменили. Новый лафет обеспечивал угол склонения/возвышения
от -4° до +87°, что повышало эффективность орудия в борьбе с самолетами
противника. Бронеавтомобилей марки Sd.Kfz.222 было изготовлено 989 единиц.
Наряду с разведывательными модификациями, выпускались и специальные. Речь здесь
идет о вариантах Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261.
Первая представляла собой радиомашину для обеспечения связи в разведывательных
подразделениях. Она оснащалась радиостанциями Fu 10 или Fu 19, а позже Fu 12 со
складывающейся рамочной или штыревой антенной. Башня с вооружением сохранилась
от модификации Sd.Kfz.221. Боевая масса возросла до 4,4 т.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.260/261 - машины связи для танковых и моторизованных
частей, различавшиеся только типом радиостанции. На Sd.Kfz.260 устанавливалась
радиостанция Fu 7 с телескопической штыревой антенной, на Sd.Kfz.261 - Fu 12 с
рамочной антенной. Экипаж состоял из четырех человек.
Радиомашин Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261 было изготовлено соответственно 550 и 493
единицы. Всего же с 1935 по 1944 год заводские цехи фирм Horch, MNH и Weserhutte
покинула 2371 машина всех модификаций.
Боевая карьера легких двухосных бронеавтомобилей началась с участия в операции
по аннексии Судетской области Чехословакии осенью 1938 года. К 1 сентября 1939
года в войсках насчитывалось около 1200 машин этого типа.
Радиомашина Sd.Kfz.223, принадлежавшая, судя по букве «К» на других машинах в
колонне, танковой группе Клейста. Восточный фронт, 1941 год
Бронеавтомобили Sd.Kfz.222 3-го разведывательного батальона Германского
африканского корпуса. 1942 год
В состав танковой дивизии Вермахта в среднем входило до 90 легких броневиков,
около 60 из них были сосредоточены в разведывательном батальоне. Еще больше
имелось их в легких дивизиях. В разведывательном полку 3-й легкой дивизии,
например, значилась 121 бронемашина.
Радиомашины Sd.Kfz.260/261 использовались в качестве штабных машин связи в звене
«полк-дивизия» и состояли на вооружении соответствующих подразделений в
соединениях всех типов.
К началу операции «Барбаросса» в немецких войсках насчитывалась 961 бронемашина
Sd.Kfz.221, 222 и 223. В условиях российского бездорожья очень скоро выяснилось,
что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов, имеют
ограниченную тактическую подвижность. К концу 1941 года на Восточном фронте была
потеряна 341 машина. Значительно более эффективным оказалось их применение в
Северной Африке в составе разведывательного батальона 5-й легкой дивизии
Африканского корпуса.
Боевой опыт заставил внести в конструкцию бронеавтомобиля ряд
усовершенствований. С 1941 года их стали выпускать на базе шасси Horch 801/v.
Шасси оснащались двигателем мощностью 81 л.с., который позднее форсировали до 90
л.с. Толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Соответствующим образом была
изменена и система обозначений. Старые Sd.Kfz. 222 и 223 получили индекс Ausf.
А, а машины на базе Horch 801/v - Ausf. В.
Во время войны 20 бронемашин Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223 передали болгарской армии.
Броневики участвовали в операциях по борьбе с югославскими партизанами на
территории Македонии, оккупированной болгарскими войсками. С конца 1944 года они
использовались в боевых действиях против немецких войск.
В 1938 году Германия поставила Китаю 18 Sd.Kfz.221 и 12 Sd.Kfz.222. Эти машины
принимали участие в боях с японцами.
Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта
Sd.Kfz.221
Sd.Kfz.221
Leichter Panzerspähwagen (MG), Sd.Kfz.221
Классификация - лёгкий бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 4,0
Компоновочная схема - классическая
Экипаж, чел. - 2
История
Производитель - Германия: Weserhütte
Годы производства - 1935-1940
Годы эксплуатации - 1935-1945
Количество выпущенных, шт. - 361, включая экспортные
Основные операторы - Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 4800
Ширина, мм - 1950
Высота, мм - 1700
База, мм - 2800
Колея, мм - 1610
Клиренс, мм - 240
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 8 / 37°
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 8 / 36°
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8 / 35°
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8 / 35°
Корма корпуса (верх), мм/град. - 5 / 65°
Корма корпуса (низ), мм/град. - 5 / 31°
Крыша корпуса, мм - 5
Лоб башни, мм/град. - 8 / 35°
Маска орудия, мм/град. - 8 / 10°
Борт башни, мм/град. - 8 / 35°
Корма башни, мм/град. - 8 / 35°
Крыша башни, мм/град. - открытая
Вооружение
Углы ВН, град. - -30…+70
Пулемёты - 1 7,92-мм MG-34
Боекомплект пулемётов - 1000
Подвижность
Тип двигателя - V-образный
8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя - «Хорьх» 801
Мощность двигателя, л. с. - 75
Скорость по шоссе, км/ч - 80
Запас хода по шоссе, км - 320
Удельная мощность, л. с./т - 18,7
Колёсная формула - 4 × 4
Тип подвески - на вертикальных пружинах и амортизаторах
Преодолеваемый подъём, град. - 22
Преодолеваемый брод, м - 0,6
Leichter Panzerspähwagen (MG), Sd.Kfz.221 - германский лёгкий бронеавтомобиль
1930-х годов. Разработан фирмой Eisenwerken Weserhütte в начале 1930-х годов на
роль разведывательной или штабной машины. Серийное производство осуществлялось с
1935 по сентябрь 1940 года, общий выпуск составил более 360 машин. Sd.Kfz.221
использовались германскими войсками в ротах и взводах бронеавтомобилей
разведывательных батальонов дивизий на всём протяжении Второй мировой войны,
постепенно сменяясь более совершенными Sd.Kfz.222.
История создания
В 1934 году в Германии начались работы над новым легким бронеавтомобилем с более
высокими тактико-техническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении
стало создание стандартного шасси для тяжелой армейской автомашины.
Это шасси должно было иметь колесную формулу 4×4, управление, действующее на все
четыре колеса, небольшую массу, малое удельное давление на грунт, высокую
прочность, простую конструкцию, удобный доступ к узлам и вытекающую из этого
легкость в ремонте. Требования оказались столь высокими, что исключали
возможность использовать серийные коммерческие шасси. Поэтому все сотрудничавшие
с Министерством вооружений компании получили заказ на разработку совершенно
новой конструкции. Лучшие образцы были в 1936 году продемонстрированы в Берлине
на выставке средств моторизации. Военные остановили свой выбор на прототипе,
созданном на заводе Horch в Цвиккау, принадлежавшем концерну Auto-Union AG. Было
подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший официальное название
Einheitsfahrgestell I für schwerer Personenkraftwagen, имел двигатель в корме и
был спроектирован специально под установку бронированного кузова. Второй вариант
- Einheitsfahrgestell II für schwerer Personenkraftwagen - отличался от первого
тем, что двигатель на нем был установлен спереди. Это шасси больше подходило для
создания обычных легковых автомобилей тяжелого класса.
Первый вариант, имевший обозначение Horch 801/EG I, имел массу 1965 кг. Шасси
оснащалось двигателем Horch/Auto-Union V8-108 объёмом 3,5 л и мощностью 75 л. с.
при 3600 об/мин. Коробка передач обеспечивала пять передач вперед и одну назад.
В соответствии с требованиями военных, привод осуществлялся на все колеса.
Рулевое управление также действовало на все четыре колеса, но при движении по
шоссе со скоростью более 35 км/ч задние колеса фиксировались в нейтральном
положении. Подвеска независимая на двух вертикальных спиральных пружинах. Шины
Continental размерами 210-18 имели пневматические камеры низкого давления.
Ножной гидравлический тормоз действовал на все колеса шасси.
На базе шасси 801/EG I был создан новый бронеавтомобиль с длинным названием
Leichter Panzerspäehwagen mit Einheitsfahrgestell I für sPkw. Работы над машиной
вела фирма Eisenwerke Wesserhütte из Бад-Ойнхаузена. Бронеавтомобиль выпускали в
нескольких модификациях, различавшихся вооружением и оснащением. Выпуск лёгких
бронемашин модификаций 221/222/223 был крайне неравномерен. Так, в сентябре 1939
года сдали 48 машин, в январе 1940 года их производство упало до 19. В феврале
не выпустили ни одной машины, как и в июле. Максимум за год был достигнут в мае
- 24 единицы. В 1941 году максимум выпуска так же пришёлся на май - 46, однако в
октябре не сдали ничего. Первые четыре месяца 1942 года броневики не выпускались
вообще, но уже в мае их сдали 46 штук, а максимум за год пришелся на август -
65. В 1943 году машины не выпускались в июле и августе; максимума достигли в
апреле, 60 машин. Последние 21 Sd.Kfz.223 сдали в январе 1944 года.
Производство
Производство шасси на Auto Union Werk Horch
1935 - 1936 - 1937 - 1938 - 1939 - 1940 - 1941 - 1942 - 1943
Серия - 1-я - 2-я - 3-я - 4-я* - 5-я
1 - - 23 - 6 - 60 - - - 50 - 10 - 80
2 - - 12 - 5 - 50 - 23 - - 50 - 45 - 79
3 - - 6 - 1 - 16 - 125 - - 34 - 50 - 75
4 - 30 - 4 - - - 100 - - 16 - 80 - 76
5 - 26 - 8 - - - 47 - - 50 - 80 -
6 - 46 - 18 - - - 37 - - 50 - 80 -
7 - 40 - 7 - - - - 37 - 40 - 80 -
8 - 20 - 10 - - - - 50 - 12 - 55 -
9 - 48 - - - - - 50 - 26 - 20 -
10 - 11 - - - - - 50 - - 89 -
11 - 27 - - - - - 50 - - -
12 - 11 - - - - - 47 - - 92 -
Всего - 259 - 88 - 12 - 126 - 332 - 284 - 328 - 681 - 310
*Из 612 выпущенных шасси под машины ушло 597. Об оставшихся 15 шасси ничего не
известно.
1.Serie (№ 810001 - 810359), 1935-1937
Sd.Kfz.221 - 143 (Daimler-Benz - 14, Deutsche Werke AG - 60, Schichau-Werke -
69), 1935 - 1937
Sd.Kfz.222 - 72 (Daimler-Benz - 10, Deutsche Werke AG - 26, Schichau-Werke -
36), 1935 - 1937
Sd.Kfz.223 - 117 (Daimler-Benz - 12, Deutsche Werke AG - 64, Schichau-Werke -
41), 1935 - 1937
27 июля 1936 года с «Хорьх» был заключен контракт на поставку 18 машин в Китай
(10 - Sd.Kfz.221, 4 - Sd.Kfz.222, 4 - Sd.Kfz.223). Бронеавтомобили были
отгружены в марте 1937 года.
Из 9 оставшихся шасси 5 были использованы для опытных работ, а 4, в варианте
Sd.Kfz.221, поступили в LSSAH.
2.Serie (№ 810360 - 810485), апрель - ноябрь 1938
Sd.Kfz.221 - 46 (Weserhütte), апрель - ноябрь 1938
Sd.Kfz.222 - 72 (Schichau-Werke), апрель - ноябрь 1938
На 8 машин Sd.Kfz.221 был оформлен отдельный контракт; вероятнее всего машины
были отправлены в Китай.
3.Serie (№ 810486 - 810817), июнь 1939 - сентябрь 1940
Sd.Kfz.221 - 150 (Weserhütte), (№№ 810486 - 810635), июнь 1939 - август 1940
Sd.Kfz.222 - 64 (Schichau-Werke), (№№ 810636 - 810699), июнь 1939 - январь 1940
Sd.Kfz.223 - 118 (№№ 810700 - 810817) (MNH), июнь 1939 - сентябрь 1940
4.Serie (№ 810818 - 8101414), сентябрь 1940 - март 1942
Sd.Kfz.222 - 232 (Schichau-Werke - 145, Weserhütte - 87), сентябрь 1940 -
декабрь 1941
Sd.Kfz.223 - 112 (MNH), сентябрь 1940 - декабрь 1941
Sd.Kfz.260 - 36 (Weserhütte), апрель - июль 1941
Sd.Kfz.261 - 215 (Weserhütte), апрель 1941 - март 1942
5.Serie (№ 8110004 - 8110994), Ausf. B, апрель 1942 - февраль 1944
Sd.Kfz.222 - 550 (Schichau-Werke - 200, Büssing-NAG - 350), май 1942 - июнь 1943
Sd.Kfz.223 - 208 (Wegmann - 72 (июль 1942 - февраль 1943), Weserhütte - 136
(апрель 1943 - февраль 1944))
Sd.Kfz.260 - 96 (Weserhütte), апрель 1942 - апрель 1943
Sd.Kfz.261 - 137 (Weserhütte), апрель 1942 - апрель 1943
Всего принято Вермахтом:
Sd.Kfz.221 - 339
Sd.Kfz.222 - 990
Sd.Kfz.223 - 555
Sd.Kfz.260 - 132
Sd.Kfz.261 - 352
Принято СС - Sd.Kfz.221 - 4
Поставлено в Китай - 26
Итого собрали почти 2400 машин всех модификаций.
Производство Sd.Kfz.221/222/223
Модель - До 1938 - 1938 - 1939 - 1940 - 1941 - Всего
221 - 143 - 46 - 126 - 24 - - 339
222 - 72 - 72 - 64 - 52 - 179 - 439
223 - 117 - - 59 - 60 - 112 - 348
Всего - 332 - 118 - 249 - 136 - 291 - 1126
Производство Sd.Kfz.221/222/223*
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1939 - - - - - 5 - 20 - 41 - 20 - 48 - 29 - 48 - 38 - 249
1940 - 19 - - 8 - 11 - 24 - - - 17 - 22 - 11 - 12 - 12 - 136
1941 - 25 - 15 - 35 - 16 - 46 - 35 - 30 - 35 - 20 - - 20 - 14 - 291
Всего - 676
*Разбивка на модификации отсутствует
Производство Sd.Kfz.222/223 (5.Serie)
Модель - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1942 - 222 - - - - - 46 - 55 - 45 - 38 - 40 - 63 - 34 - 31 - 352
223 - - - - - - - 11 - 27 - - - 12 - 12 - 62
1943 - 222 - 33 - 38 - 55 - 34 - 30 - 8 - - - - - - - 198
223 - 4 - 6 - - 26 - 20 - 10 - - - 10 - 5 - 20 - 7 - 108
1944 - 223 - 21 - 17 - - - - - - - - - - - 38
Всего - 758
Производство Sd.Kfz.260/261
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1940 - - - - 1 - - - - - - - - - 1
1941 - - - - 20 - 29 - 30 - 13 - 12 - - 15 - 27 - 25 - 171
1942 - 29 - 26 - 25 - 7 - 17 - 4 - 46 - 20 - - - 30 - 32 - 236
1943 - 23 - 20 - 24 - 9 - - - - - - - - - 76
Всего - 483
Кроме того, 10 ремонтных шасси (№ 810032, 810079, 810172, 810222, 810231,
810233, 810254, 810381, 810402, 810426) 16 августа 1941 года были выделены для
переоборудования в Sd.Kfz.260/261. Так, 3 из них, в варианте Sd.Kfz.261, 23
апреля числились в 11-й танковой дивизии.
Устройство и оснащение
Sd.Kfz.221 имел кузов, сваренный из бронелистов толщиной 14,5 мм. Бронелисты под
углом, что повышало их эффективную толщину. Броня достаточно надежно защищала
машину от осколков и винтовочных пуль, в том числе и со стальным сердечником.
Водитель следил за дорогой через прямоугольный лючок в лобовом листе.
Аналогичные лючки несколько меньшего размера в левом и правом бортах кузова. Во
время боя они закрывались бронированными заслонками с узкими смотровыми щелями.
Доступ к двигателю через три прямоугольных люка. За переборкой, разделявшей
боевое и двигательное отделения, находились два топливных бака ёмкостью по 55 л.
Экипаж проникал в машину через дверцы в бортах кузова. Запасное колесо
подвешивалось к правому борту машины.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 был вооружен одним 7,92-мм пулемётом, установленным
во вращающейся башенке, имевшей форму усечённой семигранной пирамиды. Башня не
имела сплошной крыши. Вместо неё сверху боевое отделение защищали два
откидывающихся экрана из проволочной сетки. В бортах башни находились смотровые
щели.
На прототипах устанавливали старые пулемёты MG 13, но серийные машины получили
уже новые MG 34. Боекомплект к пулемёту составлял 1050-1200 патронов. Башенка
могла вращаться на 360°, а станок пулемёта обеспечивал вертикальные углы
наведения от -10° до +69°. Это позволяло вести огонь из пулемёта не только по
наземным целям, но и по низко летящим самолётам.
Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 состоял из двух человек: механика-водителя и
командира, который одновременно выполнял функции стрелка. Штатное вооружение
экипажа состояло из одного пистолета-пулемёта МР 38 или МР 40 и шести ручных
гранат.
Радиостанции на машине не было, связь поддерживалась с помощью сигнальных
флажков.
Модернизации
У Sd.Kfz.221 был серьёзный недостаток - слабое вооружение. Уже после начала
Второй мировой войны на бронеавтомобили стали устанавливать более тяжелое
вооружение. В частности дополнительно их вооружали 7,92-мм противотанковым
ружьём PzB 39, размещавшимся в башне рядом со штатным пулемётом. Ружьё позволяло
бороться с бронетехникой противника лишь на предельно близких дистанциях. Первый
вариант с 7,92 мм противотанковым ружьём Panzerbuchse 39 - PzB 39 появился в
1940 году - установка производилась в башне рядом со штатным пулемётом для
борьбы с легкобронированными объектами на дистанциях до 300-400 метров. С 300
метров противотанковое ружьё PzB 39 пробивало броню толщиной 22 мм,
расположенную под углом 30°. Противотанковое ружьё однозарядное, на броне
располагался магазин с патронами. В походном положении ружьё крепилось на правом
борту машины. В боевом положении противотанковое ружьё устанавливали в башне.
Более удачным решением стала установка нa Sd.Kfz.221 тяжелого противотанкового
ружья 2,8 cm sPzB 41. Эта модификация бронеавтомобиля появилась в 1941 году.
Вместо пулемёта MG 34 машину вооружали тяжелым противотанковым ружьём калибра 20
- 28 мм с коническим стволом. Новое вооружение потребовало слегка изменить
конструкцию башни (уменьшить высоту передней стенки). Противотанковое ружьё
устанавливалось в башню вместе со щитком, что несколько увеличило высоту
бронеавтомобиля. С 500 метров снаряд PzGr 41 пробивал расположенную под углом
30° броню толщиной 40 мм, а с 100 метров - броню толщиной 60 мм. Угол склонения
противотанкового ружья -10°, возвышения +40°. В горизонтальной плоскости ружьё
поворачивалось на 45°-90' по обе стороны от продольной оси машины.
Противотанковое ружьё (пушка) sPzB 41 монтировалось на кронштейне, укреплённом
перед башней. Для установки sPzB 41 нужно было снять штатный пулемёт MG 34.
Боезапас из 120 выстрелов перевозился внутри боевого отделения.
Наиболее массовой и удачной модификацией броневика стала Sd.Kfz.222. Эта машина
была вооружена 20-мм автоматической пушкой KwK 30 (на части машин KwK 38) и
пулемётом MG 34, установленными в десятигранной открытой сверху башне.
Боекомплект состоял из 180 выстрелов и 1050 патронов. Углы возвышения пушки и
пулемёта позволяли вести огонь по воздушным целям. Бронеавтомобилей Sd.Kfz.222
было изготовлено 989 единиц.
Эксплуатация и боевое применение
С 1936 года в формируемые разведывательные части вермахта начали поступать
легкие бронеавтомобили Leichter Panzerspäehwagen (MG) (Sd.Kfz.221), они начали
постепенно вытеснять старые Sd.Kfz.13.
В виде бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 (выпущено 339 единиц) разведывательные части
Вермахта получили быстроходную и маневренную машину.
Большая часть машин поступила в разведывательные части танковых и лёгких
дивизий, сформированных перед началом Польской кампании. В соответствии со
штатом 1939 года разведывательный батальон включал две роты бронеавтомобилей.
Каждая рота из штабного взвода (Sd.Kfz.247, Sd.Kfz.263 и Sd.Kfz.223), взвода
тяжёлых бронеавтомобилей (Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232) и двух взводов лёгких
бронеавтомобилей (Sd.Kfz.221 и 222). Впоследствии легкие бронеавтомобили
передавались в связные части и в разведывательные подразделения моторизованных и
пехотных дивизий. Периодически их использовали для корректировки артиллерийского
огня.
На 1 сентября 1939 года в войсках числилось 718 легких бронеавтомобилей, из
которых около 180 приходилось на Sd.Kfz.13/14. К маю 1940 года их было ровно
800. К 1 июня 1941 года на вооружении находилось 928 машин, практически все были
Sd.Kfz.221, Sd.Kfz.222, Sd.Kfz.223 и лишь незначительное количество
Sd.Kfz.13/14.
На 1 июня 1942 года вермахт располагал 1016 легкими бронеавтомобилями. Данные о
потерях в более поздний период говорят о том, что их интенсивно эксплуатировали
вплоть до конца войны - по ведомостям с 1 декабря 1943 года по 30 ноября 1944
года вермахт потерял 150 Sd.Kfz.221 и 223 и 240 Sd.Kfz.222.
Экспорт
Экспортные поставки были ограниченными. В 1935 года несколько бронеавтомобилей
заказаны гоминьдановским правительством Китая, ожидавшим вторжения японской
армии.
Заказ выполнен не сразу и только в 1937 году 18 бронемашин (10 - Sd.Kfz.221, 4 -
Sd.Kfz.222, 4 - Sd.Kfz.223) поступили в распоряжение 3-го танкового батальона,
дислоцированного под Нанкином. В 1938 году было поставлено еще 8 Sd.Kfz.221. Эти
машины принимали участие в боях с японцами.
Болгарская армия с сентября 1943 по февраль 1944 года получила 20 Sd.Kfz.222 и
Sd.Kfz.223 двумя партиями (13 и 7), включённых в единственную танковую бригаду.
Входя в разведывательную «дружину», с конца 1944 года они использовались в
боевых действиях против немецких войск.
Отдельная история с бронеавтомобилями, попавшими к противнику. Первые трофейные
Sd.Kfz.221 попали к польским войскам в сентябре 1939 года, но поскольку Польша
была полностью оккупирована ко 2 октября 1939 года, воспользоваться ими поляки
толком не смогли.
В битве за Францию в мае-июне 1940 года британские и французские войска
захватили и более подробно ознакомились с немецкими разведывательными машинами.
Опять-таки из-за быстрого поражения союзных сил все трофеи вновь перешли к
немцам.
Иначе в Северной Африке. Прибывший туда в 1941 году DAK также с Sd.Kfz.221 и
Sd.Kfz.222, которые активно использовали для разведки и связи. Эта активность
привела к тому, что трофеями сил Британского Содружества стало несколько
десятков машин, часть которых захвачена целыми, а другие быстро отремонтировали
и ввели в строй. Не менее двух Sd.Kfz.222 (перевооружённых 20-мм пушками)
использовалось в аэродромной службе RAF.
Более богатые трофеи получены советской армией в 1941-1942 годах. На советском
фронте Sd.Kfz.221\222 нередко действовали на острие наступления, в том числе в
качестве машин поддержки пехоты. Естественно, что при таком раскладе потери были
большими - только по официальным данным с 1 июля 1941-го по 1 апреля 1942 года
потеряно 159 машин всех типов, не считая побывавших в ремонте. Сколько среди них
стало советскими трофеями сказать трудно, поскольку летом-осенью 1941 года
скрупулёзный подсчёт не вёлся. Тем не менее, можно говорить о нескольких
десятках легких бронеавтомобилей, часть которых находилась в строю до 1943 года
включительно. Более того, один из Sd.Kfz.221 (с установленном импровизированной
конической башней вместо штатной использован в фильме «Непобедимые»,
посвящённого защитникам Ленинграда и вышедшим на экраны в 1943 году. По всей
видимости, после войны все трофейные машины разобраны на металл.
Использовался
Германия
Китай - 26 единиц
Википедия / Русский язык