Sd.Kfz.231 (6-Rad) - Бронеавтомобиль (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Sd.Kfz.231
Классификация - тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 6,00
Компоновочная схема - мотор впереди, отделение управления и боевое сзади
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Германия: Daimler-Benz, Büssing-NAG, Magirus
Годы производства - 1932-1937
Годы эксплуатации - 1932-1944
Количество выпущенных, шт. - Около 230
Основные операторы - Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 5570
Ширина, мм - 1820
Высота, мм - 2250, по крыше башни
База, мм - 3400
Колея, мм - 1690 / 1840
Клиренс, мм - 240
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 8 / 25°
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 8 / 25-35°
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8 / 37°
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8 / 35°
Корма корпуса (верх), мм/град. - 8 / 30°
Корма корпуса (низ), мм/град. - 8 / 25-42°
Крыша корпуса, мм - 5 / 80-90°
Лоб башни, мм/град. - 8 / 0°
Маска орудия, мм/град. - 8 / 0°
Борт башни, мм/град. - 8 / 35°
Корма башни, мм/град. - 8 / 35°
Крыша башни, мм/град. - 5 / 75-90°
Вооружение
Калибр и марка пушки - 20-мм KwK 30
Тип пушки - нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров - 55
Боекомплект пушки - 200
Углы ВН, град. - -12...+20°
Прицелы - телескопический T.Z.F.3
Пулемёты - 1 × 7,92-мм MG-34
Подвижность
Тип двигателя - рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 70
Скорость по шоссе, км/ч - 62
Запас хода по шоссе, км - 250
Удельная мощность, л. с./т - 11,7
Колёсная формула - 6 × 4
Тип подвески - на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. - 20°
Преодолеваемый брод, м - 0,60
Schwerer Panzerspähwagen (6-Rad) - германский тяжёлый бронеавтомобиль 1930-х
годов. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил
индекс Sd.Kfz.231 (6-Rad). Был создан в 1930-1932 годах по заданию рейхсвера на
разработку тяжёлого бронеавтомобиля с использованием шасси коммерческого
грузового автомобиля. Серийно выпускался с 1932 по 1937 год фирмами Daimler-Benz,
Büssing-NAG и Magirus, каждая из которых использовала шасси собственной
разработки (G 3а, G 31p, M 206a соответственно) в сочетании с унифицированным
броневым корпусом. Выпускались как в линейном варианте Sd.Kfz.231, так и в
радийном, под обозначением Sd.Kfz.232. Сколько всего было выпущено
бронеавтомобилей данной серии, точно не известно. На 1 сентября 1939 года
числилось 307 Sd Kfz 231/232. Из них только 92 были в варианте (8-Rad). Так же
были построены 12 бронеавтомобилей в варианте машины связи Sd.Kfz.263. До мая
1937 года именовались Kfz.67, 67a, 67b соответственно. Sd.Kfz.231/232 (6-Rad)
являлись основными тяжёлыми бронеавтомобилями вермахта в середине 1930-х годов,
но к началу Второй мировой войны они начали постепенно заменяться в войсках
более совершенными бронеавтомобилями Sd.Kfz.231 (8-Rad). Sd.Kfz.231 (6-Rad)
использовались в ряде операций начального периода Второй мировой войны, но уже к
1942 году, в связи с устарелостью шасси, оставшиеся машины были сняты с
вооружения фронтовых частей, хотя продолжали использоваться в учебных и
полицейских частях.
Википедия / Русский язык
Тяжелые бронеавтомобили
Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Скромный бюджет Рейхсвера в начале 1930-х годов не позволил немецкой армии
обзавестись перспективными четырехосными бронеавтомобилями. Предпочтение
отдавалось более простым и дешевым образцам, созданным на базе стандартных
трехосных грузовых шасси (6x4), оборудованных дополнительными задними постами
управления.
На совещании, состоявшемся в Министерстве вооружений 14 февраля 1930 года, было
принято решение продолжить начатые в 1929 году эксперименты с 1,5-тонными шасси
коммерческих грузовиков, дабы определить пригодность этих машин для создания на
их базе бронеавтомобилей. Объектом внимания стали следующие трехосные шасси: G-3
фирмы Daimler-Benz AG, G-31 фирмы Bussing-NAG и М-206 фирмы Magirus.
Первым испытали G-3, которое представляло собой модификацию серийного
коммерческого шасси и имело большую базу (3200+950 мм) при массе 2,2 т. В
кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления,
использовавшийся при езде задним ходом. Возле обеих рулевых колонок находились
конические передачи, соединенные карданным валом. С помощью этого устройства
действия рулей синхронизировались.
Передняя рулевая колонка располагалась под большим углом наклона, позволявшим ей
вписаться в конфигурацию кузова.
Опытный образец бронекорпуса, изготовленного фирмой Deutsche Werke в Киле
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (б-Rad) и Sd.Kfz.232 (6-Rad) во время тактических
занятий. Германия, 1936 год
На шасси G-3 установили бронекорпус массой 2,3 т, сконструированный фирмой
Deutsche Werke AG в Киле. Так появился первый прототип бронеавтомобиля с
колесной формулой 6x4. Машина была вооружена одним 7,92-мм пулеметом MG 13,
установленным во вращающейся башне.
Испытания показали, что передняя ось перегружена, а слишком большая база
отрицательно сказывается на проходимости машины. Система охлаждения двигателя
получилась неэффективной, требовалось увеличить поверхность и объем радиаторов
минимум на 20%.
В марте 1931 года фирма Daimler-Benz представила модификацию G-3, первоначально
имевшую обозначение G-4, а с мая 1931 года - G-За. Новое шасси уже было
избавлено от недостатков предыдущего. Кроме того, оно отличалось усиленной
подвеской, а коробка передач имела реверс, позволявший двигаться задним ходом на
тех же передачах, что и при езде вперед.
Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Цена серийного коммерческого шасси фирмы Daimler-Benz составляла 19 тыс.
рейхсмарок, цена же армейского варианта G-За достигала 24 340 рейхсмарок.
Одновременно шли испытания шасси G-31p Bussing-NAG. Фирма Magirus с опозданием
подключилась к конкурсу, представив собственную конструкцию - М-206р.
Оба этих шасси также оснащались дополнительным постом управления, позволявшим
двигаться задним ходом, не разворачивая машины. Шасси фирм Bussing-NAG и Magirus
имели две приборные доски, в то время как у Daimler-Benz приборная доска
устанавливалась только впереди.
Шасси М-206р выгодно отличалось от конкурентов тем, что позволяло двигаться с
одинаковой скоростью как вперед, так и назад, а установленный перед задней осью
специальный каток облегчал преодоление препятствий.
Sd.Kfz.232 (6-Rad)
Тяжелые бронеавтомобили: восьмиколесный Sd.Kfz.263 (слева) и шестиколесный
Sd.Kfz.232 (справа) на параде в Германии. 1938 год
В ноябре 1932 года Министерство вооружений заказало 37 экземпляров шасси G-За и
16 экземпляров G-31p. Позднее было заказано и несколько М-206р.
Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах, различавшихся
вооружением и оборудованием. Бронекорпуса для машин спроектировали и выпускали
на фирме Deutsche Werke AG в Киле. Машины на базе шасси Magirus отличались
конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.
Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сначала имел название Kfz.67, которое
вскоре сменили на schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.231. После того, как в 1937
году на вооружение были приняты четырехосные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad),
старым трехосным машинам присвоили обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad).
Корпус бронеавтомобиля, рассчитанный на защиту от пуль со стальным сердечником,
а также от осколков, собирался из катаных листов брони толщиной 8-14,5 мм. Листы
крепились к каркасу из стального профиля и располагались под большим углом
наклона, что увеличивало пулестойкость.
В передней части корпуса находилось моторное отделение, а в центральной и задней
частях - боевое. Экипаж состоял из четырех человек: командира, стрелка и двух
механиков-водителей.
На крыше боевого отделения на шариковой опоре устанавливалась башня, сваренная
из таких же броневых листов, что и корпус. Вращалась она вручную. В правой части
лобового листа башни в подвижной бронировке монтировались 20-мм пушка KwK 30 L/55
и 7,92-мм пулемет MG 13. Угол вертикального наведения составлял от -2 до +12°,
горизонтального - 360°. Боекомплект включал 200 выстрелов и 1300 патронов к
пулемету.
Один из прототипов фирмы Daimler-Benz был оснащен дополнительным пулеметом MG
13, смонтированным в шаровой установке справа от механика-водителя. Однако
серийные машины такого пулемета не имели.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.232 (6-Rad) в Праге. 15 марта 1939 года
Sd.Kfz.263 (Fu)
Экипаж Sd.Kfz.231 поддерживал связь с другими машинами лишь с помощью флажков,
радиооборудование на машине отсутствовало.
Второй вариант бронеавтомобиля был аналогичен первой модели, но дополнительно
комплектовался коротковолновой радиостанцией Fu Spr Ger «a» и рамочной антенной,
крепление которой к башне и корме корпуса не затрудняло вращения башни.
Первоначально этот вариант назывался Kraftwagen (Fu) Kfz.67a, позднее машине
присвоили обозначение schwerer Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232, а в 1937 году -
Sd.Kfz.232 (Fu) (6-Rad).
Высота машины вместе с антенной составляла 2870 мм.
Последней модификацией трехосной бронемашины стал автомобиль радиосвязи schwerer
Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263. В 1937 году к этому обозначению добавили б-Rad. Этот
вариант не имел вращавшейся башни и оснащался только одним пулеметом MG 13.
Форма рамочной антенны была иной, чем у Sd.Kfz.232. В задней части неподвижной
надстройки располагалась дополнительная телескопическая антенна. Fla Sd.Kfz.232
устанавливали радиостанции большего радиуса действия. Экипаж машины - пять
человек. Высота Sd.Kfz.263 равнялась 2930 мм.
Первые трехосные бронеавтомобили изготавливались заводами фирмы Daimler-Benz AG
в Унтертюркхайме и Мариенфельде. В 1933 году Рейхсвер начал получать машины,
собранные заводом фирмы Bussing-NAG в Брауншвейге. Годом позже к выпуску
подключился завод фирмы Magirus AG (Киль), ограниченное производство было
организовано и на фирме Deutsche Edelstahlwerke (Ганновер).
Производство трехосных бронеавтомобилей завершили в 1937 году, выпустив 123
машины Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad), а также 28 экземпляров Sd.Kfz.263 (6-Rad).
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad). 2-я танковая дивизия, Франция, 1940
год
Первые Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad) поступили в части Рейхсвера уже в 1932 году.
Машины участвовали в маневрах немецкой армии, проводившихся в тот год. Перед
гостями, среди которых был и президент Германии фельдмаршал фон Гинденбург,
впервые после заключения Версальского договора предстали тяжелые
бронеавтомобили.
Финансовые возможности Рейхсвера в 1 932 году не позволяли заказать крупную
серию бронеавтомобилей, поэтому фирма Daimler-Benz попыталась заинтересовать
своей машиной и немецкую полицию, однако безрезультатно. Ситуация кардинальным
образом изменилась в 1933 году - после прихода к власти Адольфа Гитлера. Для
него на полигоне был организован показ различных родов войск. В числе прочих
перед фюрером прошли моторизованные части, в том числе и взвод тяжелых
бронеавтомобилей, произведших на фюрера сильное впечатление. Вспоминают, что он
постоянно повторял: «Это именно то, что нам нужно!» Заказ на бронеавтомобили
увеличили, но предназначались они только для подготовки личного состава и
рассматривались лишь в качестве временного варианта.
Тяжелые шестиколесные бронеавтомобили Sd.Kfz.231, 232, 263 с 1935 года поступали
на вооружение разведывательных частей формируемых танковых, легких и
моторизованных дивизий Вермахта.
До начала Второй мировой войны трехосные бронеавтомобили участвовали в аншлюсе
Австрии в марте 1938 года, в оккупации Судетской области осенью 1938 года, а
также в оккупации Чехии и Моравии в марте 1939-го.
Несмотря на то, что в 1937 году в части Вермахта стали поступать новые
четырехосные бронеавтомобили, трехосные машины успели поучаствовать в
сентябрьской кампании 1939 года (в составе 1-й легкой дивизии, а также 1-, 2-,
3- и 4-й танковых дивизий). В ходе боев было потеряно около дюжины таких
бронеавтомобилей - тонкая броня не защищала даже от пуль польских
противотанковых ружей.
Два бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (б-Rad) были приспособлены для езды по
железнодорожной колее и действовали как дрезины в составе немецкого бронепоезда
№ 3.
Трехосные бронеавтомобили участвовали в боях во Франции (май-июнь 1940 года). В
1941 году несколько таких машин оставалось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых
дивизий Вермахта. Последние исправные Sd.Kfz.231 и 232 (6-Rad) были выведены из
состава линейных частей лишь в 1942-м. Позднее их использовали для подготовки
новобранцев, а также направляли в полицейские части, дислоцированные на
оккупированных территориях. В Польше, на территории так называемого
генерал-губернаторства, немецкие полицейские части продолжали использовать
Sd.Kfz.231 еще летом 1944 года.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231 - типичные для своего времени машины. В первой
половине 1930-х годов похожие броневики появлялись и в других странах: Англии,
США, Советском Союзе. Основными их недостатками являлись отсутствие привода на
передний мост, слишком слабый двигатель и перегруженное шасси. Все это серьезно
ограничивало возможности машины. Попытки установить сдвоенные передние колеса
или надеть на задние колеса гусеничную ленту успехом не увенчались. А вот шасси
фирмы Magirus, оснащенные дополнительным роликом, отличались лучшей
проходимостью. Экипажи бронеавтомобилей хорошо знали, что их машины не
приспособлены для езды по пересеченной местности. Только в исключительных
ситуациях бронемашинам разрешалось съезжать с твердого покрытия.О езде по
слабому грунту не могло быть и речи.
Несмотря на все недостатки, трехосные бронемашины оправдали возлагаемые на них
надежды. Прежде чем в войска начали поступать их четырехосные собратья, с их
помощью удалось подготовить кадры для разведывательных частей танковых дивизий.
Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта
Sd.Kfz.231 (6-Rad) / Sd.Kfz.232 (6-Rad) / Sd.Kfz.263
- Schwerer Panzerspähwagen (6-Rad)
Первый тяжелый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение вермахта. Производился
фирмами Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus. С 1932 по 1937 год изготовлен 151
броневик.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.231 (6-Rad) - базовая модификация. Сварные корпус и башня со скошенными
броневыми листами. Базовое шасси с передним расположением двигателя и двумя
постами управления. Машины разных фирм-изготовителей внешне отличались лишь
деталями.
Sd.Kfz.232 (6-Rad) - schwerer Panzerspähwagen (Fu). Радиостанция - FuG Spr. «А» с
антенной рамочного типа. Изготовлено - 123 машины (Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232).
Sd.Kfz.263 - Panzerfunkwagen - бронемашина связи с радиостанцией большого
радиуса действия. Башня - невращающаяся. Вооружение - один пулемет MG 34.
Боекомплект - 600 патронов. Изготовлено - 28 единиц.
Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231/Sd.Kfz.232/Sd.Kfz.263 (6-Rad), в 1935-1941 годах состояли
на вооружении разведывательных подразделений танковых, легких и моторизованных
дивизий вермахта. Они принимали участие в оккупации Рейнской области, аншлюссе
Австрии в марте 1938 года, захвате Судетской области Чехословакии осенью 1938
года и аннексии Чехии и Моравии в марте 1939-го. Все это были бескровные
операции вермахта. Боевое же крещение тяжелые шестиколесные бронеавтомобили
получили в ходе польской кампании, при этом 10-15 машин оказались потеряны.
Применяли их и в боях во Франции, и в операции «Барбаросса». К началу 1942 года
в боевых частях панцерваффе практически не осталось броневиков этого типа.
Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Sd.Kfz.232 (6-Rad)
Sd.Kfz.263
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Sd.Kfz.231 (6-Rad)
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,7.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5570, ширина - 1820, высота - 2250, дорожный
просвет - 260, база - 3000+950, колея передних колес - 1600, задних внутренних -
1380, наружных - 1820.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 30 калибра 20 мм, 1 пулемет MG 13 (позже MG 34) калибра
7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 200 выстрелов, 1500 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF За.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 14,5, борт и корма - 8, башня - 8...14,5.
ДВИГАТЕЛЬ: Daimler-Benz М09, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного
охлаждения; мощность 65 л.с. (48 кВт) при 2900 об/мин, рабочий объем 3663 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, коробка передач Maybach DSG-4 (5+1),
двойной дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 6x4, подвеска на полуэллиптических листовых
рессорах, гидравлические тормоза, размер шин 6.00-20.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 20, глубина брода, м - 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr. Ger. «A».
Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2