Sd.Kfz.231 (8-Rad) - Бронеавтомобиль (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.231 (8-Rad)
В 1935 году немцы активизировали работы по оснащению Вермахта бронетанковой
техникой, в том числе и бронеавтомобилями. К этому времени стало очевидным, что
доставшиеся в наследство от Рейхсвера тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 с
колесной формулой 6x4, сравнительно дешевые и хорошо подходившие для подготовки
личного состава, не отвечают современным требованиям по маневренности и
проходимости.
Для создания нового тяжелого броневика решили использовать восьмиколесное шасси
GS, сконструированное на предприятии фирмы Bussing-NAG в Лейпциге. Бронекорпус
заказали фирме Daimler-Benz, но вскоре заказ передали на завод Deutsche Werke AG
в Киле. Последний уже имел опыт разработки и изготовления корпусов для
бронеавтомобилей Sd.Kfz.231.
Прототип новой машины получил обозначение Vs.Kfz.623 (Versuchskraftwagen 623 -
опытный автомобиль № 623). До мая 1936 года прототип проходил испытания, и
довольно успешно. По их окончании машину приняли на вооружение Вермахта под
обозначением Sd.Kfz.231, так как ею планировалось заменить одноименный
шестиколесный броневик. Дабы не возникало путаницы в переходный период, когда в
войсках будут находиться боевые машины обоих типов, к их обозначениям добавили
уточнения б-Rad и 8-Rad. Серийное производство бронеавтомобилей осуществлялось
на заводах Friedrich Schihau в Эльбинге и Deutsche Werke в Киле.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Корпус бронеавтомобиля сваривался из катаных броневых листов, расположенных под
большими углами наклона, в том числе и обратного. Броня защищала машину только
от пуль и осколков. Это считалось достаточным, поскольку основной задачей
бронеавтомобилей была разведка. При встрече с более сильным противником
Sd.Kfz.231 должен был выйти из боя, пользуясь своим преимуществом в скорости и
маневренности.
Внутри корпус машины состоял из двух отделений - боевого и
моторно-трансмиссионного. В боевом размещались четыре члена экипажа: командир,
наводчик и два механика-водителя. Для обоих водителей, переднего и заднего,
предусматривалось по четыре смотровых лючка. При этом обзор с места заднего
механика-водителя сильно ограничивался капотом двигателя. Отличалось и
устройство водительских рабочих мест. В частности, переднее рулевое колесо имело
необычный обратный наклон, связанный с формой носовой части корпуса. В верхнем
лобовом листе находился посадочный люк с двухстворчатой крышкой. Кроме того, для
входа и выхода членов экипажа из машины предназначались трапециевидные люки в
бортах корпуса. Эти люки закрывались также двухстворчатыми крышками.
В шестигранной сварной башне размещалась спаренная установка 20-мм пушки KwK 30
и 7,92-мм пулемета MG 34. Углы наведения в вертикальной плоскости колебались в
пределах от -10° до +26°, горизонтальный угол в 360° обеспечивался вращением
башни. Спуск пушки и пулемета был синхронизирован, но предусматривалась и
возможность раздельной стрельбы. Наведение спаренной установки на цель
осуществлялось с помощью телескопического прицела TZF6. Боекомплект состоял из
180 выстрелов и 1050 патронов к пулемету. Вращение башни производилось вручную,
с помощью механического привода. В крыше башни над местом командира находился
посадочный люк, второй люк располагался в кормовой стенке башни. В распоряжении
командира имелся вращающийся перископический прибор наблюдения, к которому при
необходимости в ходе разведки можно было присоединять фотоаппарат.
Изюминкой бронеавтомобиля стала, безусловно, конструкция шасси. Достаточно
сказать, что все колеса были ведущими и управляемыми. При повороте броневика
поворачивались все восемь колес: четыре передних - в сторону поворота, четыре
задних - в противоположную, причем передняя и задняя пары колес поворачивались
на больший угол, чем средние. Это, а также наличие реверса, позволявшего
двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, обеспечивало машине хорошие
проходимость и маневренность.
Компоновка моторного отделения бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad), вид с кормы
Шасси GS бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad). Хорошо видно расположение рулевых
колонок переднего и заднего постов управления
Шасси GS имело рамную конструкцию и подвеску, которую можно определить как
полунезависимую. Каждое из восьми колес подвешивалось к раме с помощью двух
рычагов, расположенных один над другим. Верхние рычаги попарно соединялись с
полуэллиптическими рессорами, последние, в свою очередь, крепились к раме. Таким
образом, с каждой стороны шасси находилось по две рессоры.
На шасси GS устанавливался двигатель Bussing-NAG L8V-GS, 8-цилиндровый,
карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощностью 150 л.с. при 3000
об/мин и рабочим объемом 7913 см³. С 1939 года двигатель L8V-GS выпускался в
новой модификации. Диаметр цилиндров увеличили со 107 до 110 мм, в результате
чего рабочий объем возрос до 8363 см³, а мощность - до 180 л.с. Емкость двух
топливных баков составляла 150 л (118 л + 32 л).
Крутящий момент передавался от двигателя через двухдисковое сухое сцепление
Fichtel&Sachs и трехскоростную коробку передач (3+3) Bussing-NAG GS Umkehr с
демультипликатором на главную раздаточную коробку. От нее - на межмостовые
раздаточные коробки, установленные в переднем и заднем мостах. Межмостовые
раздаточные коробки включали в себя самоблокирующиеся дифференциалы, дававшие
возможность колесам разных мостов вращаться с разной скоростью. В свою очередь,
каждый мост оснащался собственным дифференциалом типа ZF КХ. Этот дифференциал
позволял колесам одного моста вращаться с разной скоростью. На колеса крутящий
момент передавался с помощью полуосей.
Шасси GS оснащалось механическими тормозами, действовавшими на все восемь колес,
имевших резиновые шины размером 210-18 с самогерметизирующимися камерами низкого
давления.
Почти одновременно с Sd.Kfz.231 (8-Rad) был запущен в серию вариант Sd.Kfz.232
(8-Rad) - schwerer Panzerspahwagen (Fu) - по сути радиофицированная версия
линейного броневика. На нем устанавливались радиостанция Fu 11 SE80 и
коротковолновая радиостанция Fu Spr «а» с антенной рамочного типа. Последняя
сзади крепилась к корпусу, а спереди - к башне. Крепление имело особую
конструкцию, не затруднявшую вращения башни. Однако при стрельбе назад можно
было повредить задние стойки антенны. Кроме того, высота бронеавтомобиля
возросла до 2900 мм против 2350 мм у Sd.Kfz.231 (8-Rad), что никак нельзя
считать достоинством разведывательной машины. На броневиках поздних выпусков
ставилась куда более незаметная штыревая антенна с «метелкой». За время
серийного производства заводские цехи покинули 607 бронеавтомобилей первых двух
модификаций.
С апреля 1938 года по апрель 1943-го на шасси GS выпускалась и радиомашина
Sd.Kfz.263 (8-Rad) - schwerer Panzerfunkwagen - для взводов связи
разведывательных частей. Она оснащалась радиостанцией дальнего радиуса действия
мощностью 100 Вт (позднее 80 Вт) - Funkgerat fur mittleren Panzer-Funktrupp «b»
с рамочной антенной и мачтовой телескопической антенной Kurbelmast «P» высотой 9
м.
Sd.Kfz.263 (8-Rad) башни не имел. Конфигурация корпуса также была изменена по
сравнению с Sd.Kfz.231.
Двигатель Biissing-NAG L8V-GS
Ведущий мост шасси GS
Вместо башни монтировалась неподвижная рубка, составлявшая с корпусом единое
целое. Боевое отделение Sd.Kfz.263 отличалось сравнительно большим объемом,
достаточным для того, чтобы разместить мощную радиостанцию и пять членов экипажа
(в том числе двух радистов).
Штатное вооружение Sd.Kfz.263 (8-Rad) состояло из одного пулемета MG 34,
предназначавшегося исключительно для самообороны. Пулемет размещался в шаровой
установке в правой части лобового листа корпуса. Боекомплект к пулемету
первоначально составлял 1050 патронов, позднее его сократили до 750 патронов.
Всего было выпущено 240 броневиков Sd.Kfz.263 (8-Rad).
После начала войны в конструкцию машин внесли ряд изменений. Опыт боев показал,
что бронирование их явно недостаточно. Лобовая броня толщиной 15 мм не защищала
броневики даже от противотанковых ружей. Поэтому у Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232 с
1941 года толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Ранее выпущенные машины с
марта 1940 года начали получать так называемый Pakschutz - своего рода карман из
двух бронелистов толщиной 8-10 мм, смонтированный спереди на расстоянии 60 см от
лобовой брони. Помимо функций дополнительной защиты, карман можно было
использовать для транспортировки дополнительных грузов. В Северной Африке,
например, в нем часто перевозили канистры с водой. Иногда «пакшутцы» ставили
даже на Sd.Kfz.263. Кроме того, Sd.Kfz.231 и 232 стали оснащать броневой
планкой, защищавшей погон башни от заклинивания.
В 1940 году на машины начали ставить новые 20-мм пушки KwK 38, отличавшиеся от
KwK 30 лучшей баллистикой. Новое орудие устанавливали в маске, имевшей несколько
иную конструкцию, чем прежде.
Первоначально броневики Sd.Kfz.231 (8-Rad) не оснащались радиостанцией. Но с
февраля 1940 года их стали оборудовать радиостанцией Fu Spr Ger «а» со штыревой
антенной. С 1940 года на Sd.Kfz.232 (8-Rad) радиостанции Fu Spr Ger 11 заменяли
на Fu 7 и Fu 8. В 1942 году вместо рамочной антенны машины этого типа получили
штыревую антенну с «метелкой». Иногда такие антенны устанавливали и на
Sd.Kfz.263.
Единственной модификацией бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad), появившейся в ходе
Второй мировой войны, стал вариант Sd.Kfz.233 - schwerer Panzerspahwagen (7,5
cm). Поскольку он не имел шестиколесного аналога, уточнение 8-Rad для него не
применялось.
Установка вооружения в башне бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad): 1 - маска
пушки; 2 - люлька 20-мм пушки; 3 - маховик горизонтального наведения; 4 -
сиденье наводчика; 5 - люлька пулемета MG 34; 6 - противовес спаренной
установки; 7 - спусковая педаль пулемета; 8 - спусковая педаль пушки; 9 -
поворотный механизм башни
Новенький Sd.Kfz.263 во дворе завода в Эльбинге
История его создания такова. Вскоре после начала войны выяснилось, что
вооружение разведывательного бронеавтомобиля, ограниченное лишь 20-мм пушкой,
явно не достаточно. Кроме того, разведывательные батальоны по причине их высокой
мобильности стали часто использоваться в качестве передовых отрядов, рискуя при
этом столкнуться с бронетехникой или организованной обороной пехотных частей
противника. Разведподразделениям требовалась огневая поддержка, но взвод 75-мм
легких пехотных буксируемых орудий, входивший в состав разведывательного
батальона, с этой задачей не вполне справлялся.
Проблему удалось решить во второй половине 1942 года, когда на базе Sd.Kfz.231
(8-Rad) была создана машина артиллерийской поддержки. Бронеавтомобиль вооружили
короткоствольными 75-мм пушками KwK 37 фирмы Rheinmetall-Borsig, которые
устанавливались на танки Pz.IV, выпускавшиеся до весны 1942 года. Длина ствола
пушки составляла 24 калибра, она имела вертикальный клиновой затвор и
электроспуск. В ее боекомплект входили 32 выстрела с дымовыми (масса 6,21 кг,
начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с),
бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с)
снарядами. Башню с машины демонтировали, а боевое отделение сделали открытым.
Пушка устанавливалась в лобовом листе боевого отделения справа. Сектор обстрела
ограничивался 12° вправо и влево. Угол возвышения колебался в диапазоне от -10°
до +12°. Вспомогательное вооружение машины состояло из одного 7,92-мм пулемета
MG 34, устанавливавшегося над боевым отделением. Станок пулемета позволял вести
огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Боекомплект к пулемету
составлял 1500 патронов. Как и в других восьмиколесных бронеавтомобилях, внутри
боевого отделения Sd.Kfz.233 перевозились один пистолет-пулемет MP 40 и
несколько ручных гранат. К передним крыльям крепили по четыре дымовые шашки.
Немецкие разведчики на тяжелом бронеавтомобиле Sd.Kfz.233. На подступах к
Сталинграду, сентябрь 1942 года
Sd.Kfz.233
Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Экипаж Sd.Kfz.233 - три человека: командир, одновременно выполняющий обязанности
наводчика и радиста; заряжающий, одновременно выполняющий обязанности заднего
механика-водителя, и передний механик-водитель.
На бронеавтомобили Sd.Kfz.233 устанавливали радиостанцию Fu Spr Ger «а» и
штыревую антенну, которая монтировалась на корме корпуса.
В июле 1942 года на заводе Deutsche Werke в Киле собрали первый бронеавтомобиль
Sd.Kfz.233, а всего до октября 1943 года было изготовлено 119 таких машин. По
разным данным, от четырех до десяти броневиков артиллерийской поддержки
переделали из машин Sd.Kfz.231 (8-Rad).
В 1937 году разведывательные дивизионы 1-, 2- и 3-й танковых дивизий получили
первые Sd.Kfz.231 и 232 (8-Rad). Во второй половине того же года несколько
Sd.Kfz.232 (8-Rad) получила 17-я разведывательная рота войск СС,
дислоцировавшаяся в Лихтенфельде - пригороде Берлина, хотя известно, что
представители армии старались не допустить, чтобы новейшая бронетехника попадала
в войска СС.
Впервые восьмиколесные бронеавтомобили участвовали в войсковой операции в марте
1938 года. Это был так называемый аншлюс Австрии, в котором была задействована
2-я танковая дивизия Вермахта. Осенью 1938 года эти машины применялись в ходе
занятия немецкой армией Судетской области, а в марте 1939 года участвовали в
оккупации Чехии и Моравии. Два Sd.Kfz.232 применялись в марте 1939 года при
вводе войск в Мемельскую область.
Радиомашина Sd.Kfz.263 из состава 37-го батальона связи 1-й танковой дивизии
Вермахта. Судетская область, октябрь 1938 года
Разведчики ведут наблюдение с бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad). Франция, 1942
год
Настоящее боевое крещение тяжелые бронеавтомобили приняли в сентябре 1939 года в
ходе Польской кампании. В состав разведывательного батальона каждой танковой и
легкой дивизии входили две роты бронеавтомобилей. В каждой роте, кроме двух
взводов легких бронеавтомобилей, имелся один тяжелый взвод. Во взводе - три
отделения по одному Sd.Kfz.231 и одному Sd.Kfz.232 в каждом. Таким образом, в
разведывательном батальоне насчитывалось по шесть Sd.Kfz.231 и 232.
Бронеавтомобили радиосвязи Sd.Kfz.263 состояли на вооружении отделений и взводов
связи легких и танковых дивизий. Следует заметить, что в дивизиях по-прежнему
оставалось достаточно много шестиколесных бронемашин.
Бои в Польше подтвердили высокие боевые характеристики восьмиколесных тяжелых
бронеавтомобилей. По своему вооружению и ходовым качествам они превосходили все
образцы польской бронетехники, за исключением танков Vickers Е и 7ТР,
вооруженных и 37-мм, и 47-мм пушками.
Боевые действия на Западном фронте в мае-июне 1940 года также позволили дать
восьмиколесным бронеавтомобилям положительную оценку, хотя броня французских
танков выдерживала попадания 20-мм снарядов немецких пушек KwK 30. Впрочем,
бронеавтомобили предназначались не для борьбы с бронетехникой противника, а для
разведки. Успешное выполнение поставленных задач перед подразделениями,
вооруженными броневиками, облегчалось наличием разветвленной дорожной сети,
позволявшей в буквальном смысле вести боевые действия почти исключительно вдоль
дорог.
Машины Sd.Kfz.263 играли важную роль в системе радиосвязи танковых дивизий и
использовались в качестве штабных машин. Например, именно Sd.Kfz.263 служил
подвижным командным пунктом будущего «Лиса пустыни», а в 1940-м - командира 7-й
танковой дивизии генерала Эрвина Роммеля.
Несмотря на то, что предусматривалась быстрая замена старых шестиколесных машин
новыми восьмиколесными, темпы выпуска последних оставались
неудовлетворительными, и полностью обновить парк не удалось даже к концу 1940
года.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 на марше. Северная Африка, 1942 год
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.232 в Африке. 1942 год. Высокая запыленность местности
требовала постоянного ухода за двигателем
В 1941-м тяжелые восьмиколесные бронеавтомобили появились в Северной Африке и на
Балканах. В составе Африканского корпуса действовали 3-й и 33-й разведывательные
батальоны, которые смогли добиться впечатляющих успехов. Однако система
охлаждения двигателя не справлялась с экстремальными режимами эксплуатации,
характерными для пустыни. Недостаточное охлаждение становилось причиной
многочисленных поломок двигателя. Другим серьезным недостатком, особенно
отчетливо проявившимся в пустыне, был большой расход топлива и вытекавший из
этого ограниченный запас хода.
Перед нападением на Советский Союз Германия радикальным образом переформировала
свои танковые дивизии, фактически разделив каждую из них надвое. Соответственно,
в разведывательном батальоне осталась только одна рота бронеавтомобилей.
Бои на Восточном фронте оказались серьезным испытанием для немецкой техники. В
отличие от Западной Европы в России не было развитой дорожной сети. В весеннюю и
осеннюю распутицу вся колесная техника практически теряла способность
передвигаться. Кроме того, все больше нареканий вызывало легкое вооружение
тяжелых броневиков.
На 1 июля 1941 года части Вермахта и войск СС располагали 390 бронеавтомобилями
Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232. Большие потери в ходе летне-осенней кампании 1941 года
не удалось возместить, поэтому к 1 апреля 1942 года количество этих
бронеавтомобилей составляло всего 244 единицы. В тот же период в частях
оставалось 112 машин Sd.Kfz.263.
Тяжелые четырехосные бронеавтомобили семейства Sd.Kfz.231 (8-Rad) находились на
вооружении Вермахта практически всю войну. Разумеется, что ввиду больших
фронтовых потерь число бронеавтомобилей постоянно сокращалось. В конце марта
1945 года в войсках оставалось еще 334 бронеавтомобиля всех модификаций.
Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта
Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Sd.Kfz.231: Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Классификация - тяжёлый бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 8,30
Компоновочная схема - моторно-трансмиссионное отделение в корме, боевое
отделение и отделение управления в лобовой
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Германия: Deutsche Werke, Schichau-Werke
Годы производства - 1936-1943
Годы эксплуатации - 1937-1945
Количество выпущенных, шт. - 605 Sd.Kfz.231/232, 207 Sd.Kfz.263, 135 Sd.Kfz.233
Основные операторы - Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 5850
Ширина, мм - 2200
Высота, мм - 2350, по крыше башни
База, мм - 4800
Колея, мм - 1350 / 1400
Клиренс, мм - 270
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 15 / 28°
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 8 + 10 / 35°
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8 / 35°
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8 / 35°
Корма корпуса (верх), мм/град. - 8 / 35°
Корма корпуса (низ), мм/град. - 10 / 25°
Днище, мм - 5
Крыша корпуса, мм - 6 / 84-90°
Лоб башни, мм/град. - 15 / 20°
Маска орудия, мм/град. - 15 / 20°
Борт башни, мм/град. - 8 / 30°
Корма башни, мм/град. - 8 / 30°
Крыша башни, мм/град. - 6 / 80-90°
Вооружение
Калибр и марка пушки - 20-мм KwK 30
Тип пушки - нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров - 55
Боекомплект пушки - 180
Углы ВН, град. - -10...+26°
Прицелы - телескопический T.Z.F.6
Пулемёты - 1 × 7,92-мм MG 34
Подвижность
Тип двигателя - V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 150
Скорость по шоссе, км/ч - 85
Запас хода по шоссе, км - 300
Удельная мощность, л. с./т - 18,1
Колёсная формула - 8 × 8
Тип подвески - полунезависимая, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. - 30°
Преодолеваемая стенка, м - 0,50
Преодолеваемый ров, м - 1,24
Преодолеваемый брод, м - 1,00
Schwerer Panzerspähwagen (8-Rad) - германский тяжёлый бронеавтомобиль 1930-х
годов. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил
индекс Sd.Kfz.231 (8-Rad).
История
Был разработан в 1934-1936 годах для замены не отвечавших новым требованиям
неполноприводных трёхосных бронеавтомобилей Sd.Kfz.231 (6-Rad) и стал первым в
мире полноприводным четырёхосным бронеавтомобилем.
Sd.Kfz.231 являлся одним из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей
своего времени и был способен действовать на пересечённой местности, обладая
сравнимой с танками проходимостью[нет в источнике]. Серийное производство
Sd.Kfz.231 осуществлялось в 1936-1943 годах, всего было выпущено 605
бронеавтомобилей этого типа в линейном с маломощной радиостанцией Fu Spr, или на
поздних FuG SprGer (f), и штыревыми антеннами с дальностью связи 3 км с места и
1 км на ходу и ради́йном, под обозначением Sd.Kfz .232 с радиостанцией FuG Spr
Ger a с большой рамочной антенной, или на поздних FuG SprGer (f) и мощной
радиостанцией FuG 11 или FuG 12 с длинными штыревыми антеннами с метелкой с
дальностью связи до 200 км с места и 10-50 км на ходу, вариантах.
Производство[3]
Serie - 179 (№№ 59902 - 60080), 1937 - июль 1939 (79 Sd.Kfz.231/232, 100
Sd.Kfz.263)
Serie - 99 (№№ 60601 - 60699), май 1939 - август 1941 (46 Sd.Kfz.231 и 53
Sd.Kfz.232)
Serie - 38 (№№ 79435 - 79472), февраль 1941 - сентябрь 1941 (30 Sd.Kfz.231/232,
8 Sd.Kfz.263); 131 (№№ 79480 - 79610), сентябрь 1941 - апрель 1942 (83
Sd.Kfz.231/232, 48 Sd.Kfz.263)
Serie - 300 (№№ 85615 - 85914), июль 1942 - сентябрь 1943
Serie - 200 (№№ 87118 - 87317), июль 1942 - октябрь 1943
Из 500 машин 4-й и 5-й серий 314 были выпущены в варианте Sd.Kfz.232, 135 -
Sd.Kfz.233, 51 - Sd.Kfz.263.
Первые машины, именовавшиеся на тот момент Vskfz 623/624 были изготовлены в
конце 1936 - начале 1937 годов. Позже машины получили обозначение
Sd.Kfz.233/234. Окончательно они стали именоваться Sd.Kfz.231/232 уже в 1939
году.
В 1937-1938 годах было выпущено 74 Sd.Kfz.231/232, включая 3 для Люфтваффе и 80
Sd.Kfz.263.
На 1 марта 1939 года в Вермахте числилось 35 Sd.Kfz.231, 35 Sd.Kfz.232 и 80
Sd.Kfz.263 (8-Rad).
Серийное производство Sd.Kfz.231/232
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1937-1938 - - - - - - - - - - - - - 74
1939 - - - - - 10 - 8 - - - 10 - 10 - 10 - 7 - 55
1940 - 5 - 5 - 8 - - - - - - - - 4 - 6 - 28
1941 - - 8 - 5 - 3 - 5 - - 6 - 22 - 8 - 16 - 10 - 11 - 94
1942 - 10 - 10 - 16 - 4 - - - 20 - 25 - 29 - 1 - 24 - 15 - 154
1943 - 20 - 30 - 10 - 30 - 40 - 10 - 20 - 20 - 20 - - - - 200
Всего - 605
Серийное производство Sd.Kfz.263
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1937-1938 - - - - - - - - - - - - - 80
1939 - - - 5 - 5 - - 5 - 5 - - - - - - 20
1941 - - - - - 7 - 1 - - - - - - - 8
1942 - 5 - 23 - 10 - 10 - - - 16 - - 6 - - 13 - 6 - 89
1943 - 10 - - - - - - - - - - - - 10
Всего - 207
Серийное производство Sd.Kfz.233
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1942 - - - - - - - 10 - - 6 - 10 - - 9 - 35
1943 - - - 15 - - 15 - - 15 - 15 - 15 - 25 - - - 100
Всего - 135
Sd.Kfz.231/232 поступали на вооружение взвода (6 машин) роты бронеавтомобилей
разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий вермахта и войск
СС и активно использовались ими в ходе Второй мировой войны на всех театрах
военных действий
На 1 сентября 1939 года в Вермахте числилось 307 бронеавтомобилей Sd.Kfz.231,
Sd.Kfz.232 и Sd.Kfz.263, из которых около 120 относились к старой модификации
6-Rad. К маю 1940 года таких бронемашин числилось уже 333 штуки, а к июню 1941 -
390. Максимальное их количество приходится на март 1942 года - 428 машин, однако
уже к июню их оставалось 342.
Википедия / Русский язык