Sd.Kfz.247 - Бронеавтомобиль (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.247
Несмотря на наличие большого автопарка, в том числе и специализированных машин,
Вермахт уже в начале Второй мировой войны начал испытывать потребность в штабном
бронеавтомобиле.
Еще в 1937 году фирма Daimler-Benz построила десять бронеавтомобилей с открытым
верхом, взяв за основу шасси легких трехосных грузовиков Krupp L2H 143. Машины,
получившие обозначение Sd.Kfz.247 Ausf.A, использовались в немецкой армии в
качестве штабного бронеавтомобиля.
Эти бронемашины были построены по компоновочной схеме с передним расположением
двигателя, передними управляемыми колесами и двумя ведущими задними мостами.
Открытый сверху корпус сваривался из 8-мм катаных бронелистов, которые
устанавливались с большими углами наклона с целью повышения их пулестойкости.
Борта состояли из двух поясов бронелистов - узкого верхнего и широкого нижнего,
которые приваривались к каркасу под углом таким образом, что в поперечном
сечении корпус имел форму шестигранника, обращенного самой узкой гранью вниз.
Попасть в машину экипаж мог через небольшой люк, предусмотренный слева в нижней
части борта отделения управления, либо через борт открытого десантного
отделения.
Штабной бронеавтомобиль Sd.Kfz.247Ausf.A. Польша, сентябрь 1939 года. Судя по
треугольному флажку на правом крыле - это машина командира отдельного батальона
В передней части корпуса находилось моторное отделение, в котором был установлен
карбюраторный 4-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения Krupp
М304 рабочим объемом 3308 см³, развивавший мощность 60 л.с. В состав трансмиссии
входили четырехступенчатая коробка передач ZF Aphon Gb 35 с однодисковым сухим
сцеплением, демультипликатор, два блокированных дифференциала и механические
тормоза. Силовая установка позволяла бронемашине боевой массой 5,2 т двигаться
по шоссе с максимальной скоростью 70 км/ч. С полным топливным баком запас хода
достигал 350 км.
Доступ к двигателю для ремонта и технического обслуживания обеспечивали
эксплуатационные люки в стенках и крыше моторного отсека. Функцию передней
стенки последнего выполняло бронированное жалюзи с узкими горизонтальными
пластинами, через которое охлаждающий воздух поступал к двигателю. Позади
моторного отсека находилось отделение управления; здесь слева располагался
водитель, а справа от него - командир машины. В боевой обстановке обзор им
обеспечивали смотровые щели со сменными стеклопакетами в лобовом листе. Все
пространство за спинками передних сидений занимало открытое десантное отделение,
оборудованное средствами связи и наблюдения.
В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на
полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с
пневматическими шинами. Как передние, так и задние колеса были прикрыты плоскими
угловатыми крыльями, причем задние использовались в качестве полок, на которых
крепились ящики с запасными частями, инструментом и прочим снаряжением.
В 1941-1942 годах фирма Daimler-Benz изготовила 58 штабных бронемашин Sd.Kfz.247
Ausf.B. Базой для них послужило полноприводное четырехколесное шасси Horsh 801/EG
1. Это шасси использовалось для производства легких бронеавтомобилей Sd.Kfz.221.
Его особенность заключалась в заднем расположении двигателя, что не устраивало
конструкторов фирмы Daimler-Benz, поэтому мотор они перенесли вперед.
Штабной бронеавтомобиль Sd.Kfz.247. Ausf.B был построен по компоновочной схеме с
передним расположением двигателя и двумя ведущими осями. Корпус машины
изготавливался из 8-мм листов катаной брони, приваривавшихся к каркасу из
тавровых и уголковых стальных профилей. Крыша над отделением управления имела
толщину 6 мм, днище - 5 мм. Все бронелисты располагались под рациональными
углами наклона. К раме шасси корпус крепился с помощью болтов.
В отделении управления, частично прикрытом сверху крышей, слева размещался
водитель, справа - командир машины. Обзор им обеспечивали два прямоугольных окна
в лобовом листе корпуса и маленькие смотровые окна в бортах отделения
управления, которые в боевых условиях закрывались бронекрышками со смотровыми
щелями, оборудованными стеклопакетами. За отделением управления находилось
открытое десантное отделение, рассчитанное на четырех человек, как правило,
штабных офицеров и радиста. Там же была установлена радиостанция Fu Spr Ger «f»,
укомплектованная штыревой антенной с «метелкой». Обзор из десантного отделения
обеспечивали четыре смотровых окна в стенках корпуса. В случае непогоды над
десантным отделением на трех дугах разворачивался брезентовый тент с четырьмя
круглыми целлулоидными окнами.
Sd.Kfz.247 Ausf.B
Штабной бронеавтомобиль Sd.Kfz.247 Ausf.B из состава 1-й танковой дивизии СС «Лейб-штандарт
«Адольф Гитлер». Франция, 1944 год. Эмблема дивизии хорошо видна на кормовом
листе корпуса, слева от запасного колеса
Переднюю часть корпуса бронеавтомобиля занимало моторно-трансмиссионное
отделение, в котором был установлен 8-цилиндровый V-образный карбюраторный
двигатель жидкостного охлаждения Horsh V8-108. Мотор при рабочем объеме 3517 см³
развивал мощность 75 л.с. Силовая установка позволяла бронемашине боевой массой
4,46 т двигаться по шоссейным дорогам с максимальной скоростью 80 км/ч, при езде
со скоростью свыше 25 км/ч привод на задние колеса можно было отключать. Все
колеса были управляемыми, имели независимую подвеску и «обувались» в шины
низкого давления размером 210-18. Торможение осуществлялось с помощью
гидравлических тормозов.
Штатное вооружение на бронеавтомобиле отсутствовало.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.247 Ausf.A и В использовались в качестве командирских и
штабных машин в разведывательных подразделениях танковых дивизий Вермахта и
войск СС.
В частности, в состав разведывательного батальона танковой или моторизованной
дивизии входил один такой бронеавтомобиль.
Бронеколлекция, №1, 2007, М. Б. Барятинский - Бронеавтомобили вермахта