Sd.Kfz.9 / F 3 / schwerer Zg.Kw. 8t / Schwerer
Zugkraftwagen 18t / Typ F 3 Артиллерийский тягач (Германия) |
|
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.9 / F 3 / schwerer Zg.Kw. 8t
/ Schwerer Zugkraftwagen 18t / Typ F 3
Самый тяжелый немецкий полугусеничный тягач периода второй мировой войны.
Разрабатывался и серийно выпускался фирмой FAMO. С 1938 по 1945 год изготовлено
2727 единиц.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.9 - полугусеничный тягач, подобный по
конструкции всем предыдущим. Две основные производственные модели отличались
друг от друга маркой и мощностью двигателя, а также другими незначительными
деталями.
8.8 cm Flak 37 auf Zgkw. 18t (8.8 cm Flak 37 auf Zugkraftwagen 18t) - 88-мм
зенитная пушка на шасси тягача Sd.Kfz.9 с полностью бронированной кабиной и
двигателем. Толщина брони - 8-14,5 мм. Боевая масса - 25 т. Экипаж - 9 человек.
Изготовлено - 15 единиц.
18-тонный тягач Sd.Kfz.9
(или FAMO, как его чаще называли) в основном использовался в качестве машины для
эвакуации с поля боя поврежденных танков. Для этой цели тягач, помимо лебедки,
часто оснащался специальным оборудованием - сошниками, краном и т.д. В начальный
период войны его возможностей вполне хватало. Задача осложнилась после появления
у панцерваффе новых тяжелых танков «Пантера» и «Тигр». Так, для буксировки
одного поврежденного «Тигра» приходилось «запрягать» три 18-тонных тягача! Кроме
того, тягач использовался для буксировки трейлера грузоподъемностью 35 т и реже
артсистем крупного калибра.
На 1 марта 1945 года в вермахте и войсках СС оставалось 1276 тягачей.
Sd.Kfz.9
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА Sd.Kfz.9
БОЕВАЯ МАССА, т: 15,13.
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 2,87.
ТЯГОВОЕ УСИЛИЕ, т: 18.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8250, ширина - 2800, высота - 2850, клиренс -
440.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 108 TUKRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный,
V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2600 об/мин;
рабочий объем 10 838 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач
(4+1), демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические
тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: управляемые передние колеса, размер шин 12.75-20, подвеска на
полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель каждого борта состоит
из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, расположенных в шахматном
порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое),
направляющего колеса с натяжным механизмом; подвеска индивидуальная торсионная;
ширина гусеницы 440 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 260.
Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2