Sd.Kfz.4/1 (15 cm Panzerwerfer 42 auf Sf) - Реактивная система залпового огня (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Sd.Kfz.4/1 (15 cm Panzerwerfer 42 auf Sf)
Разработан в 1942 году на базе полугусеничного грузового автомобиля Maultier
фирмы Opel. Выпускался с апреля 1943 по март 1944 года в вариантах пусковой
установки и машины для подвоза боеприпасов - Munitionskraftwagen. Изготовлено
296 и 251 единица соответственно.
Серийная модификация:
- полностью бронированная полугусеничная боевая машина. 10-ствольная реактивная
пусковая установка Nebelwerfer 41 размещена в задней части машины на поворотном
бронекуполе, обеспечивавшем угол горизонтального наведения 360° и угол
вертикального наведения +45°. Дальность стрельбы осколочно-фугасной миной массой
34-36 кг достигала 7 км.
Самоходная пусковая установка, созданная для повышения мобильности и
скорострельности «шестиствольного миномета» - 150-мм установки Nebelwerfer 41
(на самом деле ее калибр равнялся 158,5 мм). На части машин, главным образом в
войсках СС, устанавливались трофейные советские пакеты направляющих для пуска 24
реактивных снарядов калибра 82 мм.
Машина для подвоза боеприпасов отличалась от боевой отсутствием пусковой
установки.
Sd.Kfz.4/1
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВОЙ МАШИНЫ Sd.Kfz.4/1
БОЕВАЯ МАССА, т: 7,1.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6000, ширина - 2200, высота - 2500.
ВООРУЖЕНИЕ: 1x10 пусковая установка Nebelwerfer 41 калибра 150 мм, 1 пулемет MG
34 или MG 42.
БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов, 2000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борта и корма корпуса - 8, крыша и днище - 6, бронеколпак
пусковой установки - 10.
ДВИГАТЕЛЬ: Opel, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения;
мощность 75 л.с. (55,2 кВт) при 3000 об/мин; рабочий объем 3626 см³.
ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач, гидравлические и механические
тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передние управляемые колеса, размер шин 190-20, подвеска на
полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель каждого борта состоит
из четырех опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки,
подвешенные на спиральных пружинах, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса
переднего расположения, направляющего колеса.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 130.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr. G «F».
Боевые машины на базе автомобилей
Оснащение транспортных машин вермахта различным вооружением, в основном
зенитным, началось в середине 30-х годов. Одним из первых стал легкий автомобиль
ПВО - leichter Truppenluftschütz Kraftwagen (Kfz.4), - вооруженный спаренной
установкой Zwillingslafette 36 с двумя пулеметами MG 34, созданный на базе
четырехместного армейского полноприводного автомобиля Stoewer R200. За ним
последовал более крупный Kfz.70, представлявший собой тяжелый армейский легковой
автомобиль Auto Union/Horch 108 с переделанным кузовом, в кормовой части
которого была установлена 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 30. Более
современную пушку Flak 36 разместили уже в стандартном кузове - без изменений.
20-мм пушки ставились и в кузовах полноприводных грузовиков Opel Blitz, при этом
часть машин имела бронированную кабину.
Наиболее же распространенными автомобилями - носителями вооружения были тяжелые
полноприводные (4x4) грузовики Mercedes-Benz L450QA и Büssing-NAG 4500А. Эти, в
целом похожие друг на друга как внешне, так и по техническим характеристикам
машины имели полностью бронированные кабины и частичную бронезащиту двигателя. В
кузове с откидными стальными бортами устанавливалась 20-мм счетверенная
автоматическая зенитная пушка Flak 38 или 37- мм зенитная пушка Flak 36. И та, и
другая имели штатное щитовое прикрытие. Боеприпасы перевозились на специальных
прицепах.
Помимо этих машин силами воинских частей легкие зенитные, а иногда и
противотанковые пушки устанавливались на легковых и грузовых автомобилях других
марок, зачастую с частичной бронировкой последних.
Kfz.4
Kfz.70
Opel Blitz mit 2 cm Flak 36
Büssing-NAG 4500А mit 3.7 cm Flak 36
Mercedes-Benz 4500A mit 2 cm Flak 38
Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2