Krupp L2H143 - Военный грузовой автомобиль (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Л. Кащеев
Полуторатонные грузовики Германии 1939-1945 гг.
1-е фото
Армейские грузовые автомобили Германии
2-е фото
Вверху: Армейский автобус на шасси 1,5-тонного грузовика Mercedes-Benz L1500A.
1943 год
В годы Первой мировой войны автомобили зарекомендовали себя незаменимыми
помощниками в действующих войсках. Они буксировали артиллерийские орудия и
прицепы, перевозили боеприпасы, служили эффективным транспортным средством
тылового снабжения. С их помощью доставляли к передовым позициям пехоту и
эвакуировали в тыл раненых. Активное участие в боевых действиях принимали и
бронеавтомобили: вели разведку, несли охранение частей на марше.
В 1920-1930 гг. армии ведущих мировых держав интенсивно пополняются
автомобильной техникой, причём на войсковую службу привлекаются все более и
более совершенные автомашины.
Послевоенная Германия остаётся как бы в стороне от этого процесса. Версальский
мирный договор 1919 г., наложивший на страну военно-технические ограничения,
запрещал иметь многие современные виды вооружения, в том числе бронетехнику.
Однако это вовсе не означало, что немецкие военные смирились с создавшимся
положением. Активные теоретические исследования велись все последующие годы, что
и позволило Вермахту за короткое время создать одну из самых моторизированных
армий мира.
Положение автомобильной промышленности Германии резко изменилось после принятия
к концу 1920-х гг. программы моторизации, в составлении которой приняло участие
и военное командование Рейхсвера. По его требованию необходимо было не только
наладить в стране производство армейских грузовых машин, но и увеличить
производство гражданских грузовиков, пригодных и для военных перевозок, которые
в случае начала боевых действий можно было срочно мобилизовать в больших
количествах и передать в войска. Исполнять программу назначили главных немецких
автопроизводителей: фирмы Daimler-Benz AG, Bussing-NAG, C.D. Magirus.
В 1929 г. был выдвинут конкурсный «проект трех фирм», по которому на
конкурентной основе разрабатывались армейские грузовые автомобили повышенной
проходимости, гражданские грузовики и на их основе - бронеавтомобили. Фирмы
обязали, прежде всего, начать выпуск лёгких машин - грузоподъёмностью 1,5 т,
средних - с полезной нагрузкой 3 т и тяжёлых - перевозивших 5-10 т. Все они
должны были иметь взаимозаменяемые агрегаты и основные узлы, похожие технологии.
Однако пока «проект трёх» только начинал действовать, другие фирмы уже с 1928 г.
стали представлять свои опытные образцы военных грузовиков. В качестве примера
можно назвать шестиколёсную трёхтонку Henschel 33 D1 с дизелем, которую широко
использовали в немецких частях благодаря высокому качеству изготовления и
ремонтнопригодности в полевых условиях. Правда, позже - на российском бездорожье
- они выглядели не лучшим образом: постоянно застревали, имели недостаточную
проходимость, не оправдала себя и установка задних мостов с двускатными колесами
из-за большого сопротивления движению.
Много надежд было связано с грузовиком фирмы Krupp из Эссена, хотя и меньшей
грузоподъемности. Конструктивно он заметно отличался от современных
шестиколёсных машин. Автомобиль имел независимую переднюю подвеску, которая
тогда также внедрялась на трехосных - чешской Tatra, австрийских Stayr и Austro
Daimler. Не подвёл и 60-сильный двигатель с воздушным охлаждением. Заметно
улучшилась проходимость - считается, что немаловажную роль здесь сыграла
постановка на все мосты одинарных колёс.
В очередных требованиях военного командования Вермахта, выдвинутых в 1933 г.,
было также заложено стремление создать парк военных грузовиков, состоящих из как
можно меньшего числа моделей. Тактикотехнические характеристики на проектируемые
автомобили разработало Управление вооружения сухопутных войск. Установили
ответственных в рамках программы: по шасси - компания «Henschel», по
производству дизелей - концерн MAN.
Какие принципы были положены в программу автомобилизации немецкой армии?
Во-первых, унификация. Считалось, что наличие в армии более сотни марок и
моделей автомобилей чрезвычайно затрудняет работу германских авторемонтников и
снабженцев. Впрочем, у англичан или французов типов машин было не меньше, чем у
немцев. Несмотря на разнообразие типов, в Германии сумели унифицировать свой
автопарк. Например, трёхосные Mercedes-Benz G3a, Bussing-NAG G31 и Magirus-Deutz
М206 - автомобили разные. Но они имели больше половины взаимозаменяемых частей.
Во-вторых, немцы ввели четкое деление автопарка по грузоподъёмности.
Производители коммерческих автомобилей теперь собирали их с привязкой к ряду -
1500, 3000, 4500 и 6000 кг. Те, что не соответствовали этим характеристикам, не
имели перспектив в военных заказах.
В-третьих, принятая классификация машин по назначению вела к появлению
унифицированных кузовов и определяла, какие их типы требуются в том или ином
войсковом соединении. Была создана классификация Kfz по «Техническим условиям на
автотехнику и мотооборудование» (Anhaltswerte uber Kraftfahrzeuge und Gerat D
600) от 10 апреля 1940 года и по «Распоряжению относительно транспортёров
Вермахта, часть 5» (Wehrmaht Тruppen-Transportvorschrift Heft 5, HDv.68/5).
К 1 сентября 1939 г. в Вермахте насчитывалось 120 000 военных грузовых машин.
Ежемесячно заводы Германии выпускали для нужд армии 1000 грузовиков. Однако
такой прирост не компенсировал их «естественного» износа и потерь, непомерно
увеличившихся с началом военных действий. Практически все изготовленные до войны
машины были уничтожены во время разгрома немецких войск под Москвой зимой
1941-1942 гг., и вся армия стала передвигаться на мобилизованных гражданских
грузовиках. Автомобильные заводы срочно вернулись к выпуску более простых
довоенных моделей - к 1,5-тонным Opel, Phanomen, Stayr, Ford, Krupp, 3-тонным
MAN, Magirus, Opel, Borgward, Mercedes, 4,5-тонным Bussing-NAG, Mercedes, MAN,
6-тонным Krupp, Vomag, MAN, Mercedes.
В годы Второй мировой войны на вооружении Вермахта состояли 1,5-тонные
автомобили (leichte Lastkraftwagen): Krupp L3H43 и L3H143, Adler W61,
Mercedes-Benz G3a, Bussing-NAG G31, Magirus M206, Opel Blitz 2.5-32, Phaenomen
Granit 25 и Granit 1500, Mercedes-Benz L1500E, Mercedes-Benz L1500A, Wanderer
1500A, Steyr 1500 и 2000.
Что касается броневых автомобилей, то в начале 1930 гг. ограниченный военный
бюджет Рейхсвера не позволял армии начать их разработку. В феврале 1930 г. в
министерстве вооружения Германии состоялось совещание, на котором было решено
продолжить начатые ранее исследования по привлечению 1,5-тонных гражданских
грузовиков для создания на их базе бронированных машин. Проектировались простые
и дешёвые броневики на базе стандартных грузовых шасси, оборудованные
дополнительными кормовыми постами управления для обеспечения движения
«вперёд-назад». Основное внимание обратили на трёхосные шасси G-3, G-31 и М-206.
Первые трехосные бронеавтомобили были изготовлены заводами фирмы «Daimler-Benz»
в Унтертюркхайме. В 1933 г. армия стала получать броневики фирмы «Bussing-NAS» в
Брауншвейге. Позже выпустила свои новые машины Magirus AG в Киле, а также
Deutsche Edelstahlwerke в Ганновере.
С приходом к власти национал-социалистов в 1933 г. на первый план была выдвинута
задача по моторизации армии. Когда на одном из полигонов Гитлера знакомили с
состоянием моторизованных частей, в том числе и с парком бронемашин, он заметил:
«Это именно то, что нам нужно». С 1935 г. броневики стали поступать большими
партиями на вооружение танковых и моторизованных дивизий Вермахта. В составе 1-й
лёгкой дивизии, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й танковых дивизий бронеавтомобили участвовали
в оккупации Польши. Находясь в частях 4-й, 6-й, 10-й танковых дивизий, они
вступили во Францию.
В 1942 г. последние из оставшихся после боевых действий трёхосные броневики были
выведены из войсковых частей и использовались в качестве полицейских машин на
оккупированных немцами территориях.
Количество полуторатонных грузовиков в армии Вермахта
Модель / Годы производства / Количество
Mercedes-Benz G3a / 1929-1935 / 2005
Mercedes-Benz G3 / 1928 / 89
Bussing-NAG G31 / 1932-1935 / 2333
Magirus M206 / 1934-1937 / 1153
Kpupp L2H43 и L2H143 / 1934-1942 / 10 000
Adler W61 / 1938-1939 / 900
Opel Blitz 2.5-32 / 1938-1942 / 16410
Mercedes-Benz L1500A / 1941-1944 / 4500
Steyr 1500A / 1941-1944 / 12 450
Phaenomen Granit 1500A / 1942-1943 / 2600
Steyr 2000A / 1944-1945 / 6400
Полуторатонные грузовики Германии. 1939-1945 гг.
Автомобили Krupp L2H43 и L2H143
Чертежи спецмашин на базе армейского грузовика Krupp L2H
3-е фото
1 - автомобиль с противотанковым орудием в кузове
4-е фото
2 - буксировщик артиллерийских орудий
5-е фото
3 - автомобиль для перевозки личного состава пехотных подразделений
6-е фото
4 - машина связи с радиоантенной
Один из наиболее примечательных немецких военных грузовиков - Krupp L2H143 (Kfz
69). Эта модель была разработана в 1937 г. на базе выпускавшегося с 1934 г.
грузовика L2H43 и предназначалась для буксировки противотанковых пушек, лёгких
пехотных орудий и 20-мм зенитных автоматических пушек. L2H143 выпускался заводом
Krupp в Эссене с 1937 по 1941 г. Общий объём выпуска оценивается в 7000 машин (в
это число входит и небольшое количество L2H43).
Автомобиль имел открытую двухместную кабину и закрытый тентом кузов, который
представлял собой деревянную бортовую платформу со стальными стягивающими
полосами. Если машина служила буксировщиком орудий, то в кузове размещались
вдоль бортов ящики для укладки боеприпасов,запчастей, инструмента, имущества.
Они же служили скамейками для расчёта: солдаты сидели по бортам лицом друг к
другу. Если же автомобиль предназначался для перевозки личного состава, то
скамейки располагались поперек кузова так, что солдаты на передней сидели лицом
по ходу движения, а на задней - лицом назад. В армейских мастерских к этим
машинам изготовляли деревометаллические кузова, обшитые вагонкой.
На L2H43 стоял 4-цилиндровый карбюраторный двигатель Krupp М304 мощностью 55
л.с. Благодаря оппозитному расположению цилиндров он оказался весьма компактным,
что позволило существенно уменьшить размеры капота. Громоздкую и капризную при
низкой температуре систему жидкостного (водяного) охлаждения заменили на
воздушную вентиляторную. Поэтому в ноябре 1941 г. в подмосковных сражениях этот
двигатель смог выдержать русские морозы. Небольшой перегрев на жаре был его
единственным недостатком, однако эта проблема больше коснулась машин,
находившихся в Африканском корпусе.
С 1937 г. на усовершенствованную модель Krupp-Protze L2H143 устанавливался тот
же двигатель, но форсированный до 60 л.с.
Ходовая часть была выполнена по колёсной формуле 6x4. Колёса имели независимую
подвеску и гидравлические тормоза. Чтобы машина могла преодолевать неровности,
не задевая рамой за грунт, запасные колёса установили на дополнительную ось по
бокам рамы, и они могли проворачиваться. Грузовик проходил там, где вязли
легендарные «кюбельвагены», ленд-лизовские «виллисы» и наши ГАЗ-67. В
трансмиссии использовались сухое однодисковое сцепление и четырёхступенчатая
коробка передач ZF-Aphon Gb 35 BL.
7-е фото
Автомобиль Krupp L2H143 (Kfz 70) в составе маршевой колоны на лесной дороге в
Германии. Помимо четырёх солдат в кузове груз, прикрытый брезентом. 1938 г.
8-е фото
Машина связи Krupp L2H163 (Kfz 19)
9-е фото
Легкая противотанковая самоходная установка с пушкой Рак 37, установленной в
кузове грузовика
Масса автомобиля - 2450 кг, масса буксируемого прицепа - 1000 кг. Максимальная
скорость при движении по шоссе с прицепом достигала 70 км/ч. Запас хода с
топливным баком объемом 110 л по дороге составлял 450 км, по бездорожью -
275-350 км.
В армии машина из-за своеобразной формы капота имела прозвище Protze -
артиллерийский передок, Schnauzer - носатый, а еще - боксёр.
Предпринимались попытки поставить на грузовик более мощный 70-сильный бензиновый
двигатель. Два таких образца удачно прошли армейские испытания. Ещё на одном
образце, также с новым двигателем, испытывалась полноприводная схема 6x6 с
ведущей передней осью. Однако при этом масса машины возросла на 350 кг. Ни один
из этих грузовиков в серийное производство не пошёл. И причиной тому оказались
более важные в военное время у фирмы «Кгирр» заказы, чем производство
автомобилей.
В начале Второй мировой войны грузовиками L2H143 были укомплектованы многие роты
37-мм противотанковых пушек пехотных полков Вермахта. В разведывательных
батальонах и моторизованных полках они использовались для перевозки пехоты.
Предназначались эти грузовики и для транспортировки 75-мм и 105-мм
короткоствольных полевых орудий, тяжёлых 120-мм миномётов. Позже они буксировали
противотанковые пушки РАК-38 калибра 50-мм и 75-мм РАК-40, 120-мм горные пушки,
тяжёлые фугасные огнемёты FmW-43, счетверённые 20-мм зенитные автоматы
Flak-38/42, одноразовые деревянные пусковые установки на колёсном лафете для
260-мм и 380-мм реактивных мин. Приспособили машину и для перевозки
шестиствольного реактивного миномёта Niebelwerfer калибра 150-мм и 210-мм.
В 1942-1943 гг. были разработаны и серийно выпускались две весьма любопытные
новые разработки на базе автомобилей Kfz 69 и Kfz 81. Это лёгкая самоходная
противотанковая установка с установленной в кузове чехословацкой
полуавтоматической 47-мм пушкой PAK-37/38(t) или зенитная - с 30-мм зенитной
автоматической пушкой Flak-130.
Все основные модификации L2H143 не имели ни брони, ни собственного вооружения.
Тем не менее, на его шасси фирмами Daimler-Benz и голландской судостроительной
Dock und Werftfabrick Wilton-Fijenoord - был налажен выпуск бронеавтомобилей.
Кроме Вермахта, лёгкие грузовые автомобили Kpupp L2H143 состояли и на вооружении
армии Венгрии. В1937 г. венгерская фирма Uri изготовила по лицензии 300 таких
машин.
10-е фото
Автомобиль Krupp L2H43 моторизованного полка на горной дороге в Крыму. 1943 г.
11-е фото
Заправка автомашины Krupp L2H143
Крышка заливной горловины в верхней части капота перед лобовым стеклом.
Фотография из рекламного проспекта 1940 г.
Технические характеристики автомобиля KRUPP L2H143
МАССА, кг: 2450, (радиофургона - 2825).
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 1155.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5100, ширина - 1960, высота - 1930, клиренс -
240.
КОЛЕЯ, мм: передняя - 1585, задняя - 1560.
БАЗА, мм: 2445+910.
РАМА: центральная, с U-образными лонжеронами.
ДВИГАТЕЛЬ: Krupp М304, карбюраторный, 4-цилиндровый, оппозитный, воздушного
охлаждения, мощность 60 л.с. при 2500 об/мин, рабочий объём 3,308 л; диаметр
цилиндра и ход поршня - 90x130 мм, карбюратор с горизонтальным потоком Solex
BFLH 40.
ТРАНСМИССИЯ: сцепление однодисковое сухое, четырёхступенчатая коробка передач
ZF-Aphon Gb 35 L, главная передача - 5,25, два блокируемых дифференциала,
рулевой механизм - червячного типа.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: привод на два задних моста, колёсная формула 6x4, передняя
подвеска - жёсткий мост, полуэллиптические рессоры, задняя - четыре сдвоенных
поперечных рычага независимой подвески, шины - 7.50x1,7” внедорожные.
ТОРМОЗА: ножной - с гидравлическим приводом на все колёса, стояночный - на
трансмиссию с механическим приводом.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: глубина брода - 0,6.
ДИАМЕТР ПОВОРОТА, м: 14,5.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе - 400, по просёлку - 275 при ёмкости бака - 110 л.
Бронеколлекция, №2, 2009, Л. ?. Кащеев - Полуторатонные грузовики Германии 1939-1945 гг.