Maultier - Военный грузовой автомобиль (Германия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Maultier - Sd.Kfz.3a / Sd.Kfz.3b / Sd.Kfz.3c /
Sd.Kfz.4 - Gleisk. LKW Maultier / Gleisketten Lastkraftwagen Maultier
Разрабатывались в 1942 году в рамках программы модернизации грузовых автомобилей
с целью повышения проходимости в условиях Восточного фронта. Выпускались фирмами
Ford, KHD (Klockner-Humboldt-Deutz), Opel и Daimler-Benz с 1942 по 1944 год.
Изготовлено - около 21 960 единиц.
Серийные модификации:
Sd.Kfz.3a - m. Gleisketten LKW 2t Maultier (Opel) -
полугусеничный грузовой автомобиль Opel 3,6-36S(SSM). Создан путем замены
заднего ведущего моста 3-тонного грузовика Opel Blitz 3,6-36S на гусеничный
движитель типа «Карден-Ллойд». Снаряженная масса - 3,95 т. Грузоподъемность - 2
т. Габариты: 6000x2280x2050 мм. Макс. скорость - 38 км/ч. Запас хода - 160 км.
Изготовлено - около 4000 единиц.
Sd.Kfz.3b - m. Gleisketten LKW 2t Maultier (Ford) - полугусеничный грузовой
автомобиль Ford V3000S(SSM). Создан на базе 3-тонного грузовика Ford
G398TS/V3000S с использованием движителя «Карден-Ллойд». Изготовлено - около 14
000 единиц.
Sd.Kfz.3c - m. Gleisketten LKW 2t Maultier (Klockner-Humboldt-Deutz) -
полугусеничный грузовой автомобиль KHD S3000(SSM) (3-тонный грузовик с
гусеничным движителем «Карден-Ллойд» вместо заднего моста). Создан на базе
автомобиля KHD S3000. Снаряженная масса - 4,65 т. Грузоподъемность - 2 т.
Габариты: 6120x2220x2800 мм. Макс. скорость - 38 км/ч. Запас хода - 170 км.
Изготовлено - 1740 единиц.
Sd.Kfz.4 - s. Gleisketten LKW 4 1/2t Maultier (Daimler-Benz) - тяжелый
полугусеничный грузовой автомобиль Mercedes-Benz L4500R. Создан путем замены
заднего ведущего моста 4,5-тонного грузовика Mercedes-Benz L4500S на гусеничный
движитель легкого танка Pz.ll. Снаряженная масса - 7,75 т. Грузоподъемность -
4,5 т. Габариты: 7860x2360x3000 мм. Макс. скорость - 36 км/ч. Запас хода - 200
км.
Sd.Kfz.3b
К началу операции «Барбаросса» большую часть транспортных средств вермахта
составляли 3-тонные коммерческие неполноприводные (4x2) грузовые автомобили (LKW),
выпускавшиеся по «программе срочного производства грузовых автомобилей» -
Schnell Programm. Их характеристики были вполне удовлетворительными для
эксплуатации в условиях западноевропейского театра военных действий с его мягким
климатом и разветвленной сетью дорог. На огромных пространствах России, в
суровых климатических условиях и при практически полном отсутствии дорог с
твердым покрытием транспортные части вермахта испытали острейший кризис,
поскольку тысячи автомобилей застряли в грязи и снегу и оказались брошены.
Появление грузовиков типа Maultier («Мул») должно было хоть как-то выправить эту
ситуацию.
Наиболее массовой машиной стал «Мул» немецкого отделения фирмы Ford,
пользовавшийся, кстати, наименьшей популярностью в войсках. Более надежных
грузовиков фирм KHD и Daimler-Benz, оснащенных дизельными двигателями, выпустили
по каким-то причинам меньше всего.
В боевые машины «мулы» практически не переделывались. Силами воинских частей на
незначительном количестве грузовиков Ford и Mercedes-Benz были установлены
соответственно 20 и 37-мм автоматические зенитные пушки. Единственной боевой
машиной стала бронированная самоходная 150-мм реактивная пусковая установка на
базе Opel.
Sd.Kfz.3b mit 2 cm Flak 36
Sd.Kfz.4 mit 3.7 cm Flak 36
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУГУСЕНИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ Sd.Kfz.3b
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, т: 3.86.
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6325, ширина - 2245, высота - 2780.
ДВИГАТЕЛЬ: Ford V8, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного
охлаждения; мощность 95 л.с. (69,9 кВт) при 3500 об/мин; рабочий объем 3924 см³.
ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач, гидравлические и механические
тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: передние управляемые, колеса, размер шин 190-20, подвеска на
полуэллиптических листовых рессорах; гусеничный движитель каждого борта состоит
из четырех опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки,
подвешенные на спиральных пружинах, двух поддерживающих роликов, ведущего колеса
переднего расположения, направляющего колеса.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 180.
Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2