Dingo - Бронеавтомобиль (Австралия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Австралия
После нападения японцев на Пёрл-Харбор и поражений англичан и американцев в Юго-Восточной Азии и на Филиппинах война подступила к границам Австралии. Только к этому времени австралийское правительство осознало, что надеяться на помощь метрополии в случае возможного нападения японцев не приходится. США в это время также было не до обороны "зеленого континента". Поэтому работы по созданию собственных образцов бронетанковой техники, в том числе и бронеавтомобилей, начавшиеся сразу после начала Второй мировой войны, значительно ускорились. Опираясь на возможности национальной индустрии, австралийские конструкторы разработали два типа бронемашин.
Первый - Australian Scout Car Dingo - разработан на сборочном заводе фирмы Ford Motor Со, расположенном в Австралии. При массе 4,576 т броневик имел открытый сверху бронекорпус и двигатель мощностью 85 л.с. С февраля 1942 года началось его серийное производство; к концу 1943 года выпущено 244 машины. Все они были направлены в учебные центры и 1-ю австралийскую танковую дивизию и до конца 1944 года использовались для подготовки личного состава.
Другим бронеавтомобилем стал Australian Light Armoured Car Rower. Предназначенный для дальней разведки, он был тяжелее Dingo и имел постоянное вооружение в виде пулемета Bren. В 1942-1943 годах изготовили 91 бронеавтомобиль. Как и Dingo, эти машины не принимали участия в боевых действиях, как по причине несовершенства конструкции, так и потому, что джунгли оказались непроходимы для машин этого типа.
Больше бронеавтомобилей в Австралии не разрабатывали, так как с 1943 года все запросы ее войск покрывались за счет поставок из Великобритании и США.

Бронеколлекция, №2, 1999, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 2

 

Бронеавтомобиль Dingo
К началу Второй мировой войны в австралийской армии насчитывалось всего 18 колёсных бронеавтомобилей, выпущенных в период с 1935 по 1940 г. Поскольку надеяться на помощь метрополии не приходилось, работы по созданию собственных образцов БА значительно ускорили. На сборочном заводе «Форд Мотор» в Гилонге был разработан лёгкий разведывательный бронеавтомобиль Australian Scout Car Dingo («Динго»). Его серийный выпуск начался с февраля 1942 г. К концу следующего года уже выпустили 245 машин. Они были направлены в 1-ю австралийскую танковую дивизию и учебные центры.
Проектируя образцы бронетехники, австралийские конструкторы старались максимально использовать отечественные автомобильные узлы и агрегаты. Видимо, поэтому для бронеавтомобиля «Динго» было выбрано полноприводное шасси колёсной формулы 4x4 от грузовика «Форд» F30 с укороченной до 2794 мм колёсной базой.
Корпус машины сваривался из броневых листов толщиной 10 мм по бортам, установленных вертикально, и лобовых и кормовых листов толщиной 30 мм, имеющих рациональные углы наклона. Такая броня обеспечивала безопасность экипажу от огня стрелкового оружия, а также осколков малокалиберных снарядов и мин.

Австралийские лёгкие разведывательные бронеавтомобили «Динго». 1-я танковая дивизия. 1942 г.

В небольшой рубке справа размещался водитель, слева от него - стрелок-радист. В лобовом листе корпуса имелись два прямоугольных смотровых окна; у левого переднего - амбразура для 7,7-мм пулемёта «Брен». Для входа и выхода служили двери в обоих бортах. В крыше находился люк размерами 990x406 мм для наблюдения, подачи сигналов, а также для аварийного покидания машины. В корме корпуса под задней стенкой размещались два бензобака ёмкостью 96 л каждый.
Двигатель - 8-цилиндровый бензиновый «Форд» V8, жидкостного охлаждения, с боковым расположением клапанов, мощностью 96 л.с. - установили в передней части корпуса. По дорогам с твёрдым покрытием БА развивал скорость до 80 км/ч.
В трансмиссии была использована пятискоростная коробка передач с полуцентробежным однодисковым сцеплением сухого типа и раздаточной коробкой. В полноприводной ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах стояли колёса с барабанами разъёмного типа и гидравлическими тормозами.
Масса машины составляла 4,57 т.
Бронеавтомобилями «Динго» укомплектовывались разведывательные подразделения и отделения связи в австралийских танковых дивизиях.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ DINGO
МАССА, кг: 4570.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
КОЛЁСНАЯ БАЗА, мм: 2794.
КОЛЕЯ, мм: 1772/1790.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 10...30.
ВООРУЖЕНИЕ: 7,7-мм пулемёт Bren.
ДВИГАТЕЛЬ: Ford V8, 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность - 96 л.с.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 80.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ЁМКОСТЬ БАКОВ, л: 190.

Бронеколлекция, №2, 2010, В. ?. Шпаковский - Бронетехника армии Австралии

 

Бронетехника союзников Австралии

Бронетранспортёры и бронеавтомобили

БТР «Loyd»
Британский бронетранспортёр Loyd («Лойд») поступил на вооружение бронетанковых частей австралийской армии в 1941 г. Корпус машины выполнялся из мягкой стали, поэтому эти БТР в основном применяли для перевозки солдат, хотя сами англичане и использовали их в Северной Африке как «пулемётовозы» и буксировщики противотанковых орудий. В частях его нередко называли «Слэйв» («Раб»), поскольку машина была очень неприхотливой. Комплект дополнительных электробатарей позволял использовать её в качестве передвижного «стартёра» для тех машин, у которых «сели» собственные аккумуляторы.

БА M3A1
Американские бронеавтомобили в Австралии были представлены разведывательными M3A1 Scout Саг («Скаут Кар»), На вооружении австралийской армии они состояли с 1942 по 1968 г. На их шасси выпускался «бронированный наблюдательный пункт», имевший бронированные 4-мм листами кормовую часть и борта. Пулемёт «Брен» крепился на турели сбоку на корпусе.
Стандартные М3, как и модернизированные, использовались даже после войны - вплоть до 1968 г. Интересно, что БА с полугусеничным двигателем в Австралию не поставлялись.

Разведывательный бронеавтомобиль МЗА1. 1942 г.

БА Т17Е1
Ещё одним американским бронеавтомобилем в австралийской армии являлся T17E1 Staghound («Стэгхаунд», в переводе - «Гончая»). «Стэгхаунды» принадлежали к классу тяжёлых БА. По вооружению, манёвренности, защите от огня противника они мало отличались от лёгких танков «Стюарт». На вооружении бронеавтомобиля находилась 37-мм пушка М6, спаренная с 7,62-мм пулемётом. Такой же - «Браунинг» М1919А4 использовался в качестве курсового. Кроме того, на крыше башни мог устанавливаться ещё один пулемёт за броневым щитом.
Машина имела мощную силовую установку, состоявшую из двух 6-цилиндровых карбюраторных двигателей «Шевроле» GMC 270 общей мощностью 194 л.с. Скорость БА по шоссе достигала 88 км/ч.
В Австралию первые машины этого типа поступили в 1943 г. и интенсивно использовались. В 1946-1948 гг. в составе эскадрона броневых автомобилей T17E1 находились в Японии, в корпусе союзных оккупационных сил. На вооружении армии они состояли до 1970 г. и хорошо показали себя.

Передняя часть прямоугольного корпуса и башня с 37-мм пушкой М6 бронеавтомобиля Т17Е1 «Стэгхаунд». 1943 г.

БА «Стэгхаунд» в дозоре. На крыше башни установлен дополнительный пулемёт за бронещитком

БА Ferret
Колёсные бронеавтомобили нового поколения появились в Австралии в 1953 г. Это были английские разведывательные машины Ferret Mk 1 («Феррет»). Их особенность - отсутствие башни. Да и сама рубка, в которой размещались три члена экипажа, крыши не имела. Пулемёт располагался открыто. Такой вариант БА предназначался, главным образом, для связи между штабом и бронетанковыми подразделениями.

Разведывательный бронеавтомобиль «Феррет» Mk 1. 1953 г.

БА «Феррет» Mk 2

«Феррет» Mk ?, вооружённый комплексом ПТРК «Энтак». 1965 г.

Собственно для разведки должна была использоваться другая модификация этой машины - Mk 2. У неё уже имелась бронебашня, а экипаж был меньше на одного человека.
Обычно Mk 2 входили в разведывательную группу, состоявшую из двух БА «Саладин», одного БТР «Сарацин» и двух БА «Феррет».
Все БА «Феррет» находились на службе вплоть до 1971 г.
В австралийском танковом корпусе в 1965 г. «Феррет» Mk 2 решили оснастить французским ПТРК «Энтак». Две его ракеты установили в контейнерах по обеим сторонам башни и ещё две уложили в запас. Переоборудование машины проводилось на местном предприятии. Однако относительно небольшая дальность стрельбы - всего 2000 м - ограничивала возможности применения комплекса, несмотря на то, что ракеты пробивали 650 мм гомогенной брони. К тому же управление осуществлялось по проводам и было эффективным лишь в светлое время суток. В 1982 г. «Энтак» был снят с вооружения и заменён ПТРК «Милан».

БА Saladin
Другой английской колёсной машиной в Австралии стал бронеавтомобиль Saladin («Саладин») с 76-мм орудием L5A1 в башне. Производили их с 1958 г., а поставки на континент состоялись в начале 1960-х гг. Использовались они исключительно в учебных целях.

Колёсный башенный бронеавтомобиль «Саладин» с 76-мм орудием. 1960 г.

БА Saracen
Шестиколёсный английский БТР Saracen («Сарацин») поступил на вооружение австралийской армии одновременно с БА «Феррет» и также находился на службе до 1971 г.
На его шасси в Австралии выпускалась бронированная командная машина без башни и вооружения, но с усиленным радиооборудованием - двумя дополнительными радиостанциями, а также, рабочими местами для трёх штабных офицеров.

Бронетранспортёр «Сарацин». 1953 г.

Бронеколлекция, №2, 2010, В. ?. Шпаковский - Бронетехника армии Австралии