Romfell Panzerwagen - Бронеавтомобиль (Австро-Венгрия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Броня двуединой монархии. Часть 1. Romfell Panzerautomobil - 1915 г.
(Австрийское боевое барокко на поле боя)
8 августа 2020 г.
В странах Четвертного союза (Центральные державы, Mittelmächte) как-то во время
Первой мировой войны не сложилось с бронетехникой. Ни Германия, ни
Австро-Венгрия, и уж точно не примкнувшие к ним Болгария с Турцией, ничего,
имеющего хоть какую-то оперативную ценность, предложить не смогли. Но единичные
и даже мелкосерийные варианты интересных конструкций предлагались. Самым
визуально "красивым" в барочном смысле оказался броневик, который получил
название Ромфель и был выпущен в Австрии.
Romfell Panzerautomobil/Бронеавтомобиль Ромфель
Страна - Австро-Венгерская Империя
Производитель: Automobil Ersatzdepot (Будапешт)
Шасси - Mercedes 26/60 PS
Год производства - 1915-1916 гг.
Кол-во выпущенных - 2?
Экипаж - 2
Боевая масса - Около 4-х тонн
Размеры - 5670 мм х 1800 мм х 2480 мм
Бронирование - 6 мм
Вооружение - 1 × 7,92-мм Schwarzlose M.07/12
Двигатель - 75 л.с.
Шасси - 4х4(?) (1915) / 4х2 (1917)
Где увидеть - слёты реконструкторов 1-й мировой войны в Чехии и Польше:
Реплика - Польша, Щецин, Panzer Garage (Fundacji Gloria Griffin)
Масштабная реплика - 1:1,2 Чехия
Эта статья начало цикла статей о боевой технике Австро-венгерской Империи времен
первой мировой войны. Ранее уже рассказывалось о истории развития тяжелых
артиллерийских тягачей этого участника войны, первая статья цикла здесь: Тягачи
от Порше. Часть 01. Austro-Daimler M.06. Первый полноприводный тягач. 1906.
В 1905 году фирма Austro-Daimler предложила генералитету Австро-Венгерской
империи уникальную машину - полноприводный башенный бронеавтомобиль. По легенде,
единственной причиной, почему броневик не приняли на содержание армии было то,
что при его демонстрации звуком работающего мотора были распуганы кавалерийские
лошади, на которых так красиво гарцевали венгерские уланы. Так было или не так,
история умалчивает, но тот факт, что военные двуединой монархии не только не
приняли броневик на вооружение, но и вообще что-либо подобного типа перестали
рассматривать ближайшие 10 лет, совершенно достоверен.
В итоге броневых машины так вплоть до конца войны и не было в сколько-нибуть
серийном производстве ни в Германии, ни в Австро-Венгрии. Какими бы не были
причины, но в любом случае в Первую мировую войну Австро-Венгрия вступила не
только не имея в своём распоряжении никакой бронетехники, но даже не думая о
возможности её использования и не имея проектов. Даже столкнувшись с
организованными бронечастями Российской-Императорской армии, лучшими на тот
момент в мире, если у полевых австрийских офицеров мысли и возникали, то до
Генштаба они даже не доходили и заказать так ничего и не пытались. Впрочем, так
же себя вел и их главный северный союзник - Германия, который так и не имел до
1918 года реальных боевых броневых частей.
Проблема неожиданно обострилась в мае 1915 года, когда в войну на стороне
Антанты вступили бывшие союзники Австрии, итальянские войска, воткнувшие нож в
"альпийскую спину" Австрии, имели на своем вооружении колесную бронетехнику. И,
так как официальные военные органы в Вене по прежнему бездействовали, вооружение
армии современной техникой в свои руки попробовали взять сами офицеры, те кто
реально знал потребности армии и фронта. В 1915 году проект оригинального
броневика был разработан двумя младшими офицерами Австро-Венгерской армии:
гауптаманом Романикем (Hauptmann Ing. Romanic) и оберлейтенантом Феллнером
(Oberleutenant Fellner). Название броневика состояло из первых букв фамилий
конструкторов - Rom a Fell - Romfell.
Броневик использовал готовое шасси коммерческого автомобиля. В интернете часто
ссылаются на книгу Rudolf Hauptner & Peter Jung: "Stahl und Eisen im Feuer -
Panzerzüge und Panzerautos des K.u.K. Heeres 1914-1918." Wien 2003, в которой
указывается, что для броневика использовалось либо Mercedes Motorcar
(Personenkraftwagen) номер A VI 865 с двигателем мощностью 95 л.с. и цепной
трансмиссией, либо M09 Samson Seilwindenwagen с двигателем в 75 л.с, и это шасси
было полноприводным. Но это скорее всего некорректно. Судя по сохранившимся
фотографиям Ромфель не был полноприводным. Наиболее вероятным является то, что
для броневика использовалось обычное дорожное шасси от Mercedes 26/60 PS, как и
было описано в инструкции, напечатанной в Австрии в 1915 году.
Бронеавтомобиль был очень плотно скомпонован. Уникальным бронемашину, выпущенную
в Будапеште, делает бронекорпус. Визуально казалось, что машина вообще не имеет
прямых углов и ровных поверхностей, только криволинейные "барочные". Все
бортовые листы имели обратный наклон, для того что бы обеспечивать отсутствие
прямых углов при встрече пули с броней, даже выпущенной с большого расстояния. А
любые пули и осколки должны были рикошетить от брони в землю.
Качественная хром-никелевая броня толщиной до 6 мм обеспечивала хорошую защиту
от винтовочных пуль. Стандартная пуля Манлихера не пробивала броню со 100
метров, а немецкого Маузера с 300 метров. Оригинально была решена и башня с
возможностью обеспечения зенитной стрельбы из пулемета или обстрела склонов гор
на Итальянском фронте с углами склонения -30 +45 градусов. Самый лёгкий среди
станковых пулемётов первой мировой войны австрийский 7,92-мм Schwarzlose M.07/12
обеспечивал высокую маневренность огня.
В части публикаций указывается, что в машине была установлена рация Сименс и
Хальске, но нет ни одной фотографии этих машин с антенной и на сохранившихся
схемах компоновки этих машин никакие рации не указаны. К тому же машина была
достаточно компактной и расположить в ней ещё и офицера связи было бы
затруднительно. Так как выпустил броневик завод Automobil Ersatzdepot в
Будапеште, его можно считать и первенцем венгерского бронестроения, что венгры и
делают.
Мощный, с продуманным бронекорпусом и вооружением броневик Ромфель должен был
понравится военным, но новых заказов не последовало. Возможно причинами была и
пресловутая двуединость австро-венгерской монархии, когда любой госзаказ должен
был выполняться в равных частях в обеих частях империи, и венгерское
происхождение машины, и ее сложность. Использование гнутых листов брони,
требования наличия сложных стапелей, отсутствие дорогошасси делало выпуск
броневика Romfell проблематичным. Только несколько заводов в империи могли за
это взяться, такие как Шкода, Татра, Аустро-Даймлер или Раба, но все они уже
были загружены заказами.
Поставленный в армию бронеавтомобиль Ромфель в 1916 году засветился в ходе
оборонительных боев во время Брусиловского наступления. А в 1917 году вместе
2-мя броневиками Юновича, и трофейными российским Остином первой серии и
итальянской Lancia IZ броневик вошёл в состав первого боевого подразделения на
бронемашинах австрийской армии (K.u.K. Panzerautozug No.1), в составе которой
принимал участи в боях на итальянском фронте в районе Удине.
После окончания первой мировой броневая часть участвовала в боях против
румынских и чехословацкий войск в войнах-последствиях Первой мировой за
Венгерскую советскую республику (Magyarországi Tanácsköztársaság), а после
захвата Будапешта румынами уже в составе народной республики ( Magyar
Népköztársaság). Возможно в Будапеште машина была захвачена румынами и служила у
них под имением Resita. После первой мировой войны Венгрия, которая потеряла
большую часть своей территории, населения и промышленного потенциала, еще и была
вынуждена ограничивать собственную армию, и возможно один или несколько
броневиков по проекту Ромфель выполняли полицейские функции.
По информации из той же книги Юнга в 1917 или в 1918 году на заводе в Будапеште
построили еще по крайней мере один броневик на шасси тягача Даймлер M09 Goliath.
Позднее обе машины или только одна были переставлены на шасси ФИАТ-18С. На
единственной фотографии второго Ромфеля от первого прототипа броневика
отличается только нижняя часть и защита радиатора, которые вполне могли заменить
при перешассивании первой бронемашины. Тем более, что единственная фотография
этой машины есть в составе K.u.K. Panzerautozug No.1 вместе с трофейным Остином
в казармах в Клагенфурте (Klagenfurt) и логично предположить, что это та же
машина, что была построена в 1915 году на шасси Мерседес. Фотографии второй
машины нового типа пока не опубликованы нигде, если они вообще есть.
Иногда данный бронеавтомобиль называется Romfell PA2 (Panzer Auto 2) -
Бронеавтомобиль №2, тогда как броневик Юновича называют - PA1 (Panzer Auto 1),
хотя Ромфель был построен существенно раньше. Такое обозначение может быть
связано с порядком поступления машин в состав боевой части. У броневика Ромфель
есть крюк для использования прицепа, по проекту для этой машины планировался
совершенно футуристичный бронеприцеп, а котором должен был перевозится
дополнительный боезапас. Но испытания прицепа в боевых условиях показали
неприспособленность такого решения, и вместо него стали использовать просто
грузовик с патронами.
В общем, проект бронеавтомобиля Ромфель (Romfell) был очень неплохим и для
своего времени, и, если бы Австро-Венгрия была способна его производить серийно,
стал бы очень представителем военной техники Первой Мировой войны. 6-мм
качественное бронирование одновременно с наклонным расположением бронелистов
обеспечивало достаточный уровень защиты, размещение вооружения в поворотной
башне давало возможность его эффективного применения. При первом представлении
руководству империи в Вене на броневике были нарисованы огромные кресты на белом
фоне, которые были стерты сразу после презентации, так как в ходе боя служили бы
просто идеальной мишенью для прицеливания, но благодаря своей необычности стали
визитной карточкой этой машины.
В 1910 году в Чехии построили более-менее точную реплику, была собрана несколько
уменьшенная модель-копия броневика в масштабе примерно 1:1,2, впервые показанная
публике 18 сентября 2010 года в ходе фестиваля "PRZEJŚCIE RZEKI STYR - ŁUCK
1916" в городе Нимбурк.
В 2020 году польские реконструкторы из Щецинского клуба Panzer Garage (Fundacji
Gloria Griffin) построили реплику по мотивам броневика Ромфель.
zen.yandex.ru . Яндекс.Дзен