South African Reconnaissance Car - Бронеавтомобиль (Канада) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Южно-Африканский Союз
Являясь доминионом Великобритании, Южно-Африканский Союз в случае начала войны
рассчитывал на помощь метрополии. Но когда стало ясно, что промышленность
Соединенного Королевства сама с трудом справляется с планом военных поставок
даже в условиях мирного времени, было принято решение начать разработку
собственной бронетанковой техники. От танков вскоре отказались, полностью
сосредоточившись на проектировании бронеавтомобилей. Такое решение обусловили
особенности климатических условий Африки, где в основном предполагалось
использовать боевые машины, отсутствие сильновооруженных соседей, а также
наличие в г.Порт-Элизабет автомобильного завода канадского отделения фирмы Ford.
Проект переделки коммерческого неполноприводного шасси Ford в полноприводной
вариант взяла на себя американская фирма Marmon-Herrington, уже имевшая подобный
опыт, а бронирование предполагалось осуществлять силами национальной компании
South African Iron & Steel Corporation (ISCor).
После вступления Южной Африки во Вторую мировую войну программа создания
собственного бронеавтомобиля стала приоритетной, и в декабре 1939 года первые
машины покинули заводские цеха. Помимо легких разведывательных броневиков
разрабатывались и тяжелые пушечные восьмиколесные бронеавтомобили, способные
бороться с аналогичными германскими. Но 1ак как к маю 1943 года немецкие войска
Роммеля были разбиты в Тунисе, то надобность в таких машинах отпала и они не
вышли из стадии опытных образцов.
South African Reconnaissance Car
Семейство южноафриканских бронеавтомобилей периода Второй мировой войны.
Разработано на базе канадского трехтонного автомобиля Ford V-8, который
американская фирма Marmon-Herrington доработала до полноприводного варианта. В
результате бронеавтомобили также стали называться Marmon-Herrington. До августа
1944 года изготовлено более 5700 единиц.
Серийные модификации:
Mk.I - первый серийный вариант. Корпус и башня клепаные. Шасси Ford с колесной
формулой 4x2. Вооружение: 2 пулемета Vickers калибра 7,7 мм (один в башне,
другой в корпусе). Бронирование 6-12 мм. Экипаж 3 человека. Изготовлено 135
единиц.
Mk.II MEF - бронеавтомобиль, предназначавшийся для действий в составе
механизированных или бронетанковых соединений. Корпус и башня сварные, в
остальном - аналогичные Mk.I. Боевая масса 6 т. Шасси Ford/Marmon-Herrington с
колесной формулой 4x4. Изготовлено 549 единиц.
Mk.II ME - бронеавтомобиль, предназначавшийся для патрулирования, ведения
разведки и других самостоятельных боевых действий на Среднем Востоке.
Вооружение: пулемет Bren калибра 7,7 мм в башне, а также зенитный пулемет Bren
или Vickers. В корпусе могло устанавливаться противотанковое ружье Boys калибра
13,97 мм. У части машин башня и крыша корпуса были демонтированы, а на их месте
за щитовым прикрытием устанавливалось трофейное вооружение - 20-мм
автоматические итальянские пушки Breda, 25-мм французские Hotchkiss, 37-мм
немецкие противотанковые и др. Изготовлено 338 единиц.
Mk.III MEF - корпус сварной, с рациональными углами наклона броневых листов.
База шасси Ford, укороченная на 420 мм, - 2985 мм. Боевая масса 6 т. Вооружение
(только в башне): противотанковое ружье Boys, пулемет Vickers, зенитный пулемет
Bren. Экипаж 4 человека. Изготовлено 1780 единиц.
Mk.III ME - идентичен модификации MEF за исключением вооружения. В башне
устанавливались противотанковое ружье Boys и пулемет Bren. Изготовлено 798
единиц.
Mk.IV - новые сварные корпус и башня. Шасси с несущим корпусом. Изготовлено 936
единиц, из них 310 с пушечным вооружением.
Mk.IVF - использованы агрегаты канадского автомобиля Ford F60L. Двигатель
мощностью 95 л.с. Спаренный пулемет Browning калибра 7,62 мм. В остальном
идентичен Mk.IV. Изготовлено 1180 единиц.
Marmon-Herrington Mk.IV
Marmon-Herrington Mk.I
Marmon-Herrington Mk.III
Начиная c 1940 года южноафриканские бронеавтомобили выполняли основные функции
по разведке и патрулированию в частях 8-й английской армии в Северной Африке. К
концу 1941 года в ее составе находились 4-й и 6-й полки, а также 3-й и 7-й
разведывательные батальоны бронеавтомобилей южноафриканской армии. Английский
Королевский гвардейский драгунский полк (Kings Dragoon Guards) также получил на
вооружение бронемашины "Мармон-Херрингтон" различных модификаций.
С конца 1942 года, когда начались массовые поставки более совершенной
американской техники, потребность в бронеавтомобилях южноафриканского
производства существенно снизилась. Поэтому часть из них была переоборудована в
машины технической помощи, а остальные выведены из зоны боевых действий для
несения патрульной службы в различных регионах Африки, Ближнего и Среднего
Востока.
Бронеавтомобили модификации Mk.III MEF поставлялись в Индию (255 шт.), Малайзию
(175 шт.), Голландскую Вест-Индию (49 шт.), зону "Свободной Франции" в Конго (10
шт.), а также в Британскую Западную Африку (60 шт.) и Мозамбик (6 шт.).
Броневики Mk.III ME получили силы "Свободной Франции" в Северной Африке (48 шт.)
и Южной Родезии (24 шт.).
Часть машин индийской армии (3-й кавалерийский полк) и голландские броневики
были захвачены японцами и использовались против бывших хозяев.
Бронеавтомобили Mk.IV и Mk.IVF в боях почти не участвовали. Часть из них после
войны поступила на вооружение армии Греции и Арабского Легиона.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Marmon-Herrington Mk.IV
БОЕВАЯ МАССА, т: 6,25.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5435, ширина - 2134, высота - 2286, база - 2997,
колея - 1499/1524.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mk.IX калибра 2 фунта, 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм, 1
зенитный пулемет Browning M1919A4 калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 37 артвыстрелов, 750 патронов калибра 7,7 мм, 1000 патронов калибра
7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 12.
ДВИГАТЕЛЬ: Ford V-8, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный; мощность 85 л.с.;
рабочий объем 2210 см³.
ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач, раздаточная коробка,
гидравлические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4x4, размер шин 9,75-18 или 10,50-16, подвеска
на листовых рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Бронеколлекция, №2, 1999, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 2