UNL-35 - Бронеавтомобиль (Испания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Испания
Бронетанковой техникой Испания обзавелась накануне Первой мировой войны. В 1914
году во Франции были приобретены 24 бронеавтомобиля "Шнайдер-Крезо",
изготовленные на шасси парижских автобусов. Эти машины использовались для
несения патрульной службы и ведения боевых действий на территории Испанского
Марокко.
После Первой мировой войны Испания получила четыре французских танка "Шнейдер"
СА1, а затем и несколько десятков легких Renault FT17.
С 1926 года на государственном заводе "Трубиа" были начаты работы по созданию
собственного испанского танка, который получил название "быстроходный танк
пехоты" или же "Модель "Трубиа", Серия А". Всего изготовили 12 таких машин.
В 1932 году на вооружение Гражданской гвардии поступили бронеавтомобили
"Бильбао" (48 единиц), которые выпускались на шасси коммерческого грузовика
"Форд".
18 июля 1936 года против правительства Испанской республики начался вооруженный
мятеж во главе с командующим Африканской армией Испании генералом Ф. Франко.
Высадив Африканскую армию на континент, в течение нескольких недель Франко
захватил половину территории страны. Однако в крупных промышленных центрах и
столице мятеж не был поддержан. Началась гражданская война.
К 1936 году испанские бронетанковые силы располагали ничтожно малым числом
боеготовых машин. 10 исправных танков Renault FT17 насчитывалось в 1-м танковом
полку, 5 - во 2-м. На артиллерийском складе в Мадриде находились и четыре танка
"Шнейдер" СА1. Наконец, в распоряжении 32-го пехотного полка "Милан" имелись
танки "Трубиа".
На стороне республиканского правительства остался 1-й танковый полк, три танка "Трубиа"
из полка "Милан" и 24 (по другим данным 41) бронемашины "Бильбао".
Как видим, количество бронетехники в Испании на начало гражданской войны было
столь невелико, что вряд ли это могло бы оказать заметное влияние на ход боевых
действий, если бы не поставки из-за рубежа. Источники этих поставок были весьма
разнообразны. Так, скажем, в 1937 году Парагвай продал Испанской республике
значительное количество вооружения, в том числе, и танки Vickers Model A (3 шт.)
и Model В (1 шт.), захваченные в ходе войны с Боливией.
Самые массовые же поставки бронетанковой техники осуществлялись из Италии,
Германии и СССР.
Первые пять итальянских танкеток CV3/35 прибыли в Испанию 16 августа 1936 года.
Всего за время гражданской войны туда отправили 149 боевых машин этого типа, а
также 16 бронеавтомобилей Lancia 1Z.
Итальянская техника находилась на вооружении как в войсках испанских
националистов, так и в Итальянском добровольческом корпусе.
В октябре 1936 года на Пиренейский полуостров прибыла немецкая танковая группа "Дрон"
(Panzer-gruppe Drohne) под командованием подполковника фон Тома, насчитывавшая
41 легкий танк Pz.I Ausf.A. В декабре к ним присоединились 19 Pz.I Ausf.B. До
конца гражданской войны немцы доставили в Испанию 180 танков Pz.I.
Итальянские и немецкие боевые машины принимали самое непосредственное участие в
боях за Мадрид, где и понесли жестокие потери от огня полученных республиканцами
советских танков.
Первые советские Т-26 были выгружены в порту Картахена 26 сентября 1936 года.
Всего же за годы гражданской войны СССР поставил республиканской Испании 297
танков Т-26, 50 танков БТ-5 и 120 бронеавтомобилей (80 БА-6, 33 ФАИ и 7 БА-И), а
также направил 351 специалиста-танкиста.
С 1936 по 1939 год попытки организации собственного производства бронетанковой
техники предпринимались и в самой Испании. В зоне, контролируемой
националистами, были разработаны и изготовлены опытные образцы легких танков
С.С.1 (1937 г.) и "Вердеджа" (1939 г.), в которых использовались элементы
ходовой части итальянской танкетки CV3/35 и советского танка Т-26. Осуществили
франкисты и довольно успешную переделку немецкого Pz.I, установив в увеличенной
по высоте башне последнего 20-мм автоматическую пушку Breda.
В отличие от националистов, республиканцы сосредоточились на постройке
броневиков и добились в этом впечатляющих успехов. С осени 1936 по март 1939
года на заводах Бильбао и Барселоны были изготовлены несколько десятков
броневиков. Тип их бронировки зависел от наличия броневого листа и возможностей
предприятия-изготовителя. На некоторых машинах ставились башни с разбитых Т-26.
Помимо этих импровизированных бронеавтомобилей на испанских заводах с помощью
советских специалистов удалось наладить выпуск полноценных боевых машин:
бронеавтомобилей - UNL-35 и Chevrolet 1937. Они-то и составили основу
бронеавтомобильного парка Испанской республики.
Трехосный бронеавтомобиль Chevrolet 1937 выпускался с 1937 года заводом General
Motors в Барселоне на шасси коммерческого грузовика Chevrolet SD по типу
советского БА-6. На части машин устанавливали башни, снятые с не подлежащих
ремонту Т-26, БТ-5 и БА-6. Всего было изготовлено чуть более 70 броневиков этого
типа.
После поражения республиканцев их бронетанковая техника стала трофеями армии
Франко. Впрочем, первые трофейные советские танки поступили в войска
националистов уже в начале гражданской войны. В марте 1937 года в составе
танковой группы "Drohne" были развернуты четыре роты, укомплектованные танками
Т-26. С августа 1937 года началось преобразование этой немецкой танковой части в
испанскую. Впоследствии она, а также 1-й батальон Испанского иностранного
легиона стали основой бронетанковых сил франкистов.
Генералу Франко удалось не допустить втягивания разоренной гражданской войной
Испании во Вторую мировую, хотя немцы и добивались этого. Участие Испании
свелось к посылке на Восточный фронт добровольческой "Голубой дивизии". Об
оснащении ее бронетанковой техникой ничего не известно. Скорее всего, ее просто
не было, поскольку дивизия была пехотной.
На вооружении же бронетанковых частей испанской армии в период Второй мировой
войны в основном состояли танки Pz.I и Т-26, бронеавтомобили БА-6, UNL-35 и
Chevrolet 1937.
Кстати, последние приняли участие в боях Второй мировой войны. В феврале 1939
года после разгрома Каталонского фронта несколько таких машин перешли
французскую границу, где и были интернированы. В мае 1940 года на военных
складах в Версале их захватили немцы и ввели в строй вермахта. Две таких машины
под названиями Leopard и Jaguar были захвачены Красной Армией в августе 1941
года на Западном фронте.
В 1944 году танковый парк Испании пополнился несколькими десятками танков Pz.IV,
закупленных в Германии. Эти машины, как и материальная часть периода гражданской
войны, эксплуатировались испанцами до второй половины 50-х годов.
Бронеавтомобиль UNL-35
Легкий бронеавтомобиль, разработанный по типу советского ФАИ под руководством
советского военного инженера Н. Алымова. С 1937 по март 1939 года заводы Union
Naval de Levante в Валенсии и Amat (г. Элда, провинция Аликанте) изготовили
более 120 единиц.
Серийная модификация:
- шасси грузового автомобиля ЗИС-5, укороченное на 140 мм (или шасси Ford V8,
или Chevrolet). Корпус - клепаный, двухслойный - из 7-мм бронелиста и 3-мм
котельного железа. Один пулемет ДТ (или "максим", или М6-13) устанавливался в
башне, другой - в лобовом листе корпуса.
Первой "боевой" операцией бронеавтомобилей UNL-35 стало участие в подавлении
восстания анархистов в Барселоне в мае 1937 года. К лету 1938 года все машины
этого типа находились в составе 1-й (Каталония) и 2-й (зона "Центр -Юг")
бронетанковых дивизий республиканской армии.
После разгрома Испанской республики в марте 1939 года оставшиеся в строю
броневики UNL-35 поступили на вооружение армии Франко, в составе которой
прослужили до 1957 года.
UNL-35
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ UNL-35
БОЕВАЯ МАССА, т: 4.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4720, ширина - 1800, высота - 2540, база - 3150,
колея - 1546/1676, дорожный просвет - 270.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1500 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: механические прицелы.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7+3.
ДВИГАТЕЛЬ: ЗИС-5, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения;
мощность - 73 л.с. (53,7 кВт) при 2400 об/мин; рабочий объем - 5550 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка
передач, карданная передача, механические тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула - 4x2, размер шин - 34"х7", подвеска - на
полуэллиптических листовых рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 230.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.
Легкий танк 7ТР. 3-й танковый батальон Войска Польского, Польша, 1938 г.
Самоходная установка Т.13 Type III. 1-я дивизия арденнских стрелков (1е Division
des Chasseurs Ardennais), Бельгия, 1940 г.
"Арденнский вепрь" - эмблема арденнских стрелков.
Легкий танк Т.15. 3-й уланский полк (Зе Regiment de Lanciers), Бельгия, 1940 г.
Эмблема 3-го уланского полка.
Танкетка Т-32. Боевые машины, поставленные в Югославию, имели стандартный
чехословацкий трехцветный камуфляж, Югославия, апрель 1941 г.
Легкий танк Т-26Е (R-658). Финляндия, г. Вийпури, 19 июня 1944 г.
Зенитная установка Anti II (R-904). Бронированная зенитная батарея танковой
дивизии, Финляндия, 1944 г.
Танкетка R-1. Бронекавалерийский эскадрон одной из румынских кавалерийских
дивизий, район Сталинграда, август 1942 г.
Легкий танк LT-40. "Быстрая группа" словацкого армейского корпуса, Украина, 1941
г.
Легкий танк Strv m/41 S1. 3-й танковый полк (3rd Tank Regiment Sodermanland),
Швеция, 1942 г.
Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)