Steyr 1500A - Военный грузовой автомобиль (Австрия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Автомобиль Steyr 1500А (Австрия)
55-е фото
Грузовик Steyr 1500 - разработка австрийской фирмы Steyr-Daimler-Puch AG, но
выпускавшийся немецкой фирмой Wanderer в Саксонии. 1942 г.
Сразу после захвата Германией весной 1938 г. Австрии (она стала провинцией
Ostmark - частью Третьего рейха) перед австрийской автомобильной компанией
Steyr-Daimler-Puch AG военным руководством Вермахта была поставлена задача
спроектировать новый легкий грузовик класса «1500». В 1940 г. Steyr вошла в
контакт с конструкторским бюро «Порше» для детальной проработки проекта.
В те годы знаменитый конструктор Фердинанд Порше пользовался особым авторитетом
у нацистского руководства: его проект народного автомобиля «Фольксваген» удачно
совпал с популистскими лозунгами Гитлера. И с тех пор фюрер считал его главным
автомобильным специалистом Германии.
К этому времени многие основные узлы будущей машины, в том числе шасси и
двигатель, прошли проверку ещё на модели Steyr 150. Даже часть дизайнерских
решений элементов «оперения» были уже приняты.
Чертежи автомобилей Steyr - машин управления с четырёхдверными легковыми
кузовами и раскладными сиденьями
56-е фото
Steyr 1500А/01
57-е фото
Steyr 1500А/02
58-е фото
Steyr 2000А PKW
59-е фото
Полноприводные Steyr 1500А на курских просёлках. Центральный фронт, 1943 г.
Автомобиль оснастили 3,5-литровым карбюраторным двигателем V8 Porsche type 145
OHV с воздушным охлаждением: до этого он неплохо зарекомендовал себя на
гусеничном грузовике Steyr RSO. Переднюю ось снабдили независимой подвеской с
двумя продольными торсионами. Коробку передач сместили вплотную к картеру.
Разработали и коммерческий вариант с колёсной формулой 4x2 - модель 1500S.
В производство приняли армейский полноприводной грузовик Porsche 147, получивший
обозначение 1500А. Выпускались две основных модификации - 01 и 02,
соответствовавшие ранней и более поздней моделям.
60-е фото
Чертежи автомобилей Steyr 1500А с кузовами фирмы Lohner Werke GmbH - грузовой
вариант, машина с возможной установкой брезентового верха, переставленная на
рельсовый ход, пожарный вариант со специальным фургоном
61-е фото
Прибывшие на Восточный фронт машины радиосвязи Steyr выгружаются с платформ
поезда. 1943 г.
С 1942 г. производство автомобиля Steyr 1500А/02 освоила немецкая фирма
Wanderer, изготовлялся он на предприятии компании Auto Union AG в Зигмар-Шонау в
Саксонии. При этом Auto Union прекратила разработку собственного грузовика в
этом классе - полноприводного бескапотного AU 1500А - в пользу Steyr. Имеются
свидетельства, что на этом настоял Ф. Порше.
Большинство автомобилей Steyr оснащалось кузовами на фирме Lohner Werke GmbH в
Вене, давнем партнере Steyr. В основном выпускались армейские модификации Kfz
12, -15 и -70, отличавшиеся лишь в незначительных деталях. На них устанавливали
бортовые платформы, штабные кузова, специальные фургоны. Часто это были и
автомобили управления Kfz 21 с более элегантным кузовом с четырьмя дверями и
относительно комфортабельными откидными сиденьями, которые могли раскладываться
в спальные места. Отдельные машины получали пуленепробиваемые стекла и
бронированные двери.
Иногда на шасси Steyr ставили лёгкие зенитные орудия, существовал даже
бронированный вариант САУ. Но всё же основной моделью оставался обычный
армейский грузовик Steyr L1500A.
Общее количество выпущенных Steyr - 12 450 единиц, Auto Union - около 5600.
62-е фото
Самоходная установка на базе автомобиля Steyr с 20-мм артиллерийским орудием и
спаренным с ним пулемётом. Экипаж - четыре человека
63-е фото
Автомобиль Steyr 1500 с деревянной эрзац-кабиной. 1944 г.
64-е фото
Пожарная машина на базе Steyr 1500, выпускавшаяся по лицензии фирмой Wanderer.
Окрашивалась в зелёный цвет
Технические характеристики автомобиля STEYR 1500А
МАССА, кг: 2500.
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, кг: 1675.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5230, ширина - 2035, высота - 2460, клиренс -
245.
КОЛЕЯ, мм: передняя - 1458, задняя - 1572.
БАЗА, мм: 3250.
РАМА: коробчатого профиля.
ДВИГАТЕЛЬ: Steyr V8-365I, карбюраторный, 8-цилиндровый, V-образный, воздушного
охлаждения с двумя вентиляторами, мощность 85 л.с., рабочий объём 3,517 л;
диаметр цилиндра и ход поршня - 78x92 мм, степень сжатия 5,861, карбюратор:
Solex 40 JFP II.
ТРАНСМИССИЯ: сцепление однодисковое сухое, четырёхступенчатая коробка передач,
главная передача - 3,89, рулевой механизм - червячного типа ZF-Ross.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: привод на оба моста, колёсная формула 4x4, привод передних колёс
отключается, передняя подвеска - сдвоенные поперечные рычаги независимой
подвески, по одному продольному торсиону на борт, задняя - жёсткий мост,
продольные полуэллиптические рессоры, шины внедорожные.
ТОРМОЗА: ножной - гидравлический на все четыре колеса, стояночный тормоз -
тросовая тяга на задние колёса.
ДИАМЕТР ПОВОРОТА, м: 13.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 45 .
ЗАПАС ХОДА, км: по шоссе - 400, по просёлку - 280 при ёмкости бака 100 л.
65-е фото
66-е фото
Выезд фельдмаршала К. Маннергейма на машине Steyr 1500А на Карельский перешеек.
1942 г.
67-е фото
Пехотное подразделение на транспортёре Steyr прибыло к месту боевого охранения.
Курское направление, июнь 1943 г.
Подарок для Маннергейма
4 июня 1942 г. маршал Финляндии Карл Маннергейм отмечал свой 75-летний юбилей.
За день до этого он получил личное поздравление от Гитлера, в котором фюрер
выражал пожелание тайно прибыть в Финляндию, чтобы непосредственно поздравить
юбиляра. Послание Гитлера вызвало большой переполох у финского руководства.
Президент республики Ристо Рюти, равно как и маршал К. Маннергейм, подозревали,
что фюрер воспользуется случаем, чтобы потребовать более активного участия
финской армии в войне на Восточном фронте.
Личный самолёт Condor Гитлера с почётными гостями в сопровождении финских
истребителей приземлился на аэродроме Иммола 4 июня. Из-за очень низкой
облачности самолёт почти чудом избежал столкновения с заводской трубой. После
приёма, устроенного президентом Рюти, фюрер направился к Маннергейму. На встрече
присутствовали сам маршал, несколько высших финских офицеров и немецкие военные
чины, служившие в тот период в Финляндии. Гитлер поднёс Маннергейму свой подарок
ко дню рождения - три командирских Steyr 1500А Kommanderwagen.
По окончании торжественной части был предусмотрен обед в полевых условиях - в
специальных железнодорожных вагонах. После положенных по этикету тостов Гитлер,
как всегда эмоционально, описал сложность положения на Восточном фронте, дал
оценку качеству и количеству советских войск и их вооружению (записи этих
переговоров сохранились до наших дней). Затем фюрер отбыл на аэродром и на своём
самолёте вернулся в Германию.
Его отъезд финны восприняли с большим облегчением. Для них три подаренных
автомобиля были единственным положительным результатом этой встречи. Маннергейм
позже пользовался ими для инспекционных поездок на фронт. Машины имели номерные
знаки: SA 1, SA 28300 и SA 28302. При поездках на фронт их заменяли из
соображения безопасности. Известно, что в 1952 г. одну из них - с номером SA
28300 продали с аукциона и с 1955 г. она продолжила свою службу в пожарной
бригаде г. Мантасала. Позже автомобиль попал в аварию и в таком состоянии был
передан военному музею.
Несколько слов об окраске финских Steyr. Совершенно очевидно, что подарочные
машины готовились специально. Брызговики, рамки окон и некоторые другие мелкие
детали были чёрного цвета, в то время как весь кузов - серого. Отделка дверей
изнутри и кожаные сиденья - темные, скорее всего, коричневые, хотя, возможно, и
чёрные. В чёрный цвет были окрашены детали привода и подвески, находившиеся ниже
кузова.
68-е фото
Транспортёр пехоты Kfz 11 Mercedes-Benz L1500A вмещал шесть солдат и водителя.
1943 г.
69-е фото
Лёгкий автобус на шасси 1,5-тонного Opel-Blitz 2.5-32. В 1939-1940 гг.
гражданские машины этого типа были мобилизованы. Превращение в «военные»
заключалось в перекраске в армейский серый цвет и снятии хромированных деталей.
На фронте большинство из них использовались как санитарные фургоны Kfz 31, а
также в частях службы пропаганды
70-е фото
Санитарный фургон Kfz 31 Pheanomen Granit-25 в трёхцветном камуфляже. 1945 г.
71-е фото
Пожарная машина LF-8 Mercedes-Benz 1500S. В 1941 г. этот автомобиль был самой
маленькой пожарной машиной, выпускавшейся в Германии. В связи с военным временем
машина окрашивалась в «полицейский зелёный цвет». Инструмент и пожарные
приспособления находились в буксируемом прицепе
72-е фото
Бронеавтомобиль Bussing-NAG Sd.Kfz.232 (6-Rad) в камуфляже 1936-1937 гг. 4-й
разведывательный батальон 1-й танковой дивизии
73-е фото
Санитарный автомобиль Kfz 31 на шасси Mercedes-Benz L1500. Моторизированная
дивизия «Великая Германия». Восточный фронт, ноябрь 1942 г.
74-е фото
Армейский фургон Kfz 62 Mercedes-Benz G3a. Польша, сентябрь 1939 г.
Бронеколлекция, №2, 2009, Л. ?. Кащеев - Полуторатонные грузовики Германии 1939-1945 гг.