Lanchester Armoured Car - Бронеавтомобиль (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 гг.
Первый в мире бронеавтомобиль - Motor War Саг, сконструированный английским изобретателем Фредериком Симмсом, был продемонстрирован в Лондоне 4 апреля 1902 года. Этот показ имел большой резонанс и вызвал интерес прессы, но не военных. Как и другие страны, построившие и испытавшие в начале XX века экспериментальные образцы бронированных боевых машин (Австро-Венгрия, Франция, Россия, Германия и Италия), Великобритания вступила в Первую мировую войну, не имея в своей армии ни одного бронеавтомобиля.
К их постройке англичане приступили только в 1914 году и спустя год сумели сформировать и укомплектовать боевыми машинами 15 эскадронов. Столь быстрым темпам развертывания бронеавтомобильных частей способствовал высокий уровень развития британской автомобильной промышленности. В отличие от танков в ходе сражений Первой мировой войны английские бронеавтомобили ничем особенно не отличились.
В послевоенный период производство бронеавтомобилей в Великобритании практически прекратилось. Дело ограничилось в основном модернизацией наиболее массового броневика военной постройки Rolls-Royce и изготовлением небольших партий боевых машин, главным образом для службы в колониях. Создавались, конечно, и экспериментальные образцы, наиболее интересными из которых стали броневики Н. Штраусслера. Так что в случае возникновения новой войны в Европе британцы надеялись на своего главного союзника - Францию, ведь ее сухопутная армия была одной из сильнейших в мире. Бронемашин, подобных французскому AMD 35, не строилось, поскольку считалось, что с разведывательными задачами справятся легкие танки Mk.VI и бронетранспортеры.
Накануне Второй мировой войны британское бронеавтомобилестроение начало выходить из состояния «спячки» - были запущены в серийное производство сразу три типа броневиков: Scout Car (Daimler Dingo), Guy Armoured Car и Morris Reconnaissance Armoured Car. Однако первоначальные объемы этого производства оставляли желать лучшего, о чем красноречиво свидетельствует боевой состав Британских экспедиционных сил (BEF) во Франции накануне немецкого наступления 10 мая 1940 года.
Эти силы включали в себя лишь один полк броневиков - 12-й Уланский, с 38 бронемашинами Morris. В 4-м Нортумберлендском фузилерном имелось 12 Daimler Dingo и в штабном эскадроне BEF - 6 бронеавтомобилей Guy. Кавалерийские полки лишь семи пехотных дивизий (из 12) располагали бронетранспортерами Bren Carrier. Вся эта техника попала в руки немцев при эвакуации английских войск из Дюнкерка.
После поражения во Франции работа по созданию и освоению серийного производства новых образцов бронеавтомобильной техники пошла в Великобритании полным ходом. Этому во многом способствовала английская стратегия «периферийной войны». Не допуская высадки противника на Британские острова, английская армия и войска доминионов воевали на территории Азии и Африки, постепенно окружая Германию кольцом экономической блокады. При этом боевые действия велись в условиях отсутствия сплошной линии фронта с использованием фланговых охватов, глубоких рейдов в глубь вражеской территории и т.д. Такая война требовала оснащения войск большим количеством высокоманевренной боевой техники.
В 1940 году в английскую армию стали поступать сразу несколько типов новых бронеавтомобилей, что было обусловлено целостной теорией их применения. В соответствии с британскими взглядами, на бронеавтомобиль, в зависимости от его назначения, возлагался строго очерченный круг задач по разведке, связи, патрульной илк боевой службе. Следует отметить, что бронеавтомобили в британской армии выполняли функции, к осуществлению которых в армиях других стран привлекались мотоциклисты (Германия) и легкие танки (СССР, США).
По классификации британские бронеавтомобили периода Второй мировой войны делились на три категории: Scout Саг - легкий броневик для разведки, связи и несения штабной службы, не имевший башни и штатного вооружения; Light Reconnaissance Car - разведывательный средний бронеавтомобиль с легким вооружением (максимум - с противотанковым ружьем) в корпусе и башне; Armoured Саг - тяжелый бронеавтомобиль огневой поддержки, вооруженный крупнокалиберным пулеметом или пушкой и способный вести бой с танками противника. Существовали также дополнительные типы: Wheeled Carrier - транспортная бронированная машина; Anti-Aircraft Armoured Car - зенитный бронеавтомобиль; Self-propelled Gun - самоходно-артиллерийская установка; Armoured Command Vehicle - бронированная штабная машина (автобус). К совершенно самостоятельной категории боевых машин можно отнести Improvised Armoured Vehicles - импровизированные бронемашины, строившиеся в Англии в больших количествах в 1940-1942 годах для отражения возможной высадки немецких войск в Англии.
Так как метрополия не справлялась с производством необходимого количества бронеавтомобилей, то к программе их выпуска подключились колонии и доминионы: Канада, Южно-Африканский союз, Австралия, Новая Зеландия и Индия. В первую очередь они обеспечивали боевыми машинами собственные армии, однако часть продукции направлялась в вооруженные силы союзников по антигитлеровской коалиции, объединенные под общим британским командованием: польские силы на Западе, бельгийские, датские, греческие и чехословацкие войска.
К 1944 году была установлена единая структура бронеавтомобильных частей английской армии. Армейским или корпусным разведсредством являлся разведывательный полк, имевший в своем составе 55 офицеров и 778 рядовых и оснащенный различными бронеавтомобилями: Daimler, Humber, Staghound, АЕС и Scout Саг. В танковых частях на 1944 год бронеавтомобили имелись в танковых разведывательных полках (Armoured Recce Regiment) и в моторизованных батальонах (Motor Battalion) пехотных бригад. В пехотных дивизиях в основном преобладали бронетранспортеры Universal: 12 единиц - в противотанковых взводах рот огневой поддержки в качестве тягачей 6-фунтовых противотанковых пушек, 4 - в пулеметных взводах тех же рот в качестве «носителей» 7,7-мм станковых пулеметов Vickers. Моторизованные батальоны имели 3 Universal в роте управления и взвод из 11 бронетранспортеров этого типа в каждой роте.
После высадки в Нормандии английские бронеавтомобили выполняли лишь разведывательные функции. При этом число броневиков английского производства постоянно уменьшалось: они «сдавали позиции» американским бронемашинам. К концу 1944 года американские Мб Staghound и М8 Greyhound составляли больше половины бронеавтомобильного парка британской армии.
В отличие от большинства своих союзников и противников, в годы Второй мировой войны англичанам удалось не только создать целое семейство вездеходных полноприводных бронеавтомобилей с разнообразным вооружением (от 7,7-мм пулемета до 75-мм пушки), но и разработать стройную теорию их боевого применения. Особо следует подчеркнуть техническое совершенство британской бронеавтомобильной техники, чего, к сожалению, нельзя сказать об английских танках.

Бронеколлекция, №2, 1999, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 2

 

Lanchester Armoured Car
Первый английский серийный трехосный бронеавтомобиль. Разработан фирмой Lanchester Motor Company в 1927 году на базе коммерческого грузового шасси. В 1929-1931 годах изготовлено 35 единиц.
Серийные модификации:
Mk.I - клепаный корпус со скошенными лобовыми листами, командирская башенка цилиндрической формы, двускатные задние колеса. Два пулемета Vickers калибра 12,7 и 7,7 мм в башне и один пулемет Vickers калибра 7,7 мм в корпусе. В кормовом листе корпуса имеется дверь для посадки экипажа. Боевая масса - 7,5 т. Изготовлено - 18 единиц.
Mk.IA - Mk.I с радиостанцией № 9 и без пулемета в корпусе. Изготовлено - 4 единицы.
Mk.II - командирская башенка со скошенной крышей, односкатные задние колеса. Изготовлено - 7 единиц.
Mk.IIА - Mk.II с радиостанцией № 9 и без пулемета в корпусе. Изготовлено - 6 единиц.
С 1931 года и до начала Второй мировой войны бронеавтомобили "Ланчестер" состояли на вооружении 12-го Уланского полка (12th Lancers). Несколько бронемашин этого типа использовалось Добровольческими силами (Volunteer Forces) в Малайе в 1941-1942 годах и досталось японцам в качестве трофеев. В 1940 году большинство "ланчестеров", находившихся в Великобритании, передали в войска территориальной обороны. Одну машину переделали в "пассажирский" броневик, предназначенный для перевозки членов кабинета министров и других особо важных персон.

Lanchester Mk.II

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Lanchester Mk.II
БОЕВАЯ МАССА, т: 6,95.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6100, ширина - 2020, высота - 2820, дорожный просвет - 290, база - 4100.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Vickers калибра 12,7 мм, 2 пулемета Vickers калибра 7,7 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 9.
ДВИГАТЕЛЬ: Lanchester, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 88 л.с. при 2200 об/мин.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула - 6x4, подвеска - на листовых полуэллиптических рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 320.

Бронеколлекция, №2, 1999, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 2

 

36 броневых «Ланчестеров»
Бронекорпус, использовавшийся на бронеавтомобиле «Роллс-Ройс», был типовым. С незначительными изменениями его можно было установить на автомобильных шасси «Талбот», «Делонэ-Белльвиль» и др. Наиболее удачным стало его сочетание с шасси автомобиля фирмы Lanchester Motor Co., основанной в 1895 году в английском городе Ковентри братьями Фредериком и Джорджем Ланчестерами. Первый прототип бронеавтомобиля на усиленном «туристском» легковом шасси построили в декабре 1914 года. В начале следующего была изготовлена серия из 36 машин, предназначавшаяся для вооружения трех эскадронов. На серийных броневиках усилили раму и рессорную подвеску, на заднем мосту установили сдвоенные колеса «Рудж-Уитворт». Бронекорпус был подобен корпусу броневика «Роллс-Ройс», но сильно смещенный назад двигатель позволил придать верхним листам капота наклонную форму.
Боевая масса машины составляла 4,8 т. Вооружение - один 7,7-миллиметровый пулемет «Виккерс». Двигатель мощностью 60 л. с. позволял броневику разгоняться по хорошей дороге до 60 км/ч. Подвеска передних колес на спиральных пружинах, задних - на сдвоенных листовых рессорах. Толщина брони - до 8 мм, экипаж - 4 человека.

Бронеавтомобиль «Ланчестер» 5-го эскадрона Британской армии, 1915 год.

Русский «Ланчестер», вид сбоку. Кроме 37-миллимтровой пушки броневик вооружен пулеметом Максим.

Русская реконструкция
Стабилизация фронта на Западе послужила причиной отправки нескольких броневых эскадронов, в том числе и с «Ланчестерами» обратно в Англию, где они подлежали расформированию. Часть таких машин передали Бельгии, часть приобрел командир 15-го эскадрона О. Локкер-Лампсон для броневого отряда, который он формировал. У него-то в сентябре 1915 года и были куплены Англо-Русским комитетом 22 машины «Ланчестер» для Русской армии. Сразу по прибытии машин в Россию Комиссия по бронеавтомобилям при ГВТУ начала изучать вопрос о возможности их перевооружения пушкой. 19 декабря 1915 года Комиссия произвела осмотр броневого автомобиля «Ланчестер» с установленной на нем 37-миллиметровой пушкой Гочкиса и проверила возможность полного кругового обстрела и стрельбы под разными углами склонения. Затем был произведен примерный сравнительный подсчет, насколько увеличится нагрузка автомобиля при вооружении одной пушкой Гочкиса взамен одного пулемета. В первом случае нагрузка получалась 50 пудов, а во втором - около 48,5, то есть установкой пушки автомобиль утяжелялся на 1,5 пуда. Кроме того, комиссия нашла, что в специальном приспособлении для вентиляции надобности нет. Для этой цели достаточно было приоткрывать откидную крышку башни, которую снабдили устройством фиксации. Одновременно Комиссия поручила броневому отделу Военной автошколы разработать «помещение для хранения снарядов». Велись исследования, впрочем безрезультатные, и по возможности установки на «Ланчестерах» 37-миллиметровой автоматической пушки Максима-Норденфельда и 37-миллиметровой траншейной пушки.
В итоге весной 1916 года 19 бронеавтомобилей «Ланчестер» (две машины вернули Локкер-Лампсону, а одна осталась пулеметной) были вооружены 37-мм пушками Гочкиса. При установке на каждую пушку внутри башни надевался небольшой щит, а по обеим сторонам амбразуры крепились броневые щеки. В качестве вспомогательного вооружения на большинстве «Ланчестеров» в амбразуре задней стенки башни устанавливался пулемет Максима.
Контекст. Недостатки конструкции
«Ланчестеры» действовали на фронте в кампании 1916-1917 годов и в целом проявили себя неплохо. К недостаткам конструкции броневика можно отнести обилие алюминиевых петель, малый дорожный просвет и систему крепления бортовых листов, защищавших радиатор. Правда, в ходе боевых действий выяснилось, что могущество 37-мм пушки недостаточно для выполнения всего круга задач, стоявших перед бронеавтомобилем, - слишком слабым было и фугасное действие 37-мм снаряда.

«Ланчестер» из состава 46-го пулеметного автомобильного взвода Русской армии, Юго-Западный фронт, октябрь 1916 года.

15 фронтовиков
Пушечные «Ланчестеры» поступили на вооружение последних десяти пулеметных автомобильных взводов (№ 37-47). Кроме того, ими заменяли выбывающие из строя пушечные бронеавтомобили «Гарфорд». В действующую армию эти взводы были отправлены в марте-августе 1916 года, причем в основном на Юго-Западный фронт. При перевооружении стандартной матчастью их получили 25-й и 29-й взводы. В последний, кроме того, в качестве сверхштатного броневика поступил и единственный пулеметный «Ланчестер». Всего на фронт отправили 15 «Ланчестеров», остальные остались в Петрограде, в Запасном броневом дивизионе. На одном из броневиков этого типа было установлено некое «приспособление для резки проволоки», разработанное в мастерских броневого отдела Военной автомобильной школы.

Боевые машины мира - №2 - 2014