Rolls-Royce Armoured Car - Бронеавтомобиль (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Rolls-Royce Armoured Car
Бронеавтомобиль периода Первой мировой войны, прошедший два этапа модернизации в
1920 и 1924 годах. На начало Второй мировой войны в учебных и резервных частях
армии и Королевских ВВС насчитывалось 76 боевых машин этого типа.
Серийные модификации:
Rolls-Royce 1920 Pattern Mk.I - корпус - клепаный, из плоских бронелистов (башня
- цилиндрической формы, с трехскатной крышей). По сравнению с машиной образца
1914 года, усилено бронирование радиатора, увеличена высота башни, спицованные
колеса заменены на сплошные дисковые. Боевая масса - 3,861 т. Экипаж - 3
человека. Вооружение - 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм. Двигатель - Rolls-Royce,
мощностью 50 л.с. Скорость - 72 км/ч. В 1939 году имелось 42 единицы.
Rolls-Royce 1920 Pattern Mk.IA - командирская башенка и шаровая установка
пулемета Vickers. В 1939 году имелось 10 единиц.
Rolls-Royce 1924 Pattern Mk.I - новая башня с командирской башенкой. Боевая
масса - 4,217 т. В 1939 году имелось 24 единицы.
В начале Второй мировой войны бронеавтомобили "Роллс-Ройс" (в основном образца
1920 г.), использовавшиеся для учебных целей на территории Великобритании, были
мобилизованы в войска территориальной обороны.
В 1940 году 34 бронеавтомобиля, находившихся в Египте в составе 11-го гусарского
полка (11th Hussars), модернизировали. На них установили открытую сверху башню,
в которой были смонтированы противотанковое ружье Boys, пулемет Bren и мортирка
для стрельбы дымовыми гранатами. В таком виде "роллс-ройсы" использовались в
боевых действиях в Северной Африке вплоть до конца 1941 года.
20 боевых машин 2-й роты бронеавтомобилей Королевских ВВС (RAF),
дислоцировавшейся в Египте, в сентябре 1940 года были переставлены на шасси
грузовиков Fordson. У этих броневиков сохранили башни старого типа с пулеметом
Vickers, но оборудовали их зенитной турельной установкой с одиночным пулеметом
Lewis или спаренными Vickers "К" или Browning. Часть машин дополнительно
получила противотанковое ружье Boys. "Фордзоны" использовались в боевых
действиях в Ливии, Сирии и Ираке до конца 1941 года. По некоторым данным, они
привлекались для охраны аэродромов вплоть до 1944 года.
Rolls-Royce
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Rolls-Royce
БОЕВАЯ МАССА, т: 4,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5100, ширина - 1920, высота - 2340, база - 3620,
дорожный просвет - 280.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 противотанковое ружье Boys калибра 13,97 мм, 1 пулемет Bren
калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,8 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 9.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный; мощность - 80
л.с.; рабочий объем - 7430 см³.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула - 4x2, подвеска - на листовых полуэллиптических
рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 88.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
Бронеколлекция, №2, 1999, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 2
«Роллс-Ройс» в броне, прошедший две мировые войны
Среди множества бронемашин, построенных в Великобритании в годы Первой мировой
войны с использованием шасси легковых автомобилей, наиболее удачным был «Роллс-Ройс»
модели 1914 года. Конструкция машины оказалась настолько сбалансированной и
оптимальной, что ее боевая карьера завершилась только на полях сражений
следующей войны - Второй мировой.
Бронеавтомобиль британских ВВС - корпус Rolls-Royce на шасси Fordson, Ирак, 1940
год.
Бронеавтомобиль Rolls-Royce 1920 Pattern в экспозиции Королевского танкового
музея в Бовингтоне.
Первые три экземпляра бронеавтомобиля, получившего официальное обозначение
Rolls-Royce Armoured Car (1914 pattern), то есть «Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс"
образца 1914 года», вступили в строй 3 декабря 1914 года, а всего до окончания
производства этой модели в 1918 году было собрано порядка 120 машин. На шасси
монтировался клепаный корпус из 8-9-миллиметровых бронелистов. В его средней
части, над боевым отделением, в цилиндрической (со скошенными боковыми стенками)
полностью закрытой башне кругового вращения устанавливался 7,7-миллиметровый
тяжелый пулемет Vickers. В кормовой части машины располагалась двустворчатая
дверь для посадки и высадки экипажа из трех человек, а также открытая платформа,
на которой можно было перевозить 2-3 солдат и военное имущество.
Доработка между войнами
К активной маневренной фазе боевых действий на Западном фронте «Роллс-Ройсы»
опоздали. К весне 1915 года фронты опутались колючей проволокой и ощетинились
стволами тысяч орудий. В таких условиях бронеавтомобилям было практически нечего
делать. Несмотря на то что их число увеличивалось, больших успехов на фронте им
добиться не удалось. «Роллс-Ройсы» составляли основу парка бронеавтомобилей
британской армии и после окончания Первой мировой войны. В 1920 году их
модернизировали. По сравнению с машиной образца 1914 года было усилено
бронирование радиатора, увеличена высота башни, спицованные колеса заменены
сплошными дисковыми. В 1924 году часть машин получила командирские башенки. На
начало Второй мировой войны в учебных и резервных частях армии и Королевских ВВС
насчитывалось 76 бронеавтомобилей «Роллс-Ройс». Затем все учебные
бронеавтомобили мобилизовали в войска территориальной обороны.
Контекст. «Призрак» за «Минервой»
С началом Первой мировой войны прежде вялотекущие процессы автомобилизации армий
воюющих стран резко активизировались. Правда, на начальной стадии вооруженного
конфликта о бронемашинах речь не шла, автомобили использовали главным образом в
тыловых перевозках. Однако удачные действия бельгийских легких бронеавтомобилей
«Минерва» в ходе осенней кампании 1914 года побудили RNAS (Royal Navy Air
Service - Королевскую морскую воздушную службу Великобритании) инициировать
создание аналогичных машин. В качестве одного из вариантов было рассмотрено
использование для этой цели шасси от легкового автомобиля Rolls-Royce -
легендарного «Серебряного призрака», зарекомендовавшего себя в качестве
высоконадежной машины и к тому же производившегося в больших количествах.
Варианты 1940-х
В 1940 году 34 бронеавтомобиля, находившиеся в Египте в составе 11-го гусарского
полка, модернизировали. На них установили открытую сверху башню с более
современным вооружением - противотанковым ружьем Boys, пулеметом Bren и
мортиркой для стрельбы дымовыми гранатами. В таком виде «Роллс-Ройсы»
использовали в боевых действиях в Северной Африке вплоть до конца 1941 года.
Двадцать боевых машин 2-й роты бронеавтомобилей Королевских ВВС,
дислоцировавшейся в Египте, в сентябре 1940 года были переставлены на шасси
грузовиков Fordson. У этих броневиков сохранили башни старого типа с пулеметом
Vickers, но оборудовали их зенитной турельной установкой с одиночным пулеметом
Lewis или спаренными Vickers К или Browning. Часть машин дополнительно получила
противотанковое ружье Boys. «Фордзоны» применяли в Ливии, Сирии и Ираке до конца
1941 года. По некоторым данным, их использовали для охраны аэродромов еще в 1944
году!
Модернизированный в Каире бронеавтомобиль Rolls-Royce 1924 Pattern Mk I,
Северная Африка, 1941 год.
Боевые машины мира - №2 - 2014