Staghound Armoured Car - Бронеавтомобиль (США/Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Американские бронеавтомобили и бронетранспортеры в
Английской армии
Поставки легких бронированных машин из США в Великобританию в рамках программы
ленд-лиза начались в 1943 году. В числе первых англичане получили
бронетранспортеры-разведчики МЗА1 Scout, которые широко применялись ими вплоть
до конца войны.
В значительных количествах поступали в английскую армию и американские
полугусеничные бронетранспортеры, в первую очередь М5 и М9, специально
предназначенные для экспорта. Почти половину их числа (5238 единиц из 11 017)
отправили в Великобританию, откуда они попали в войска стран Содружества, а
также в польские и чехословацкие части на Западе. Получали англичане и машины
модификаций М2 и М3, а также самоходные артиллерийские установки М3 GMC (170
единиц), Т48 (30 единиц) и зенитные самоходные установки М14 (1600 единиц).
Поскольку основным бронетранспортером для пехоты в британской армии считался
Universal Carrier, американские машины использовались главным образом для
буксировки 6- и 17-фунтовых противотанковых пушек. Часть из них служила в
качестве универсального транспортного средства в Королевских инженерных войсках
(Royal Engineers).
Что касается американских бронеавтомобилей, то первым в 1941 году в английской
армии был стандартизирован Т17 с колесной формулой 6x6, вооруженный 37-мм
пушкой. До начала 1943 года было изготовлено 250 машин этого типа, получивших
название Deerhound. Однако после испытаний шести броневиков в африканской
пустыне англичане от Т17 отказались. Затем у этих бронеавтомобилей демонтировали
пушки и машины передали американской военной полиции.
В том же 1941 году в рамках тех же тактико-технических требований был разработан
средний бронеавтомобиль Т17Е1 с колесной формулой 4x4, который в июне 1942 года
американцы стандартизировали под индексом Мб. Однако на вооружение бронетанковых
войск армии США эта машина не поступала. Несколько броневиков остались в Америке
для испытаний, остальные отправили в Великобританию, где они получили название
Staghound (гончая).
М8 Greyhound
М20
С конца 1943 года в Англию начали поступать и легкие бронеавтомобили М8. Под
названием Greyhound (борзая) 496 боевых машин этого типа использовались в
английских войсках и армиях Содружества в 1944-1945 годах. Они не вполне
соответствовали британским требованиям к этому виду боевой техники. В частности,
отсутствие бронирования днища делало "борзых" весьма уязвимыми для вражеских
мин.
Специально для замены М8 американцы разработали бронеавтомобиль М38 с колесной
формулой 6x6, независимой подвеской всех колес и рациональной формой корпуса и
башни. Британцы стандартизировали машину под названием Wolfhound, но в серийное
производство она запущена не была - война закончилась. Конструкцию шасси этого
бронеавтомобиля англичане позаимствовали позднее при создании своей послевоенной
бронемашины Saladin.
Staghound Armoured Car
Самый тяжелый бронеавтомобиль из всех, применявшихся западными союзниками во
Второй мировой войне. Разработан в 1941 году компанией Chevrolet Motor Division
(концерн GMC) на основе тактико-технических требований, выдвинутых английской
Танковой миссией в США. С октября 1942 по апрель 1944 года изготовлено 3844
единицы.
Серийные модификации:
Staghound Mk.I (Т17Е1) - базовая серийная модификация. В передней части несущего
сварного корпуса расположены рабочие места водителя и его помощника (он же -
стрелок из курсового пулемета). По бортам корпуса имеются двери для посадки
экипажа. В центре корпуса установлена литая трехместная башня с 37-мм пушкой.
Изготовлено 2844 единицы.
Staghound Mk.II - бронеавтомобиль огневой поддержки с 76-мм танковой гаубицей.
Курсовой пулемет изъят. Экипаж 4 человека. Переоборудовались из Mk.I.
Staghound Mk.III - башня от танка Crusader III или бронеавтомобиля АЕС Mk.III с
75-мм пушкой. Боевая масса 15 т. Экипаж 4 человека. Переоборудовались из Mk.I.
Staghound АА (Т17Е2) - ЗСУ на базе Mk.I. В открытой сверху сварной башне
установлены два крупнокалиберных пулемета Browning М2 калибра 12,7 мм. Курсовой
пулемет изъят. Боевая масса 12 т. Экипаж 3 человека. Изготовлена 1000 единиц.
Staghound Command - командирский вариант с демонтированной башней.
Переоборудовались из Mk.I.
Staghound Rear Link - командирский вариант с дополнительной радиостанцией.
Переоборудовались из Mk.I.
Британские войска начали получать бронеавтомобили "Стагхаунд" весной 1943 года.
Боевое крещение они получили в Италии, где снискали себе неплохую репутацию,
благодаря своей исключительной надежности, простоте эксплуатации и обслуживания,
хорошему вооружению и бронированию. Первоначальное "африканское" предназначение
бронеавтомобиля обусловило большую емкость топливных баков и гигантский запас
хода - 800 км. По мнению английских экипажей, основным недостатком этих
14-тонных колесных танков было отсутствие кормового поста управления.
Помимо английских войск, машины этого типа поступили в новозеландские, индийские
и канадские части, воевавшие в Италии. Получили "стагхаунды" и разведывательные
кавалерийские полки 2-го армейского корпуса Польских Вооруженных сил на Западе.
Staghound Mk.I
Staghound АА
После высадки в Нормандии эти броневики принимали участие в боевых действиях по
освобождению Западной Европы от нацистов. Кроме английских и канадских войск,
они состояли на вооружении 1-й польской танковой дивизии (всего поляки получили
около 250 бронемашин этого типа) и 1-й отдельной бельгийской танковой бригады.
После окончания Второй мировой войны "стагхаунды" недолго эксплуатировались в
Великобритании - их быстро заменили броневиками английского производства.
Большое количество машин этого типа было передано или продано другим
государствам. До конца 50-х годов они состояли на вооружении в Голландии,
Бельгии, Дании (Mk.III), Швейцарии и Италии. Кроме того, "стагхаунды"
поставлялись в страны Латинской Америки, Африки и Азии, а также в Австралию. В
некоторых государствах они прослужили до начала 80-х годов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Staghound Mk.I
БОЕВАЯ МАССА, т: 13,9.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5480, ширина - 2790, высота - 2360, база - 3048,
дорожный просвет - 340.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М6 калибра 37 мм, 3 пулемета Browning М1919А4 (один -
спаренный с пушкой, один - курсовой, один - зенитный) калибра 7,62 мм, дымовой
гранатомет калибра 50,8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 103 артвыстрела, 5250 патронов, 14 дымовых гранат.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 22, борт - 19, корма - 9,5, крыша - 13, днище -
6,5, башня - 45.
ДВИГАТЕЛЬ: два Chevrolet/GMC 270, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных,
жидкостного охлаждения; мощность каждого 97 л.с. при 3000 об/мин; рабочий объем
4428 см³.
ТРАНСМИССИЯ: полуавтоматическая типа Hydramatic, в которую входили две
четырехскоростные коробки передач (4+1), гитара и демультипликатор;
гидравлические тормоза с вакуумным усилителем.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4x4, размер шин 14,00-20, подвеска независимая
на листовых рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 88.
ЗАПАС ХОДА, км: 800.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 26, высота стенки, м - 0,53,
глубина брода, м - 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Размещение снаряжения и амуниции на бронетранспортере Universal Carrier Mk.II
Размещение снаряжения и амуниции на бронеавтомобиле Humber Mk.IV
Из редакционной почты
Тираж "Бронеколлекции" № 1 за 1999 год, посвященной американскому среднему танку
"Шерман", был отпечатан, когда в редакцию пришло письмо нашего читателя Евгения
Ивановича Деренского, уже принимавшего участие в создании одного из наших
номеров. Присланные им сведения оказались настолько интересными, что мы решили
опубликовать их. Итак, Е.И. Деренский пишет: "После окончания военных действий
на Дальнем Востоке часть ленд-лизовских американских "шерманов" с горизонтальной
подвеской (М4А2 (76)W HVSS - Прим. ред.) была переделана в тягачи. С танков
сняли башни, а образовавшееся в крыше корпуса отверстие заварили стальным
листом, на котором установили командирскую башенку с "Шермана". Тягачи
оборудовали тяговой лебедкой и стрелой. Большая их часть поступила в
восстановительные поезда железных дорог Северного Кавказа и Украины, где они
эксплуатировались до конца 60-х годов. Отдельные машины можно было встретить на
Украине и в 80-е годы, а в восстановительном поезде железнодорожной станции
Морозовская на Северном Кавказе тягач "Шерман" эксплуатировался до 1996 года!
По моим сведениям, на сегодняшний день в России сохранились только два таких
тягача. В 1989 году "танковую колонну" музея ВВС Северного флота пополнил тягач
"Шерман", поступивший из восстановительного поезда железнодорожной станции
Ставрополь Северо-Кавказской железной дороги (последний из четырех тягачей,
имевшихся в этом поезде, был сдан на металлолом в 1995 году). Тягач "Шерман"
восстановительного поезда станции Морозовская после списания в ноябре 1997 года
железнодорожники передали в Центральный музей Великой Отечественной войны в
Москве, который планирует реставрировать его в танк(дело осложняется отсутствием
башни). Высылаю фотографию последнего "ставропольского" тягача "Шерман". Снимок
я сделал в 1992 году".
Из информации, сообщенной Евгением Ивановичем, теперь понятно происхождение
безбашенного "Шермана", который можно увидеть в экспозиции Центрального музея
Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе.
Тягач "Шерман" восстановительного поезда станции Ставрополь, 1992 год - вверху;
"Шерман" на Поклонной горе, 1998 год - внизу.
Бронетранспортер Scout Carrier Mk.I. Эскадрон А, 15/19-й Королевский гусарский
полк, Британские экспедиционные силы (A Squadron. 15th/19th King’s Royal
Hussars, British Expeditionary Force), Франция, 1940 г.
Бронетранспортер Universal Carrier Mk.I. Франция, 1944 г.
Импровизированный бронеавтомобиль Armadillo Mk.I на базе грузовика Bedford.
Великобритания, 1940 г.
Бронеавтомобиль Rolls-Royce. 11-й Гусарский полк (11th Hussars), Ливия, район
Бардии, 1941 г.
Бронеавтомобиль Daimler Mk.I. 7-я танковая дивизия (7th Armoured Division),
Ливия, 1942 г. Красная крыса - эмблема 7-й танковой дивизии, сохранившаяся до
сих пор.
Бронеавтомобиль Marmon-Herrington Mk.III. 3-й индийский кавалерийский полк (3rd
Indian Cavalry Regiment), Сингапур, 1941 г.
Штабной бронеавтомобиль Dorchester. Штаб 2-й танковой дивизии (HQ 2nd Armoured
Division), Северная Африка, 1941 г. Эмблема 2-й танковой дивизии.
Бронеавтомобиль Daimler Mk.I. 2-й полк Королевской конной гвардии (2nd Household
Cavalry), 8-й армейский корпус, Германия, 1945 г.
Бронеавтомобиль Humber Mk.IV. Разведывательный полк 8-й индийской дивизии (8th
Indian Division), Италия, 1944 г,
Бронеавтомобиль Staghound Mk.III в нестандартном камуфляже "уши Микки Мауса".
Франция, 1944 г.
Бронеколлекция, №2, 1999, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 2