M3A1 Scout Car - Бронетранспортер (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М. Барятинский
Американские бронетранспортеры Второй мировой войны
Легкий бронетранспортер M3А1 Scout Car
1-я илл.
Подразделение 13-го механизированного кавалерийского полка 7-й механизированной
кавбригады генерала А. Чаффи во время маневров 1939 года. На переднем плане -
бронетранспортеры М3 Scout Саг
В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших
бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на
легкие бронеавтомобили. Однако реальное выполнение этой задачи было не простым
делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2-3 человек, у каждого из которых
имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в
отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало
успех всего предприятия близким к нулю. В самом деле, много ли разглядишь, не
вылезая из машины? Да и незамеченным близко к противнику подобраться не
удастся... К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством
доставки и эвакуации разведгруппы и при этом иметь возможность в случае
надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США
предъявлял к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов,
требования, включавшие в себя, помимо прочего, и привод на все колеса! В
документации бронеавтомобиль именовался Scout Саг (автомобиль-разведчик), а в
обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто «скаут», часто опуская
официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.
Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма White Motor Company изготовила
прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера)
с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White-lndiana 4x4.
После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин,
получивших обозначение Scout Саг М1. В 1934 году 76 единиц М1 поступили на
вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в
Форт-Ноксе (штат Кентукки).
2-я илл.
Бронеавтомобиль-разведчик Т7
М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules L рабочим объемом
4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую,
7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и
мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм
крупнокалиберных пулемета Browning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм
Browning М1919А4 по его бортам.
Следующей модификацией «скаута», принятой, как и предыдущая, в ограниченном
количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины T9 в 1935 году
разработала фирма Corbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы
по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем
устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95
л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение
сократилось до двух пулеметов М1919А4, располагавшихся по бортам корпуса.
Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь
броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов
устанавливались и могли перемещаться пулеметы.
Еще одной версией «скаута» М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в
горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы
последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт
позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма Marmon-Herrington из
Индианаполиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA,
аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндровым двигателем
Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую
армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине - Т13, созданной на
шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году
заказала Национальная гвардия.
Пока эти две фирмы соревновались между собой, Wihte продолжала заниматься
модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules
JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности,
броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его
пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным
департаментом США под обозначением М3, но производилась опять-таки в небольших
количествах - за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они
поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной
кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии
США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного
типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого
бронетранспортера - M3А1. Его и запустили в большую серию.
3-я илл.
М3 Scout Саг
4-я илл.
Бронетранспортер M3А1 Scout Саг
5-я илл.
M3А1 Scout Car
По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина
кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились
конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его
кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее - перед нею,
появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских
бронетранспортеров периода Второй мировой войны.
Как и на М3, на M3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Hercules
JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до
максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый
под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на M3А1 и другого типа двигателя: в
частности, установка дизелей Buda-Lanova и Hercules мощностью 81 и 103 л.с.
соответственно. Дизельная версия получила обозначение M3А2. В иностранной
литературе иногда утверждается, что эти машины разрабатывались для СССР, куда
«скауты» поставляли по ленд-лизу. Однако это не так. Еще в 1939 году военное
ведомство США взяло курс на дизелизацию армии. От этой программы, впрочем, скоро
отказались.
Именно в тот период и были изготовлены 100 M3А2, которые эксплуатировались в
частях американской армии до весны 1942 года, после чего их списали.
Толщина брони корпуса M3А1 колебалась от 12,7 мм (лобовой лист кузова) до 6,35
мм (все остальные листы).
6-я илл.
Органы управления и контрольные приборы: 1 - руль; 2 - кулиса; 3 - ручной
тормоз; 4 - комбинация приборов (амперметр, указатели уровня топлива, давления
масла и температуры охлаждающей жидкости); 5 - спидометр; 6 - вольтметр; 7 -
рычаг раздаточной коробки; 8 - перчаточный ящик; 9 - обогреватель; 10 - коробка
передач; 11 - аккумулятор; 12 - правый топливный бак; 13 - выхлопная труба; 14 -
глушитель; 15 - карданный вал; 16 - механизм ручного тормоза; 17 - педаль
тормоза; 18 - педаль сцепления
7-я илл.
Экипаж «скаута» в ожидании атаки с воздуха. 2-й Белорусский фронт, 1945 год.
Вооружение «скаута» обычно состояло из двух пулеметов: 12,7-мм Browning М2 и
7,62-мм Browning М1919
Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 - устанавливались на специальном
рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему
периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750
12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках,
располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться
7,62-мм пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22
иногда крепили пулемет «максим». В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули
первые M3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было
выпущено 20 918 единиц.
С 1942 года «скауты» стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов
танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом
бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе
командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых
пушек), один в разведывательной группе и девять «скаутов» в трех
разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и
штабных машин. В санитарном «скауте» перевозили двух лежачих и трех сидячих
раненых. Наиболее известным пассажиром штабного варианта M3А1, предпочитавшим
его «Виллису», был генерал Джордж С.Паттон. Известно также, что, сидя именно в
«скауте» перед зданием королевского дворца в Палермо, командующий 7-й
американской армией генерал Джеффери Киз принял капитуляцию итальянского
гарнизона Сицилии, а генерал Леклерк въехал в освобожденный Париж.
8-я илл.
Полный кавалер Ордена Славы, гвардии сержант И.Д.Сериков на одной из улиц
Берлина. Апрель 1945 года. За спиной сержанта бронетранспортер M3А1 с
установленным на подвижном станке М22 по левому борту нештатным пулеметом
«максим». Обращает на себя внимание и своеобразный камуфляж боевой машины
9-я илл.
Этот M3А1 1-й сводной китайской танковой группы в Бирме оснащен 7,62-мм
пулеметом Browning М1919А4 и 12,7-мм пулеметом Browning с водяным охлаждением
«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они
состояли на вооружении войск «Свободной Франции», польских вооруженных сил на
Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества
Наций, первыми M3А1 получили канадские и австралийские части; английская же
армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались M3А1 в штабных
подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных
и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях
«скауты» довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные
мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей
получил по взводу стрелков и по четыре «скаута» для их перевозки. И, наконец,
начиная со второй половины 1944 года, большое количество M3А1 эксплуатировалось
в мотопехотных батальонах британской армии.
В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 M3А1, которые в советских
документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или
полубронемашины. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк,
дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942
года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для
подразделений, оснащенных «скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище
бронемашин и бронетранспортеров.
«Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в
Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным
образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или
механизированной бригады имела 3-4 M3А1, разведбатапьон корпуса - 6-8, а
мотоциклетный полк армии - 13-16. Пожалуй, единственным их недостатком,
упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное
устройство (в разведподразделениях «скауты» служили тягачами батареи 76-мм пушек
ЗИС-З), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.
10-я илл.
Типичная разведгруппа Красной Армии: бронетранспортер M3А1 и два бронеавтомобиля
БА-64. Правый берег Днестра,
1944 год
11-я илл.
Советские разведчики ведут уличный бой в Вене. Апрель 1945 года
В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной
Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной
бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе
1944 года.
Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку,
колонна автомашин управления 28 гв.мбр была неожиданно обстреляна с левого
фланга и фронтально с заводских зданий пос.Ленчна. Выдвинувшиеся влево два
отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе
внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера M3А1 отдельной
разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке
гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по
противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали
оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и
офицеров), была уничтожена.
Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании
пос.Ленчна, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая
дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два
бронетранспортера M3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта
Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам,
заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки
2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.
На вооружении Советской Армии M3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого
сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании
советского легкого бронетранспортера БТР-40.
12-я илл.
M3А1 Scout Саг, переоборудованный в дрезину
13-я илл.
Бронетранспортер M3А1 возглавляет колонну французской морской пехоты на параде в
Сайгоне. Вьетнам, 1946 год
Шесть боевых машин этого типа были преданы в годы войны Народному Войску
Польскому. Они использовались при штабах крупных соединений. После войны
оставшиеся в строю четыре «скаута» некоторое время эксплуатировались в войсках
государственной безопасности Польши.
В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их
поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество
M3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе
боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована
в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы
передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947-1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько
приобретенных в Европе бронетранспортеров M3А1 переделали в бронеавтомобили. В
мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и
смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом MG 34. Второй MG 34
устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде «скауты»
принимали активное участие в боевых действиях.
Об использовании M3А1 на Ближнем Востоке во время войны 1956 года данных нет, а
вот в январе 1957-го они появились на Синае в составе югославского контингента
войск ООН.
В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 1970-х годов
и даже позже. В конце 1990-х годов они сохранились на вооружении только в
Доминиканской Республике.
14-я илл.
Импровизированные израильские бронеавтомобили 1948 года: передний - на шасси
Dodge, следующий за ним - на базе «скаута». На фото внизу: бронетранспортер M3А1
югославского контингента войск ООН на Синайском полуострове. Январь 1957 года.
Боевая машина еще не перекрашена в белый ооновский цвет
15-я илл.
16-я илл.
M3А1 Scout Саг, переделанный в бронеавтомобиль в Израиле
Бронеколлекция, №5, 2004, М. Б. Барятинский - Американские бронетранспортеры Второй мировой войны