M5 - Бронетранспортер, полугусеничный (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Полугусеничные бронетранспортёры М5 и М9
9-е фото
Бронетранспортёр М3 на маневрах в учебном центре Disert Training Center в
Калифорнии. США, осень 1941 г.
К концу 1942 г. фирмы, выпускавшие БТР М2 и М3, не успевали обеспечивать
растущие потребности армии. К производству подключилась ещё одна фирма
International Harvester Company (IHC). С декабря 1942 г. она стала изготовлять
бронетранспортёры М5 и М9. Они сохранили общую компоновку и форму корпусов М2 и
М3, отличались лишь постановкой тех узлов и агрегатов, что выпускала сама эта
фирма. Так, на машинах появились карбюраторный двигатель IHC RED-450-B мощностью
141 л.с., передний и задний мосты - IHC 1370 и RHT-1590, в трансмиссии заменили
дифференциалы, поставили новую коробку передач.
Кроме того, корпус машин стал сварной из листов катаной гомогенной стали,
поддававшейся прессовой обработке. Однако по пулестойкости гомогенная сталь
уступала броне с поверхностным цементированием. Поэтому толщину лобового листа
довели до 16 мм, а бронелистов корпуса - до 8 мм. Увеличение массы машины
потребовало установки более мощных осей, усиления рамы и элементов подвески.
Всего фирма IHC выпустила 4625 единиц М5 и 2026 - М9. Но эти БТР не
использовались в армии США. Они ушли на поставки союзникам по ленд-лизу.
Основная причина: новые агрегаты фирмы IHC отличались от стандартных,
применявшихся на М2 и М3. Поэтому 5238 бронетранспортёров переправили в Англию,
где они служили буксировщиками артиллерийских орудий, а также штабными и
санитарными машинами.
В Советский Союз по ленд-лизу был поставлен 401 бронетранспортёр М5 и 413 - М9.
Большинство их распределили в артиллерийские подразделения, где они в основном
использовались для буксировки 85-мм зенитных орудий и 100-мм противотанковых
пушек. Около 120 транспортёров поступили в бронетанковые войска в качестве
разведывательных, штабных и командных машин.
Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза