Mack ЕХВХ - Военный автомобиль-тягач (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Транспортёры танков 1930-1940 гг.

Английские Scammell Pioneer SU125 (выпуск 1945 г.) и Scammell Pioneer R100 (выпуск 1941 г.) на смотре старых машин в Грейт-Дорсет. Англия. 2009 г.

Американский Diamond-T 980 (выпуск 1944 г.) участвует в Ралли ветеранов. Саутпорт, Англия. 19 апреля 2009 г.

Тягач Knox транспортирует к переднему краю лёгкий танк Renault FT на прицепе La Buire. Такая сцепка хорошо зарекомендовала себя в годы Первой мировой войны. Фото 1918 г.

Появление танков в годы Первой мировой войны заставило военное командование всех стран решать нелёгкую проблему их доставки к полю боя. Дело в том, что, во-первых, сами танки продвигаются с относительно небольшой скоростью, во-вторых, гусеницы их быстро изнашиваются, в-третьих, моторесурс всё же желательнее расходовать в боевой обстановке, наконец, в-четвёртых, на шоссе они разрушают дорожное покрытие.
Австрийский военный теоретик генерал Л. Эмансбергер в книге «Танковая война», вышедшей в Мюнхене в 1934 г., так прокомментировал эту проблему: «Вопрос о том, должны ли проводиться длинные марши на гусеницах, пока ещё не разрешён. Без сомнения, для тяжёлой местности лучше всего пригодны гусеницы, но можно ли проводить длинные переходы на них, не разрушая дорог и не изнашивая очень сильно машины? Англичане отвечают на этот вопрос утвердительно, французы предпочитают применять резиновые гусеницы и несмотря на это поставляют транспортные машины для танков.
Если длинные переходы на гусеницах рискованы, то все машины должны быть погружены на грузовики.»
Эти причины обусловили появление целой модельной группы специальных автомобилей для перевозки - танковых транспортёров трёх основных типов: грузовых с бортовой или безбортовой платформой для размещения бронетехники в кузове, седельных транспортёров с полуприцепами и балластных тягачей с многоосными прицепами-трейлерами.
Американские тягачи Knox и машины-тяжеловозы Mack, французские Renault EG и прицепы La Buire стали первыми танковыми транспортёрами времён Первой мировой войны, применение которых подтверждено документально.

Американский 40-тонный транспортёр Dragon Wagon с немецким танком Pz.V Panther на прицепе. Такая сцепка имела индекс «Эвакуационная машина М15»

В 1920-1930 гг. автомобилестроение далеко шагнуло вперёд. Тем не менее, для перевозки танков в кузове по-прежнему использовались доработанные коммерческие автомобили большой грузоподъёмности. Они выпускались в Германии, Италии и Соединённых Штатах. Накануне Второй мировой войны французы заказали в США несколько таких транспортёров. Однако после капитуляции Франции в 1940 г. изготовленные машины достались не им, а были переданы Англии и СССР.
В основном в качестве кузовных транспортёров в довоенное время использовались немецкий Faun 900 и американские 18-тонные White 920, White Ruxtall 922 и Mack ЕХВХ.
Поскольку в их кузовах должно было быть достаточно места для размещения среднего танка, то из-за очень длинной базы они имели плохую манёвренность, да и диаметр разворота составлял 25-27 м.
Использование седельных тягачей с полуприцепами также не решило задачу манёвренности. Например, тягач Albion СХ24 с полуприцепом имел радиус разворота 21 м, а 30-тонные Scammell и Diamond-T Semi-Trailer - 24,1 м.
Проблему удалось решить с помощью специальных многоосных прицепов-трейлеров. В английской и американской армиях таким - стандартным и единственным - стал Trailer 40-ton 24 Wheel М9, выпускавшийся в США. Кстати, этот прицеп поставлялся в СССР по ленд-лизу вместе с балластным тягачом Diamond-T 12-ton 6x4 М20. общее их название - эвакуационная машина Transporter Recovery 40-ton М19.
Автомобили США
В начале 1940-х гг. в США начинается всеармейская моторизация частей и соединений. И хотя правительство в это время всячески старалось избежать участия во Второй мировой войне, становилось всё яснее, что сохранить нейтралитет не удастся и следует немедленно усиливать свои войска.
Рост военного производства коснулся и парка войсковых автомобилей, в том числе и тяжёлых грузовиков. Армии требовались машины грузоподъёмностью от 2,5 до 12 т и более.
Считалось, что они должны иметь длиннобазные шасси с приводом на две-три оси.
Mack ЕХВХ
Наибольший опыт в производстве танковых транспортёров в США имела фирма Mack. Её история началась в 1901 г., когда пятеро братьев Мак основали компанию Mack Brothers Company и первоначально выпускали автобусы.
В 1916 г. фирма наладила производство самых известных в то время грузовиков марки Mack АС с грузоподъёмностью от 3,5 до 7,5 т. В годы Второй мировой войны именно они находились на вооружении армий США, Франции, Великобритании. Самые тяжёлые из них - 7,5-тонные - использовались для перевозки танков.
В 1940 г. по заказу армии Франции компания стала изготавливать 18-тонный грузовой автомобиль Mack ЕХВХ с колёсной формулой 6x4. Выпустили серию из 200 машин. Однако из-за капитуляции Франции автомобили отправили в Великобританию, где на некоторых из них смонтировали платформы для перевозки танков.
Эта техника нашла своё применение в боевых действиях в Северной Африке.

Автомобили Mack ЕХВХ выпускались в 1940 г. американской фирмой Mack.

Переданный в Англии тягач с самым массовым английским танком Valentine в кузове. 1941 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ MACK ЕХВХ
ПОЛНАЯ МАССА, кг: 26 382.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9398, ширина - 3073, высота - 2515.
БАЗА, мм: 5309.
ДВИГАТЕЛЬ: Mack ЕО Thermodyne, 6-цилиндровый, карбюраторный, водяного охлаждения; мощность - 131 л.с.

Бронеколлекция, №4, 2010, Л. ?. Кащеев - Транспортёры танков 1930-1940 гг.