Austin-Путиловец - Бронеавтомобиль, пулеметный (РИ) 1917 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Остин-Путиловец
«Остин-Путиловец» (также «„Остин“ Путиловского завода» и «Русский „Остин“») -
бронеавтомобили Российской империи на базе заднеприводных грузовых шасси
британской фирмы «Austin». Название отображает отличие данных броневиков от
бронеавтомобилей «Остин», строившихся в Великобритании для Русской армии в
1914-1917 годах и использовавшихся ею в ходе Первой мировой войны.
«Остин-Путиловец» спроектирован на Путиловском заводе в конце 1916 года, однако
производство началось только после Октябрьской революции, когда Российская
империя уже перестала существовать. Всего в 1918-1920 годах построено 33
бронеавтомобиля этого типа, использовавшихся РККА в Гражданской войне и войне с
Польшей. Также некоторое их количество (трофейные бронеавтомобили)
использовались Белыми Армиями и Польской армией, уже против Красной Армии.
«Остин-Путиловец»
Классификация - пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 5,2
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - ОАО «Кировский завод»
Годы производства - 1917-1920
Годы эксплуатации - 1917-1933
Количество выпущенных, шт. - 33
Размеры
Длина корпуса, мм - 4900
Ширина, мм - 2000
Высота, мм - 2580
База, мм - 3500
Колея, мм - 1500
Клиренс, мм - 250
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 7,5
Борт корпуса, мм/град. - 7,5
Корма корпуса, мм/град. - 7,5
Днище, мм - 4
Крыша корпуса, мм - 4
Лоб башни, мм/град. - 7,5
Борт башни, мм/град. - 7,5
Корма башни, мм/град. - 7,5
Крыша башни, мм/град. - 4
Вооружение
Пулемёты - 2 × «Максим», 6000 патронов
Подвижность
Тип двигателя - «Остин», бензиновый, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный,
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 50
Скорость по шоссе, км/ч - 55
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 25-30
Запас хода по шоссе, км - 200
Удельная мощность, л. с./т - 9,6
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, рессорная
Преодолеваемый ров, м - 1,3
Преодолеваемый брод, м - 0,6
Производство этого бронеавтомобиля было поручено Путиловскому заводу в 1916
году. Проект бронировки разрабатывался на Путиловском заводе, основное внешнее
отличие от британских «Остинов» заключалось в диагональном расположении
пулемётных башен. Такое расположение позволило вести как фронтальный, так и
боковой огонь из обоих пулемётов (в отличие от британских моделей, у которых на
каждый борт огонь мог вести только один пулемёт).
Планировалось выпустить первые бронеавтомобили к июлю 1917 года, однако из-за
Февральской революции и связанных с ней событий производство было
приостановлено. Первые БА были выпущены только в марте 1918 года. Позже
производство было переведено на Ижорский завод. Всего в 1918-1920 годах было
произведено 33 таких бронеавтомобиля.
Также было собрано 12 бронеавтомобилей на полугусеничных шасси с подвеской
Кегресса (так называемые «Остин-Кегресс» или, реже, «Остин-Путиловец-Кегресс»).
В 1920 году производство было прекращено из-за недостатка материалов и
комплектующих. В составе РККА бронеавтомобили «Остин-Путиловец» находились на
вооружении до 1933 года.
Серийное производство
Первые 20 шасси грузовиков «Austin» прибыли только в феврале 1917 года, но
Путиловский завод, постоянно терзаемый забастовками и откровенным саботажем,
вплоть до августа не смог приступить к установке на них брони и вооружения.
Больше того, представитель Запасного бронедивизиона в Архангельске, куда
прибывало снаряжение морским путём, выяснил следующую деталь - к январю 1917
года англичане погрузили на корабль всего 5 шасси, а остальные (считавшиеся уже
доставленными) до сих пор находятся на заводе Austin. Лишь весной они прибыли в
Россию, но Февральская революция развал Российской империи привели к практически
полной остановке работ над ними.
Вспомнили о «русских Остинах» только в декабре 1917 года. Советской власти
пришлось вновь вернуться к формированию воинских частей по царскому образцу с
«привлечением» в них офицеров бывшей российской армии. Немалая роль при этом
уделялась бронесилам, тем более что основная масса бронемашин осталась в руках
большевиков. Имевшиеся машины предстояло где-то ремонтировать, да и пополнить
поредевший состав бронедивизионов можно было, опираясь только на собственные
силы. Тут-то и выяснилось, что Путиловский завод не в состоянии справиться даже
в мизерным заказом на изготовление бронеавтомобилей, так как на нём нет
необходимого числа оборудования и квалифицированных рабочих. К марту 1918 года
путиловцы смогли закончить лишь две машины и ещё три находилось в почти готовом
состоянии. Эту работу поручили тогда Ижорскому заводу, где с лета 1918 по весну
1920 гг. провели установку бронекорпусов на несколько десятков шасси как Austin,
так и других фирм - всего было построено 33 машины. Название «Остин-Путиловец»
(или «Путиловский Остин» - встречаются различные вариации одинаковые по
значению) закрепилось за этими машинами уже в современной литературе, а в то
время по документам они проходили как «русский Остин».
Броневой корпус и башня
По сравнению с прежним «Остином», броня «Остин-Путиловца» была намного улучшена.
Лобовая броня корпуса была доведена до 7,5 мм, бортовая броня корпуса - 7,5 мм,
корма корпуса - 7,5 мм. Броня днища стала 4 мм, крыша - 4 мм. Лоб, борта и корма
башни имели бронирование толщиной 7,5 мм, крыша башни - 4 мм. По сравнению с
прежним «Остином» (его бронирование в корпусе, днище и башне колебалось от 3,5
до 4 мм). Улучшенная броня смогла обеспечить бронеавтомобилю относительную
защищённость.
Вооружение
Вооружение «Остин-Путиловца» составляли два пулемёта «Максим», располагавшиеся в
пулемётных башнях бронеавтомобиля. Следовательно, «Остин-Путиловец» также
принадлежал к классу лёгких пулемётных бронеавтомобилей.
Двигатель и трансмиссия
На «Остин-Путиловцах» оставался двигатель «Austin» (карбюраторный, рядный,
4-цилиндровый, жидкостного охлаждения). Оставалась неизменной и трансмиссия:
механическя с 5-скоростной КПП (4 передачи вперёд и 1 назад). Следовательно,
«Остин-Путиловец» не потерял своей хорошей скорости и манёвренности.
Ходовая часть
Ходовая часть «Остин-Путиловца» мало изменилась по сравнению с «Остином».
Колёсная формула осталась прежней (4 × 2), скорость по шоссе и пересечённой
местности почти не изменились (55-60 и 25-30 км/ч). Наибольшая ширина
преодолеваемого им рва осталась прежней (1,3 м). Не изменилась и глубина
преодолеваемого им брода (0,6 м). Тип подвески тоже остался прежним. В общем, в
ходовой части «Остин-Путиловца» было мало различий с «Остином».
Операторы
1) РСФСР
2) Белое движение - 2 или 3 машины
3) Польша - 1 машина
4) Эстония - 2 машины
Вопреки распространённому мнению, «Остин-Путиловцы» не принимали участие в
Первой мировой войне, так как ни одна машина просто не была готова.
С весны 1918 года эти бронемашины привлекались для борьбы с контрреволюцией на
территории контролируемой большевиками (центральная часть России), а по мере
комплектования новой автобронеотрядов они начали «расползаться» по всей стране.
Наиболее массово их применяли на юге, под Петроградом и во время
советско-польской войны 1919-1920 гг. На вооружении РККА бронемашины «Остин»
оставались до 1931 года. По состоянию на 1 марта общее количество машин данного
типа оценивалось в 73 единицы, из которых по меньшей мере 40 были «остинами»
британской постройки. В частности, 12 машинами располагал 1-й автобронедивизион
Кавказской Краснознамённой армии, по 3 машины числилось за мотоотрядами 11-й и
45-й стрелковых дивизий Ленинградского ВО и Военно-Технической Академии, по
одному «остину» находилось в Орловской танковой школе и Броневом эскадроне СКВО,
4 - в составе Бронекомандных курсов ЛВО и 49 - на складе № 37. Начиная с 1929
года устаревшие «остины» стали заменять на БА-27 и к 1933 году практически все
машины были разбронированы либо утилизированы.
На юге и под Петроградом белые армии могли захватить два или три
«Остин-Путиловца». Сведений о наличии большего количества бронемашин этого типа
отсутствуют. Все эти машины были трофейными, а значит, не составляли серьёзную
угрозу РККА.
Они применялись во время советско-польской войны 1919-1920 гг. Именно здесь
полякам удалось захватить около десятка «остинов» всех типов, в числе которых
был по меньшей мере один Путиловский бронеавтомобиль, носивший название «Стенька
Разин» и принадлежавший 1-му АБО 55-го пехотного полка. Его в практически целом
состоянии захватили солдаты 14-й Великопольской пехотной дивизии, отбив «Остин»
в бою под Бобруйском, происшедшем 22 мая 1920 год. Машина была сразу
переименована в «Poznanczyk» и включена в состав недавно созданного
Великопольского Бронеавтомобильного Взвода под командование лейтенанта Феликса
Пето. В июле бронеавтомобиль воевал против РККА, после чего «Остин» отправили
под Варшаву, а в августе его включили в состав 2-го бронеавтомобильного взвода.
В 1929 году, одновременно с РККА прекращается боевое применение «Остинов» всех
модификаций и начинается их утилизация.
Состояли «Остин-Путиловцы» и на вооружении армии Эстонии. Во время Гражданской
войны четыре «остина» всех типов было захвачено эстонцами, которые затем активно
использовали их в войне за независимость. Эти бронеавтомобили прожили дольше
всех - лишь в июне 1940 года их реквизировала РККА, но поскольку техническое
состояние данных машин оставляло желать много лучшего, было принято решение об
утилизации.
Сохранившийся бронеавтомобиль «Остин-Путиловец», с именем собственным «Враг
капитала», часто ошибочно упоминаемый как «тот самый ленинский броневик», - это
оригинальный бронеавтомобиль, собранный в августе 1919 года. В 1950-х годах он
был установлен на постаменте перед Мраморным дворцом, в котором в то время
размещался Центральный музей В. И. Ленина. В 1992 году Мраморный дворец стал
филиалом Русского музея, и броневик был перемещён в Артиллерийский музей.
Броневик «Остин-Путиловец» также имеется в экспозиции бронетанкового музея в
Кубинке, однако это не оригинальная машина, а всего лишь полноразмерная реплика,
выполненная специалистами музея.
«Остин» представлен в компьютерных играх «Первая Мировая» и «Агрессия».
Википедия / Русский язык