БронеАвтомобиль Hansa-Lloyd - Бронеавтомобиль, пулеметный (РИ) 1915 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Ганза-Ллойд
«Ганза-Ллойд» (также «Ганза-Ллойд» Былинского) - пулемётный бронеавтомобиль
Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1915 году штабс-капитаном
Былинским на базе легкового автомобиля фирмы «Hansa-Lloyd». Единственный
экземпляр бронеавтомобиля, построенный в том же году Обуховским заводом,
использовался Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны и Красной
Армией - в ходе Гражданской.
Ганза-Ллойд («Ганза-Ллойд» Былинского)
Классификация - пулемётный бронеавтомобиль
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Обуховский Завод (корпус), БалтЗавод (колёса) . Российская
Империя
Годы производства - 1915
Годы эксплуатации - 1915 - около 1920
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Российская Империя . Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика
Бронирование
Тип брони - хромо-никеле-ванадиевая
Лоб корпуса, мм/град. - 6
Борт корпуса, мм/град. - 6
Корма корпуса, мм/град. - 5
Днище, мм - 5
Крыша корпуса, мм - 5
Лоб башни, мм/град. - 6
Борт башни, мм/град. - 6
Корма башни, мм/град. - 6
Крыша башни, мм/град. - 5
Вооружение
Пулемёты - 2 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года
Подвижность
Тип двигателя - Hansa-Lloyd, бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный,
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 24
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на листовых рессорах
В конце июня 1915 года на фронт отправились два пушечно-пулемётных
бронеавтомобиля «Мерседес» конструкции штабс-капитана Былинского. Эти машины,
имевшие имена «Опальный» и «Обуховец», поступили в распоряжение XIII армии
Северо-Западного фронта, где поддерживали 3-ю кавалерийскую дивизию, сражавшуюся
на Холмо-Люблинском направлении. Надёжные и хорошо вооружённые машины сразу же
заслужили положительную репутацию в войсках, причём настолько, что после первых
же боёв кавалеристы запросили по крайней мере ещё один броневик.
Узнав об этом, Былинский выступил с соответствующей инициативой и, чтобы
ускорить дело, обратился с просьбой о постройке третьей машины к генерал-майору
свиты Государя императора князю В. Н. Орлову. В своём корректном на грани
льстивости письме Былинский писал следующее:
...С начала своей работы по созданию броневого взвода я имел в виду обращение к
Вашему Сиятельству с настоящей просьбой, почему названия своим боевым машинам
дал на букву «О», чтобы иметь возможность машине имени Вашего Сиятельства дать
название «Орлец»...
Обращение возымело эффект. Вскоре князь выделил инициативному штабс-капитану
трофейный немецкий 1,5-тонный грузовик «Ганза-Ллойд» с двигателем мощностью 24
л.с. и средства на его бронировку. Былинский быстро выполнил проект машины, и
уже в августе 1915 года на Обуховском заводе бронировка «Ганзы-Ллойда» была
завершена. Ещё через несколько дней броневик отправился в расположение 3-й
кавалерийской дивизии, «вдогонку» «Мерседесам».
«Ганза-Ллойд» Былинского значительно отличался от «Мерседесов». Причиной тому
были как различия используемых шасси, так и недостаток времени, в условиях
которого проект «Ганзы-Ллойда» создавался и выполнялся. В частности, Былинский
вынужден был отказаться от широкого использования гнутых бронелистов, из-за чего
форма корпуса несколько упростилась. Корпус собирался из листов
хромо-никеле-ванадиевой брони толщиной 5-6 мм на каркасе при помощи сварки и
клёпки.
В передней части бронеавтомобиля располагалось моторное отделение с бензиновым
4-цилиндровым рядным карбюраторным двигателем Hansa-Lloyd жидкостного охлаждения
мощностью 24 л.с. За моторным следовало отделение управления с местами командира
машины и водителя, отделёнными от боевого отделения броневой перегородкой. Для
наблюдения за полем боя командир и водитель располагали смотровыми лючками,
прикрывавшимися откидными бронекрышками, а также перископами. Посадка и высадка
экипажа осуществлялась через двери в бортах корпуса.
В корме бронеавтомобиля располагалось боевое отделение, характерной особенностью
которого являлось двухъярусное расположение вооружения. Ближе к центру машины
размещалась передняя пулеметная башня цилиндрической формы, имевшая круговое
вращение. В кормовой части, значительно ниже, находилась вторая башня, имевшая
сектор горизонтального наведения порядка 300° градусов. В каждой башне
размещалось по одному 7,62-мм 7,62-мм пулемёту «Максим» обр. 1910 года.
Подвеска - зависимая, на листовых рессорах. В заднеприводной (4 × 2) ходовой
части использовались колёса с литыми шинами, односкатные на переднем мосту и
двускатные - на заднем. Рессорная подвеска была специально усилена. Спицы колёс
прикрывались бронеколпаками.
Вскоре после прибытия «Ганзы-Ллойд» на фронт бронеавтомобили Былинского (то
есть, «Ганза» и два «Мерседеса») по распоряжению ГВТУ были сведены в отдельный
авто-пулемётный взвод (АПВ), получивший номер 25. 15 сентября 1915 года взвод
перебросили под Двинск, где сражалась 5-я армия Северного фронта. Вплоть до
весны 1916 года броневики использовались в боях, а в апреле 1916 были отправлены
для ремонта в петроградские мастерские Запасной броневой роты. Однако в
мастерских выяснилось, что «Мерседесы» дешевле утилизировать, чем ремонтировать
- из-за уникальности шасси (на фронте почти не было других «Мерседесов») к ним
практически не было запчастей, а изношенность машин в боях была весьма
значительна. В итоге комиссия по броневым автомобилям при ГВТУ постановила
переделать «Мерседесы» Былинского в бронедрезины, переведя их на железнодорожный
ход, для чего машины были отправлены в мастерские 2-го коренного полка в
Савёлове, где и застряли с началом политических катаклизмов в России.
«Ганза-Ллойд» же пребывала в более адекватном техническом состоянии, хотя и она
требовала ремонта. Однако из-за начавшихся революционных событий найденные было
запчасти так и пролежали рядом с броневиком в Михайловском манеже до начала 1918
года, когда на ремонт наконец нашлись деньги. Правда, в ходе ремонта боевое
отделение подверглось существенной «модернизации» - обе башни были
демонтированы, а на их месте была установлена 37-мм автоматическая пушка
Максима-Норденфельда. В период Гражданской войны бронеавтомобиль использовался
для патрулирования улиц Петрограда и в боевых действиях не участвовал, а в 1920
году был разбронирован.
Википедия / Русский язык