Бронеавтомобиль Pierce-Arrow - Бронеавтомобиль, пушечно-пулемётный (РИ) 1916 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Пирс-Арроу (бронеавтомобиль)
«Пирс-Арроу» - пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской
империи на шасси 5-тонного грузовика Pierce-Arrow. Построен в 1916 году на
Ижорском заводе в 2 экземплярах, которые, однако, русской армией в боевых
действиях Первой мировой войны не применялись и использовались в качестве
учебных машин. После Октябрьской революции бронемашины достались в качестве
трофеев армиям Германии и Латвии, в которых использовались до 1920-х годов.
«Пирс-Арроу»
Классификация - пушечно-пулемётный бронеавтомобиль
Экипаж, чел. - 6
История
Производитель - Ижорский завод, Российская Империя
Годы производства - 1916
Годы эксплуатации - 1916-1920-е
Количество выпущенных, шт. - 2
Основные операторы - Германия (1871-1918, 1933-1935) . Латвия
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 4,5
Борт корпуса, мм/град. - 4,5
Корма корпуса, мм/град. - 4,5
Крыша корпуса, мм - 4,5
Лоб башни, мм/град. - 4,5
Борт башни, мм/град. - 4,5
Корма башни, мм/град. - 4,5
Крыша башни, мм/град. - 4,5
Вооружение
Калибр и марка пушки - 76,2-мм горная пушка образца 1904 года
Тип пушки - нарезная
Пулемёты - 2 × 7,62-мм «Максим»
Подвижность
Тип двигателя - бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на листовых рессорах
История создания и конструкция
Летом 1916 года Ижорский завод получил распоряжение разработать и построить
несколько бронемашин для Морского ведомства, которому бронеавтомобили
требовались для охраны береговых укреплений. Для этой цели Ижорскому заводу были
переданы два 5-тонных грузовика американской фирмы Pierce-Arrow. На шасси
автомобилей были смонтированы достаточно простые по форме бронекорпуса,
склёпанные из 4,5-мм листов катаной хромоникелевой брони. Бронеавтомобиль имел
полностью бронированную кабину. В прикрытом бронещитами грузовом отсеке машины
устанавливалась полностью закрытая башня с 76,2-мм горной пушкой образца 1904
года, являвшейся основным вооружением бронемашины. Вспомогательным вооружением
являлись два 7,62-мм пулемета «Максим» образца 1910 года, размещённые в
спонсонах.
Служба и боевое применение
Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» были готовы к концу осени 1916 года и переданы
Морскому ведомству. Однако в боевых действиях они не участвовали - вместо них на
фронт были отправлены 18 бронеавтомобилей «Гарфорд-Путилов» морской модификации,
вооруженные более мощной 76,2-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года и
тремя пулемётами «Максим». Вплоть до осени 1917 года «Пирс-Арроу» использовались
только в качестве учебных в составе Морского запасного бронедивизиона.
Впоследствии, с приходом Октябрьской революции и развалом русской армии, бывшие
укрепрайоны на балтийском побережье перешли к местным правительствам Латвии и
Эстонии. Вместе с укреплениями, латышам досталось множество различного военного
имущества. В числе прочего, латышам достались два пушечных броневика - один «Гарфорд»
и учебный «Пирс-Арроу». Последний некоторое время под именем «Viesturs»
использовался латышскими войсками и принимал участие в боевых действиях. Служба
этой машины в Латвии продолжалась до середины 1920-х годов.
Второй «Пирс-Арроу» Морского ведомства в начале 1918 года был захвачен немцами.
Поскольку для применения в бою машина по причине своего технического состояния
не годилась, её отправили в ремонт, а после его завершения передислоцировали в
тыл. Позднее бронеавтомобиль, получивший достаточно парадоксальное имя «Титаник»
(«Titanic»), использовался для подавления коммунистических восстаний 1918-1919
годах в Берлине и других городах Германии.
Википедия / Русский язык