FIAT-Омский - Легкий бронеавтомобиль, пулеметный (РИ) 1918 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Фиат-Омский
«Фиат-Омский» - лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Белой армии в Гражданской
войне в России 1917-1923 годов. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской
фирмы Fiat. Было построено около 15 экземпляров данного бронеавтомобиля,
применявшегося частями Сибирской армии в боях на Восточном фронте Гражданской
войны. После поражения Белого движения на востоке несколько бронеавтомобилей
какое-то время использовались вооружёнными силами Дальневосточной республики.
Фиат-Омский
Классификация - пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т - ?
Экипаж, чел. - 3-4
История
Производитель - мастерские в Омске и/или Владивостоке
Годы производства - 1918-1919, либо 1919-1920, либо 1918-1920
Годы эксплуатации - 1919 - после 1921
Количество выпущенных, шт. - около 15
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 6
Борт корпуса, мм/град. - 6
Корма корпуса, мм/град. - 6
Крыша корпуса, мм - 4
Лоб башни, мм/град. - 6
Борт башни, мм/град. - 6
Корма башни, мм/град. - 6
Крыша башни, мм/град. - 4
Вооружение
Пулемёты - 1-2 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года
Подвижность
Тип двигателя - Fiat, бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный,
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 50 (по другим данным, 72)
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на листовых рессорах
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Российская республика как единое
государство перестала существовать, и на её территории стремительно возникло
большое количество государственных образований. Многие из них были весьма
эфемерны, но некоторые практически являлись полноценными, мощными государствами.
В неспокойной обстановке Гражданской войны эти новые государства, пытаясь
обеспечить своё выживание, формировали армии и старались оснастить их по
возможности новейшим оружием. Часть этих государств могла, в принципе,
рассчитывать на помощь Антанты, однако так можно было получить главным образом
лёгкое оружие. Кроме того, доступ к этой помощи сильно осложнялся вопросами
логистики.
Желанным оружием для большинства этих армий были бронеавтомобили. В годы Первой
мировой войны Российская Императорская армия с успехом применяла броневики самых
разных типов, но в неразберихе конца 1917 года бо́льшая их часть осталась в
руках большевиков и сочувствующих им местных правительств. Чтобы хоть как-то
компенсировать недостаток бронеавтомобилей, наиболее мощные Белые армии в ходе
Гражданской войны активно использовали различные импровизированные бронемашины,
собранные силами полевых мастерских или машиностроительных заводов в
подконтрольных им городах из того, что было «под рукой». В результате в воюющих
армиях начали появляться самые разнообразные бронеавтомобили, внешний вид
которых мог быть как достаточно каноническим, так и откровенно несуразным. Как
правило, такие «кустарные» броневики не были полноценными бронеавтомобилями,
несли лишь частичную защиту, выпускались в количестве 2-3 экземпляров и
впоследствии «кочевали» по различным армейским соединениям.
Самыми массовыми и наиболее полноценными из бронеавтомобилей этого типа были,
пожалуй, так называемые «Омские „Фиаты“». Осенью 1918 года генштаб армии
Александра Колчака, недавно прибывшего из США и имевшего налаженные связи с
союзниками, получил из Соединённых Штатов полтора десятка шасси итальянской
фирмы «Фиат», выпущенных её американским отделением. Вероятнее всего, эти шасси
представляли собой так называемый «Фиат тип 55» и были однотипны тем, которые
двумя годами ранее уже поставлялись фирмой «Фиат» в Россию и на базе которых
строились бронеавтомобили «Фиат» Ижорского завода. На основе этих шасси в
мастерских города Омска в 1918-1919 годах было собрано около 15
бронеавтомобилей, несколько различавшихся по внешнему виду и техническим
характеристикам. К сожалению, имена конструкторов, которые разрабатывали схему
их бронирования, остаются на данный момент неизвестными.
Согласно другим сведениям, «Фиаты» Сибирской армии были построены позднее, в
1919-1920 годах, и не в Омске, а во Владивостоке, через который из США
поставлялись шасси. Возможно также, что верны обе версии и часть
бронеавтомобилей была собрана зимой 1918-1919 годов в Омске, а часть - в
1919-1920 годах во Владивостоке.
Описание конструкции
Судя по сохранившимся фотографиям, схема бронирования «Фиатов-Омских» условно
имела два варианта, несколько различавшихся между собой. Первый из них
характеризовался «коротким» бронекорпусом с цилиндрически изогнутым лобовым
листом и размещением вооружения в единственной башне. Размеры бронемашины были
минимальны, что позволяет предположить численность экипажа в два-три человека.
Второй вариант имел некоторые сходства с бронеавтомобилями «Остин» и
«Фиат-Ижорский». Он был несколько длиннее варианта с «коротким» корпусом, и
лобовые детали бронирования устанавливались под большими углами наклона.
Вооружение бронемашины размещалось в броневой рубке, имевшей два спонсона,
которые располагались слева и справа по поперечной оси бронеавтомобиля.
Конструкция обеспечивала круговой обстрел. Экипаж состоял, вероятно, из четырёх
человек.
Вооружение броневиков являлось достаточно стандартным для своего времени и
состояло из одного-двух 7,62-мм пулемётов «Максим» образца 1910 года с водяным
охлаждением ствола, устанавливаемых в башнях.
На бронеавтомобиле устанавливался фирменный карбюраторный двигатель воздушного
охлаждения мощностью 72 л.с. Запуск двигателя производился с места водителя при
помощи электростартёра либо заводной рукояткой снаружи корпуса. Мощность
двигателя позволяла автомобилю развивать скорость до 65-70 км/ч на шоссейной
дороге и до 40 км/ч - на рокадах. Скорость движения на реверсе составляла
порядка 15-18 км/ч.
Ходовая часть - заднеприводная (колёсная формула 4 × 2), с зависимой подвеской
на полуэллиптических стальных рессорах.
В заднеприводной ходовой части применялись деревянные спицованные колёса
артиллерийского типа, односкатные на переднем мосту и двускатные - на заднем.
Все колёса имели шины типа «гусматик»; их внутренний объём заполнялся
глицерино-желатиновой смесью, обеспечивавшей повышенную пулестойкость и пробег
до 3000-5000 км. Для повышения проходимости на задние колёса могли надеваться
цепи (см. фото слева).
Операторы
1. Белое движение
2. ДВР - 2 машины
3. Япония - 1 машина
Боевое применение
О боевом применении «Фиатов-Омских» точных данных не сохранилось. Скорее всего,
около 15 построенных бронемашин в течение 1919-1920 годов использовались
различными белогвардейскими формированиями против продвигающихся на Восток
частей Рабоче-крестьянской Красной армии. Возможно, что в числе трёх
автомобилей, приданных Уфимской группе генерала Михаила Ханжина в период боевых
действий на Волге летом 1919 года, были «Омские „Фиаты“». Также вероятно, что
«Фиаты-Омские» имелись в подчинении генерала С. Н. Розанова и использовались при
подавлении большевистского восстания во Владивостоке в ноябре 1919 года.
Некоторые бронемашины в ходе боёв были, возможно, потеряны либо захвачены
«красными».
Дальнейшая судьба «Фиатов-Омских» известна лишь эпизодически. В конце 1920 года
по меньшей мере две машины «длинной» модификации попали во Владивосток (или
находились там всё время, если были собраны в этом городе) и были приняты на
вооружение армией Дальневосточной республики. Однако после полного установления
советской власти на Дальнем Востоке эти машины ни по каким документам не
проходили. Видимо, оказавшиеся в руках Красной армии «Фиаты-Омские» постепенно
отправились на слом в 1921 или 1922 году.
По сохранившимся фотографиям достоверно известно, что один «Фиат-Омский»
каким-то образом попал в руки японцев, однако другие данные о судьбе этой машины
отсутствуют.
Оценка машины
В целом броневик был достаточно удачен, особенно если учесть условия его
появления. Технологически удачное шасси «Фиат тип 55» обеспечило бронеавтомобилю
весьма неплохие динамические характеристики, а вооружение и бронирование в целом
соответствовали большинству русских броневиков того времени. Другое дело, что в
силу «кустарности» производства качество сборки страдало, да и омские броневые
листы были не самого высокого качества. Так или иначе, «Фиатов-Омских» было
слишком мало, чтобы оказать существенное влияние на ход боевых действий. Однако
их можно считать единственными полноценными серийными бронеавтомобилями,
самостоятельно созданными Белым движением.
Википедия / Русский язык