Isotta-Fraschini Мгебров - Бронеавтомобиль, пулеметный (РИ) 1916 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Мгебров-Изотта-Фраскини
«Мгебров-Изотта-Фраскини» (в ряде источников - просто «Изо́тта-Фраски́ни») -
пулемётный бронеавтомобиль Российской империи периода Первой мировой войны.
Построен в 1916 году на Ижорском заводе на базе шасси заднеприводного (4 × 2)
грузовика итальянской фирмы Isotta-Fraschini. Проект бронировки разработан
штабс-капитаном Владимиром Мгебровым. Как и во всех броневиках Мгеброва, в
проекте «Мгебров-Изотта-Фраскини» активно использовалось расположение
бронелистов под рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость.
«Мгебров-Изотта-Фраскини»
Классификация - пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 5,088
Экипаж, чел. - 4
История
Производитель - Ижорский завод (Российская Империя)
Годы разработки - 1915
Годы производства - 1916
Годы эксплуатации - 1916-1919
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Российская Империя / Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 5
Борт корпуса, мм/град. - 4
Корма корпуса, мм/град. - 4
Днище, мм - 4
Крыша корпуса, мм - 4
Лоб рубки, мм/град. - 5
Борт рубки, мм/град. - 5
Корма рубки, мм/град. - 5
Крыша башни, мм/град. - 4
Вооружение
Пулемёты - 2 × 7,62-мм «Максим»
Подвижность
Тип двигателя - Isotta-Fraschini, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый,
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 120
Скорость по шоссе, км/ч - 65
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 25-30
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на листовых рессорах
В числе автомобильных шасси, закупленных в 1914 году за рубежом военной
комиссией полковника Секретева для создания бронеавтомобилей, имелся один
4-тонный грузовик итальянской фирмы Isotta-Fraschini. Весной 1915 года
автомобиль был отправлен на Ижорский завод для бронирования, однако работы
затянулись, так как договор с Ижорским заводом на изготовления броневика был
заключён лишь 19 сентября 1915 года. Проект бронировки разработал штабс-капитан
Владимир Мгебров. Как и остальные его броневики, «Изотта» получила корпус
оригинальной конструкции - Мгебров старался использовать любую возможность для
придания бронировке максимальных углов наклона. Это повышало пулестойкость
бронекорпуса, хотя и снижало его технологичность в производстве. Завод
официально сдал броневик 10 мая 1916 года (заводской номер бронеавтомобиля -
5641).
Бронеавтомобиль имел полностью закрытый корпус, склёпанный из листов катаной
хромоникелевой брони Ижорского завода толщиной 4-5 мм. В передней части корпуса
находился моторный отсек, позади него - отделение управления с местами водителя
и командира машины, располагавших для наблюдения смотровыми лючками в лобовом
бронелисте и скосах кабины. Для обеспечения лучшего обзора вне боя и на марше
лобовой лист кабины мог подниматься. В корме находилось боевое отделение
цилиндрической формы. На крыше боевого отделения размещалась «фирменная»
башня-рубка Мгеброва, идентичная рубке броневика «Мгебров-Уайт». В плане она
напоминала треугольник с волнистым основанием, обращённым по ходу машины, и
сильно скруглёнными углами, в двух из которых (при «основании» треугольника)
располагались спонсоны. В спонсонах рубки за цилиндрическими щитками
устанавливались два 7,62-мм пулемёта «Максим», сектор обстрела каждого из
которых достигал 180°. Питание пулемётов боеприпасами осуществлялось, видимо, от
стандартных лент по 250 патронов, однако количественные данные о боекомплекте
отсутствуют. На крыше рубки находилась цилиндрическая башенка со смотровыми
щелями кругового обзора для наблюдения за окружающей обстановкой. Для посадки и
высадки экипажа в корпусе броневика имелись две двери - в левом борту отделения
управления и в корме боевого отделения.
Двигатель - «родной», Isotta-Fraschini, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый,
жидкостного охлаждения, мощностью 120 л.с.
Ходовая часть машины - заднеприводная, с колёсной формулой 4 × 2. Подвеска -
зависимая, на листовых рессорах. Колёса - с цельными бронированными дисками,
односкатные на переднем мосту и двускатные - на заднем. На броневике
использовались «жёсткие» пулестойкие шины, которые, правда, заметно ухудшали
проходимость потяжелевшей «Изотты» по пересечённой местности. В целях
дополнительной защиты задние колёса прикрывались полукруглыми бронированными
кожухами.
Внешнее освещение обеспечивалось крупной фарой-прожектором, установленной в
верхней части носового бронелиста.
Вскоре после постройки «Мгебров-Изотта-Фраскини», получивший довольно
своеобразное имя «Череп», был отправлен на Юго-Западный фронт, однако номер
конкретного автопулемётного взвода, в распоряжение которого он поступил, пока не
установлен. Теряются и дальнейшие следы бронеавтомобиля - вероятно, он активно
применялся частями Императорской Российской армии в ходе Первой мировой войны,
но точных данных о месте его использования на данный момент не найдено.
Однако автомобиль благополучно пережил крушение Российской империи и «всплыл» в
1919 году. В частности, в информационной сводке 5-го бронеотряда РККА от 3
февраля 1919 года упоминается о «бывшем на фронте бронеавтомобиле „Череп“»,
который ещё в ноябре 1918-го был отправлен на ремонт в Саратов. После ремонта
броневик включили в состав 41-го автобронеотряда, и в середине 1919 года он
использовался «красными» в боях на Волжском фронте, в районе Саратова. При
отступлении частей РККА со станции Шипово бронеавтомобиль был, согласно
документам части, «взорван и оставлен».
18 декабря 2017 года полноразмерный макет бронеавтомобиля (без внутренних
элементов и двигателя) был установлен на территории музея Чапаева в Чебоксарах.
Макет был создан в Санкт-Петербурге силами ООО «Бастион», при этом в конструкции
использован ряд оригинальных деталей начала XX века (в частности, колёса и
механизмы пулемётов Ма́ксима).
В целом, «Мгебров-Изотта-Фраскини» можно считать весьма удачной машиной.
Характерная схема бронирования Мгеброва с широким использованием рационального
наклона бронелистов была передовой для своего времени и позволила значительно
облегчить конструкцию, не снижая при этом уровня защищённости машины. Бронировка
отличалась продуманностью, наиболее важные части машины защищались тщательнее
остальных. Вооружение броневика соответствовало основным пулемётным бронемашинам
того времени, а оригинальная конструкция башни-рубки Мгеброва позволяла вести
маневренный огонь. Важным достоинством было освобождение командира от функций
стрелка и наличие в его распоряжении командирской башенки, обеспечивавшей весьма
удовлетворительный обзор. Очень важным преимуществом машины являлось
использование беспрецедентно мощного 4-тонного шасси со 120-сильным двигателем,
что позволяло добиваться выдающихся динамических показателей. Испытатели
разгоняли броневик до 65 км/ч, однако кипение воды в радиаторе при этом не
наблюдалось. Автомобиль легко преодолевал подъёмы и спуски, правда на крутых
ухабах литые шины задних колёс иногда ударялись в прикрывающие их бронекожухи.
М. Коломиец в книге «Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой
мировой войне» называет «Изотту-Фраскини» наиболее удачным бронеавтомобилем
конструкции Мгеброва.
Википедия / Русский язык