Mannesmann-MULAG Пушечно-Пулеметный Бронеавтомобиль - Бронеавтомобиль (Российская Империя)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Пушечные бронеавтомобили «Маннесманн-Мулаг»
10 сентября 2015
Автор: Рябов Кирилл
Военное обозрение
В августе 1914 года было решено создать первое в Русской императорской армии соединение бронеавтомобилей. Разработку проектов новой техники, контроль за строительством, а впоследствии и командование подразделением были поручены полковнику лейб-гвардии А.Н. Добржанскому. Для реализации существующих планов полковника отправили на Ижорский завод, где планировалось начать сборку новой техники. Кроме того, были выделены несколько автомобилей различных типов, на базе которых в дальнейшем строились новые броневики.
Для изготовления новой бронетехники на Ижорский завод отправили несколько шасси легковых автомобилей завода «Руссо-Балт», а также ряд грузовых автомобилей иностранного производства. Шасси отечественной сборки в дальнейшем стали основой для броневиков «Тип C», а на базе импортной техники построили машины иных типов. Среди прочей техники на завод прислали несколько грузовиков Mannesmann-MULAG немецкого производства. Некоторое количество таких машин было получено из Германии незадолго до начала войны. Из-за сложной ситуации с автомобилями было решено использовать немногочисленную немецкую технику в качестве базы для боевых машин.

Первый броневик "Маннесманн-Мулаг".

Полковник Добржанский вместе с коллегами из военного ведомства и специалистами Ижорского завода достаточно быстро разработал сразу несколько проектов бронирования и вооружения имеющихся шасси. Так, на шасси «Руссо-Балт» было решено строить легкие броневики с пулеметным вооружением, а грузовые автомобили должны были стать основой для тяжелых бронемашин с артиллерийскими орудиями. Предполагалось, что одновременная эксплуатация пулеметных и пушечных броневиков позволит значительно повысить боевые возможности соединений.
Базовый грузовик «Маннесманн-Мулаг», выбранный в качестве основы для тяжелого пушечного броневика, имел классическую для того времени капотную компоновку с относительно длинной колесной базой. Шасси оснащалось бензиновым двигателем мощностью 50 л.с. немецкого производства и цепной трансмиссией. Односкатные передние и сдвоенные задние колеса крепились на листовых рессорах. В базовой конфигурации бортового грузовика машина могла перевозить до 4 т различных грузов.
Несмотря на большую грузоподъемность, было решено не делать крупный и полностью закрытый бронекорпус. Подобная конструкция, имеющая слишком большой вес, могла ухудшить подвижность готовой машины. По этой причине полное бронирование получили только кабина водителя и моторный отсек. Боевое отделение, в свою очередь, выполнили в виде открытой площадки с бортами и орудийным щитом. Корпус изготовлялся из броневых листов толщиной 5 (лоб и щит) и 4 мм (все остальные детали), которые устанавливали на каркасе.

Пушечный броневик и офицеры.

Двигательный отсек был закрыт коробчатым кожухом, изготовленным из нескольких ровных бронелистов. Предусматривался наклонный лобовой лист с двустворчатым люком для вентиляции и вертикальные борта с люками для обслуживания двигателя. Крыша капота была строго горизонтальной. Для улучшения защиты борта и лоб корпуса опускались ниже рамы, благодаря чему удалось защитить от пуль и осколков некоторые агрегаты ходовой части, в первую очередь рессоры и оси. Колеса при этом располагались за пределами корпуса и не имели никакой защиты кроме металлических дисков.
Позади моторного отсека находилась кабина водителя и стрелка. Необходимость обеспечения плавного перехода между узким капотом и широким кузовом сказалась на форме и размерах кабины. Непосредственно с капотом были сопряжены два скошенных скуловых листа разной формы. Лобовая часть кабины состояла из двух деталей: над капотом находилась вертикальная, справа от которой предусмотрели наклонную треугольную. В последней предусматривалась смотровая щель водителя, в вертикальной – амбразура со скользящим щитком. Сзади к скулам крепились вертикальные бортовые листы. Передняя часть крыши устанавливалась с наклоном, задняя – строго горизонтально. На ней находилось крепление для фары-прожектора.
Открытое боевое отделение броневика «Маннесманн-Мулаг» представляло собой забронированный бортовой кузов базового грузовика. С минимальными изменениями существующей конструкции на него установили бортовые и кормовые листы. Для защиты трансмиссии и топливного бака передняя часть бортов опускалась ниже, чем задняя, габариты которой были обусловлены конструкцией ходовой части.

Схема первого броневика серии. Рисунок Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век.

В кузове поместили орудийную установку: тумбу для пушки с бронещитом. Последний имел лобовой лист с небольшим наклоном к вертикали, скошенные борта и наклоненную крышу. Такая конструкция щита обеспечивала приемлемый уровень защиты орудийного расчета, а также не мешала доступу к пушке и имела приемлемый вес.
Экипаж нового бронеавтомобиля состоял из пяти человек. Водитель и командир-стрелок располагались в закрытой кабине, а двое артиллеристов и еще один стрелок находились на открытой площадке. Доступ в кабину и на площадку обеспечивался через дверь в правой скуле корпуса. Кроме того, при должной сноровке, можно было забираться через борт, для чего имелась навесная лестница. Для наблюдения за дорогой водитель имел смотровые щели в лобовой, скуловой и бортовых деталях кабины. Командир мог вести наблюдение через амбразуру переднего пулемета. Остальные члены экипажа могли пользоваться люком в бронещите орудия.
Бронеавтомобили на базе грузовика Mannesmann-MULAG должны были нести пушечное и пулеметное вооружение. При этом состав оружия разных машин заметно отличался: сказывался дефицит оружия, возникший уже на начальном этапе войны. Главным оружием первого броневика новой модели стала морская пушка Гочкиса калибра 47 мм. Ее установили на тумбе грузовой площадки. Для оптимального распределения нагрузок тумба с креплениями для бронещита располагалась непосредственно над задней осью. Конструкция тумбы и щита позволяли вести огонь в пределах горизонтального сектора шириной около 26°. Боекомплект в виде 1200 снарядов хранился в ящиках в кузове машины.

Личный состав и техника 1-й автомобильной пулеметной роты. Слева виден капот броневика "Руссо-Балт Тип C", в центре - "Маннесманн-Мулаг".

Дополнительное вооружение первого броневика серии состояло из двух пулеметов «Максим». Первый установили в лобовом листе кабины в амбразуре конструкции Добржанского. Эта амбразура представляла собой сравнительно широкий люк с подвижным щитком-крышкой, в центре которой находилось отверстие для пулемета. Таким образом, наводя пулемет в горизонтальной плоскости, командир-стрелок смещал в стороны щиток, благодаря чему люк постоянно был закрыт. Второй пулемет следовало устанавливать в одном из двух окон в передней части бортов задней площадки. Боекомплект обоих пулеметов составлял 8 тыс. патронов в лентах. При необходимости броневик мог перевозить личное оружие экипажа, ручные гранаты, запас взрывчатых веществ и т.д.
Использованное вооружение позволяло эффективно атаковать пехоту, технику и некоторые укрепления противника на дальностях до 2 км. При этом, однако, реальная эффективность огня серьезно зависела от некоторых факторов, таких как рельеф местности и т.д. Кроме того, отсутствовала возможность одновременного обстрела одной цели из пушки и пулемета. Тем не менее, наличие пушечной боевой машины могло серьезно повысить общую огневую мощь подразделения.
К сентябрю 1914 года Ижорский завод успел построить один броневик «Маннесманн-Мулаг». Эту машину планировалось использовать в одной роте с пулеметными броневиками «Руссо-Балт Тип C» и несколькими небронированными грузовиками, на которые успели установить только вооружение. Новое соединение, вооруженное броневиками, назвали 1-й автомобильной пулеметной ротой. Единственный пушечный броневик определили в 1-й взвод этой роты.
19 октября роту отправили на фронт. Впервые новая военная техника приняла участие в боях в начале ноября. Пулеметные и пушечные машины 1-й роты произвели настоящий фурор. Они представляли собой серьезную силу, способную изменить ход сражения. Отсутствие каких-либо отработанных методик по борьбе с бронетехникой дополнительно усложняло положение противника. Так, 9 и 10 ноября две машины с артиллерийскими орудиями оказывали поддержку 9-му и 12-му Туркестанским стрелковым полкам. Результатом эффективного взаимодействия пехоты и боевых машин стало быстрое освобождение города Стрыков. Противник при этом понес серьезные потери.

Броневик второй серии.

1-я автомобильная пулеметная рота без потерь продолжала участвовать в боях в течение длительного времени. Тем не менее, иногда в ходе сражений бронетехника получала повреждения. В самом конце 1914 года по этой причине пришлось отказаться от дальнейшей эксплуатации единственного броневика «Маннесманн-Мулаг». В бою машина получила серьезные повреждения, из-за чего ее дальнейшее использование не представлялось возможным.
К этому времени на Ижорском заводе завершились работы по сборке новых однотипных броневиков. К концу года была закончена сборка еще двух машин на базе шасси Mannesmann-MULAG. Эти бронеавтомобили имели ряд заметных отличий от первого образца. В первую очередь они были связаны с базовым шасси и составом вооружения.
Из-за недостатка техники броневики «второй серии» были построены на базе трехтонного шасси «Маннесманн-Мулаг». При схожей конструкции это шасси оснащалось двигателем мощностью 42 л.с. Меньшая мощность двигателя и грузоподъемность заставили доработать проект. Так, было решено отказаться от второго пулемета, оставив только расположенный в кабине. Амбразуры в бортах кузова исчезли, а над ними появились увеличенные борта, обеспечивающие дополнительную защиту артиллеристов.
47-мм пушку заменили 37-мм орудием Гочкиса. Замена пушки была связана с необходимостью уменьшения веса конструкции, а также с характеристиками исходного орудия. Несмотря на больший калибр, 47-мм пушка имела менее мощный фугасный снаряд. Характеристики прочих боеприпасов калибра 37 мм были на приемлемом уровне.

Броневик второй серии. Хорошо виден увеличенный борт без широкой амбразуры.

Два новых пушечных бронеавтомобиля были переданы военному ведомству в начале 1915 года. Как и предшественника, их определили в 1-ю автомобильную пулеметную роту. По некоторым данным, машины «Маннесманн-Мулаг» служили в 1-м и 4-м взводах. Дальнейшая судьба этих машин почти неизвестна. Имеются сведения о продолжении их эксплуатации в течение нескольких следующих лет.
Согласно некоторым источникам, оба пушечных бронеавтомобиля дожили до начала Гражданской войны, после чего стали собственностью Красной Армии. Вместе с ними красноармейцам достались несколько других машин иных типов. Подробности боевой эксплуатации техники в основном неизвестны.
Один из броневиков «Маннесманн-Мулаг» 7 ноября 1918 года участвовал в параде, посвященном первой годовщине Октябрьской революции. В 1921 году на балансе одного из ремонтных заводов числился броневик такого типа. Вскоре после этого его разобрали и утилизировали. За несколько лет эксплуатации эта машина успела выработать весь свой ресурс. Кроме того, ее характеристики уже не отвечали требованиям времени. Броневик оставалось только разобрать. Так закончилась история первого отечественного серийного бронеавтомобиля с пушечным вооружением.

Маннесманн-Мулаг

«Маннесманн-Мулаг» - пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Первая машина данного класса, поступившая на вооружение русских войск. Разработана в 1914 году для усиления 1-й автопулемётной роты, вооружённой пулемётными бронеавтомобилями «Руссо-Балт тип С». В качестве базы бронеавтомобиля использовано грузовое шасси немецкой фирмы Mannesmann-MULAG. В 1914-1915 годах на Ижорском заводе было построено три экземпляра бронеавтомобиля (с несколько различавшимися характеристиками), использовавшихся Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны.

Маннесманн-Мулаг
Классификация - пушечно-пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 5,7
Экипаж, чел. - 5
История
Производитель - Российская империя Ижорский завод
Годы разработки - 1914
Годы производства - 1914-1915
Годы эксплуатации - 1914 - после 1921
Количество выпущенных, шт. - 3
Основные операторы - Российская империя / Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Бронирование
Тип брони - стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. - 5
Борт корпуса, мм/град. - 4
Корма корпуса, мм/град. - 4
Крыша корпуса, мм - 4
Маска орудия, мм/град. - 5
Щиток орудия, мм/град. - 5
Вооружение
Калибр и марка пушки - 47-мм морская пушка Гочкисса (на первом бронеавтомобиле); 37-мм пушка Гочкисса (на последующих машинах)
Тип пушки - нарезная
Боекомплект пушки - 1200
Углы ГН, град. - 26
Дальность стрельбы, км - до 2000
Пулемёты - 2 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года (на последующих машинах - 1), 8000 патронов
Другое вооружение - 48 кг тротила
Подвижность
Тип двигателя - Mannesman-Mulag, бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 50 (на первом бронеавтомобиле); 42 (на последующих машинах)
Колёсная формула - 4 × 2

В конце лета 1914 года на Ижорском заводе началась постройка первых массовых российских бронеавтомобилей - «Руссо-Балтов тип С». Работы были санкционированы военным министром Российской империи генерал-адъютантом Владимиром Сухомлиновым и осуществлялись под руководством лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского и штабс-капитана Некрасова.
Однако уже в процессе строительства пулемётных «Руссо-Балтов» стало ясно, что будущей автопулемётной роте необходимо оружие, более мощное, чем пулемёт. Первые бои на Восточном фронте летом 1914 года уже тогда временами приобретали позиционный характер, а это означало, что броневой роте придётся действовать в том числе против укрепившегося противника, располагающего окопами, блиндажами, укрытыми пулемётными точками - то есть всем тем, против чего пулемёт бессилен. Кроме того, противниками «Руссо-Балтов» могли стать их «соплеменники» - вражеские бронеавтомобили. Все эти проблемы решались одним способом: требовалось орудие, а точнее - пушечный броневик.
Вскоре Военному ведомству был представлен ряд «быстрых» проектов бронемашин, вооружённых пушками калибра 37-57 мм. Одним из наиболее удачных являлся проект, предполагавший использование шасси 4-тонного грузового автомобиля немецкой фирмы Mannesmann-MULAG. Ещё незадолго до начала войны несколько машин этого типа было получено из Германии, и в тот момент грузовики были в хорошем техническом состоянии. Проектируя бронеавтомобиль в усовиях нехватки времени, инженеры пошли простым и надежным путём - ходовая часть, двигатель и трансмиссия машины изменениям вообще не подвергались, а бронированный корпус имел весьма простые формы. Полностью бронировались только моторный отсек и кабина водителя, кузов же бронемашины прикрывался невысокими броневыми бортами. В кузове на тумбовой установке за коробчатым бронещитом стволом назад размещалась 47-мм пушка. Кроме того, машина имела два пулемёта.
Первый «Маннесманн-Мулаг» был готов к октябрю 1914 года и в составе 1-й автопулемётной роты (АПР) 19 октября 1914 года убыл на фронт.
В ноябре 1914 года Ижорский завод получил заказ на бронировку ещё двух «Маннесманн-Мулагов». 1-я АПР получила эти машины в марте 1915 года. «Маннесманн-Мулаги» второго типа несколько отличались от первой машины, главным образом потому, что для их постройки использовалось более лёгкое 3-тонное шасси. Кроме того, изменения коснулись состава вооружения броневика.
...
Бронеавтомобиль имел полубронированный корпус достаточно простых форм, собиравшийся клёпкой на уголках из листов 5-мм катаной броневой стали. Полностью бронированы были только моторный отсек, размещавшийся в носу машины, и кабина водителя позади него. Лобовой лист моторного отсека был несколько скошен и имел двустворчатый люк-дверцу для доступа охлаждающего воздуха к радиатору. В боевой обстановке створки закрывались для предотвращения поражения двигателя. Небольшие дополнительные эксплуатационные люки располагались в бортах моторного отсека.
Позади моторного отсека размещалась бронекабина со скошенной крышей. Доступ в кабину обеспечивался при помощи двух бронедверей с полукруглым верхом в левом и правом бортах, крепившихся на внешних шарнирных петлях и открывавшихся по ходу машины. В кабине находились места водителя и командира машины, при этом водитель располагался справа. Возможности наблюдения за полем боя ему обеспечивали смотровые щели в треугольном лобовом листе и в левом борту над броневой дверью. Кроме того, дополнительные смотровые щели имелись в бронелистах кормовой части кабины (по обоим бортам). В левой, вертикальнй части лобового листа кабины располагался скользящий щит с пулемётом, огонь из которого вёл командир машины.
За кабиной следовало открытое боевое отделение - грузовой кузов с деревянным полом-палубой, обшитый по бокам невысокими бронелистами. В кузове с небольшим смещением к корме располагалась тумбовая установка орудия и скрупным коробчатым щитом. Кроме того, в передней части грузового кузова, слева и справа от кабины, имелись амбразуры со шкворневыми установками под пулемёты. Для доступа экипажа в кузов использовалась убиравшаяся вручную навесная лестница.
...
Основным вооружением бронеавтомобиля являлась 47-мм морская пушка Гочкисса. Пушка представляла собой нарезное казнозарядное скорострельное корабельное орудие, которое было разработано французской фирмой Hotchkiss et Cie ещё в 1885 году и к началу Первой мировой войны уже начало устаревать. Однако пушка была чрезвычайно лёгкой и отличалась высокой точностью стрельбы.
В боекомплекте орудия имелись чугунные и стальные гранаты русского и, в редких случаях, французского производства. Масса гранаты составляла около 1,5 кг при весе взрывчатого вещества (тротила) около 0,02 кг. Заряд составлял порядка 0,34 кг бездымного пороха. Согласно таблицам стрельбы 1895 года, граната имела начальную скорость 701 м/с и дальность 4575 метров при угле возвышения +10,4°. У дула граната пробивала по нормали броню толщиной 88 мм. Возимый боекомплект орудия был весьма внушителен и составлял 1200 выстрелов.
Орудие размещалось на тумбовой установке в грузовом кузове автомобиля стволом назад и защищалось крупным бронещитом довольно простой коробчатой формы. Из-за габаритов бронещита углы горизонтальной наводки орудия не превышали 12-13° в обе стороны от продольной оси машины.
Вспомогательным вооружением броневика являлись два 7,62-мм пулемёта «Максим» обр. 1910 года, один из которых размещался в установке со скользящим щитом в лобовом листе кабины, а второй устанавливался на шкворне в одной из амбразур кузова и мог при необходимости перебрасываться с одного борта на другой. Боекомплект пулемётов составлял 8000 патронов в 32 лентах по 250 патронов в каждой.
Дополнительно к основному и вспомогательному вооружению, бронеавтомобиль перевозил заряд взрывчатых веществ, составлявший 48 кг (3 пуда) тротила. Взрывчатка могла использоваться для подрыва инженерных сооружений и других объектов (мостов, укреплений, блиндажей, домов с засевшим в них противником и т.д.)
...
Силовой установкой бронеавтомобиля являлся «родной» бензиновый 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель Mannesman-Mulag жидкостного охлаждения мощностью 50 л.с.. Ходовая часть являлась заднеприводной (4 × 2), крутящий момент передавался на колёса заднего моста при помощи цепей Галля. Подвеска - зависимая, на полуэллиптических стальных рессорах. В ходовой части на переднем мосту использовались односкатные колёса с бронедисками, на заднем - двускатные, увеличенного диаметра, без бронедисков. Колёса оборудовались пулестойкими шинами. Крылья над колёсами переднего моста отсутствовали, верхняя часть задних колёс прикрывалась бортами бронекорпуса.
...
Для передвижения в тёмное время суток бронеавтомобиль оборудовался фарой-прожектором, смонтированной на горизонтальной части крыши кабины.
...
Бронеавтомобили «Маннесманн-Мулаг», изготовленные на Ижорском заводе зимой 1914-1915 годов, имели несколько существенных отличий от первой машины. Наиболее значимыми из них являлись замена 47-мм орудия на 37-мм пушку Гочкисса и использование более лёгкого шасси 3-тонного грузовика Mannesman-Mulag с двигателем мощностью 42 л.с.
Замена орудия была связана со слабостью фугасного снаряда 47-мм морской пушки, что было особенно ощутимо при борьбе с небронированными целями и пехотой противника. В этом плане 37-мм полуавтоматическая пушка Гочкисса превосходила 47-мм орудие. В её боекомплекте имелись стальные и чугунные осколочные гранаты с зарядом мелинита, обладавшие неплохим фугасным эффектом.
Кроме того, количество пулемётов сократилось до одного, размещавшегося в кабине бронеавтомобиля (амбразуры в бортах кузова исчезли).
Другие изменения были незначительны.
...
В сентябре 1914 года первый бронеавтомобиль «Маннесманн-Мулаг» был включён в состав 4-го взвода 1-й автомобильной пулемётной роты, вместе с двумя другими пушечными автомобилями, которые за неимением времени не были забронированы. В середине октября 1914 года 1-я АПР отправилась на фронт, где поступили в распоряжение штаба 2-й армии. Уже в ноябре 1-я АПР участвовала в боях под городом Лодзь, что на территории современной Польши. Появление у русских пушечного бронеавтомобиля стало для немцев весьма неприятным сюрпризом, особенно учитывая тот факт, что никакой тактики борьбы с подобными бронированными машинами тогда не существовало. К примеру, бои 9 и 10 ноября описываются командованием 1-й АПР следующим образом:
Во время боёв 9 и 10 ноября 1914 года в составе Ловичского отряда, шесть пулемётных машин роты прорвались через занятый неприятелем город Стрыков, а два пушечных поддерживали огнём наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Немцы, попав между двух огней, были выбиты из города, понеся очень крупные потери.
20 ноября вся рота была расставлена в засады по дорогам в прорыве между 5-й армией и левым флангом 19-го корпуса и Пабьяниц. На рассвете 21 ноября пятью бронеавтомобилями было уничтожено два полка немецкой пехоты, пытавшиеся прорваться в охват левого фланга 19-го корпуса, а автоматическая пушка взорвала передок, выезжавшей на позиции батареи.
Хотя бронирование машин не было полноценным, а скоростные характеристики бронеавтомобилей оставляли желать лучшего, отвага и мужество экипажей компенсировали эти недостатки. Последовавший за описанными выше событиями бой у местечка Пабьянице лишний раз доказал это. 21 ноября 1914 года около 3 часов ночи 4-й взвод 1-й АПР (один броневик «Руссо-Балт тип С» и «Маннесманн-Мулаг») под командованием штабс-капитана П.В. Гурдова получил приказ выдвинуться по Ласскому шоссе, где немцы активно наседали на левый фланг 66-го Бутырского пехотного полка. Отправившиеся на подмогу броневики прибыли как раз тогда, когда немцы всё-таки смогли сбить бутырцев с их позиций - русские войска начали отступать, а немцы подступили к шоссе вплотную. Бронеавтомобили Гурдова врезались в наступавшие цепи немцев с ходу, открыв ураганный огонь из всех пулемётов. Ошарашенные немцы прекратили атаку и залегли, открыв ответный винтовочный огонь. Дистанция была предельно короткой - около 50 метров, и немецкие пули прошивали броню русских машин, раня их экипажи. Все бойцы Гурдова были ранены, сам штабс-капитан получил ранение в левую сторону шеи, четыре пулемёта из шести вышли из строя. Отстреливаясь из оставшегося оружия, раненые члены экипажей под огнём противника вручную откатили броневики к позициям Бутырского полка, откуда их впоследствии отбуксировали в тыл. За этот бой штабс-капитан Гурдов был награждён орденом Святого Георгия IV степени, став первым георгиевским кавалером роты.
22 ноября 1914 года подбитые броневики 4-го взвода 1-й АПР были отведены для ремонта в Варшаву, где они находились почти до конца января 1915 года. 25 января 1915 года взвод штабс-капитана Гурдова вновь отправился на фронт, где поступил в распоряжение 1-го Сибирского армейского корпуса.
Ночью 10 февраля неподалёку от города Маков (польск. Makow Mazowiecki) Ломжинской губернии взвод обстрелял окопы противника и без потерь вернувшись обратно. 12 февраля около 11 часов вечера 4-й взвод вместе с ещё двумя бронеавтомобилями выдвинулся из деревни Богато и в районе деревни Добржанково неожиданно наткнулся на четыре немецких полка, которые немедленно открыли сильный ружейный огонь с расстояния всего в 20 шагов. Сразу же после начала боя штабс-капитан Гурдов был смертельно ранен. Бой был скоротечен, ещё 5 нижних чинов было убито, 1 офицер и 18 нижних чинов были ранены. Немцы смогли повредить пулеметные машины и уничтожить «Маннесманн-Мулаг», который загорелся от попадания в двигатель. От полной гибели взвод спасли шедшие в арьергарде бронемашины 1-го взвода, которые, придя на подмогу, сумели разбить противника, выгнать его из окопов и занять деревню, но 4-й взвод 1-й АПР практически перестал существовать.
В марте 1915 года 1-я АПР получила два «Маннесманна» второй серии, однако об их дальнейшей судьбе сведений сохранилось крайне мало. Поскольку вплоть до событий октября 1917 года 1-я АПР практически не вылезала из боёв, вероятнее всего, до конца 1917 года эти броневики находились в составе действующей армии, после чего попали в руки большевиков. Достоверно известно, что один из них 7 ноября 1918 года принимал участие в параде, посвящённом первой годовщине Октябрьской революции. В 1921 году один «Маннесманн-Мулаг» (возможно, тот же самый) числился на балансе 1-го Броневого танко-автомобильного ремонтного завода в Москве, а вскоре был разбронирован по причине полного износа и отсутствия запчастей.
...
В целом, степень «удачности» бронеавтомобиля «Маннесманн-Мулаг» можно оценить, как среднюю. Создававшийся во многом «на свой страх и риск», в условиях практически полного отсутствия опыта боевого применения подобных машин и к тому же в сжатые сроки, «Маннесманн-Мулаг» обладал как сильными, так и слабыми сторонами. Огневая мощь броневика вполне соответствовала требованиям, хотя фугасные гранаты 47-мм орудия были несколько слабоваты. Установка на последующих машинах 37-мм орудия Гочкисса отчасти решила эту проблему, заодно повысив показатели скорострельности. Правда, размещение пулемётов было не совсем удачным - выдвигаясь в бой задним ходом (в соответствии с практиковавшейся в то время тактикой применения бронеавтомобилей), броневик практически не мог вести пулемётного огня по противнику. Поскольку стационарных кормовых пулемётных установок не предусматривалось, стрелять из пулемёта можно было только «с борта», при этом пулемётчик подвергал себя опасности быть серьёзно раненым. Серьёзным минусом было и неполноценное бронирование машины, не обеспечивавшее до́лжного уровня защищённости экипажа и узлов машины. Кроме того, броневик в целом был весьма громоздок и неповоротлив, что снижало его тактическую ценность.
Однако опыт, полученный в войсках при эксплуатации «Маннесманнов», первых русских пушечных бронеавтомобилей, послужил базой для проектирования более поздних и более совершенных в техническом отношении машин, таких, как Гарфорд-Путилов, «Мерседес» Былинского, Мгебров-Уайт и др.

wikipedia.org / русский язык