Mercedes Былинского - Бронеавтомобиль, пушечно-пулеметный (РИ) 1915 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Мерседес (бронеавтомобиль)
«Мерседес» (также «Мерседес» Былинского, бронеавтомобиль Былинского) -
пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи.
Разработан в 1915 году штабс-капитаном Былинским на базе легкового автомобиля
марки «Mercedes». Содержал в себе ряд новаторских и прогрессивных инженерных
решений. В 1915 году Обуховским заводом было построено два экземпляра
бронеавтомобиля, использовавшихся Русской императорской армией в боях Первой
мировой войны.
«Мерседес» (бронеавтомобиль Былинского)
Классификация - пушечно-пулемётный бронеавтомобиль
Экипаж, чел. - 6
История
Производитель - Обуховский завод, Российская Империя
Годы производства - 1915
Годы эксплуатации - 1915 - после 1917
Количество выпущенных, шт. - 2
Основные операторы - Российская Империя
Бронирование
Тип брони - хромо-никеле-ванадиевая
Лоб корпуса, мм/град. - 6
Борт корпуса, мм/град. - 6
Корма корпуса, мм/град. - 6
Днище, мм - 5
Крыша корпуса, мм - 5
Лоб башни, мм/град. - 6
Борт башни, мм/град. - 6
Корма башни, мм/град. - 6
Крыша башни, мм/град. - 5
Вооружение
Калибр и марка пушки - 37-мм пушка Гочкисса
Тип пушки - нарезная
Пулемёты - 1 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года
Другое вооружение - 2 × 7,62-мм ружье-пулемёт «Мадсен» обр. 1902 года
Подвижность
Тип двигателя - Mercedes, бензиновый 4-цилиндровый рядный карбюраторный
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 45
Скорость по шоссе, км/ч - до 70
Скорость по пересечённой местности, км/ч - 45-50
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на листовых рессорах
С началом Первой мировой войны в различные военные учреждения и институты
Российской империи начали поступать многочисленные проекты бронетехники,
разработанные офицерами Русской армии. Весной 1915 года очередной проект,
разработанный штабс-капитаном Былинским, поступил в штаб 10-я армии. Былинский
предложил создать «своей конструкции и за свой счёт отдельный авто-пулемётный
взвод». Идея штабс-капитана нашла у военных поддержку - для бронирования ему
были выделены два легковых автомобиля «Мерседес» с двигателями мощностью 45
л.с., ранее взятых у населения по военно-автомобильной повинности. Изобретатель
был прикреплён к Обуховскому сталелитейному заводу, на котором предполагалось
изготовить бронеавтомобили. Туда же отправились и шасси.
К июню 1915 года броневики были готовы. 15 июня 1915 года обе машины прибыли на
полигон Офицерской стрелковой школы, где присутствовала комиссия, состоявшая в
основном из боевых офицеров. После проведения испытаний комиссия составила
заключение, в котором отмечалось, что машина «...Представляет весьма желательную
боевую единицу, которая может оказать существенную поддержку нашей армии...».
Уже в конце месяца броневики, получившие имена «Опальный» и «Обуховец», были
отправлены в действующую армию.
Корпус и башня
Корпус собирался при помощи заклёпок на каркасе из листов
хромо-никеле-ванадиевой стали толщиной 5-6 мм. При этом рама ходовой части была
специально усилена для компенсации возросших нагрузок на неё. К конструированию
бронекорпуса Былинский подошёл творчески, стараясь придать его обводам
максимально обтекаемые формы. Общая схема бронирования напоминала конструкции
штабс-капитана Мгеброва, хотя итоговый внешний вид машин оказался не столь
футуристичен. В передней части машины размещался моторный отсек с двигателем.
Лобовая часть моторного отсека закрывалась слегка наклонным гнутым бронелистом,
а сверху капот защищался секцией сложной полуцилиндрической формы. Остальные
листы корпуса также устанавливались под наклоном.
Позади моторного отсека размещалось отделение управления с сидениями командира
машины и водителя. От боевого отделения они отгораживались броневой
перегородкой. Для наблюдения за полем боя командир и водитель располагали
смотровыми лючками, прикрывавшимися откидными бронекрышками, и перископами.
Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две двери в правом борту корпуса.
В кормовой части размещалось боевое отделение с цилиндрической пулемётной башней
кругового вращения. Для обеспечения возможности движения задним ходом в кормовых
бронелистах имелись смотровые лючки, а на крыше были установлены перископы.
Правда, задний пост управления отсутствовал.
Вооружение
Не менее оригинально был решен состав и размещение вооружения. Артиллерийским
вооружением бронеавтомобиля являлась скорострельная 37-мм пушка Гочкисса,
размещённая внутри корпуса. Пушка монтировалась в средней части боевого
отделения на поворотной тумбе и могла вести стрельбу по бортам бронеавтомобиля и
назад через откидные листы бортовой и кормовой брони. Когда борта корпуса были
закрыты, наличие у бронеавтомобиля пушки практически ничем не выдавалось.
На крыше боевого отделения, над пушкой, размещалась башня кругового вращения с
7,62-мм пулемётом Максим образца 1910 года. При этом турель пулемёта крепилась к
орудийной тумбе, что ощутимо облегчало поворот башни.
Кроме того, дополнительно в укладке внутри корпуса перевозились два 7,62-мм
ружья-пулемёта «Мадсен» образца 1902 года. Располагая таким вооружением, экипаж
броневика мог вести практически круговой обстрел, развивая весьма высокую для
подобной машины огневую мощь.
Двигатель и трансмиссия
Силовой установкой бронеавтомобиля являлся «родной» двигатель «Mercedes»,
бензиновый 4-цилиндровый рядный карбюраторный жидкостного охлаждения мощностью
45 л.с. Запуск двигателя, что немаловажно, осуществлялся с места водителя,
причём автомобиль оснащался двумя стартерами - основным электрическим и запасным
механическим (на случай выхода первого из строя). Двигатель позволял
бронеавтомобилю передвигаться со скоростью до 70 км/ч. Для увеличения запаса
хода в корпусе машины были размещены дополнительные бензобаки.
Ходовая часть
В заднеприводной (4 × 2) ходовой части использовались колёса с литыми шинами,
односкатные на переднем мосту и двускатные - на заднем. Рессорная подвеска была
специально усилена. Спицы колёс прикрывались бронеколпаками.
Другое оборудование
Для передвижения в ночное время бронеавтомобиль комплектовался двумя крупными
фарами, расположенными на крыльях по бокам моторного отсека. В боевой обстановке
фары закрывались бронеколпаками.
В конце июня 1915 года два «Мерседеса» Былинского («Опальный» и «Обуховец»)
отправились в распоряжение XIII армии Северо-Западного фронта. Бронеавтомобили
поддерживали 3-й кавалерийский корпус графа Келлера, который вёл бои на
Холмо-Люблинском направлении. Надёжные и хорошо вооружённые машины сразу же
заслужили положительную репутацию в войсках, причём первые же бои выявили
недостаток их количества. Былинский обратился с просьбой о постройке третьей
машины к генерал-майору Свиты Его Императорского Величества, князю В. Н. Орлову,
от которого вскоре получил средства и трофейный 1,5-тонный грузовик
«Ганза-Ллойд» с двигателем мощностью 24 л.с. В августе 1915 года броневик был
готов и также отправился на фронт.
Вскоре по распоряжению ГВТУ бронеавтомобили Былинского - два «Мерседеса» и
«Ганза-Ллойд» - были сведены в отдельный авто-пулемётный взвод (АПВ), получивший
номер 25. 15 сентября 1915 года взвод перебросили под Двинск, где сражалась 5-я
армия Северного фронта. Вплоть до весны 1916 года броневики использовались в
боях, а в апреле 1916 были отправлены для ремонта в петроградские мастерские
Запасной броневой роты. Однако в мастерских выяснилось, что бронеавтомобили
дешевле утилизировать, чем отремонтировать - из-за уникальности шасси (на фронте
почти не было других «Мерседесов») к ним практически не было запчастей, а
изношенность машин в боях была весьма значительна.
В итоге комиссия по броневым автомобилям при ГВТУ постановила переделать
броневики Былинского в бронедрезины, переведя их на железнодорожный ход. Для
этого «Мерседесы» Былинского были отправлены в мастерские 2-го коренного полка в
Савёлове, где и застряли с началом политических катаклизмов в России. По крайней
мере, до апреля 1917 года они продолжали оставаться в мастерских. Вероятнее
всего, во время Гражданской войны броневики не использовались и после её
завершения были разбронированы.
В целом «Мерседесы» Былинского были весьма удачными броневиками. Артиллерийское
вооружение, общая солидная огневая мощь, экстремально высокая для
бронеавтомобилей скорость и приемлемое бронирование делали эти бронеавтомобили
крайне полезными боевыми средствами для своих войск и опасными противниками для
врага.
Схема бронирования и размещения вооружения была удачна, а высококачественная в
техническом отношении база «Мерседеса» являлась дополнительным козырем
бронеавтомобиля. Комиссия, проводившая испытания бронеавтомобилей, отмечала:
«...Устойчивость автомобилей вполне обеспечена, конструктивных ошибок нет,
машины легки на ходу и могут дать более 60 вёрст в час...». Боевое применение
бронеавтомобилей также продемонстрировало их высокую эффективность.
Однако использование крайне редкой для Российской армии базы «Мерседеса»
обернулось нехваткой запчастей, что ощутимо сократило срок службы этих
броневиков.
Википедия / Русский язык