Руссо-Балт. Тип С - Легкий бронеавтомобиль, пулеметный (РИ) 1914 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Руссо-Балт тип С
Руссо-Балт тип С (Це) - лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил
Российской империи. Является первым серийным бронеавтомобилем, принятым на
вооружение войск Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с
использованием шасси модели «С 24/40» фирмы «Руссо-Балт». Бронеавтомобили
изготовлялись на Ижорском заводе в Колпино в 1914 году. Эскиз машины выполнил
сам командир 1-й автомобильной пулемётной роты полковник А.Н. Добржанский по
проекту инженера-механика А. Я. Грауэна. Всего было изготовлено 8 броневиков,
составивших костяк 1-й авто-пулемётной роты и активно применявшихся в ходе
Первой мировой войны. За время участия в Первой мировой войне «Руссо-Балты тип
С» не несли боевых потерь. Применялись обеими противоборствующими сторонами в
ходе Гражданской войны, одиночные машины числились в рядах РККА до 1922 года.
Руссо-Балт тип С
Классификация - пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т - 2,96
Экипаж, чел. - 5
История
Производитель - Ижорский завод (Российская Империя)
Годы производства - 1914
Годы эксплуатации - 1914-1922
Количество выпущенных, шт. - 8
Основные операторы - Российская империя . Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика
Размеры
Длина корпуса, мм - 4500
Ширина, мм - 1980
Высота, мм - 2000
Бронирование
Тип брони - хромо-никелевая
Лоб корпуса, мм/град. - 5
Борт корпуса, мм/град. - 3,5
Корма корпуса, мм/град. - 5
Днище, мм - 3
Крыша корпуса, мм - 3
Вооружение
Пулемёты - 3 × 7,62-мм «Максим», 9000 патронов
Подвижность
Тип двигателя - «Руссо-Балт», карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного
охлаждения
Мощность двигателя, л. с. - 40
Скорость по шоссе, км/ч - 20
Скорость по пересечённой местности, км/ч - ~10
Запас хода по шоссе, км - 100
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - зависимая, на 5 стальных рессорах, задняя поперечная
Российская империя была едва ли не первой страной мира, официально принявшей на
вооружение бронеавтомобили - ещё в 1908 году Русская Императорская армия
получила 10 бронеавтомобилей типа «Накашидзе-Шаррон», построенных французской
фирмой «Шаррон, Жирардо э Вуа» (фр. Charron, Girardot et Voigt) по проекту,
разработанному в 1904 году офицером русской армии М. А. Накашидзе. Эта весьма
передовая по тем временам боевая машина получила весьма положительные отзывы
военных, однако на ней довоенное развитие броневых сил и закончилось. В немалой
степени этому способствовала трагическая гибель М. Н. Накашидзе при взрыве на
даче премьер-министра Петра Столыпина 25 (12) августа 1906 года. Без энергии
своего создателя бронеавтомобили, образно говоря, «легли на полку». Дальнейших
заказов на их производство не последовало, и к началу Первой мировой войны
Российская империя подошла, практически не располагая бронеавтомобилями.
Однако, по всей видимости, «Накашидзе-Шаррон» всё же остался в памяти военных,
которые вспомнили о бронеавтомобилях практически сразу же после начала войны.
По-видимому, немалым толчком к разработке собственной бронетехники послужило
также применение неких бронеавтомобилей немецкими войсками в Восточной Пруссии.
В частности, командующий Северо-Западным фронтом генерал от кавалерии Я. Г.
Жилинский в своём приказе за № 35 от 19 августа 1914 года открыто указывает, что
«немцы с успехом пользуются пулемётами, поставленными на бронированных
автомобилях». В соответствии с этим приказом формировались специальные отряды
конных сапёров, призванные создавать на дорогах препятствия для передвижений
бронеавтомобилей врага. Не совсем понятно, правда, бронемашины какого типа и в
каком количестве использовала немецкая армия в Восточной Пруссии, но упоминания
о таковых встречаются и в других источниках.
В итоге, во фронтовых частях сразу же начались попытки создания собственных
броневиков. В частности, во второй декаде сентября командир 5-й автомобильной
роты штабс-капитан И. Н. Бажанов вместе с бригадой ремонтников прямо в
действующей армии собрал бронеавтомобиль на шасси итальянского грузовика фирмы
SPA для 25-й пехотной дивизии.
Но самое важное событие в деле создания русских бронеавтомобилей состоялось 17
августа 1914 года, когда военный министр Российской империи генерал-адъютант В.
А. Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка Александру
Николаевичу Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную
батарею». Надо сказать, что военный министр, в свою очередь, действовал во
исполнение аналогичного требования Великого Князя Николая Николаевича. Через два
дня, 19 августа резолюцией военного министра было «положено начало существованию
блиндированных автомобилей и формированию 1-й пулемётной автомобильной роты». В
поле зрения военного министра Добржанский появился достаточно закономерно -
именно он годом ранее занимался разработкой бронебойных пуль для 7,62-мм
винтовки Мосина обр. 1891 года, а с началом войны развил активную деятельность,
пропагандируя вооружение армии бронированными автомобилями.
Уже в первых числах сентября 1914 года Добржанский разработал эскизный проект
нового бронеавтомобиля, для которого предполагал использовать достаточно
надёжные в техническом плане шасси «Руссо-Балт» С24/40 (вероятнее всего, серии
XIII-бис) с двигателем мощностью 40 л. с. Рабочие чертежи были разработаны
инженером-механиком, штабс-капитаном Корпуса корабельных инженеров А. Я.
Грауэном. Бронирование и установку вооружения решено было проводить в
бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского завода (город Колпино). Поскольку это
был, по сути, первый отечественный бронеавтомобиль, в процессе проектирования
Добржанскому и Грауэну пришлось решать целый ворох дополнительных задач: от
определения состава брони и способов её соединения с металлическим каркасом - до
методов усиления шасси. Для ускорения работ было решено отказаться от разработки
пулемётных башен, расположив вооружение из трёх 7,62-мм пулемётов «Максим» в
корпусе в особых установках, разработку которых поручили полковнику Соколову.
Для создания бронеавтомобилей Военное министерство выделило восемь шасси: № 530,
532 (?), 533, 534, 535, 538, 539, и 542. Изготовление всех восьми броневиков
было завершено уже в первых числах октября 1914 года. 12 октября
свежесформированная 1-я автомобильная пулемётная рота, имевшая в своём составе 8
бронеавтомобилей «Руссо-Балт тип С», один «Маннесманн-Мулаг» и небронированные
грузовики «Бенц» и «Олдайс» с пушками в кузовах, прибыла в Царское Село, где её
осмотрел император Николай II, а 16 октября, после «напутственного молебна»,
рота отправилась на фронт, в оперативное подчинение штаба 2-й армии.
Операторы
1) Российская империя/ Российское государство
2) РСФСР
Штатно-организационная структура
На всём протяжении Первой мировой войны бронеавтомобили «Руссо-Балт тип С»
состояли на вооружении только одного подразделения - 1-й автомобильной
пулемётной роты. Штатно-организационная структура роты была утверждена
резолюцией военного министра В. А. Сухомлинова от 19 августа 1914 года, однако
впоследствии претерпела ряд небольших изменений. Итоговая структура роты
выглядела следующим образом:
Штаб роты;
4 взвода бронеавтомобилей (по 2 пулемётных и 1 пушечной бронемашине в каждом;
состав взводов см. в таблице ниже);
Части обеспечения (включали семнадцать легковых и семь грузовых (из них два
использовались как боевые машины) автомобилей, а также один санитарный
автомобиль (мобильный лазарет), один автомобиль-прожектор и четырнадцать
мотоциклов).
Состав и материальная часть 1-й автомобильной пулемётной роты
Номер взвода / Тип машины* / Название или номер / Номер двигателя / Номер шасси
/ Отправлен на фронт / Подчинение / Командир взвода / Офицеры
1-й / «Руссо-Балт тип С», «Руссо-Балт тип С», «Маннесманн-Мулаг» / № 1, № 2, №
10 / 530, 534, 2003 / 1530, 1534, ? / 19 сентября 1914 года / 2-я армия /
штабс-капитан Б. Л. Подгурский / -
2-й / «Руссо-Балт тип С», «Руссо-Балт тип С», «Паккард»** / № 3, № 4, №
20 «Капитан Гурдов» / 532, 538, ? / 1532, 1538, ? / 19 сентября 1914 года / 2-я
армия / штабс-капитан Б. А. Шулькевич / подпоручик Душкин
3-й / «Руссо-Балт тип С», «Руссо-Балт тип С», «Паккард»** / № 5, № 6, № 30 /
534, 535, ? / 1534, 1535, ? / 19 сентября 1914 года / 2-я армия /
штабс-капитан С. А. Дейбель / подпоручик Сливовский
4-й / «Руссо-Балт тип С», «Руссо-Балт тип С», «Маннесманн-Мулаг»** / № 7, № 8, №
40 / 539, ?, 1878 / 1539, ?, ? / 19 сентября 1914 года / 2-я армия /
штабс-капитан П. В. Гурдов†; поручик А. И. Вачнадзе*** / -
* Изначально пушечные бронеавтомобили входили в состав отдельного пушечного
взвода, однако вскоре были переданы в состав линейных взводов.
** С марта 1915 года.
*** С 20 февраля 1915 года.
19 октября 1914 года рота отправилась на фронт и была передана в оперативное
подчинение штаба 2-й армии. Боевое крещение роты прошло в боях под Лодзью 9-10
ноября 1914 года в составе Ловичского отряда генерал-лейтенанта В. А.
Слюсаренко. Эффект первого боевого применения новой броневой части был
ошеломляющим. 10 ноября шесть пулеметных бронеавтомобилей под командованием
штабс-капитана Б. А. Шулькевича прорвалась через занятый противником город
Стрыков, а два пушечных автомобиля поддержали огнём наступление 9-го и 12-го
Туркестанских стрелковых полков. Немцы, попав между двух огней, были выбиты из
города, понеся крупные потери. За этот бой Шулькевич был награждён мечами и
бантом к ордену Святого Станислава III-й степени.
Примеров боевой доблести солдат и офицеров 1-й автомобильной пулемётной роты в
первых боях великое множество. Так, 20-21 ноября 1914 года за легендарный бой у
Пабьянице штабс-капитан П. В. Гурдов был награждён Орденом Святого Георгия IV-й
степени «за то, что в боях под п. Пабьянице 20 и 21 ноября 1914 года с 4
бронеавтомобилями выдвинулся вперёд по шоссе Ласк без прикрытия и, приблизившись
на 150 шагов к наступающей колонне противника, нанёс ей большой урон и привёл её
в полное расстройство, продолжая действовать несмотря на то, что штабс-капитан
Гурдов и все пулемётчики были ранены, причём все автомобили, хотя и повреждены,
были вывезены из боя», став первым Георгиевским кавалером в роте. Кроме него ещё
двенадцать нижних чинов 4-го взвода, участвовавших в этом бою, были награждены
Георгиевскими крестами IV-й степени (приказ по 2-й армии за № 1806 от 26 ноября
1914 года).
За легендарный бой у Пабьянице 21 ноября 1914 года к награждению орденом Святого
Георгия IV-й степени был представлен командир 1-й автомобильной роты полковник
Добржанский, который «…действиями своей части в критический момент боя отбросил
шедшего в обход левого фланга 19-го армейского корпуса противника в значительных
силах, чем дал возможность названному корпусу удержать свои позиции». Однако
награждение по неизвестной причине затянулось. За бои под Пултуском 7-10 июля
1915 года Добржанский был вновь приставлен к ордену Святого Георгия IV-й
степени, но вместо него получил Георгиевское оружие. Вскоре за уничтожение
опорного пункта германцев у деревни Бромерж полковника Добржанского приставили к
чину генерал-майора, но заменили повышение мечами и бантами к уже имевшемуся у
него ордену Святого Владимира IV-й степени. Были и другие замены. Орден и
долгожданный чин генерал-майора он получит только в 1917 году уже после
отречения императора.
Первый опыт боевых действий с участием бронеавтомобилей позволил выработать
определённые тактические приёмы. 11 февраля 1915 года приказом Верховного
Главнокомандующего № 7 была введена «Инструкция для боевого применения
бронированных автомобилей». Согласно инструкции, при наступательных действиях и
встречных столкновениях в задачи бронеавтомобилей входили «самое интенсивное
огневое содействие наружным флангам наших войск, обстреливание противника,
занимающего укреплённую позицию, для облегчения приближения к ней наших
атакующих частей». Одной из главных задач в обороне было «обстреливание
действительным огнём выдвинувшихся или отделившихся частей противника, с целью
облегчить переход в наступление наших войск». А при преследовании «неотступное
преследование своим огнём», «врезаться как в самые отступающие колонны
противника, так и особенно между отступающими его частями, для обстреливания его
фланга».
Слава о героических боях и победах 1-й автомобильной пулеметной роты полковника
А. Н. Добржанского пронеслась по всей России. Успешные действия русских
бронеавтомобилей на фронте отметил и император. 13 февраля 1915 года он записал
в дневнике:
От Ломжи до Прасныша идут успешные наступательные бои; наши войска забрали
порядочно пленных германцев, орудий и пулемётов; очень помогли успеху автомобили
с пушками и пулемётами!
В марте 1915 года 1-я автомобильная пулемётная рота пополнила свой состав тремя
пушечными бронеавтомобилями - ещё одним «Маннесман-Мулагом» и двумя
«Паккардами». Один из «Паккардов» в честь офицера роты, погибшего 13 февраля
1915 года в ночном бою в районе деревни Добржанково и произведённого посмертно в
чин капитана, получил имя «Капитан Гурдов».
В сентябре 1916 года 1-я автомобильная пулемётная рота, не выходившая до этого
времени из боёв (кроме трёхмесячного перерыва, во время которого производился
капитальный ремонт автомобилей), была переформирована в 1-й броневой дивизион.
При этом ему было передано 33-е автомобильное пулеметное отделение, на
вооружение которого поступили английские пулемётные бронеавтомобили Остин. До
лета 1917 года 1-й броневой дивизион находился в Финляндии, прикрывая
дислоцированные там Русские части от возможной высадки немецкого десанта, затем
дивизион был переведён в Петроград. В октябре 1917 года, за несколько дней до
революции, бронемашины 1-го бронедивизиона перебросили под Двинск (современный
Даугавпилс, Латвия), где немецкое наступление развивалось особенно стремительно.
После революции и дезорганизации армии, остатки экипажей 1-го бронедивизиона так
и застряли в Двинске, где весной 1918 года «дождались» прихода немецких войск.
Дальнейшая судьба бронеавтомобилей «Руссо-Балт тип С», в отличие от описанных
выше событий, очень туманна. В частности, неизвестно, при каких условиях и в
каком количестве эти бронеавтомобили смогли выбраться из-под захваченного
немцами Двинска. Однако доподлинно известно, что несколько бронеавтомобилей
этого типа попало в руки «красных» и эксплуатировалось ими вплоть до конца
Гражданской войны. При этом одна из машин (№ двигателя 539) дважды переходила из
рук в руки. Летом 1919 года этот «Руссо-Балт», действовавший в составе 21-го
автобронеотряда (А-бо) РККА, был оставлен экипажем в бою у балки Шклянская и
захвачен частями Белой армии. Однако спустя три месяца 32-й автобронеотряд,
приданный 1-й Конной армии командарма Будёного, отбил броневик обратно.
К 1921 году части РККА всё ещё располагали тремя экземплярами бронеавтомобилей
«Руссо-Балт тип С» из числа машин 1-го бронедивизиона. Из них одна машина (шасси
№ 538) числилась в составе 41-го автобронеотряда, а две других (шасси № 535 и №
539) уже находились в распоряжении Ликвидационной комиссии. Видимо, эти
последние «Руссо-Балты тип С», изношенные и не получавшие запчастей, были
разобраны в 1921-1922 годах.
Помимо броневиков «Руссо-Балт тип С», в Русской Императорской армии имелось
несколько бронеавтомобилей, в той или иной мере конструктивно сходных с ними.
17 октября 1914 года полковник Каменский сообщал в Главное управление
Генерального Штаба, что «Государю-императору благоугодно было пожаловать
Кавказской Туземной конной дивизии один грузовик, с тем, чтобы он был покрыт
бронёй и оборудован для установки на нем 3 пулемётов». В связи с этим Каменский
просил Управление выделить полковнику Добржанскому средства и пулемёты (два
тяжёлых и один облегчённый) для постройки броневика на указанном шасси. Не
совсем понятно, какой именно грузовик использовался для постройки этой машины,
однако, вероятнее всего, это была 1,5-тонная машина. Броневик был построен в
конце 1914 года и отправился, видимо, на Кавказский фронт. О дальнейшей его
судьбе данных нет, однако его фотография была напечатана в журнале «Нива» за
1916 год. Кроме того, имеются данные о сооружении ещё одного такого же
бронеавтомобиля в 1915 году для 1-й мотоциклетной роты. Эта машина была
построена на легковом шасси и благополучно дожила до Гражданской войны.
Несколько более отличными от «Руссо-Балтов тип С» были так называемые
бронеавтомобили Ижорского завода. Два экземпляра этого бронеавтомобиля были
построены на Ижорском заводе в 1915 году для 1-й пулемётной роты (не следует
путать с 1-й автопулемётной ротой). Эти машины отличались изменённой формой
корпуса и установкой пулемётной башни в кормовой части (вооружение при этом
снизилось до 1 пулемёта). Бронеавтомобили применялись частями Русской
Императорской армии в ходе Первой мировой войны, однако были захвачены немцами и
применялись ими для подавления Восстания спартакистов в 1919 году.
До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра бронеавтомобиля «Руссо-Балт
тип С». Однако в 2009 году мастерской КИР «Лейбштандарт» (Шадринск) по
оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея, РГАКФД и других была
изготовлена полноразмерная модель-копия бронеавтомобиля. Броневик периодически
применяется в различных мероприятиях исторической реконструкции, некоторое время
экспонат находился в открытой экспозиции Центрального музея современной истории
России.
Что касается самих автомобилей «Руссо-Балт», то один из оригинальных
автомобилей, «Руссо-Балт» модели «К» с кузовом «торпедо» хранится в
Политехническом музее в Москве (единственный полный оригинал), второй - из
пожарной линейки, модели «D» - в автомузее в Риге (частичный оригинал, кузов -
копия производства 1980-х годов).
Википедия / Русский язык