Астраханец - Полугусеничный бронетрактор (РИ) 1919 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Астраханец (бронетрактор)
«Астраханец» - белогвардейский полугусеничный бронированный трактор периода
Гражданской войны в России на неустановленном шасси. Был построен в единственном
экземпляре Ревельским заводом в начале 1919 года и передан в состав 3-й Донской
армии, однако оказался непригоден для боевого применения.
«Астраханец»
Классификация - бронированный трактор
Компоновочная схема - Переднемоторная
История
Производитель - Ревельский судоремонтный завод
Годы производства - 1919
Годы эксплуатации - 1919-1920
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Белое движение . ВСЮР / Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика
Бронирование
Тип брони - противопульная
Вооружение
Углы ГН, град. - 360°
Пулемёты - 2 × 7,62-мм Максим обр. 1910 г.
Подвижность
Тип двигателя - водяного охлаждения
Колёсная формула - полугусеничная ходовая часть
История
Бронетрактор «Астраханец» был построен силами Ревельского завода в Новороссийске
в начале 1919 года на точно не установленном шасси (по косвенным документальным
свидетельствам, это должно было быть шасси трактора «Буллок-Ломбард»). Он сразу
же, без предварительных испытаний был передан в состав 3-й Донской армии ВСЮР,
прибыв в Новочеркасск 1 апреля 1919 года, однако там практически сразу был
сделан вывод о непригодности машины для боевого использования из-за
многочисленных дефектов конструкции. По распоряжению командования армии
бронетрактор был возвращён на завод, где и оставался на ремонте до конца апреля
1919 года. Дальнейшая судьба машины неизвестна, однако есть косвенное
свидетельство о её захвате силами РККА: в 1919-1920 годах им досталось три
трофейных бронетрактора на базе машин «Буллок-Ломбард», два из которых оказались
боеспособными, а третий, проходивший в 1920 году испытания близ Таганрога, был
признан непригодным для боевого применения. Однако бронированных тракторов «Буллок-Ломбард»
заводом «Судосталь» было создано всего два, а единственной машиной, подходящей
под описание третьей, является аналогичный по компоновке «Астраханец».
Конструкция
Подробности описания конструкции «Астраханца» не сохранились до наших дней.
Известно, что это была полугусеничная машина с передним расположением силовой
установки водяного охлаждения, оснащённая двумя башнями с круговым вращением,
расположенными диагонально, подобно бронеавтомобилю «Остин-Путиловец». Её
вооружение состояло из двух 7,62-мм пулемётов «Максим» обр. 1910 г. либо их
аналогов в башнях и нескольких дополнительных пулемётов в бортовых амбразурах.
Оценка
2 апреля, уже на следующий день после прибытия машины в расположение 3-й Донской
армии, начальник штаба Говоров отправил в Екатеринодар телеграмму следующего
содержания, наглядно демонстрирующую её оценку военными:
Присланный в армию броневик «Астраханец» оказался непригодным для действий.
Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в
радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две
имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика испытания ему
перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с
приказанием отправляться как можно быстрее, в результате бесцельный проезд туда
и обратно и потеря времени на исправление. В общем отличная идея использования
тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц,
непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и
отправить обратно.
Википедия / Русский язык