Бронированный трактор Гулькевича - Полугусеничный бронетрактор (РИ) 1916 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Бронированный трактор Гулькевича
Бронированный трактор Гулькевича - один из первых образцов полугусеничных боевых
машин, разработанных в России и первая боевая машина такого типа, принятая на
вооружение Российской армии.
Трактор Гулькевича представлял собой бронированный и вооружённый трактор фирмы
Allis Chalmers Motor Truck. В некоторых источниках классифицируется, как
бронеавтомобиль. Проект разработан полковником артиллерии Н. А. Гулькевичем в
1915-1916 годах. В 1916-1917 годах на Путиловском заводе построены два
экземпляра бронетрактора («Илья Муромец» и «Ахтырец»), которые после постройки
поступили в распоряжение Запасного бронедивизиона Русской армии в Петрограде, а
после Октябрьской революции оказались в РККА и использовались ею в боях
Гражданской войны.
Бронированный трактор Гулькевича
Классификация - бронированный и вооружённый трактор
Боевая масса, т - 12
Компоновочная схема - МТО спереди, отделение управления в центре, боевое
отделение сзади
Экипаж, чел. - 7
История
Производитель - Путиловский завод, Российская Империя
Годы производства - 1916-1917
Годы эксплуатации - 1916-1922
Количество выпущенных, шт. - 2
Основные операторы - Российская Империя . Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика
Бронирование
Тип брони - хромо-никелевая
Лоб корпуса, мм/град. - 6,5
Борт корпуса, мм/град. - 6,5
Корма корпуса, мм/град. - 6,5
Крыша корпуса, мм - 4
Лоб башни, мм/град. - 6,5
Борт башни, мм/град. - 6,5
Корма башни, мм/град. - 6,5
Крыша башни, мм/град. - 4
Вооружение
Калибр и марка пушки - 76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года
Тип пушки - нарезная
Углы ГН, град. - 90°
Пулемёты - 2 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года
Другое вооружение - возможность буксировки 107-мм пушки
Подвижность
Тип двигателя - Allis Chalmers, бензиновый, карбюраторный, 6-цилиндровый
Мощность двигателя, л. с. - 68
Скорость по шоссе, км/ч - 12-15
Колёсная формула - полугусеничная ходовая часть с управляемыми передними
колесами
Тип подвески - колёсная пара . зависимая, на листовых рессорах / гусеничный
движитель . независимая жесткая, с качающимися тележками
История создания
В годы Первой мировой войны ГВТУ Русской императорской армии было практически
завалено множеством проектов бронированных машин, отличавшихся редким
разнообразием. Среди них были и полугусеничные машины, наиболее удачной из
которых можно признать проект, разработанный полковником артиллерии Гулькевичем.
Будучи офицером-фронтовиком, он прекрасно понимал, что в условиях современной
войны пехота, не имеющая огневой поддержки непосредственно на поле боя,
практически беспомощна и обречена на гибель. Выходом из ситуации виделись
бронемашины типа «Гарфорд-Путилов», однако при всём своём весьма сильном
вооружении, их проходимость была недостаточной.
Из этой ситуации Гулькевич предполагал выбираться посредством использования
тракторного шасси. Незадолго до войны в Россию как раз стали прибывать тракторы
«Холт», к которым позднее прибавились и машины других фирм. Правда, эти машины
не были полноценными гусеничными тракторами, а имели полугусеничную ходовую
часть - поворот осуществлялся не с помощью бортовых фрикционов, а посредством
поворота направляющих колёс. Однако их проходимость всё равно ощутимо превышала
колёсные машины.
В июле 1915 года Гулькевич получил «Охранное свидетельство» (патент) на «новый
способ бронирования и вооружения тракторного самохода, могущего свободно
передвигаться при самых трудных условиях - по пахоте, грязи, снегу, оврагам...».
Изучив возможности ранее полученной техники, Гулькевич выбрал в качестве базы
для бронемашины полугусеничный грузовик американской фирмы Allis Chalmers -
Motor Truck. Ещё весной 1916 года десять грузовиков этого типа прибыли в Россию,
и предназначались для использования в качестве тяжёлых артиллерийских тягачей.
На ходовых испытаниях «Челмерсы» показали намного лучшие результаты, чем более
распространенные тогда «Холты» - в отличие от гусеничных тракторов того времени,
«Челмерсы» имели два направляющих колеса и намного меньшую массу, что позволяло
провести их бронировку, не опуская при этом подвижность ниже допустимых
пределов.
Детальный проект боевой машины Гулькевич представил на рассмотрение Комиссии по
броневым автомобилям ГВТУ 3 марта 1916 года. Правда, к этому времени
изобретатель, не теряя времени даром, уже начал работы по бронировке одного из
тракторов, выделенных ему военным ведомством, причём на свои собственные
средства. Вскоре Комиссия одобрила проект и выделила изобретателю средства на
достройку машины. Изначально работа велась силами Обуховского сталелитейного
завода, но из-за его высокой загруженности военными заказами дальнейшие работы
были переданы на Путиловский завод. В ноябре 1916 года первый бронетрактор,
получивший имя «Илья Муромец», был закончен.
Описание конструкции
Конструктивно бронированный трактор значительно отличался от обычного. Ходовая
часть подверглась изменениям, связанным с установкой второго поста управления,
стартера и усилением передних управляемых колес (также имевших привод от
двигателя). Без изменений остались трансмиссия с 5 передачами и двигатель,
развивавший мощность 68 л.с. Корпус бронетрактора собирался из листов катаной
броневой стали толщиной 6,5 мм. Можно было установить и более мощную защиту,
однако при этом сильно возрастала бы масса машины, и без того доходившая в
полностью снаряженном состоянии до 12 тонн. Компоновка машины была классической,
с передним расположением моторного отделения, трансмиссии и переднего поста
управления, где находилось место водителя. В средней части располагалось боевой
отсек, на крыше которого была установлена большая цилиндрическая башня с двумя
пулеметами «Максима» в специальных шаровых установках конструкции Гулькевича.
Чтобы погон башни оптимально вписался в обводы корпуса, пришлось сделать
бортовые секции, заодно увеличив пространство внутри машины. В задней части
бронетрактора, кроме дополнительного поста управления и боеукладки, была
размещена 76,2-мм пушка с углом обстрела по горизонту 90°. Такое расположение
вооружения может показаться несколько странным, и объясняется тем, что
большинство русских бронеавтомобилей выходило в бой задним ходом, дабы иметь
возможность быстро выйти из-под обстрела. При полной боевой нагрузке с экипажем
из 7 человек, масса забронированного трактора составляла 12 тонн, а скорость по
дороге до 15 км/час.
Вооружение
Основным вооружением бронированного трактора Гулькевича являлась 76-мм
противоштурмовая пушка образца 1910 года, аналогичная применявшейся на
бронеавтомобилях «Гарфорд-Путилов». Данное орудие представляло собой
переработанный вариант 3-дюймовой горной пушки образца 1909 года, от которой
новая пушка унаследовала ствол и казённую часть. Орудие было установлено на
новый лафет, более лёгкий, чем у предшественницы, но, в отличие от неё,
неразборный.
Серийное производство этого орудия началось на Путиловском заводе ещё в 1911
году и продолжалось до середины 1915 года. Всего за этот период было выпущено
407 орудий (в рамках двух партий). Первоначально орудия подобного типа
использовались в различных фортификационных сооружениях и предназначаясь как для
обороны, так и для огневой поддержки «своих» войск при вылазках. Для установки
на бронеавтомобили и бронетрактора это орудие подходило в первую очередь потому,
что, обладая хорошими по тому времени баллистическими характеристиками, имело
очень небольшую отдачу и откат ствола. Обычно в боекомплекте использовались
снаряды от горной пушки образца 1909 года, но с уменьшенным зарядом.
Максимальная начальная скорость осколочно-фугасного снаряда массой 6,5 кг
составляла около 381 м/с, чего было вполне достаточно для ведения эффективного
огня. В боекомплект также входила картечь с начальной скоростью около 274 м/с.
Пушка устанавливалась в кормовой части корпуса, аналогично установке на "Гарфорде".
Орудие монтировалось на тумбе, изготовленной из железного листа со сварным
стыком. В верхнюю часть тумбы вклёпывалась медная головка, служащая подшипником
для штыря, проходящего сквозь тумбу, и одновременно - опорой для нижнего станка.
Штырь служил осью вращения нижнего станка, с которым он был неподвижно связан
заклёпками. Нижней опорой штыря служил бронзовый подшипник, приклёпанный к
круглому месту, служащему опорой тумбы. Тумба крепилась к платформе
бронетрактора 12 болтами. Нижний станок отлит из бронзы с удлинённой хоботовой
частью коробчатого сечения, на которой установлена бронзовая дуговая
направляющая верхнего станка с поворотным механизмом. На верхней стенке станка,
несколько выше дуговой направляющей, находилось окошко для прохода винта
подъёмного механизма. Передняя стенка головной части нижнего станка имела
плоский прямоугольный фланец, к которому крепился щиток орудия.
Вспомогательным вооружением служили два 7,62-мм пулемёта «Максим» образца 1910
года с водяным охлаждением ствола, размещавшихся в башне. Питание пулемётов
обеспечивалось при помощи патронных лент по 250 патронов в каждой.
Служба и боевое применение
Первый образец бронетрактора, «Илья Муромец», был представлен «на суд военных» в
ноябре 1916 года. В ходе проводившихся под Петроградом испытаний, бронетрактор
подтвердил своё ожидаемое превосходство в проходимости над броненавтомобилями,
хотя скорость передвижения по грунтовой дороге оказалась ниже расчётной и
составила всего 12 км/ч. Таким образом, по вооружению, бронированию и скоростным
характеристикам бронетрактор был практически аналогичен «Гарфорду», однако был
лишён основного недостатка последнего - скверной проходимости, так что в целом
машина удовлетворила военных. Кроме того, существенным доводом «за» являлась
возможность буксировки бронетракторами 107-мм пушек образца 1910 года вместе с
боеприпасами вслед за пехотными порядками, что обеспечило бы эффективную
артиллерийскую поддержку и способствовало бы успеху наступления.
Массовое производство также виделось вполне реальным. В частности, Гулькевич в
своей пояснительной записке докладывал, что, при наличии необходимого количества
шасси, бронетракторы его конструкции можно строить массово и распределять по 40
единиц на каждый армейский корпус.
Учитывая вышеуказанные доводы, военное ведомство выдало заказ на постройку
второго опытного бронетрактора, получившего название «Ахтырец», с тем, чтобы
отточить технологию производства и подготовить массовую постройку машины. К
марту 1917 года «Ахтырец» был изготовлен, а в апреле успешно прошёл все
испытания. В скором времени оба бронетрактора были включены в состав Запасного
бронедивизиона в Петрограде и в перспективе предназначались к отправке на фронт.
Однако принять участие в боях с немцами бронектракторам так и не довелось. После
Февральского переворота обстановка в Петрограде сильно осложнилась. Временное
правительство, осознававшее, что фактически сиденьем ему служит пороховая бочка,
было вынуждено держать в городе значительные армейские силы, включая
бронемашины. Таким образом, весь Запасной бронедивизион застрял в Петрограде, и
об отправке его на фронт не могло идти и речи. Однако после событий 25 октября
1917 года почти весь состав Запасного бронедивизиона был захвачен большевиками.
Почти все бронемашины из его состава передали Красной Гвардии, причём «Илья
Муромец» остался в столице, а «Ахтырец» отправился в Москву.
Следующие два года «Илья Муромец», переименованный новыми хозяевами в «Красный
Петроград», числился в резерве Броневого отдела Главного военно-инженерного
управления Красной Армии и использовался для охраны Смольного и других важных
объектов. А вот «Ахтырцу» пришлось повоевать. По прибытии в Москву бронетрактор
был передан местным формированиям красногвардейцев, пытавшихся установить здесь
советскую власть. 1-2 ноября 1917 года «Ахтырец» участвовал в боях на Кудринской
площади, Поварской и Бронной улицах, поддерживая огнём отряд подольской Красной
гвардии. В Москве бронетрактор оставался почти год, после чего в сентябре 1918
года его отправили в Казань. Там «Ахтырца» включили в состав 3-го
автобронеотряда РККА, и в течение следующих полутора лет он периодически
применялся в боях на Восточном фронте Гражданской войны. В январе 1920 года
бронетрактор снова вернулся в Москву для ремонта, и впоследствии числился в
резерве.
После завершения Гражданской войны бронированные трактора Гулькевича
использовались редко, главным образом ввиду их сильной изношенности и нехватки
запасных частей, поэтому окончание службы этих машин оказалось весьма
прозаическим. В конце 1922 года командование РККА распорядилось списать и
разбронировать обе машины.
Википедия / Русский язык