Полковник Безмолитвенный - Полугусеничный бронетрактор (РИ) 1918 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Полковник Безмолитвенный (бронетрактор)
«Полковник Безмолитвенный», известный также просто как «Клейтон» -
белогвардейский полугусеничный бронированный трактор периода Гражданской войны в
России. Был создан в единственном экземпляре на базе трактора Clayton силами
Донской армии в 1918 году, однако оказался малопригоден для ведения боевых
действий из-за перетяжелённости конструкции и использовался лишь в качестве
учебной машины.
«Полковник Безмолитвенный» («Клейтон»)
Классификация - бронированный трактор
Компоновочная схема - МО спереди, отделение управления в центре, БО сзади
Экипаж, чел. - 11
История
Производитель - мастерские Донской армии
Годы производства - 1918
Годы эксплуатации - 1918-1919
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Белое движение . Донская армия / ВСЮР
Бронирование
Тип брони - противопульная
Вооружение
Калибр и марка пушки - 76,2-мм полевое орудие
Прицелы - механический прицел
Пулемёты - 6 × 7,62-мм Максим обр. 1910 г.
Подвижность
Тип двигателя - рядный 6-цилиндровый (с верхним расположением клапанов)
бензиновый водяного охлаждения National Gas Engine
Колёсная формула - полугусеничная ходовая часть
Тип подвески - жёсткая
История создания
В 1918 году силами мастерских Донской армии на базе шасси полугусеничного
сельскохозяйственного трактора британской фирмы Clayton & Shuttleworth модели
1916 года был создан тяжёлый бронированный трактор с мощным пушечно-пулемётным
вооружением. Машина, получившая имя «Полковник Безмолитвенный», в апреле 1919
года была передана в состав армии, однако вскоре обнаружилось, что её боевые
качества низки ввиду общей перетяжелённости конструкции, и в дальнейшем она
использовалась лишь для обучения экипажей бронетехники. В конце 1919 года
бронетрактор, по-видимому, был разобран в связи с началом отступления сил ВСЮР
на юг.
Описание конструкции
«Полковник Безмолитвенный» имел компоновку с расположением моторного отделения в
носовой, управления отделения в центральной и боевого отделения в кормовой части
корпуса. Машина имела очень большой для своего класса экипаж - 11 человек; по
размеру экипажа среди существовавших на тот момент танков она уступала лишь
тяжёлому немецкому A7V, экипаж которого состоял из 18 человек.
Броневой корпус
Машина имела броневой корпус коробчатой формы со скруглёнными носовым и кормовым
окончаниями и крышей, имевшей в поперечнике полукруглую форму. Переднее
поворотное колесо выходило за пределы бронекорпуса и не имело дополнительной
защиты.
Вооружение
Вооружение машины состояло из одного 76,2-мм полевого орудия в кормовой части и
шести 7,62-мм пулемётов «Максим» образца 1910 года, огонь из которых вёлся через
амбразуры.
Двигатель и трансмиссия
Силовая установка базового шасси - рядный 6-цилиндровый (с верхним расположением
клапанов) бензиновый двигатель водяного охлаждения, производства британской
фирмы National Gas Engine. Запуск двигателя осуществлялся при помощи пусковой
рукоятки («кривого стартёра»). Трансмиссия - механическая.
Ходовая часть
Ходовая часть машины - полугусеничная, состоявшая из заднего гусеничного
движителя и одного переднего металлического управляемого колеса большого
диаметра.
Гусеничный движитель машины, применительно к одному борту, состоял из переднего
направляющего колеса с механизмом натяжения и заднего ведущего колеса, имевших
большой диаметр и выполнявших также опорную функцию, семи опорных катков
небольшого диаметра и трёх поддерживающих катков. Подвеска - жёсткая.
Википедия / Русский язык