TAM - Основной боевой танк / Средний танк (Аргентина) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М. Барятинский
Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 1
Список сокращений: БРЭМ - бронированная ремонтно-эвакуационная машина; ЗИП -
запасные части и приспособления; НОАК - Народно-освободительная армия Китая; ОМШ
- открытый металлический шарнир; ОМП - оружие массового поражения; ПАЗ -
противоатомная защита; ППО - противопожарное оборудование; РМШ -
резино-металлический шарнир; СУО - система управления огнем; ТДА - термодымовая
аппаратура; ФВУ - фильтровентиляционная установка.
Аргентина
Средний танк ТАМ (Tanque Argentino Mediano)
Разработан в 1974-1976 годах западногерманской фирмой Thyssen-Henshel по заказу
Аргентины на базе боевой машины пехоты "Мардер". Серийное производство по
лицензии ФРГ начато в 1979 году аргентинской фирмой TAMSE на государственном
заводе в г.Кордова. С 1979 по 1985 год изготовлено 256 единиц.
Серийная модификация:
- особенностью танка является переднее расположение моторно-трансмиссионного
отделения и ведущих колес при размещении системы охлаждения двигателя в кормовой
части корпуса. В передней части корпуса слева находится место механика-водителя.
В средней части, ближе к корме, установлена трехместная сварная башня. Корпус и
башня выполнены из стальных броневых листов. В кормовой части корпуса имеется
люк для выхода экипажа и загрузки боекомплекта. Первые образцы танка вооружались
пушкой фирмы Rheinmetall (вариант английской пушки L7) и оснащались оптическим
дальномером, нестабилизированным панорамным прицелом командира, ночными
подсветочными приборами. В ходе модернизации на танк начали устанавливать пушки
с термозащитным чехлом и усовершенствованные СУО (стабилизированные прицелы
наводчика и командира, лазерный дальномер, низкоуровневые телевизионные ночные
приборы). Для стрельбы из орудия могут использоваться боеприпасы НАТО калибра
105 мм.
1-я илл.
Средний танк ТАМ
2-я илл.
ТАМ
Производство танка ТАМ было свернуто в середине 80-х годов из-за финансовых
затруднений; по этой же причине 30% выпущенных машин сразу отправили в резерв
аргентинской армии. Еще в ходе производства велись переговоры о поставках танков
за рубеж, в частности в Панаму. Однако возможности экспорта были ограничены в
связи с необходимостью получения разрешения от держателя лицензии - ФРГ.
На базе танка ТАМ серийно выпускалась боевая машина пехоты VCTP; разработаны
БРЭМ VCRT, 155-мм самоходная гаубица VCA-155, реактивные системы залпового огня
VCLC-CAM и VCLC-CAL, 120-мм самоходный миномет VCTM, машина управления VCPC и
инженерная машина VCRT.
Танк ТАМ, конструкция которого базируется на шасси БМП "Мардер", только по
боевой массе может быть отнесен к классу средних танков и условно - к основным.
Он имеет весьма низкий уровень защищенности (лишь от снарядов автоматических
пушек) и не отвечает по этому показателю даже требованиям 60-70-х годов. Из-за
малой грузоподъемности шасси существенно усилить защиту не представляется
возможным.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ТАМ
БОЕВАЯ МАССА, т: 30,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8230, ширина - 3120, высота (по крыше башни) -
2420, клиренс - 440.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L7A3 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет MAG FN-60-40
калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет MAG FN-60-20 калибра 7,62 мм, 8 установок
для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 6000 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: электрогидравлический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорамный прицел командира TRP-2A, прицел наводчика Zeiss
TZF, оптический дальномер.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: обеспечивает защиту от огня автоматических пушек калибра не
более 40 мм.
ДВИГАТЕЛЬ: MTU МВ822 Ка-500, 6-цилиндровый V-образный четырехтактный
многотопливный дизель жидкостного охлаждения; мощность - 720 л.с. (530 кВт) при
2400 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гидромеханическая Renk HSWL-204, четырехскоростная планетарная
коробка передач (4+4), дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной
передачей.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три
сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо переднего
расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее
колесо; подвеска - индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы
двухстороннего действия на подвесках 1-, 2-, 5- и 6-го опорных катков; гусеницы
с РМШ и съемными резиновыми башмаками шириной 450 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 75.
ЗАПАС ХОДА, км: 550.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,9;
высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м - 1,4 (с ОПВТ - 4 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.
Бронеколлекция, №3, 2001, М. Б. Барятинский - Средние и основные танки зарубежных стран (1945-2000). Часть 1