Panhard VBL - Бронеавтомобиль (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Panhard VBL 1988 / Франция
Panhard VBL
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Автомобили типа «джип» долгое время использовались французской армией после Второй мировой войны для ведения разведки, обеспечения связи, перевозки людей и небольших грузов. Однако эти машины были сильно уязвимы во время боевых действий как для огня стрелкового оружия, так и огня артиллерии и минометов. А в условиях возможного применения оружия массового поражения «джип» вообще не обеспечивал какой-либо защиты своему экипажу. Поэтому в 1977 году командование вооруженными силами Франции объявило конкурс по программе VBL (Vehicule Blinde Leger - легкая бронированная машина) на создание колесной бронемашины для замены автомобиля повышенной проходимости М201 «Йоркюс». Новый бронеавтомобиль должен был плавать, иметь защиту от оружия массового поражения, оснащаться легким вооружением различного назначения и быть аэротранспортабельным. Машина предназначалась для действий совместно с БТРом VAB (6х6) и БРМ AMX-10RC (6х6), то есть от нее требовались высокие проходимость и маневренность, а также значительный запас хода - не менее 500 км. В конкурсе приняли участие фирмы «Панар» и «Рено». Испытания опытных образцов были закончены в 1985 году, и победу одержал бронеавтомобиль М-11 фирмы «Панар».

Корпус машины VBL М-11 сварен из стальных бронелистов толщиной до 11 мм, установленных как с прямым, так и обратным углом наклона. Бронирование обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Обзор водителю, почти как на обычном автомобиле, обеспечивают два лобовых бронестекла и два бронестекла в боковых дверях машины. Толщина бронестекол до 49 мм дает уровень защиты, эквивалентный уровню защиты брони корпуса. Бронеавтомобиль имеет также дверь в кормовой части корпуса и три люка в крыше отделения экипажа. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса, что создает дополнительную защиту экипажу. Машина оснащена дизельным двигателем Пежо XD-3T с турбо-наддувом и автоматической коробкой передач ZF3HP22, которые используются на гражданских автомобилях. Подвеска VBL М-11 независимая, передние колеса управляемые и снабжены пружинными амортизаторами, задние колеса оборудованы системой централизованной подкачки воздуха. Движение машины на плаву осуществляется за счет гребного винта, а на подготовку к форсированию водной преграды требуется 2 минуты.

Бронеавтомобиль VBL M-11 разрабатывался в двух вариантах: в разведывательном и в варианте самоходной пусковой установки ПТУР. В разведывательном варианте машина вооружена 7,62-мм пулеметом (боекомплект 3000 патронов), открыто установленным возле люка командира. Имеется также возможность установки 12,7-мм пулемета с боекомплектом 1200 патронов. Самоходная пусковая установка оснащена ПУ ПТУР «Милан», которая размещена возле люка третьего члена экипажа (наводчика-оператора). При необходимости пусковая установка может легко сниматься для ведения огня с земли. Боекомплект машины - 6 ракет. Кроме того, на базе М-11 разработаны самоходный ЗРК (на машине расположены ПУ ЗУР «Стингер» или «Мистраль») и машина целеуказания для самоходных ЗРК (на бронеавтомобиле VBL М-11 смонтированы РЛС обнаружения воздушных целей и аппаратура передачи данных).

Первые серийные машины М-11 в количестве 40 штук (32 - в варианте БРМ и 8 - в варианте самоходного ПТРК) были поставлены Мексике. Затем бронеавтомобили этого типа поставлялись еще пяти странам. На вооружение французской армии первые VBL М-11 поступили только в 1989 году. Всего вооруженные силы Франции заказали 2000 VBL М-11 в варианте БРМ и 1000 - в варианте самоходного ПТРК.

Около 100 БРМ VBL М-11 в составе французского контингента сил ООН принимали участие в операциях войск НАТО в Боснии и Хорватии. Данная машина получила высокую оценку командующего войсками ООН в Боснии генерала Маккензи из Канады. В ходе упомянутых операций бронеавтомобили VBL использовались для перевозки грузов и личного состава, сопровождения конвоев с гуманитарными грузами, а также для огневой поддержки действий пехоты «миротворцев».

В современных условиях боевая разведывательная машина должна быть оснащена не только оптическими системами, которые не способны обеспечить ведение разведки в сложных метеоусловиях и ночью. Поэтому с 1994 года на некоторые БРМ VBL M-11 установили РЛС RASIT разведки наземных целей.

Характеристики (Panhard VBL)
Экипаж, чел. / 2-3
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 29,57
Длина корпуса, мм / 3700
Ширина общая, мм / 2020
Высота по крыше башни, мм / 1700
Масса боевая, кг / 3590
Бронирование, мм / 5-11,5
Макс. угол подъёма, % / 50
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 0,50
Преодолеваемый брод, м / 0,9
Ширина колеи, мм / 1690
Колёсная формула / 4 х 4
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Кол-во
Пулемёт соосный / 7,62 / 1
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Peugeot XD 3T / 1 / 105
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Франция
Категория бронетехники / Бронеавтомобиль
Субкатегория бронемашины / Бронеавтомобиль
Тип шасси / Колёсное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Колёсная формула / 4 х 4

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD