Panhard VBL - Бронеавтомобиль (Франция) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Panhard VBL 1988 / Франция
Panhard VBL
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
Автомобили типа «джип» долгое время использовались французской армией после
Второй мировой войны для ведения разведки, обеспечения связи, перевозки людей и
небольших грузов. Однако эти машины были сильно уязвимы во время боевых действий
как для огня стрелкового оружия, так и огня артиллерии и минометов. А в условиях
возможного применения оружия массового поражения «джип» вообще не обеспечивал
какой-либо защиты своему экипажу. Поэтому в 1977 году командование вооруженными
силами Франции объявило конкурс по программе VBL (Vehicule Blinde Leger - легкая
бронированная машина) на создание колесной бронемашины для замены автомобиля
повышенной проходимости М201 «Йоркюс». Новый бронеавтомобиль должен был плавать,
иметь защиту от оружия массового поражения, оснащаться легким вооружением
различного назначения и быть аэротранспортабельным. Машина предназначалась для
действий совместно с БТРом VAB (6х6) и БРМ AMX-10RC (6х6), то есть от нее
требовались высокие проходимость и маневренность, а также значительный запас
хода - не менее 500 км. В конкурсе приняли участие фирмы «Панар» и «Рено».
Испытания опытных образцов были закончены в 1985 году, и победу одержал
бронеавтомобиль М-11 фирмы «Панар».
Корпус машины VBL М-11 сварен из стальных бронелистов толщиной до 11 мм,
установленных как с прямым, так и обратным углом наклона. Бронирование
обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Обзор
водителю, почти как на обычном автомобиле, обеспечивают два лобовых бронестекла
и два бронестекла в боковых дверях машины. Толщина бронестекол до 49 мм дает
уровень защиты, эквивалентный уровню защиты брони корпуса. Бронеавтомобиль имеет
также дверь в кормовой части корпуса и три люка в крыше отделения экипажа.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса, что
создает дополнительную защиту экипажу. Машина оснащена дизельным двигателем Пежо
XD-3T с турбо-наддувом и автоматической коробкой передач ZF3HP22, которые
используются на гражданских автомобилях. Подвеска VBL М-11 независимая, передние
колеса управляемые и снабжены пружинными амортизаторами, задние колеса
оборудованы системой централизованной подкачки воздуха. Движение машины на плаву
осуществляется за счет гребного винта, а на подготовку к форсированию водной
преграды требуется 2 минуты.
Бронеавтомобиль VBL M-11 разрабатывался в двух вариантах: в разведывательном и в
варианте самоходной пусковой установки ПТУР. В разведывательном варианте машина
вооружена 7,62-мм пулеметом (боекомплект 3000 патронов), открыто установленным
возле люка командира. Имеется также возможность установки 12,7-мм пулемета с
боекомплектом 1200 патронов. Самоходная пусковая установка оснащена ПУ ПТУР
«Милан», которая размещена возле люка третьего члена экипажа
(наводчика-оператора). При необходимости пусковая установка может легко
сниматься для ведения огня с земли. Боекомплект машины - 6 ракет. Кроме того, на
базе М-11 разработаны самоходный ЗРК (на машине расположены ПУ ЗУР «Стингер» или
«Мистраль») и машина целеуказания для самоходных ЗРК (на бронеавтомобиле VBL
М-11 смонтированы РЛС обнаружения воздушных целей и аппаратура передачи данных).
Первые серийные машины М-11 в количестве 40 штук (32 - в варианте БРМ и 8 - в
варианте самоходного ПТРК) были поставлены Мексике. Затем бронеавтомобили этого
типа поставлялись еще пяти странам. На вооружение французской армии первые VBL
М-11 поступили только в 1989 году. Всего вооруженные силы Франции заказали 2000
VBL М-11 в варианте БРМ и 1000 - в варианте самоходного ПТРК.
Около 100 БРМ VBL М-11 в составе французского контингента сил ООН принимали
участие в операциях войск НАТО в Боснии и Хорватии. Данная машина получила
высокую оценку командующего войсками ООН в Боснии генерала Маккензи из Канады. В
ходе упомянутых операций бронеавтомобили VBL использовались для перевозки грузов
и личного состава, сопровождения конвоев с гуманитарными грузами, а также для
огневой поддержки действий пехоты «миротворцев».
В современных условиях боевая разведывательная машина должна быть оснащена не
только оптическими системами, которые не способны обеспечить ведение разведки в
сложных метеоусловиях и ночью. Поэтому с 1994 года на некоторые БРМ VBL M-11
установили РЛС RASIT разведки наземных целей.
Характеристики (Panhard VBL)
Экипаж, чел. / 2-3
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 29,57
Длина корпуса, мм / 3700
Ширина общая, мм / 2020
Высота по крыше башни, мм / 1700
Масса боевая, кг / 3590
Бронирование, мм / 5-11,5
Макс. угол подъёма, % / 50
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 0,50
Преодолеваемый брод, м / 0,9
Ширина колеи, мм / 1690
Колёсная формула / 4 х 4
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Кол-во
Пулемёт соосный / 7,62 / 1
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Peugeot XD 3T / 1 / 105
Дополнительно
Состоит на вооружении стран / Франция
Категория бронетехники / Бронеавтомобиль
Субкатегория бронемашины / Бронеавтомобиль
Тип шасси / Колёсное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель
Колёсная формула / 4 х 4
Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD