ARE AMX-10P - Боевая машина пехоты (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

ARE AMX-10P 1972 / Франция
ARE AMX-10P
Характеристики / / Вооружение / / Двигатель / / Дополнительно
В 1965 г. по заказу французских вооруженных сил фирма «Ателье де констрюксьон д'Исси-ле-Мулино» приступила к разработке новой боевой машины пехоты, которая должна была прийти на смену БМП АМХ VCI, состоявшей на вооружении с 1957 г. и уже тогда считавшейся устаревшей. В 1968 г. был изготовлен первый прототип и проведена серия испытаний, в результате чего в 1972 г. новая БМП пошла в серийное производство под обозначением АМХ-10Р. Производство боевых машин пехоты было доверено фирме «Ателье де констрюксьон Роан». И уже в 1973 г. первые машины стали поступать на вооружение французской армии, где успешно эксплуатируются и поныне.

Корпус АМХ-10Р выполнен по классической конструктивной схеме и полностью сварен из алюминиевых броневых плит, которые обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов малого калибра. Лобовая броня корпуса не пробивается пулями калибра 14,5 мм.

Впереди слева находится отделение управления. Механик-водитель попадает в машину через индивидуальный круглый люк, который открывается вверх. Его боевой пост оснащен тремя одинарными перископами, средний из которых может заменяться на пассивный прибор ночного видения для вождения машины в ночное время. Справа в передней части корпуса находится силовое отделение, имеющее в плане форму латинской буквы L. В передней лобовой плите корпуса устроены жалюзи воздухозабора и выброса воздуха. Выхлопные газы выбрасываются через отверстие в правой стенке корпуса.

Дальше располагается боевое отделение с двухместной башней «Тукан II». Башня установлена со смещением влево от продольной оси машины. Командир БМП размещается в башне слева, а наводчика - справа. Оба этих члена экипажа занимают свои места в машине через люки, которые открываются с соответствующих сторон.

В кормовой части корпуса находится десантное отделение на восемь солдат с полной выкладкой, оборудованное индивидуальными складными сиденьями. Десант попадает в машину через большую рампу в кормовой стенке, открывающуюся с помощью электрического привода, или через два люка в крыше корпуса БМП. Солдаты имеют возможность наблюдать за полем боя через шесть перископов: по два с каждого борта и два в рампе. Около перископов, установленных в корме машины, предусмотрены амбразуры, через которые два солдата десанта могут вести огонь, не покидая БМП.

Основное вооружение АМХ-10Р состоит из 20-мм автоматической пушки М693, установленной снаружи на башне, и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. Наведение вооружения в обеих плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов или вручную. В вертикальной плоскости пушка наводится в пределах от -8° до +50°, что позволяет вести борьбу с воздушными и укрытыми целями, а ее скорострельность составляет 700 выстрелов в минуту. Пушка имеет двойную систему заряжания, что позволяет наводчику выбирать тип боеприпаса - осколочно-фугасный или бронебойный - в зависимости от характера поражаемой цели. Пушка М693 позволяет вести эффективный огонь на расстоянии до 1500 м до цели. Бронебойный снаряд, имеющий начальную скорость 1300 м/с, на расстоянии 1000 м пробивает броневую плиту толщиной 20 мм. Скорострельность пулемета составляет 900 выстрелов в минуту, а дальность его эффективного огня не превышает 1000 м. Из-за отсутствия системы стабилизации вооружения эффективность пушки относительно невелика: поразить из нее цель, не останавливаясь, практически невозможно. Существенным недостатком вооружения является также невозможность уничтожения бронированных объектов - танков. Однако справедливости ради следует отметить, что в машине имеются две ручные пусковые установки ПТУР «Милан», но ведение из них эффективного огня возможно только из неподвижной машины. Производитель сообщает, что в зависимости от пожеланий заказчиков пусковые установки ПТУР могут монтироваться на корпусе с обеих сторон башни.

Боекомплект, возимый на АМХ-10Р, состоит из 760 артиллерийских выстрелов, 2000 патронов к пулемету и 10 ПТУР «Милан».

Для ведения огня место наводчика оборудовано универсальным прицелом ОВ40, имеющим 6-кратное увеличение в дневном канале и 5-кратное в ночном. Прицел позволяет вести наблюдение, обнаруживать и идентифицировать цели. В распоряжении наводчика могут быть и другие прицелы, например дневной прицел М406 с 2-х и 6-кратным увеличением или прицел ОВ37 с увеличенной контрастностью изображения и 6-кратным увеличением. Командир машины может вести огонь с помощью дневного прицела М371 с 1- и 6-кратным увеличением. Для ведения огня по воздушным целям используется коллиматорный прицел. Кроме того, башня БМП оборудована семью перископами, которые обеспечивают командиру и наводчику круговой обзор поля боя.

В качестве силовой установки на БМП АМХ-10Р используется дизель «Испано-Сюиза» HS 115. Этот 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения развивает мощность 221 кВт при 3000 об/мин, а его удельная мощность составляет 15,2 кВт/т, что позволяет боевой машине двигаться по дороге с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч.

В состав трансмиссии входят гидрокинетическая передача с блокирующей электромагнитной муфтой, механическая коробка скоростей с предварительным выбором передач (четыре вперед и одна назад) и пневматическим управлением, механизм поворота и передаточный вал для водометных движителей. Двигатель вместе с трансмиссией составляет очень компактный агрегат на замену которого в полевых условиях требуется не более двух часов.

Ходовая часть АМХ-10Р состоит, применительно к одному борту, из пяти обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, трех поддерживающих роликов и гусеницы с ре-зинометаллическими шарнирами и съемными резиновыми накладками. Опорные катки связаны с торсионными валами через балансиры - такое решение широко применялось почти во всех боевых гусеничных машинах того периода. Для погашения вибрации первые и последние опорные катки оснащались гидравлическими амортизаторами.

БМП АМХ-10Р является плавающей машиной. Движение по воде обеспечивают два водометных движителя, приводимые в действие от коробки передач через передаточный вал. Водометы установлены в корме машины по обе стороны от рампы и при преодолении водной преграды позволяют машине развивать скорость 7 км/ч. Помимо водометов БМП оборудована двумя косозубыми помпами (одна в силовом отделении, вторая - в десантном), откачивающими воду, поступающую внутрь корпуса, и волноотражающим щитком. Волноотражающий щиток установлен в передней части корпуса и лежит на его верхней лобовой плите. Во время плавания он поднимается с помощью гидравлического привода, которым управляет механик-водитель.

В состав дополнительного оборудования АМХ-10Р входят прожектор-искатель РН9А, установленный на башне и спаренный с пушкой, и четыре дымовых гранатомета с электрическим запалом. Гранатометы установлены на корме корпуса, по два с каждого борта. Стандартное оборудование включает систему защиты от оружия массового поражения, систему пожаротушения в силовом отделении и систему подогрева.

Боевая машина пехоты АМХ-10Р состоит на вооружении армий Франции, Саудовской Аравии, Греции, Катара и Сингапура. На базе БМП АМХ-10Р был разработан ряд других боевых машин:

• БМП АМХ-10Р 25 IVC;
• БТР АМХ-10Р «Марин»;
• машина огневой поддержки АМХ-10 РАС 90;
• самоходная пушка-миномет АМХ-10 ТМС-81;
• противотанковый ракетный комплекс АМХ-10 НОТ;
• боевая разведывательная машина АМХ-10 PC с экипажем из шести человек: командира и его заместителя, штабного офицера, двух радистов и механика-водителя. Машина не имеет башни, оснащена дополнительными средствами связи, переносным генератором электрического тока, установленным в корме корпуса, и палаткой. Внутренний объем корпуса, а также оборудование машины приспособлены для штабной работы;
• АМХ-10 SAO. Машина предназначена для ведения наблюдения и корректировки артиллерийского огня. На машине установлена новая двухместная башня, вооруженная смонтированным снаружи 7,62-мм пулеметом и восемью дымовыми гранатометами - по четыре с каждой стороны башни. С учетом предназначения машины башня оборудована лазерным дальномером с максимальным радиусом действия 8000 м и прицелом с дневным и ночным каналами. Прицел позволяет вести наблюдение днем с 8-кратным увеличением и ночью с 4,5-кратным. Кроме того, в башне установлен бинокулярный телескоп, обеспечивающий 2,5-кратное и 10-кратное увеличение. Телескоп регулируется по длине, имеет солнечный фильтр и наводится в вертикальной плоскости в секторе от -10° до +45°. Экипаж АМХ-10 SAO состоит из пяти человек: командира (обслуживает телескоп), его заместителя (обслуживает лазерный дальномер), двух радистов и механика-водителя.

Помимо описанных выше моделей на базе АМХ-10Р разработаны также машина технического обеспечения АМХ-10 ЕСН, санитарно-эвакуационная машина, машина подвоза боеприпасов АМХ-10 RAV, 120-мм самоходный миномет, а также машины, оснащенные системами управления огнем. Всего же к 1987 г. было выпущено 1750 БМП АМХ-10Р и машин, разработанных на его базе.

Характеристики (ARE AMX-10P)
Экипаж, чел. / 2
Десант, чел. / 8
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) / 17,93
Макс. угол возвышения пушки, град / 50
Макс. угол склонения пушки, град / -8
Длина корпуса, мм / 5900
Ширина общая, мм / 2830
Высота по крыше башни, мм / 1950
Масса боевая, кг / 14500
Преодолеваемая стенка, м / 0,7
Макс. угол подъёма, % / 60
Крен, % / 30
Преодолеваемый ров, м / 2,1
Длина опорной поверхности гусеницы, мм / 2930
Ширина гусеницы, мм / 425
Вооружение
Тип / Калибр, мм / Модель / Кол-во / Боезапас х 1
Пушка / 20 / M693 / 1 / 760
Пулемёт соосный / 7,62 / / 1 / 2000
Гранатомёт дымовой / 80 / / 2×2 /
Двигатель
Тип / Модель / Кол-во / Мощность, л.с.
дизель / Hispano-Suiza HS 115 V-8 / 1 / 260
Дополнительно
Категория бронетехники / Бронемашина
Субкатегория бронемашины / БМП
Тип шасси / Гусеничное
БТВТ (вооружение) / Пулемётное; Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) / Дизель

Бронетехника. Оружие стран НАТО, 2007, CD